Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения страны'

Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения страны Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
478
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Тагасов В. И., Гусев В. Ф.

В статье говорится об основных причинах аварий и несчастных случаев, о ситуации с профессиональной заболеваемостью и о ее причинах. Возникла необходимость в применении современной технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, гарантирующей адекватность физических параметров элементов ЧМС (человек машина -среда) нормативным требованиям. Говорится о мировом опыте решения этой проблемы. Предлагается принять неотложные действенные комплексные меры по предотвращению роста аварийности с помощью создания государственной системы организации и управления деятельностью по обеспечению безопасности на производстве, транспорте, в быту и в чрезвычайных ситуациях. Рассматриваются направления государственной политики в области повышения безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Тагасов В. И., Гусев В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFETY OF ABILITY TO LIVE OF THE POPULATION OF THE COUNTRY

In article it is spoken about principal causes of failures and accidents, about a situation with professional disease and about its reasons. There was a necessity for application of modern technology of a safety of the ability to live guaranteeing adequacy of physical parameters of elements of system the person the machine environment to normative requirements. It is spoken about world (global) experience of the decision of this problem. It is offered to take urgent effective complex measures on its growth of breakdown susceptibility with the help of creation of the state system of the organization and management of activity on a safety on manufacture, transport, and life and in extreme situations. Directions of a state policy are considered (examined) in the field of increase of safety of ability to live.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения страны»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ

В.И. Тагасов, В.Ф. Гусев

Кафедра безопасности жизнедеятельности и управления природными и техногенными рисками Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8/2, 117198 Москва, Россия

В статье говорится об основных причинах аварий и несчастных случаев, о ситуации с профессиональной заболеваемостью и о ее причинах. Возникла необходимость в применении современной технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, гарантирующей адекватность физических параметров элементов ЧМС (человек - машина -среда) нормативным требованиям. Говорится о мировом опыте решения этой проблемы. Предлагается принять неотложные действенные комплексные меры по предотвращению роста аварийности с помощью создания государственной системы организации и управления деятельностью по обеспечению безопасности на производстве, транспорте, в быту и в чрезвычайных ситуациях. Рассматриваются направления государственной политики в области повышения безопасности жизнедеятельности.

Данные Госкомстата РФ свидетельствуют о критической ситуации в области охраны труда и окружающей среды на большинстве предприятий России. По экспертным оценкам в настоящее время на рабочих местах с вредными условиями труда только на государственных предприятиях в промышленности, строительстве и на транспорте уже занят каждый второй-третий работник. На предприятиях частного сектора удельный вес занятых на рабочих местах с неблагоприятной производственной средой, тяжелым и интенсивным трудом достигает 70-80%. Численность занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарным нормам, уже превышает 10 млн. человек в промышленности и 2 млн. в строительстве и на транспорте.

По прогнозу динамики условий труда для рабочих двухсот наиболее массовых профессий в различных отраслях хозяйства неблагоприятная тенденция сохраняется во многих отраслях, включая металлургическую промышленность, текстильную, топливно-энергетический, агропромышленный комплекс, автомобилестроение и т.д. Ухудшаются условия труда в торговле и бытовом обслуживании.

Неблагоприятная производственная среда, психологические и физические перегрузки женщин осложняют протекание беременности, роды и послеродовой период. Все это не может не сказываться отрицательно на состоянии здоровья будущих поколений россиян.

Ситуация с профессиональной заболеваемостью также не внушает оптимизма. Согласно данным Института гигиены труда и профзаболеваний РАМН ее уровень увеличился в 4-5 раз. Причины - продолжающееся устаревание основных фондов на предприятиях и сокращение инвестиций. Износ основных фондов в промышленности уже приблизился к 70-80%. Особенно неблагополучное положение в машиностроении, на металлургических, химических и нефтеперерабатывающих предприятиях, где уже почти половина оборудования физически изношена и требует замены. В промышленности сроки службы производственного оборудования составляют в среднем 30-35 лет, что в два-три раза больше нормативных.

Степень удовлетворения потребности в приборах, средствах контроля, аппаратуре аварийной сигнализации и вентиляционном оборудовании в целом по России составляет 40-50%, а положение с материально-техническим обеспечением средствами индивидуальной и коллективной защиты становится уже катастрофическим. Например, поставки предприятиям угольной промышленности приборов, аппаратов и материалов, необходимых для обеспечения безопасных условий труда, из-за взаимных неплатежей и непродуманной инвестиционной политики могут вообще прекратиться. Аналогичная картина ждет россиян и на строительных площадках страны, где, по экспертным оценкам, если ничего не предпринимать, то, например, один предохранительный пояс будет приходиться на 20-30 строителей, а одна каска - на 10-15.

