УДК 343 ГРНТИ 10.77 EDN: JYRCTN
Обеспечение безопасности цифрового пространства от кибертеррористических угроз
©Ордоков МирзабекХаутиевич 1'a ©Мартыненко Олег Владимирович 2b
' Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия
2Ростовский юридический институт МВД России, Волгодонский филиал, г.Волгодонск, Россия а [email protected] ь [email protected]
Аннотация: Целью данного исследования является изучение возможностей обеспечение безопасности цифрового пространства от кибертеррористических угроз.
Основной особенностью киберпреступлений является оторванность преступника от места преступления. Таким образом, он может и находиться в любой точке мира, а совершить преступление в другой. Интернет стирает границы и временные разрывы. Некоторые ученые придерживаются мнения, что добиться эффективности от международного взаимодействия можно только в том случае, если в нем будут принимать участие не отдельные страны, ахотя бы все развитые государства.
Установлено, для того чтобы обеспечить информационную безопасность на национальном уровне, потребуется принять эффективную систему, которая даст возможность использовать комплексные меры, а также действовать совместно с иностранными государствами. Мероприятия должны быть направлены на совместное противоборство террористам. Важно, чтобы эти меры позволяли не только устранить последствия преступлений, но и вовремя их предотвратить. Для этого потребуется планомерное развитие и обоснование методик по борьбе с киберпреступностью. Для защиты информации в киберпространстве на сегодняшний день актуально регулирование IT-сетей на государственном уровне. Это поможет обеспечить высокую безопасность и повысить возможности правоохранительных органов в борьбе с кибертеррориз-
Сделан вывод о том, что относительно киберпреступности российская законодательная база только формируется. Это связано не только с ростом киберпреступности как таковой, но и с тем, что это явление появилось относительно недавно, и закону приходится наверстывать разницу. Общественные отношения, в которыхзадействовано киберпространство, активно развиваются, они используются практически во все сферах жизни, именно поэтому отечественные исследователи киберпреступности говорят о том, что необходимо ускоренное развитие нормативно-правовой базы.
Ключевые слова: киберпреступность, кибертерроризм, вредоносные компьютерные программы, телекоммуникационные технологии, информационная безопасность, сетевой терроризм, цифровая сфера.
Для цитирования: Ордоков М.Х., Мартыненко О.В. Обеспечение безопасности цифрового пространства от кибертеррористических угроз // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. №5. С. 156-160. EDN: JYRCTN
Ensuring the Security ofthe Digital Spacefrom Cyberterrorist Threats
©Ordokov Mirzabek Khautievich 1 a
©Martynenko Oieg Vladimirovich 2'b
' North CaucasuslnstituteforAdvancedStudies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia 2 Rostov Law Institute ofthe Ministry oflnternalAffairs ofthe Russian Federation, Volgodonsk branch, Volgodonsk, Russia a [email protected] b [email protected]
Abstract: The purpose of this study is to study the possibilities of ensuring the security of the digital space from cyberterrorist threats.
The main feature of cybercrimes is the isolation ofthe criminal from the crime scene. Thus, he can be anywhere in the world, and commit a crime in another. The Internet erases boundaries and time gaps. Some scientists are ofthe opinion
Ордоков М.Х. Мартыненко О.В.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ОТ КИБЕРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ
that it is possible to achieve effectiveness from international cooperation only if not individual countries, but at least all developed countries take part in it.
It is established that in order to ensure information security at the national level, it will be necessary to adopt an effective system that will make it possible to use comprehensive measures, as well as to act jointly with foreign states. The measures should be aimed at joint confrontation with terrorists. It is important that these measures allow not only to eliminate the consequences of crimes, but also to prevent them in time. This will require the systematic development and justification of methods to combat cybercrime. To protect information in cyberspace, regulation of IT networks at the state level is currently relevant. This will help to ensure high security and increase the capabilities of law enforcement agencies in thefight against cyberterrorism.
It is concluded that the Russian legislative framework regarding cybercrime is only being formed. This is due not only to the growth of cybercrime as such, but also to the fact that this phenomenon has appeared relatively recently, and the law has to make up for the difference. The social relations in which cyberspace is involved are actively developing, they are used in almost all spheres of life, which is why domestic cybercrime researchers say that accelerated development of the regulatoryframework is necessary.
