Key words: advocacy, higher education, probation, professionalism.
Libanova Svetlana Eduardovna, Doctor of Law. Sci., Assoc. Prof. Department, libany@rambler.ru, Russia, Ekaterinburg, Ural State Law University
УДК 343
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА - ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
И.В. Тишутина
Рассматриваются правовые основы, организация и сущность государственной защиты участников уголовного процесса в качестве меры преодоления противодействия расследованию преступлений. Обращается внимание на актуальные проблемы обеспечения безопасности участников процесса в зависимости от их статуса в уголовном процессе.
Ключевые слова: государственная защита, участник уголовного процесса, противодействие, расследование преступлений, преодоление, безопасность, организация.
Широкий арсенал средств подготовки и совершения противодействия расследованию, особенно в форме организованной преступной деятельности, тесно переплетается с угрозами, насилием в отношении отдельных лиц, как участников уголовного процесса, так и лиц, не имеющих непосредственного к нему отношения. Тот факт, что обеспечение безопасности участников уголовного процесса - один из важнейших методов (приемов, способов, элементов) предупреждения и преодоления противодействия расследованию преступлений, был очевиден уже в конце прошлого века.
Особое внимание законодателя к защите участников уголовного судопроизводства объясняется повышенной ответственностью государства за безопасность граждан, вовлеченных в уголовное судопроизводство, и большим риском сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность. Поскольку вопросы осуществления государственной защиты затрагивают сферы деятельности многих федеральных органов исполнительной власти, то реализация законодательства в сфере госзащиты в полной мере возможна только при условии консолидации их усилий по решению комплекса проблем обеспечения безопасности защищаемых лиц.
Деятельность по обеспечению безопасности в уголовном судопроизводстве представляет собой комплекс мер законодательного, организационного и тактико-психологического характера, применяемых уполномоченными на то должностными лицами в отношении участников уголовного судопроизводства и близких им лиц в целях обеспечения их личной неприкосновенности и защиты материального благосостояния, а соответственно, нормального функционирования правоприменительной системы государства. В контексте этого определения деятельности по обеспечению безопасности участников уголовного процесса как одной из составляющих в целом деятельности по выявлению и преодолению противодействия расследованию преступлений, прежде всего обращают на себя внимание вопросы правового регулирования государственной защиты.
Правовую основу обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства составляют Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы: от 20 апреля 1995 г. №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», а также принятые в развитие и уточнение их положений акты органов исполнительной власти.
В частности, это Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (в ред. от 14.07.2015 г.), к которым прилагаются формы: 1) постановления об избрании меры безопасности, 2) уведомления об избрании меры безопасности в отношении защищаемого лица и 3) предупреждения о неразглашении сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении него мерах безопасности.
В рамках обеспечения механизма реализации положений об обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 664 «Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты» (в ред. от 14.07.2015 г.).
Существенным шагом на пути создания четко отлаженной системы государственной защиты следует считать утверждение в 2007 г. Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких. Регламент фактически охватывает весь перечень субъектов защиты, мер безопасности и механизма их осуществления. Он объединил и конкретизировал предусмотренные указанными нормативными актами процедуры реализации мер безопасности.
29
Государственная защита, согласно ст. 1 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ, включает осуществление мер безопасности и мер социальной защиты, указанных в Законе лиц, а согласно ст. 3 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ, и мер правовой защиты, предусматривающих, в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и имущество судей, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов.
Вполне обоснованно сведения о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, данные о финансировании этой деятельности, а также отдельные сведения об указанных лицах отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну. Соответственно, Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 595 внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».
Указом Президента Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 357 «О внесении изменений в перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188» уточнен перечень сведений о лицах, в отношении которых в установленном законом порядке принято решение о госзащите.
Конкретизирует и детализирует механизм реализации положений законодательства о госзащите государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы», которая направлена на осуществление мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений. Она рассчитана на возможность применения мер государственной защиты в отношении свыше 20 тысяч участников уголовного судопроизводства. Ее реализация позволяет накопить опыт применения различных мер государственной защиты, а также одновременного применения нескольких мер в отношении одного защищаемого лица.
