Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
УДК 330.59 https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/51
JEL classification: R 23; Z 13
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАРАКАЛПАКСТАН
©Маденова Э. Н., Каракалпакский государственный университет, г. Нукус, Узбекистан, elmiramad078@gmail.com
ENSURING THE SAFETY OF LIFE OF THE POPULATION IN THE REPUBLIC OF KARAKALPAKSTAN
©Madenova E., Karakalpak State University, Nukus, Uzbekistan, elmiramad078@gmail.com
Аннотация. В статье рассматривается социально-экономических проблемы Республики Каракалпакстан. Предложена система мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения: в области экономической, продовольственной, в сфере демографической, обеспечения социальной безопасности населения, экологической безопасности.
Abstract. The article deals with the socio-economic problems of the Republic of Karakalpakstan. A system of measures to ensure the safety of the vital activity of the population were proposed: in the economic, food, demographic, social security and environmental safety.
Ключевые слова: население, безопасность, модернизация, экологическая ситуация.
Keywords: population, safety, modernization, environmental situation.
Решение социально-экономических проблем отдельных регионов, в частности Республики Каракалпакстан, находящейся под воздействием экологического кризиса международного масштаба, связанного с высыханием Аральского моря, остается достаточно актуальным. Принимаемые меры со стороны правительства и международных доноров не всегда дают ожидаемых результатов из-за недостаточного учета реальных потребностей и нужд местного населения, исходя из природно-климатических, экономических, социальных и экологических условий региона [1-7].
Для определения основных факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения в регионе экологического бедствия, Институтом социальных исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан, при активном участии автора, проведено социологическое обследование домохозяйств в восьми районах Республики Каракалпакстан.
Опрос проводился в 116 махаллях (органы самоуправления граждан) и в 1600 домохозяйствах. В каждом районе были проведены целевые фокус-группы, представляющие органы власти на местах и гражданское общество. По результатам обследования были выявлены потенциальные риски и угрозы для жизнедеятельности населения в области экономической, продовольственной, демографической, социальной, экологической и финансовой безопасности.
Несмотря на принимаемые меры, экономический потенциал Республики Каракалпакстан отстает от других регионов страны (по данным 2017 г. автономная республика по объему товарооборота (на душу населения) занимает последнее — 14 место), по производству продукции сельского хозяйства и потребительских товаров — 13 место,
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
валовому региональному продукту (ВРП) — 11 место, в сфере услуг — 10 место. По показателю реальных доходов населения Республика Каракалпакстан (РК) отстает от среднего уровня по стране в 1,4 раза.
Согласно результатам обследования, 40,0% доходов сельского населения приходится на личные подсобные хозяйства. Существенно отстает в своем развитии малый бизнес и частное предпринимательства (12 место среди 14 регионов страны). Основные сдерживающие факторы развития предпринимательства в сельских районах региона: транспортная удаленность населенных пунктов и низкая плотность населения, ограниченность земельно-водных ресурсов, неподготовленность к ведению бизнеса (только 25,9% респондентов предпочитают заниматься бизнесом).
Уровень развития производственной инфраструктуры, в частности автомобильных дорог, более чем в 4,0 раза отстает от средних показателей по стране, что отчасти связано со значительной площадью территории (80% территории занимают пустынные барханы).
Обеспечение продовольственной безопасности населения имеет свои специфические особенности с учетом экологической обстановки на местах, низкого качества земельно-водного потенциала, транспортной доступности и емкости продовольственного рынка.
Согласно балансовым расчетам, уровень обеспеченности за счет собственного производства составляет: по хлебопродуктам — 33,2%, мясопродуктам — 75,0%, молокопродуктам — 81,0%, фруктам — 65,0%. Основная часть импорта продуктов питания приходится на сахар, растительное масло, муку и кондитерские изделия. Исследованием выявлена нерациональность питания населения, прежде всего, связанное с ограниченностью потребления белков и витаминов.