Keywords: cybercrime, cyberterrorism, malicious computer programs, telecommunication technologies, information security, network terrorism, digital sphere.
For citation: Ordokov M.Kh., Martynenko O.V. Ensuring the Security of the Digital Space from Cyberterrorist Threats//Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. W°5. Pp. 156-160. (in Russ.). EDN: JYRCTN
ВВЕДЕНИЕ
Если рассматривать противодействие преступности в комплексном виде, под ним понимается следующее: «комплекс мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, заключающийся в разработке и осуществлении системы целенаправленных мер по воспрепятствованию возникновению причин преступлений, условий, способствующих их совершению, а также по их выявлению, предотвращению и пресечению путем профилактики и предупреждения преступлений». Важно отметить, что востребован именно эффективный механизм противодействиятерроризму, в противном случае от него не будет никакой пользы. Такая востребованность вызвана следующими факторами [4; 8; 9; 10]:
• Активный рост преступности в цифровой сфере. Именно в виртуальном пространстве преступники создают и распространяют запрещенные материалы, внедряют идеи в массы и вербуют сторонников.
• Обострение международной обстановки. В информационной и даже физической войне интернет становится не только мощным средством пропаганды, но и дезинформации.
• Большое количество мировоззрений и концессий в обществе, разница в культурных традициях народов. Все это может вызывать столкновения и вражду.
Сетевой терроризм не имеет границ, преступники могут находиться на территории одной страны и действовать на территории другой, из-за этого повышается сложность в противодействии терроризму. Для того чтобы система противодействия работала эффективно, требуется разработка международных договоренностей. Быстрое развитие сетей и преступности в них заставляет мировое сообщество приходить к выводам о том, что без международного сотрудничества обойтись уже нельзя. Требуется договор, в который будет входить большое количество участников, однако это вызывает и организационные сложности. Например, каждая страна выдвигает какие-то свои требования и пожелания, из-за чего процесс разработки соглашения затягивается.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ВОПРОСАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ
На данный момент между странами возможно сотрудничество не в рамках одного крупного соглашения, а по двусторонним договорам. Для этого не требуется вести долгих переговоров, достаточно сделать запрос и дождаться ответа на него. Такие запросы нередко поступают в ООН, так как организация может оказать юридическую поддержку, у нее есть готовые нормы и правовые акты, направленные на борьбу именно с международным терроризмом, в том числе и с сетевым. Двустороннее сотрудничество достаточно удобно, оно позволяет противодействовать международному терроризму и выражается в следующих формах партнерства [10; 11]:
• Проведение консультаций — они помогают менее опытным странам перенять методы борьбы и противодействия кибертерроризму.
• Обмен данными — это важная информация, которая может помочь в борьбе с определенными бандформированиями, а также способствовать перекрытию финансирования преступных организаций.
Сотрудничество между государствами необходимо для обеспечения информационной безопасности. Оно выражается следующими средствами:
• Разработка совместных мер развития международного права, нормативно-правовых актов, которые могли бы регулировать данный вид деятельности в разных странах. Например, это нужно для ограничения распространения запрещенных материалов, продажи оружия, а также создания угрозы национальной безопасности.
• Проведение оценок, исследований и экспертиз, касающихся информационной безопасности.
• Обеспечение информационной безопасности объектов, важныхдля государства, и его безопасности.
• Разработка мер, повышающих доверие между разными странами, обеспечивающих информационную безопасность в международном формате.
• Совместная работа на форумах, в международных организациях, рассматривающих вопросы международной кибербезопасности.
• Обмен опытом и оборудованием, технологиями, сотрудниками, специализированными системами, позволяющими государству эффективно противостоять информационной угрозе.
Для повышения эффективности сотрудничества между разными странами необходима работа сразу в нескольких направлениях. Таким образом, потребуется правовая регламентация и применение современных, более эффективных мер противодействия, чем уже существующие. Между странами существует сотрудничество правоохранительных органов, однако для киберпреступлений традиционные меры, которые используются для классических преступлений, неэффективны. Требуется разработка принципиально новых подходов, которые позволят эффективно противодействовать преступности.
