Банковское дело
УДК 338.22
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЗЕРВОВ БАНКА РОССИИ
А.Н. СУХАРЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного, административного и таможенного права E-mail: su500005@yandex.ru Тверской государственный университет
А.Г. БУРУТИН, доктор технических наук, кандидат политических наук, директор по планированию и организации научно-исследовательской работы Финансового университета при Правительстве РФ E-mail: alex.burutin@yandex.ru
В статье раскрываются внутренняя логика формирования, размещения, использования международных резервов России и алгоритмы разработки мер по обеспечению их сохранности в связи с обозначившимися рисками по введению со стороны США и стран Западной Европы в отношении РФ экономических санкций, которые могут включать замораживание международных резервов страны. В связи с этим рассматриваются понятие «международные резервы», их компоненты (валютная и монетарного золота), а также процесс формирования и использования данных резервов во взаимосвязи с платежным балансом. Представлена сравнительная характеристика двух моделей национальной экономики с позиции необходимости формирования международных резервов (с международными резервами и без международных резервов).
Отражены особенности формирования и использования международных резервов России в 19972014 гг. Отмечено, что на эти процессы значительное влияние оказывает конъюнктура мирового рынка нефти, что в целях обеспечения макроэкономической
устойчивости требует приобретения или продажи Банком России иностранной валюты и приводит соответственно к росту или сокращению его внешних активов (валютных резервов). Приведены данные о доходности и географическом распределении валютных резервов, монетарном золоте в составе международных резервов России в 2004-2014 гг.
Подчеркнуто, что возможные риски замораживания валютной компоненты международных резервов РФ требуют реализации комплекса мер по обеспечению их сохранности. Они включают: сокращение их величины за счет их трансформации во внутренние кредиты экономики через специально выстроенную систему и с учетом обеспечения равновесия на валютном и денежном рынках; увеличение вложений в монетарное золото; изменение направления размещения валютных резервов (возможность их размещения в странах Азии).
Ключевые слова: международные резервы, золотовалютные резервы, валютные резервы, монетарное золото, внутренние активы, внешние активы, платежный баланс, Банк России
Международные (золотовалютные) резервы представляют собой совокупность валютных резервов и монетарного золота, принадлежащих Банку России и Правительству РФ. Их целями являются:
- обеспечение бесперебойности внешней торговли и международных платежей;
- обеспечение макроэкономической устойчивости.
В состав валютных резервов входят высоколиквидные активы, выраженные в иностранной валюте, которые принадлежат Банку России и Правительству РФ (кроме требований к резидентам) и включают в себя средства на счетах в иностранных банках и международных финансовых учреждениях, ценные бумаги и пр. Под монетарным золотом понимается золото в виде слитков и монет, имеющих процентное содержание золота 99,5% (995 проба). На практике международные резервы практически полностью формируются в Банке России и представляют часть его активов, выраженных в иностранной валюте (внешние активы). В связи с этим понятия «международные резервы Российской Федерации» и «международные резервы Банка России» становятся идентичными. В отличие от внешних активов Банка России, его внутренние активы представляют собой требования к резидентам. Валютную компоненту международных резервов можно рассматривать как кредитование Банком России зарубежных контрагентов и экономик зарубежных стран, что лишает российскую экономику соответствующих кредитных ресурсов. Вместе с тем наличие у Банка России валютных резервов позволяет ему снижать волатильность национальной валюты и тем самым обеспечивать стабильность национальной экономики, уменьшая макроэкономические риски. Учитывая зависимость российской экономики от колебаний цен на нефть, наличие у Банка России значительных валютных резервов может снизить негативные последствия экономического шока при падении цен на нефть на мировых рынках.
Формирование международных резервов осуществляется преимущественно путем приобретения Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке и монетарного золота, а расходование - путем их реализации и получения национальной валюты. С финансовой точки зрения международные резервы Банка России формируются за счет его пассивов -собственных средств (капитала) и обязательств. При прочих равных условиях расходование международных резервов изменяет соотношение между
внутренними и внешними активами Банка России, оставляя без изменения величину пассивов. Поэтому расходование международных резервов, с одной стороны, снижет величину резервных платежных средств страны в иностранной валюте, а с другой -приводит к увеличению внутреннего финансирования национальной экономики.