Ухудшение демографической безопасности обусловлено рядом факторов. В обследованных сельских районах наблюдается тенденция снижения рождаемости и роста смертности. Несмотря на определенное снижение оттока населения, данный показатель является самым высоким среди других регионов страны. По масштабам внешней трудовой миграции РК занимает передовые позиции. Согласно опросу, в среднем у 19,8% домохозяйств кто-то из членов семьи находится за рубежом (в основном в России и в Казахстане).
Потенциальным риском выступают медленно развивающиеся процессы урбанизации (для городского населения в 2017 г. составили 49,0% против 51,0% по стране). В регионе значительно преобладают сельские населенные пункты с населением до 1000 человек. Их доля составляет 73,8% против 47,8% по стране.
Особенности системы расселения населения в обследованных районах выступают важным ориентиром в определении стратегии действий по адресной социальной защите и размещению объектов сферы обслуживания.
Всем известно, что сфера услуг занимает все более устойчивые позиции в мировом хозяйстве. Для многих стран характерны тенденции увеличения объемов производства услуг, возрастание доходов от сервисной деятельности, роста занятости в этой сфере, обострения конкуренции, увеличения экспорта и импорта услуг. Изменения, происходящие в сервисном секторе, в мировом масштабе настолько существенны, что современную экономику определяют как «сервисную», или «экономику услуг».
Уровень социальной безопасности населения региона определен на основе оценки удовлетворенности домохозяйствами доступом и качеством предоставляемых им социальных услуг. Согласно результатам опроса, среди социальных рисков высокой напряженности (неудовлетворенность — 49,8%) первое место в рейтинге занимает занятость населения (Таблица).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
Основными причинами данного риска являются отсутствие постоянных рабочих мест (76,2%) и низкая оплата труда (21,5%).
Таблица.
РЕЙТИНГИ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ (результаты обследований, 2017 г.)
Рейтинг (уровень Индикаторы Основные причины неудовлетворенности и их доля
неудовлетворенности)
I (49,8%) Занятость Отсутствие постоянных рабочих мест (76,2%);
населения низкая оплата труда (21,5%)
II (46,9%) Экологическая Засоленность почв (70,6%);
обстановка загрязненность воздуха (12,7%); загрязненность воды (9,5%)
III (43,2%) Состояние Необходимость ремонта местных автомобильных
транспортной дорог (79,4%);
инфраструктуры отсутствие маршрутных направлений (16,2%)
IV (41,3%) Обеспеченность Отдаленность аптек (57,5%);
лекарственными дороговизна лекарств (37,6%)
средствами
V (40,3%) Обеспеченность Отсутствие ДДУ (53,3%);
детскими отделенность от мест проживания (16,5%)
дошкольными
учреждениями
VI (33,9%) Обеспеченность Низкое качество воды (42,6%);
питьевой водой неустойчивость обеспечения (30,4 %), большое расстояние до источника воды (21,4%)
Источник: подготовлено автором на основе результатов обследований домохозяйств.
Последующие места в рейтинге заняли состояние экологии и транспортной инфраструктуры, обеспеченность лекарственными средствами, детскими дошкольными учреждениями и качественной питьевой водой.
Важное место в обеспечении комплексного социально-экономического развития РК занимают качество и объем услуг банковско-кредитных и бюджетных учреждений. Неудовлетворенность населения услугами банковских и финансовых организаций, согласно опросу, составили 14,8%. Основные причины: высокие процентные ставки кредитов (27,3%), бюрократические барьеры (14,9%), отсутствие терминалов (26,4%). На местах остается неудовлетворенным спрос на лизинговые услуги и услуги страхования.
Бюджет Республики Каракалпакстан является субсидированным. Среди 14 районов только Кунградский и Муйнакский районные бюджеты не имеют субвенций. Наряду с повышением экономического потенциала для обеспечения финансовой безопасности и повышения доходной базы местных бюджетов необходима последовательная децентрализация межбюджетных отношений.