Основной особенностью киберпреступлений является оторванность преступника от места преступления. Таким образом, он может и находиться в любой точке мира, а совершить преступление в другой. Интернет стирает границы и временные разрывы. Некоторые ученые придерживаются мнения, что добиться эффективности от международного взаимодействия можно только в том случае, если в нем будут принимать участие не отдельные страны, а хотя бы все развитые государства. Однако этот путь достаточно сложен. Страны имеют разные правовые системы, и потребуется очень много времени на то, чтобы устранить все разногласия и добиться какого-то общего понимания и подхода к рассматриваемой проблеме [1].
ВОЗМОЖНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Для того чтобы обеспечить информационную безопасность на национальном уровне, потребуется принять эффективную систему, которая даст возможность использовать комплексные меры, а также действовать совместно с иностранными государствами. Мероприятия должны быть направлены на совместное противоборство террористам. Важно, чтобы эти меры позволяли не только устранить последствия преступлений, но и вовремя их предотвратить. Для этого потребуется планомерное развитие и обоснование методик по борьбе с киберпреступностью. Для защиты информации в киберпространстве на сегодняшний день актуально регулирование 1Т-сетей на государственном уровне. Это поможет обеспечить высокую безопасность и повысить возможности правоохранительных органов в борьбе с кибертерроризмом.
Телекоммуникационные технологии активно используются в обществе, они применяются практически во всех сферах общественной жизни и экономики. Они нужны не только для работы, ной применяются в быту, что делает их важной частью жизни. Именно поэтому проблематика роста преступности в информационном пространстве говорит о том, что требуются эффективные и своевременные меры по борьбе с этим видом преступности. Для ликвидации потенциальных угроз необходимо строгое регулирование пространства СМИ [2; 6]. Для совершения преступлений киберпре-
ступники применяют компьютерные системы, однако преступление может быть направлено и против таких систем. К наиболее распространенным преступлениям относятся:
• Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ — ст. 273 УК РФ.
• Мошеннические действия, совершенные с использованием электронных средств платежа — ст. 159.3 УК РФ.
• Неправомерный доступ к компьютерной информации — ст. 272 УК РФ.
В 2018 году, выступая на Международном конгрессе по кибербезопасности, В.В. Путин озвучил ряд мер, которые помогли бы повысить кибербезопасность страны. Основное внимание было уделено именно международному сотрудничеству. Кроме этого, было внесено предложение использовать российское программное обеспечение, отмечена необходимость готовить квалифицированные кадры, активно обмениваться с другими странами информацией о кибератаках.
Стоит отметить, что борьба с киберпреступностью сложна не только в техническом смысле, но и усложняется тем, что многие преступники развивают свои навыки, приобретают более современное ПО и технические средства, которые помогают им совершать преступления, сохраняя анонимность. Они придумывают новые схемы, и система правоохранительных органов не успевает за этим динамичным развитием. Для быстрого и эффективного расследования преступлений в киберпространстве правоохранительные органы должны иметь не только хорошо подготовленных сотрудников, обладающих необходимым набором знаний, но и передовые технические средства. И с первым, и со вторым нередко возникают проблемы.
Для расследования преступлений, совершенных международными группами хакеров, требуется высокая профессиональная квалификация сотрудников, занимающихся расследованием. Кроме этого, часто требуется дорогостоящее специализированное оборудование, которым обладают далеко не все отделы полиции и даже ФСБ. Отдельные виды расследований могут длиться более 2 месяцев. Киберпреступления часто являются совокупностью противоправных деяний, совершенных с применением цифровых технологий. В законодательных актах отсутствует четкое понятие о том, что такое киберпреступление. В них есть отсылки к похожим терминам, являющимся по сути синонимами преступлений в сфере 1Т-технологий.