Наиболее наглядно формирование и использование международных резервов можно показать в увязке этого процесса с платежным балансом. Методологически платежный баланс не должен иметь сальдо (точнее, сальдо должно быть всегда равно нулю), так как все операции (поступления и платежи) обязаны быть уравновешенными. Выделение сальдо у платежного баланса носит условный характер и основано на подразделении его статей на основные и балансирующие. При этом принято исходить из того, что основные статьи образуют сальдо платежного баланса, а балансирующие статьи рассматриваются как покрытие его дефицита или способ и направление использование профицита. С позиции концепции баланса официальных расчетов сальдо платежного баланса рассчитывается как сумма всех операций (за исключением изменения международных резервов страны) или как сумма сальдо текущего баланса и сальдо операций с капиталом и финансовыми инструментами [4]. Эта концепция позволяет понять механизм формирования и использования международных резервов.
Используя концепцию баланса официальных расчетов, платежный баланс формализованно можно представить следующим образом:
СВ + FB = ВР = ЛД, где СВ - сальдо текущего баланса;
FB - сальдо баланса операций с капиталом и финансовыми инструментами; ВР - сальдо платежного баланса с позиции концепции баланса официальных расчетов; ЛД - изменение величины официальных расчетов.
Это уравнение показывает, что суммарное сальдо текущих операций, операций с капиталом и финансовыми инструментами должно балансироваться изменением величины международных резервов официальных органов (чаще - центрального банка) государства. При этом предполагается, что сальдо текущего баланса должно покрываться сальдо операций с капиталом и финансовыми инструментами, а в той части, в которой такого покрытия не происходит, будет покрываться изме-
Таблица 1
Две модели национальной экономики с позиции необходимости формирования международных резервов
Признак Модель с международными резервами Модель без международных резервов
Использование центральным банком финансовых ресурсов Финансирование экономик зарубежных стран Перераспределение финансовых ресурсов в национальной экономике
Стабильность курса национальной валюты Более стабильный Менее стабильный
Возможность проведения эффективной стабилизационной политики Большая возможность Меньше возможностей
Воздействие на прибыль центрального банка Величина прибыли меньше Величина прибыли больше
Главный фактор прироста капитала центрального банка Прирост капитала центрального банка вызван преимущественно вследствие положительной переоценки иностранной валюты (международных резервов) Прирост капитала центрального банка произошел преимущественно за счет накопления части получаемой им прибыли
Степень колебания капитала центрального банка Значительное Плавное изменение
Вероятность получения отрицательного значения капитала на балансе центрального банка Высокая вероятность Низкая вероятность
Использование режима валютного курса Фиксированный валютный курс. Управляемое плавание Свободное плавание
нением (увеличением или сокращением) величины международных резервов.
Условно можно рассмотреть две макроэкономические модели:
- с международными резервами;
- без международных резервов (табл. 1).
В модели без международных резервов центральный банк не вмешивается в работу внутреннего валютного рынка, а курсообразование национальной валюты полностью свободно, и отсутствуют интервенции со стороны денежных властей по купле-продаже иностранной валюты. Здесь финансовые ресурсы центрального банка используются для кредитования национальной экономики через выстроенную систему рефинансирования, но чаще зарубежные центральные банки их используют для приобретения долговых ценных бумаг центрального правительства. В Российской Федерации согласно Бюджетному кодексу РФ Банк России не может предоставлять Правительству РФ кредиты и покупать его долговые обязательства при их размещении. При этом не существует ограничений на приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации на вторичном рынке. Такое ограничение было введено в связи с существовавшей негативной практикой приобретения Банком России долговых обязательств Правительства РФ, что привело к значительному росту «пирамиды» ГКО, вплоть до невозможности
государству обслуживать свой долг. Введенный запрет направлен на то, чтобы государственные ценные бумаги реализовывались через рыночную систему. Это должно сдерживать Правительство РФ от все большего увеличения государственного долга. Однако руководство страны может легко обойти это ограничение через приобретение долговых обязательств подконтрольными ему банками (ВЭБ, ОАО «Россельхозбанк»), а также по договоренности с Банком России и через ОАО «Сберегательный банк РФ»1, а затем продажу этих ценных бумаг Банку России. Потенциально Банк России обладает значительными возможностями в кредитовании российской экономики при переориентации своих внешних активов во внутренние. Это было бы возможным при условии изменения им режима валютного курса (переход на свободное плавание) с учетом макроэкономических ограничений (равновесия платежного баланса и денежного рынка), связанных с трансформацией внешних активов во внутренние.