Участниками этой Программы являются органы, осуществляющие меры безопасности и социальной поддержки, - МВД, ФСБ, МО, ФСИН, ФТС, Роструд. А механизм ее реализации включает организационные мероприятия, обеспечивающие управление процессами планирования, исполнения и контроля. Выработка единого подхода к стратегии и тактике осуществления защитных мероприятий существенным образом затруднена из-за разобщенности ведомственных нормативных правовых актов. В целях обеспечения эффективного взаимодействия участников Государственной программы, в том числе в отношении согласования нормотворческих инициатив, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2015 г. № 452-р утвержден состав межведомственной рабочей группы из числа руководителей
30
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти - участников Программы под руководством первого заместителя Министра внутренних дел России. На нее возложен текущий контроль за ходом реализации Программы и координация деятельности участников. Работа группы позволит сократить временные затраты на обсуждение предлагаемых изменений действующей нормативно-правовой базы в сфере государственной защиты и будет способствовать максимальной оперативности и эффективности решения организационных вопросов органами, уполномоченными на применение мер безопасности.
К органам, обеспечивающим государственную защиту, согласно законодательству (ст. 3 Федерального закона от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ) относятся:
1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты (суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа);
2) органы, осуществляющие меры безопасности (органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации, а также иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление отдельных мер безопасности);
3) органы, осуществляющие меры социальной поддержки.
Основной процессуальной фигурой, принимающей решение о применении мер безопасности, выступает следователь. Требования к постановлению о применении мер безопасности и образец его бланка разработаны и предложены в Административном регламенте МВД России.
В специальной литературе длительное время дискуссировался вопрос о необходимости создания единого государственного органа по защите участников уголовного процесса, их близких и иных лиц от насилия, угроз и других неправомерных действий. В этой связи отмечалось, что государственное финансирование правоохранительных ведомств не одинаково, различен уровень профессионализма, следовательно, более реально будет обеспечена защита в том органе, который в финансовом, кадровом, организационном отношениях благополучнее по сравнению с другими силовыми структурами.
Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 в МВД России образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (далее - УОГЗ МВД России), а на местах -в МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ - созданы центры (или группы) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. На данные подразделения возложили задачи по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с требованиями Федеральных законов от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ и от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ.
Основные задачи Управления:
- организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам деятельности Управления;
31
- обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в установленной области деятельности;
- координация в установленном порядке деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности Управления;
- организация и осуществление применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества;
- организационно-методическое обеспечение и оказание практической помощи территориальным органам МВД России и их структурным подразделениям по вопросам деятельности Управления;
- обеспечение взаимодействия подразделений МВД России с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам деятельности Управления.
В УОГЗ МВД России создан Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (ЦГЗ). Основными функциями этого Центра являются оперативно-разыскная деятельность и применение мер по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты.
При этом, практически важным является вопрос о своевременности включения лиц в программу госзащиты, поскольку, посягательства на жизнь и здоровье нередко совершаются еще до принятия соответствующего решения. Необходимо, чтобы проверка информации о соответствующих угрозах осуществлялась в предельно сжатые сроки.
Согласно положениям Административного регламента (п. 14.2), информация в отношении лиц (и их близких), подлежащих государственной защите и работающих (состоящих на службе) в судах, правоохранительных и контролирующих органах уровня субъекта Российской Федерации, незамедлительно передается министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации для принятия решения о включении в программу. Решение принимается незамедлительно или в срок не более трех суток. В его результате выносится постановление, о чем уведомляется лицо, обратившееся с заявлением, о применении либо отказе в применении мер безопасности, основной целью которых является предупреждение действий преступников, направленных на реализацию угроз и нейтрализацию их источников. Однако до настоящего времени остается нерешенным вопрос о применении мер безопасности в отношении защищаемого лица, физическое состояние которого не позволяет выразить своё согласие на их применение.
Важные шаги на пути совершенствования механизма реализации положений законодательства о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, были сделаны в результате внесения соответствующих изменений в законодательство о госзащите свидетелей, потерпевших от 3 февраля 2014 г. Так, теперь определено конкретное документальное регулирование прав и обязанностей защищаемого
лица в отношениях с органами, осуществляющими меры безопасности. Законодательно закреплены:
- обязательность заключения письменного договора об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон;
- основания для отмены мер безопасности в случаях, если защищаемое лицо отказывается от заключения договора с органом, осуществляющим меры безопасности, либо если дальнейшее применение мер безопасности невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий договора;
- право защищаемого лица обращаться в орган, обеспечивающий безопасность, за получением психологической помощи. Это, в свою очередь, является фактором, стабилизирующим как состояние подзащитного, так, соответственно, и четкость выполнения им положений соглашения о взаимных обязанностях и ответственности.