Относительно киберпреступности российская законодательная база только формируется. Это связано не только с ростом киберпреступности как таковой, но и с тем, что это явление появилось относительно недавно, и закону приходится наверстывать разницу. Общественные отношения, в которых задействовано кибер-пространство, активно развиваются, они используются практически во все сферах жизни, именно поэтому отечественные исследователи киберпреступности говорят о том, что необходимо ускоренное развитие нормативно-правовой базы [5]. Для того чтобы закон был успешен, потребуется применение не только юридических, но и специальных знаний, касающихся применения цифровых технологий. Только тогда можно будет создать действительно качественную нормативно-правовую базу, которая будет работать.
Ордоков М.Х. Мартыненко О.В.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ОТ КИБЕРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ
При разработке законопроектов, направленных на противодействие киберпреступности, законодатель должен учесть позиции экспертов, разбирающихся в информационной безопасности. Кроме этого, подобные законопроекты должны обсуждаться на международном уровне, так как для эффективной борьбы с киберпреступностью требуется сотрудничество между разными странами [3]. Эти позиции должны отражаться не только в теории права, но и быть закреплены в законе, что нужно для того, чтобы создать плацдарм для качественного правового регулирования и искоренения киберпреступности какявления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арипшев A.M. Современные проблемы кибер-терроризма и актуальные методы борьбы с преступлениями в сфере IT-технологий в период пандемии COVID-19 // Евразийский юридический журнал. 2021. № 9 (160). С. 284-285.
2. Жуков А.З. Совершенствование инструментов противодействия киберртерроризму в современных условиях // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 5. С. 123-128.
3. Кобец П.Н. Совершенствование противодействия современным вызовам и угрозам в сфере информационной безопасности Российской Федерации, исходящих от международных террористических организаций //Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 2 (101). С. 51-64.
4. Костин A.B. Противодействие информационному терроризму: история и современность // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2020. № 1. С. 104-114.
5. Пхитиков Р.Б. Развитие кибертерроризма в глобальном информационном пространстве // Право и управление. 2023. № 2. С. 151-154.
6. Романовский В.Г. Информационная безопасность и противодействие терроризму в цифровом пространстве // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 2 (34). С. 134-140.
7. Хамурзов А.Т. Кибертерроризм: новые вызовы и меры противодействия // Журнал прикладных исследований. 2021. № 3-2. С. 74-77.
8. Хараев A.A. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, как одном из основных источников финансирования терроризма // Евразийский юридический журнал. 2019. № 12 (139). С. 360-362.
9. Хачидогов P.A. Кибертерроризм в глобальном информационном пространстве: новые вызовы и меры противодействия // Образование и право. 2021. № 6. С. 362-366.
10. Ширинова A.A., Семенцова И.А. Кибертерроризм, как болезнь современной интернет-сети. Пути противодействия // В сборнике: Уголовное законодательство России: основные проблемы применения и направления совершенствования. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2019. С. 19-21.
11. Шогенов З.А. Развитие кибертерроризма в глобальном информационном пространстве // Право и управление. 2023. № 2. С. 155-159.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если не уделять достаточного внимания борьбе с киберпреступностью и качеству законодательных норм, можно столкнуться с опасной проблемой, которую впоследствии будет крайне тяжело решить имеющимися правовыми средствами. Лишь за счет комплексного подхода можно обеспечить эффективное противодействие киберпреступности, улучшение показателей при расследовании данной категории преступлений. Нормализация правовой сферы поможет не допустить в будущем роста киберпреступности, а по возможности снизить ее активность.
REFERENCES
1. Aripshev A.M. Modern problems of cyberterrorism and current methods of combating crimes in the field of IT technologies during the COVID-19 pandemic // Eurasian Legal Journal. 2021. No. 9 (160). pp. 284285.
2. Zhukov A.Z. Improvement of tools for countering cyberterrorism in modern conditions // Gaps in Russian legislation. 2021. Vol. 14. No. 5. pp. 123-128.
3. Kobets P.N. Improving counteraction to modern challenges and threats in the field of information security of the Russian Federation emanating from international terrorist organizations //Bulletin of the East Siberian Institute ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 2 (101). pp. 51-64.
4. Kostin A.V. Countering information terrorism: history and modernity // Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. 2020. No. 1. pp. 104-114.
5. Phitikov R.B. The development of cyberterrorism in the global information space // Law and Management. 2023. No. 2. pp. 151-154.