Как результат, неизбежно повысится уровень общего травматизма, а число пострадавших с утратой трудоспособности (включая случаи со смертельным исходом) может достигнуть 1,5 млн. человек.

Для предотвращения этой реальной опасности, на наш взгляд, необходимо реформировать систему безопасности жизнедеятельности при использовании механизмов социального партнерства и усилении роли законодательства.

В систему безопасности жизнедеятельности (БЖ) должны входить системы обеспечения безопасности в быту, на транспорте, на производстве, экологической, а также нормативные, экономические и правовые аспекты.

Как уже отмечалось, в последние годы происходит резкое увеличение несчастных случаев, аварий и катастроф на производстве, на транспорте, в быту, а также при чрезвычайных обстоятельствах. По данным МОТ, ВОЗ, ЕЭК ООН и ЮНЕСКО, на долю бытового травматизма приходится свыше 40% от общего числа несчастных случаев, завершающихся смертельным исходом. На транспорте таких случаев - 38%, на производстве - более 14%. Гибель людей при стихийных бедствиях составляет от наводнений более 40%, ураганов свыше 20%, землетрясений - 15%. Около 10% общего ущерба приходится на остальные виды стихийных бедствий. Среди видов транспорта наиболее опасным является автомобильный, который в 12 раз опаснее морского и речного, в три раза опаснее железнодорожного и в полтора раза опаснее воздушного транспорта.

Основными причинами аварий и несчастных случаев являются:

- значительный износ основных фондов (машин и производственного оборудования);

- низкий технический и технологический уровень используемых технологий;

- низкая производственная культура и профессиональная подготовка работников;

- низкая социальная активность населения;

- недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению безопасности;

- отсутствие социально-экономического стимулирования работников;

- частые нарушения технологической и производственной дисциплины;

- снижение ответственности, требовательности и контроля соблюдения норм и правил по обеспечению безопасности на производстве, транспорте и в быту;

- несоблюдение режимов труда и отдыха;

- недостаточное медицинское обслуживание работников;

- недостаточная степень развития нормативно-правовой базы, систем учета, отчетности, расследования и экспертизы аварий;

- недостаточная степень сертификации и лицензирования технических средств;

- отсутствие единого государственного органа для координации, планирования, организации, управления и контроля, а также финансирования в области обеспечения безопасности на производстве, транспорте и в быту.

Причины аварийности на производстве, транспорте и в быту - следствие общей политической, экономической и социальной напряженности в стране. Социально-экономический и нравственный кризис общества резко обострил целый комплекс накапливающихся в течение многих лет и не решаемых до сих пор проблем в области безопасности жизнедеятельности. Прежняя система предупреждения аварий по существу развалилась, а новая современная пока еще не создана.

В стране произошли существенные изменения в структурном перераспределении средств производства и потребления. Продолжают развиваться мелкие производства (оптовая торговля, индивидуально-кооперативное хозяйство и т.п.).

Критическое состояние аварийности в России сложилось из-за отсутствия действенных правовых и экономических механизмов повышения безопасности жизнедеятельности.

В последние годы в странах развитой экономики отношение к проблемам безопасности жизнедеятельности коренным образом изменилось в лучшую сторону. Главные причины этого связаны с возросшей социальной и экономической ее значимостью. С одной стороны, возрастающие параметры технических средств производства (скорость, давление, температура и др.) приводят к увеличению тяжести последствий от аварий, повышению ущерба и опасности. С другой - все более сложным, требующим привлечения огромных людских и материальных ресурсов, становится комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Существенное сокращение тяжести последствий аварий (социальный аспект проблемы), соизмерение затрат и результатов перехода к оптимальным методам планирования мероприятий (экономический), координация деятельности множества предприятий и организаций (организационный) и, наконец, расширяющиеся технические возможности разработки и проведения разнообразных мероприятий (технический аспект) - все это приводит к необходимости осуществления государственного подхода по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Внедряемые в России разрозненные мероприятия по обеспечению безопасности на производстве и на транспорте не сведены в единую систему, вследствие чего они становятся малоэффективными, второстепенными. Отсутствие соответствующего экономического механизма, стимулирующего повышение безопасности, привело к тому, что данные мероприятия не приносят прямой выгоды предпринимателям, руководителям и работникам предприятий. Поэтому они становятся не просто второстепенными, а даже порой не нужными.

Для существенного сокращения производственного, транспортного и бытового травматизма, на наш взгляд, следует внедрить системную технологию, основанную на системном анализе. Аварии происходят, если люди, машины и технологические процессы отклоняются от заданных нормативных параметров. Это приводит к нежелательным последствиям - повреждениям и несчастным случаям. Следовательно, возникает необходимость применения современной технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, гарантирующей адекватность физических параметров элементов системы человек - машина - среда (ЧМС) нормативным требованиям. Такая задача является весьма сложной, поскольку фактическое соответствие нормативным требованиям в настоящее время

составляет: по техническим средствам и технологическим процессам 25-30%, по сервисному обслуживанию машин и механизмов 15-20%, по профессиональному уровню операторов 10-15% и обслуживающего персонала 8-10%.