В исследовании большое внимание уделялось экологическому фактору обеспечения устойчивого развития региона. По результатам обследования, основными причинами загрязнения окружающей среды являются соле-пылевые бури с высохшего дна Аральского моря, твердые отходы, пестициды и выбросы крупных промышленных предприятий. В свою очередь эти процессы приводят к засолению почв и к потере урожая, а также к ухудшению качества питьевой воды. Формирование бытовых отходов также создает опасность для жизнедеятельности населения. По оценкам местного населения, за последние два года (2016 и 2017 гг.) экологическая обстановка в обследованных районах РК «улучшилась» — 10,6%,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
«осталась без изменения» — 69,9%, «ухудшилась» — 29,9%, что требует принятия дополнительных мер по обеспечению экологической безопасности граждан.
На основе выявленных нужд и потребностей населения предлагается система мер по обеспечению безопасности его жизнедеятельности.
В области экономической безопасности:
-совершенствование структуры экономики республики за счет опережающего развития промышленности и сферы услуг;
-расширение льгот и преференций для региона с целью создания благоприятных условий для привлечения отечественных и зарубежных инвесторов, создание с участием международных организаций международного трастового фонда в целях поддержки местного населения и предпринимателей;
-повышение предпринимательской активности через систему непрерывного обучения, мобилизации природно-экономического потенциала, расширение переработки местного сырья, развитие животноводческих комплексов на инновационной основе;
-последовательная децентрализация системы управления и финансирования материально-технической базы органов власти на местах, повышение доходной базы и роли местных бюджетов в обеспечении комплексного развития и решении первоочередных потребностей населения.
В области продовольственной безопасности рекомендуется:
-обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства за счет коренных структурных преобразований (снижение посевов хлопчатника и расширение производства продовольственной продукции), адаптированных к экологическим условиям и земельно-водным ресурсам территорий;
-широкое внедрение новых инновационных технологий в области водопользования и повышения качества земель;
-создание научной и экспериментальной базы по направлениям специализации сельского хозяйства.
В сфере демографической безопасности принять следующие меры:
-разработка долгосрочной схемы расселения населения, учитывающей тенденции развития процессов опустынивания, изменение климата и экологии, стратегии социально-экономического развития региона;
-развитие процессов урбанизации и создание новых перспективных малых городов, обеспечение устойчивого развития сельских территорий;
-повышение качества жизни населения через организацию постоянной системы непрерывного образования и оказания качественных медицинских услуг.
В области обеспечения социальной безопасности населения предусмотреть: -разработку оптимальных схем развития и размещения объектов социальной инфраструктуры (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, объекты здравоохранения и другие сферы обслуживания), с учетом системы расселения населения и местных условий, утверждение региональной нормы и правил их строительства;
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
-расширение строительства жилья в городской и сельской местности по типовым проектам, отвечающим природно-климатическим и экологическим условиям и спросу населения;
-кардинальное улучшение обеспечения населения питьевой водой путем мобилизации всех источников воды, их очистка на основе новейших технологий;
-целенаправленное регулирование миграционных потоков, расширение нестандартных форм занятости (надомничество, личные подсобные хозяйства, семейный бизнес и др.).
В сфере экологической безопасности целесообразно:
-проведение регулярного мониторинга и информирование населения в качестве питьевой воды и почвы, состояния воздушного бассейна;
-строительство мини заводов по переработке твердых и жидких отходов и опреснительных станций;
-разработка упреждающих мер по снижению негативного воздействия изменения климата и возможного периода засухи.
Реализация конкретных рекомендаций и управленческих решений должна быть основана на дифференцированный учет потребностей населения на уровне каждого аула, махалли, сельского района, населенного пункта, исходя из природно-экологического фактора.
Источники:
(1). О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан на 20172021 годы, Указ Президента Республики Узбекистан. Ташкент, 2017 г., 7 февраля.
(2). О Государственной программе по развитию региона Приаралья на 2017-2021 годы. Постановление Президента Республики Узбекистан, Ташкент, 2017 г., 18 января.
(3). Стратегия социально-экономического развития Республики Каракалпакстан. Ташкент ИПМИ. 2013. 252 с.