6. Romanovsky V.G. Information security and counteraction to terrorism in the digital space // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 2 (34). pp. 134-140.
7. Khamurzov A.T. Cyberterrorism: new challenges and counteraction measures // Journal of Applied Research. 2021. No. 3-2. pp. 74-77.
8. Kharaev A.A. On countering the legalization (laundering) of proceeds from crime as one of the main sources of terrorist financing // Eurasian Legal Journal. 2019. No. 12 (139). pp. 360-362.
9. Khachidogov R.A. Cyberterrorism in the global information space: new challenges and counteraction measures // Education and Law. 2021. No. 6. pp. 362366.
10. Shirinova A.A., Sementsova I.A. Cyberterrorism as a disease of the modern Internet network. Ways to counteract // In the collection: Criminal legislation of Russia: the main problems of application and areas of improvement. Collection of materials ofthe I International Scientific and Practical Conference. 2019. pp. 19-21.
11. ShogenovZ.A. Development of cyberterrorism in the global information space // Law and Management. 2023. No. 2. pp. 155-159.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ОТ КИБЕРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ», подготовленную старшим преподавателем кафедры огневой подготовки СКИ(ф) КрУ МВД России подполковником полиции Ордоковым Мирзабеком Хаутиевичем и старшим преподавателем кафедры огневой и физической подготовки Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России майором полиции Марты-ненко Олегом Владимировичем
Сетевой терроризм не имеет границ, преступники могут находиться на территории одной страны и действовать на территории другой, из-за этого повышается сложность в противодействии терроризму. Для того чтобы система противодействия работала эффективно, требуется разработка международных договоренностей. Быстрое развитие сетей и преступности в них заставляет мировое сообщество приходить к выводам о том, что без международного сотрудничества обойтись уже нельзя. Требуется договор, в который будет входить большое количество участников, однако это вызывает и организационные сложности.
На данный момент между странами возможно сотрудничество не в рамках одного крупного соглашения, а по двусторонним договорам. Для этого не требуется вести долгих переговоров, достаточно сделать запрос и дождаться ответа на него. Такие запросы нередко поступают в ООН, так как организация может оказать юридическую поддержку, у нее есть готовые нормы и правовые акты, направленные на борьбу именно с международным терроризмом, в том числе и с сетевым. Двустороннее сотрудничество достаточно удобно, оно позволяет противодействовать международному терроризму и выражается в следующих формах партнерства.
Автор больше склоняется к тому мнению, что для обеспечения информационной безопасности на национальном уровне, потребуется принять эффективную систему, которая даст возможность использовать комплексные меры, а также действовать совместно с иностранными государствами. Мероприятия должны быть направлены на совместное противоборство террористам. Важно, чтобы эти меры позволяли не только устранить последствия преступлений, но и вовремя их предотвратить. Для этого потребуется планомерное развитие и обоснование методик по борьбе с киберпреступностью. Для защиты информации в киберпространстве на сегодняшний день актуально регулирование IT-сетей на государственном уровне. Это поможет обеспечить высокую безопасность и повысить возможности правоохранительных органов в борьбе с кибертерроризмом. В целом рецензируемая статья представляет научный и практический интерес и может быть рекомендована к публикации.
Рецензент: Начальник кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.ю.н, майор полиции Л.А. Геля-
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат».
Статья поступила в редакцию 07.07.2023, принята к публикации 29.07.2023
The article was received on 07.07.2023, accepted for publication 29.07.2023
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Ордоков Мирзабек Хаутиевич, подполковник полиции, старший преподаватель кафедры, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия. E-mail: [email protected]
Мартыненко Олег Владимирович, майор полиции, старший преподаватель кафедры, Ростовский юридический институт МВД России, Волгодонский филиал, Волгодонск, Россия. E-mail: [email protected]
ABOUTTHE AUTHORS
Ordokov Mirzabek Khautievich, Police Lieutenant Colonel, Senior lecturer of the Department, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia. E-mail: [email protected]
Martynenko Oleg Vladimirovich, Police Major, Senior lecturer of the Department, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Volgodonsk branch. E-mail: [email protected]