В договоре могут отражаться сведения о семейном положении защищаемого лица, находящемся у него в собственности имуществе, об имеющихся у защищаемого лица гражданско-правовых и иных юридических обязательствах, о возбуждении в отношении защищаемого лица уголовного дела либо административного производства, о привлечении защищаемого лица в качестве обвиняемого, гражданского ответчика по уголовному делу либо в качестве гражданского ответчика, другие сведения, имеющие значение для применения мер безопасности. Разработанные и апробированные методические рекомендации по заключению такого договора позволили снять многочисленные вопросы и выработать единообразный, формализованный подход к его заключению.
Однако, на сегодняшний день очевидны проблемы взаимодействия подразделений государственной защиты с органами, принимающими решение о применении мер безопасности. В частности, отсутствие единого подхода к оценке степени и реальности угроз, поступающих в адрес участников уголовного судопроизводства. Нередко возникают ситуации, при которых фактические данные, изложенные при обращении о применении мер государственной защиты, не содержат реальных угроз, а мотивация принимаемого решения подменяется понятием риска. В итоге, фактически впустую используются ресурсы подразделений госзащиты. Последние направляют ходатайства об отмене решений о применении мер безопасности, однако за период с 2009 по 2015 гг. каждое пятое осталось без удовлетворения. Кроме того, не всегда получают необходимую оценку со стороны следователей и факты нарушения защищаемым лицом условий договора о порядке применения мер безопасности.
В этой связи практически необходимо:
- проведение совместных совещаний с участием сотрудников подразделений государственной защиты и подразделений, осуществляющих оперативное сопровождение расследования уголовного дела;
- установление реальности угрозы и ее направленности на причинение вреда именно в связи с участием защищаемого лица в уголовном судопроизводстве.
Особого внимания, проработки и детализации требуют вопросы организации и тактики применения мер безопасности в отношении различных категорий лиц; организации взаимодействия всех правоохранительных органов в целях решения данных задач. В настоящее время в стадии согласования находятся приказы МВД России «Об утверждении Наставления об основах организации и тактики применения мер безопасности в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов в органах внутренних дел Российской Федерации» и «Об утверждении Наставления об основах организации и тактики применения мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в органах внутренних дел Российской Федерации», а также проект межведомственного приказа МВД России и Следственного комитета Российской Федерации «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел МВД России и следственных органов Следственного комитета Российской Федерации при организации и осуществлении государственной защиты».
Однако во всех случаях тактика защиты должна отвечать следующим условиям.
1. Своевременное и полное информирование субъектом воздействия компетентных органов о противоправных посягательствах (насилие, угрозы и др. неправомерные действия).
2. Принятие соответствующих мер государственной защиты и организация соответствующих мероприятий по обеспечению безопасности этих лиц и (или) членов их семей.
3. При наличии достаточных оснований, предусмотренных УК РФ, возбуждать в отношении субъектов противоправного воздействия уголовные дела по соответствующим статьям уголовного кодекса.
Отдельного внимания заслуживают вопрос организации взаимодействия в рамках межгосударственного урегулирования отношений
в сфере защиты участников уголовного судопроизводства. 28 ноября 2006 г. в г. Минске в ходе заседания Совета глав государств Содружества Независимых Государств, было подписано Соглашение о защите участников уголовного судопроизводства. Кроме того, государствами-участниками СНГ принята Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2014-2018 гг.
Соглашением предусмотрено, что государство-участник СНГ (запрашивающая сторона) вправе обращаться с запросом к другому государству (запрашиваемая сторона) о содействии в применении мер защиты в отношении защищаемых лиц на территории запрашиваемой стороны. Запрашиваемая сторона при этом, в соответствии с:
1) соглашением;
2) нормами национального законодательства будет оказывать содействие запрашивающей стороне в осуществлении в отношении защищаемых лиц мер защиты, предусмотренных Соглашением. При этом по взаимному согласованию сторон могут осуществляться иные меры защиты, не предусмотренные
34
Соглашением. Соглашение подписано 8 государствами-участниками СНГ, ратифицировано в пяти из них (Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан).