(4). Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года. ООН, сентябрь, 2015 г. 21 с.
(5). Экономика Узбекистана. Информационно-аналитический бюллетень за 2017 год. Centre for Economic Research and SICA. Ташкент. 2018. 93 с.
(6). Национальное сообщение Республики Узбекистан об изменении климата. Ташкент. 2012. 105 с.
(7). Национальный отчет о состоянии земельных ресурсов Республики Узбекистана. Ташкент, 2018. 92 с.
Список литературы:
1. Salaev S. K., Alimov A. K., Saidov D. R., Ollanazarov B. D. Features and development tendencies of services sphere in Uzbekistan // International Journal of Current Research. 2016. V. 8. №07. P. 34416-34420.
2. Рахимов Э. Д., Кравченко А. Н., Хильская И. И. Социально-экономические проблемы Арала и Приаралья. Ташкент: Фан, 1990. 143 с.
3. Чембарисов Э. И., Лесник Т. Ю., Турдымамбетов И. Р., Вахидов Ю. С., Хожамуратова Р. Т. Экологические проблемы Арала и Приаралья // Экология, здоровье и образование в XXI веке. Глобальная интеграция современных исследований и технологий: материалы III Кавказского экологического форума. Грозный, 2017. С. 243-247.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
4. Ataniyazova O. A. Health and ecological consequences of the Aral Sea crisis // 3rd World Water Forum, Regional Cooperation in Shared Water Resources in Central Asia, Kyoto. 2003. V. 18.
5. Quinn-Judge P. Conventional security risks to central Asia: A summary overview // Conference: Energy, Environment and Future Security in Central Asia, Rome. 2009.
6. Salimov S. Y. Socio-Economic development of the republic of Uzbekistan for years of independence // Arch Appl Sci Res: AASR-104. 2018. V. 10. DOI: 10.29011/AASR-104.100004.
7. Karakalpakstan: A population in danger. Medecins Sans Frontieres. www.msf.org/aralsea.
References:
1. Salaev, S. K., Alimov, A. K., Saidov, D. R., & Ollanazarov, B. D. (2016). Features and development tendencies of services sphere in Uzbekistan. International Journal of Current Research, 8(07), 34416-34420.
2. Rakhimov, E. D., Kravchenko, A. N., & Khilskaya, I. I. (1990). Sotsialno-ekonomicheskie problemy Arala i Priaral'ya. Tashkent, Fan, 143. (in Russian).
3. Chembarisov, E. I., Lesnik, T. Yu., Turdymambetov, I. R., Vakhidov, Yu. S., & Khozhamuratova, R. T. (2017). Ekologicheskie problemy Arala i Priaral'ya. In: Ekologiya, zdorov'e i obrazovanie v XXI veke. Global'naya integratsiya sovremennykh issledovanii i tekhnologii: materialy IIIKavkazskogo ekologicheskogo foruma. Grozny, 243-247.
4. Ataniyazova, O. A. (2003). Health and ecological consequences of the Aral Sea crisis. In: 3rd World Water Forum, Regional Cooperation in Shared Water Resources in Central Asia, Kyoto, (18).
5. Quinn-Judge, P. (2009). Conventional security risks to central Asia: A summary overview. In conference: Energy, Environment and Future Security in Central Asia.
6. Salimov, S. Y. (2018). Socio-Economic development of the republic of Uzbekistan for years of independence. Arch Appl Sci Res: AASR-104, 10. DOI: 10.29011/AASR-104. 100004.
7. Karakalpakstan: A population in danger. Medecins Sans Frontieres. www.msf.org/aralsea.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 05.04.2019 г. 08.04.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Маденова Э. Н. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в Республике Каракалпакстан // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №5. С. 376-381. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/51.
Cite as (APA):
Madenova, E. (2019). Ensuring the Safety of Life of the Population in the Republic of Karakalpakstan. Bulletin of Science and Practice, 5(5), 376-381. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/51. (in Russian).