Наметившийся в последние годы рост аварийности на производстве, транспорте и в быту и тяжелые социальные и моральные последствия несчастных случаев и аварий требуют неотлагательного решения этой проблемы. Поскольку государство является гарантом обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, то государственные органы законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления совместно со специалистами и научно-технической общественностью должны разработать комплексные мероприятия по обеспечению безопасности на производстве, транспорте, в быту и при чрезвычайных обстоятельствах.

Мировой опыт решения этой проблемы, прежде всего опыт стран с развитой рыночной экономикой, свидетельствует о том, что в тех случаях, когда имеется угроза для здоровья, жизни населения и окружающей среде, государство применяет жесткое регулирование для защиты общественных интересов, так как естественные рыночные регуляторы не могут дать оптимальных результатов. Например, еще в шестидесятые годы прошлого столетия при возросшей аварийности на автомобильном транспорте, в экономически развитых странах перешли к государственной системе управления безопасностью дорожного движения. Были приняты основные законодательные акты в этой области, введена льготная налоговая политика, информационное и научно-методическое обеспечение деятельности по управлению безопасностью дорожного движения, введена система стимулирования выполнения указанных действий, а также механизма целевого планирования и управления, направленных на достижение конечных результатов -сокращение аварийности. Принятые меры позволили в странах с развитой автомобилизацией добиться устойчивого, уже с семидесятых годов, снижения аварийности и уменьшения количества людей, пострадавших в авариях. Так, в США, Японии и Финляндии при росте автомобильного парка в два раза число погибших сократилось вдвое.

Основные принципы государственного управления для решения проблемы повышения безопасности жизнедеятельности, на наш взгляд, заключаются в следующем.

Рост экономического развития сопровождается расширением предпринимательской деятельности и увеличением оснащения ее современными сложными техническими средствами. Поэтому необходимо принять неотложные действенные комплексные меры по предотвращению роста аварийности. Важное место при этом отводится созданию государственной системы организации и управления деятельностью по обеспечению безопасности на производстве, транспорте, в быту и в чрезвычайных ситуациях.

Проведенные в этой области исследования показывают, что решение проблемы повышения безопасности требует общегосударственного подхода к управлению, организации, координированию, планированию, финансированию и контролю деятельности по повышению безопасности жизнедеятельности.

Рассмотрим указанные направления государственной политики в области повышения безопасности жизнедеятельности поподробнее.

Планирование включает составление государственных целевых программ (республиканских, региональных, местных) по обеспечению безопасности на производстве, транспорте, в быту и при чрезвычайных обстоятельствах. Их подготовке должны предшествовать исследования по выявлению причин

возникновения и закономерностей развития аварий, а также характерных особенностей и социальной природы аварийности в каждой отрасли с учетом национальных особенностей и природно-климатических условий данного региона.

Финансирование. В условиях экономических преобразований для внедрения новейших безопасных технологий, а также для эффективного и бесперебойного функционирования государственной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо создать государственный Фонд безопасности по отдельным направлениям (труда, движения, быта, чрезвычайных ситуаций). Государственные фонды образуются за счет:

- целевых ассигнований из государственного бюджета, бюджетов региональных органов власти и крупных городов;

- отчислений из страховых взносов и фондов различных страховых компаний;

- из штрафов, взимаемых с физических и юридических лиц за нарушения требований правил и норм по обеспечению безопасности;

- из фондов производства, экологических, медицинского страхования и др.;

- от налогов на реализацию горюче-смазочных материалов, акцизов от продажи технических средств и др.

Организация. Разработка и утверждение законов, стандартов, норм и правил, гарантирующих безопасность. Обеспечение безопасности жизнедеятельности достигается совместными усилиями различных служб, учреждений, ведомств, организаций и министерств, которые должны служить единой цели - снижению аварийности. Координация деятельности отдельных министерств и ведомств, служб безопасности должна осуществляться Государственным (или национальным) комитетом безопасности жизнедеятельности (ГКЖД) в составе Совета безопасности Российской Федерации. В этом комитете будут работать подкомитеты по безопасности на производстве, транспорте, в быту и при чрезвычайных обстоятельствах. Подкомитеты координируют деятельность отраслевых служб безопасности. Так, подкомитет безопасности на транспорте координирует деятельность безопасности движения на железнодорожном, воздушном, морском и речном, автомобильном и городском транспорте.