Проблемным, тем не менее, является отсутствие действенного механизма финансового и материально-технического обеспечения. Российской Федерацией в этой связи принято постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2015 г. № 666 «Об обеспечении мер защиты, предусмотренных Соглашением о защите участников уголовного судопроизводства от 28 ноября 2006 года».
Вопросы межгосударственного обмена информацией, связанной с реализацией мер безопасности, регулируются Соглашением о защите секретной информации в рамках СНГ, заключенным в г. Минске 25 октября 2013 г. Однако вступило в силу оно с 20 декабря 2014 г. только для Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Узбекистан.
Защищаемых лиц можно объединить в следующие основные группы:
- участники уголовного судопроизводства и их близкие родственники, родственники и близкие им лица;
- сотрудники правоохранительных органов (МВД, ФСБ, ФСИН, ФТС РФ, прокуратуры, СК РФ), родные и близкие им лица;
- лица, не являющиеся участниками уголовного судопроизводства, но обладающие информацией, имеющей значение для процесса расследования, или имеющие к ней доступ (заявитель, очевидец, жертва преступления либо иные лица, способствующие предупреждению или раскрытию преступления; журналисты, работники органов власти и управления и т. п.);
- отдельные категории государственных и муниципальных служащих и их близкие (Перечень категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 900).
Среди применяемых мер безопасности наиболее востребованной является «личная охрана, охрана жилища и имущества», на долю которой приходится третья часть всех примененных мер; по 20% - «обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице»; «выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности» и «временное помещение в безопасное место».
Обеспечение защиты лиц, осуществляющих расследование, оперативное сопровождение расследования, их близких является одним из важных условий результативной деятельности правоохранительных органов. Особенно актуален данный тезис в условиях жесткого и изощренного воздействия со стороны участников ОПФ на сотрудников правоохранительных органов, когда массированность и потенциальная возможность его осуществления очевидны.
Во многих странах реализация мер безопасности в отношении сотрудников правоохранительных органов является составной частью государственной политики. Например, в Великобритании и Франции действуют финансируемые государством специальные программы защиты не только свидетелей и лиц,
35
пострадавших от преступлений, но и непосредственно должностных лиц правоохранительных органов.
О значимости проблемы свидетельствует тот факт, что ежегодно в России только в отношении сотрудников органов внутренних дел фиксируется 73-75 тыс. неправомерных действий, каждое третье из которых носит уголовно-наказуемый характер. За последние два года отмечен практически трехкратный рост количества преступлений с применением насилия, совершенных в отношении сотрудников ОВД, в результате которых им причинен вред здоровью или смерть (800-900 преступлений ежегодно). Спектр противоправных деяний широк - от оскорбления до угроз убийством и применения насилия в отношении представителя власти и посягательства на его жизнь.
Наличие непосредственного контакта сотрудников правоохранительных органов с правонарушителями предопределяет высокую конфликтность служебной деятельности, высокий уровень потенциального и реального насилия по отношению к ним. Конечной целью воздействия на сотрудника правоохранительного органа является не только снижение активности и результативности его профессиональной деятельности, но в ряде случаев и прекращение должностных (служебных) полномочий. В связи с этим в отношении представителей власти преступники в большей степени применяют «реальные» угрозы, связанные с причинением вреда жизни и здоровью сотрудника и членов его семьи. Нередки случаи применения нескольких способов посягательств, и, как правило, с нарастающей степенью их опасности и реальности - от уговоров, угроз и оскорблений до насилия, истязаний и покушений на жизнь.
Принятая 15 ноября 2000 г. в рамках ООН Конвенция против транснациональной организованной преступности предусматривает необходимость принятия мер по созданию условий для сотрудничества со следствием лиц, которые участвовали или участвуют в деятельности организованных преступных групп или сообществ, получении с их помощью информации, касающейся характера, состава, структуры организованных преступных групп, их связей (ст. 26). Обеспечение защиты подозреваемых (обвиняемых), заключающих досудебное соглашение о сотрудничестве (ДСоС) и активно способствующих расследованию, предусмотрено в главе 40.1 УПК РФ, при этом указывается, что на таких лиц распространяются все меры государственной защиты потерпевших и свидетелей, предусмотренные федеральным законом (ст. 317.9).