Национальная экономика в модели без международных резервов (или с низким их уровнем) при прочих равных условиях будет менее устойчивой, а последствия внешних экономических шоков для нее будут иметь более разрушительный характер.
контрольный пакет акций ОАО «Сберегательный банк РФ» находится в собственности Банка России.
В модели с международными резервами центральный банк вмешивается в работу внутреннего валютного рынка, воздействуя на курс национальной валюты. В этом случае он может выбрать любой из возможных режимов валютного курса (например, фиксированный, управляемого плавания и пр.). Наличие международных резервов вовсе не гарантирует обеспечение полной макроэкономической устойчивости, а только лишь позволяет снизить последствия внешних экономических шоков. Международные резервы у центральных банков не безграничны, что не позволяет им достаточно долго их расходовать, поддерживая стабильность в экономике. Исчерпание международных резервов приводит к значительной девальвации национальной валюты. В качестве примера этого можно привести ситуацию, когда в 1998 г. нехватка валютных резервов у Банка России привела к необходимости девальвации рубля.
Как подчеркивает экономист О.В. Смирнова, наличие у центрального банка значительных международных резервов приводит к сокращению прибыли и росту капитала (собственных средств) за счет переоценки активов, выраженных в иностранной валюте, а также увеличивает вероятность получения центральным банком на своем балансе отрицательного значения капитала [7-10]. Наоборот, чем меньше у центрального банка международных резервов, тем более плавно будет изменяться его капитал и увеличиваться его прибыль, а также величина капитала в долгосрочном периоде (без учета налогообложения прибыли и ее распределения).
Среди экономистов не существует единого мнения, какой режим валютного курса является наиболее лучшим для экономики, так как каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. Режим фиксированного курса обеспечивает наибольшие макроэкономическую определенность и стабильность внешнеэкономических связей, но генерирует риски нестабильности при невозможности центрального банка поддерживать установленный фиксированный курс. Свободное плавание курса валюты создает неопределенность во внешней торговле и внутреннем производстве, но с течением времени способно повысить гибкость национальной экономики и степень ее приспособления к изменяющимся макроэкономическим условиям. Управляемое плавание представляет собой промежуточный вариант между фиксированным курсом и свободным плаванием и как при фиксированном курсе требует создания международных резервов.
Рассмотрим внутреннюю логику формирования и использования международных резервов в России. Этот процесс в значительной степени определяется конъюнктурой цен на нефть на мировом рынке. В 1997-1999 гг. произошло падение стоимости нефти до 10 долл. за баррель. Затем начался рост, что сопровождалось увеличением притока иностранной валюты в РФ. Это привело к укреплению курса национальной валюты и потребовало от Банка России реализации мер по сдерживанию роста рубля, который снижал конкурентоспособность отечественных товаров. Такая политика предусматривала приобретение иностранной валюты на внутреннем рынке, что приводило к росту международных резервов: к середине 2008 г. они достигли почти 570 млрд долл. Однако потом началось их снижение вследствие нестабильности мировых финансовых рынков и разразившегося мирового финансового кризиса (началом которого можно считать 15.09.2008, когда крупнейший американский инвестиционный банк Lehman Brothers объявил о своем банкротстве). В итоге это привело к снижению международных резервов почти в 1,5 раза. Но по мере роста цен на нефть международные резервы РФ опять стали расти (табл. 2).
В состав международных резервов c 2006 г. стали включаться средства суверенных фондов, номинированные в иностранной валюте и размещенные Министерством финансов РФ в Банке России [12-15]. Поэтому на динамику изменения международных резервов оказывает влияние динамика изменения величины государственных финансовых резервов (финансовых резервов Правительства РФ), которая также в свою очередь определяется конъюнктурой мирового нефтяного рынка.