Государственный комитет по повышению безопасности жизнедеятельности - это государственная правовая и социально-техническая система, охватывающая обширный комплекс машин, материалов и других ресурсов, людей, наделенных определенными правами и обязанностями для достижения поставленной цели -повышение безопасности жизнедеятельности, и рассматриваемая как многоуровневая иерархическая система, основные элементы которой - структура, управление и координация.

Структура рассматривается как взаимосвязь различных функций и видов деятельности внутри каждой организации. Она создает некоторый каркас, являющийся основой для формирования отдельных административных функций. Для эффективного функционирования системы ГКБЖ необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам повышения безопасности жизнедеятельности. Первоначально в системе должны быть созданы, на наш взгляд, следующие подгруппы:

- исполнительная,

- образования и информации,

- планирования, финансирования и контроля,

- научных исследований,

- инженерно-технического обеспечения,

- вспомогательные службы (медицинская, психологическая и др.),

- послеаварийной помощи.

Специализация в широком смысле слова подразумевает образование «целевых» и «функциональных» органов, состоящих из «линейных» элементов, отражающих назначение организации ГКБЖ. Деятельность «вспомогательных» элементов направлена на обеспечение «линейными» элементами своих задач.

Управление рассматривается как средство для достижения поставленной цели, позволяющее сделать систему ГКБЖ более гибкой и повысить эффективность ее работы.

Участники ГКБЖ:

- министерства транспорта, здравоохранения, внутренних дел, образования и науки;

- государственные и общественные организации;

- фонды и ассоциации; предпринимательские структуры.

Основная функция управления ГКБЖ - координирование деятельности ее участников.

Координация. Координирование (в теории организации называется также управлением) подразделяется на две части:

- «координирование в большом» - установление операционных правил, предписывающих членам данной организации, как они должны действовать,

- «координирование в малом» - практическое обеспечение выполнения этих правил в деятельности организации.

Централизованное управление и координация деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности - один из самых важных факторов для улучшения безопасности жизнедеятельности и эффективности работы в этом направлении системы ГКБЖ.

Контроль деятельности министерств, ведомств, организаций и учреждений, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности, имеет очень важное значение с точки зрения гласности и прозрачности всей системы, а также, чтобы государство, общество и население постоянно следили за состоянием аварийности в отдельных отраслях и по направлениям (производство, транспорт, быт). Поэтому наряду с государственными контролирующими органами в этой деятельности должны участвовать общественные организации, ассоциации, фонды, предпринимательские структуры и т.п.

Таким образом, система контроля ГКБЖ должна постоянно следить за состоянием аварийности в стране и своевременно вносить соответствующие корректировки в повседневную деятельность и в государственную политику по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Прогнозирование. При практической реализации систем безопасности исходной предпосылкой является то, что системы и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности относятся к сложным человеко-машинным системам, имеющим обширный спектр неопределенностей техно-, социо- и экогенного характера. Вместе с тем оптимальное решение проблем безопасности жизнедеятельности с точки зрения критерия затраты/прибыль требует точного выбора альтернативы из множества превентивных мероприятий.

Для прогнозирования состояния аварийности необходимо применять системную методологию, основанную на теории систем, теории вероятностей, математической статистике, теории риска, логическом анализе, анализе деревьев отказов, морфологическом анализе, методе сценариев, мозговой атаке и др.

После осуществления вышеперечисленного многоуровневого делового цикла внедрения мероприятий и реализации практических методов повышения

безопасности жизнедеятельности на местах можно быть уверенным в реальном и устойчивом снижении аварийности на производстве, транспорте и в быту. Реализация практических методов повышения безопасности жизнедеятельности на местах осуществляется на основании критерия затраты/прибыль, что обеспечивает экономическую заинтересованность всех участников процесса (руководители предприятий, организаций, учреждений, предприниматели, служащие, ремонтные работники, операторы, водители и др.).

SAFETY OF ABILITY ТО LIVE OF THE POPULATION OF THE COUNTRY V.I. Tagasov, V.F. Gusev

Department of safety of vital activity and control of the natural and technogenic risks Russian People’s Friendship University st. Miklucho-Maklay, 8/2, 117198, Moscow, Russia

In article it is spoken about principal causes of failures and accidents, about a situation with professional disease and about its reasons. There was a necessity for application of modern technology of a safety of the ability to live guaranteeing adequacy of physical parameters of elements of system the person - the machine - environment to normative requirements. It is spoken about world (global) experience of the decision of this problem. It is offered to take urgent effective complex measures on its growth of breakdown susceptibility with the help of creation of the state system of the organization and management of activity on a safety on manufacture, transport, and life and in extreme situations. Directions of a state policy are considered (examined) in the field of increase of safety of ability to live.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.