Таким образом, в целях обеспечения защиты различных категорий лиц необходимо своевременное, действующее на упреждение принятие соответствующей системы мер.
Все меры безопасности можно разделить на общие (предусмотренные в УК РФ, УПК РФ) и специальные (предусмотренные в Федеральных законах: от 20.04.1995 г. №45-ФЗ и от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ, а также принятых в развитие и уточнение их положений актах органов исполнительной власти).
В числе специальных мер безопасности обозначены:
- личная охрана;
- охрана жилища и имущества;
- выдача оружия, спецсредств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
- временное помещение в безопасное место;
- изменение места работы (учебы);
- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
- замена документов;
- изменение внешности;
- переселение на другое место жительства.
Характеристика и особенности осуществления данных мер изложены в Административном регламенте МВД России. Кроме того, отдельные изменения и дополнения вносятся постановлениями Правительства Российской Федерации. Так, при применении меры безопасности «переселение на другое место жительства» применяются изменения, внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. № 76 в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2012 г. № 953 «Об утверждении правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», согласно которым предусмотрена оплата органом, осуществляющим меры безопасности, расходов, связанных с проездом и провозом личного имущества от места проживания защищаемого к новому месту жительства, а также оказание материальной помощи для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 705 «О порядке защиты сведений об осуществлении государственной защиты и предоставления таких сведений и осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице» закреплен на подзаконном уровне механизм реализации меры безопасности «обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице».
Заслуживает внимания высказанное в литературе мнение о необходимости изложения положений о мерах безопасности системно в рамках отдельной главы УПК РФ. В этой связи внимательнее следовало бы присмотреться к отдельным мерам, используемым зарубежными правоохранительными органами:
- допрос судьей защищаемого лица вне зала суда с последующим оглашением его показаний;
- допрос должностных лиц, которые получили важные сведения по делу от сотрудничающих с ними граждан, без вызова последних в суд и разглашения данных о них (практика выработана в США, Германии, Швейцарии и др.);
- демонстрация в зале суда видеозаписи или оглашение показаний, данных защищаемым лицом в стадии предварительного расследования, без его вызова в судебное заседание (Дания, Швеция, Израиль, США и др.).
В числе актуальных проблем обеспечения госзащиты, которые активно прорабатываются в настоящее время, выступают следующие:
- тщательная проверка поступившего заявления о применении мер безопасности совместно органом, принимающим решение об осуществлении мер
безопасности, и органом, на который будут возложены обязанности по их осуществлению;
- возможности продления срока проверки по заявлению об угрозе безопасности лица до 30 суток по мотивированному ходатайству органа, осуществляющего меры безопасности;
- учет возникающих на практике ситуаций, когда органом, принимающим решение об осуществлении госзащиты, установлены данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, при этом физическое состояние защищаемого не позволяет ему дать согласие на применение мер безопасности (бессознательное состояние);
- закрепление обязанности органа, принявшего решение об осуществлении госзащиты, или органа, в производстве которого находится уголовное дело с неотмененным постановлением об осуществлении госзащиты, рассматривать ходатайство органа, осуществляющего меры безопасности, об их отмене с вынесением мотивированного постановления (определения);
- решение вопроса о закреплении в УПК РФ обязанностей должностных лиц следственных органов и суда принимать решение о дальнейшем применении мер безопасности либо их полной или частичной отмене одновременно с приостановлением предварительного следствия, прекращением уголовного дела или уголовного преследования.
Тишутина Инна Валериевна, д-р юрид. наук, проф., Россия, Москва, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
ENSURING THE SAFETY OF PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS IS AN
IMPORTANT COMPONENT OF OVERCOMING THE COUNTERACTION TO THE
INVESTIGATION OF CRIMES
I.V. Tishutina
The legal basis, organization and essence of state protection of participants in criminal proceedings as a measure to overcome the opposition to the investigation of crimes. Attention is drawn to actual problems of ensuring the safety of participants in the process, depending on their status in the criminal process.
Key words: state protection, participant in criminal proceedings, counteraction, investigation of crimes, overcoming, security, organization.
Tishutina Inna Valerievna, Doctor of Law, prof. сhair, Russia, Moscow, Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V. Y. Kikotya