В настоящее время формирование международных резервов в России диктуется конъюнктурой мирового нефтяного рынка: не существует каких-либо законодательных ограничений на их величину. Иными словами, формирование и расходование международных резервов являются отражением макроэкономики и диктуются необходимостью регулирования валютного и денежного рынка в целях обеспечения макроэкономической стабильности в условиях ориентации на максимально возможные темпы экономического роста (в неблагоприятный период - минимизации спада в экономике).
Банк России до 2007 г. не увеличивал объем монетарного золота. Наоборот, происходило сокращение из-за направления его на чеканку памятных и инвестиционных монет. Такая практика также
Банковское дело Banking - 6 -
Таблица 2
Динамика роста (снижения) международных резервов России в 2000-2014 гг.*
Год Валютные резервы Монетарное золото Всего, млрд долл.
Млрд долл. В процентах от общей величины международных резервов Млрд долл. В процентах от общей величины международных резервов
2000 8,5 68,0 4,0 32,0 12,5
2001 24,3 86,8 3,7 13,2 28,0
2002 32,5 88,8 4,1 11,2 36,6
2003 44,1 92,3 3,7 7,7 47,8
2004 73,1 95,1 3,8 4,9 76,9
2005 120,8 97,0 3,7 3,0 124,5
2006 175,9 96,5 6,3 3,5 182,2
2007 295,6 97,3 8,1 2,7 303,7
2008 466,8 97,5 12,0 2,5 478,8
2009 411,7 96,6 14,5 3,4 426,2
2010 416,7 94,8 22,8 5,2 439,5
2011 443,6 92,5 35,8 7,5 479,4
2012 454,0 91,0 44,7 9,0 498,7
2013 486,6 90,5 51,0 9,5 537,6
2014 469,6 92,2 40,0 7,8 509,6
Источник: URL: http:// www.cbr.ru.
существует в США, где ФРС Соединенных Штатов производит чеканку золотых монет, используя на это металл из своего золотого запаса. В 2008 г. Банк России столкнулся с трудностью быстрой реализации золота, чтобы получить иностранную валюту для проведения валютной интервенции в целях поддержки курса рубля. Возникла проблема того, что золото не могло быть быстро реализовано без существенной потери в стоимости из-за быстрой реакции цен на рынке «желтого металла». Понимание макроэкономической «бесполезности» золота привело к поиску путей его трансформации в валютные резервы, а одним из путей этого стал проект по выпуску инвестиционных монет [1].
По мере роста международных резервов у России, увеличения потенциальных рисков девальвации доллара США и нестабильности в ЕС возникли опасения относительно обеспечения сохранности валютных резервов. Все это привело к необходимости большей диверсификации международных резервов за счет увеличения в их составе монетарного золота. Расчет здесь также делался на то, что в случае девальвации доллара США или возникновения проблем с евро цена золота должна была бы вырасти, что автоматически (скорее частично) компенсировало бы потери РФ. С 2006 г. Банк России стал производить покупки золота в состав международных резервов: - за 2006 г. величина монетарного золота увеличилась на 0,5 млн тройских унций (XAU);
- за 2007 г. - на 1,6 млн;
- за 2008 г. - на 2,2 млн;
- за 2009 г. - на 4,2 млн;
- за 2010 г. - на 4,5 млн;
- за 2011 г. - на 3,4 млн;
- за 2012 г. - на 2,0 млн;
- за 2013 г. - на 2,5 млн (табл. 3).
Таким образом, в 2010 г. был достигнут максимальный прирост монетарного золота у Банка России (140 т). По состоянию на 01.01.2014 объем монетарного золота, находящегося в составе международных резервов, составил 33,3 млн ХАи (1 035,7 т), а символическая отметка в 1 000 т была пройдена в 2013 г. С 01.01.2004 по 01.01.2014 объем монетарного золота в составе международных резервов вырос в 2,7 раза.
Стоимость монетарного золота в составе международных резервов России зависит от его количества, находящегося в распоряжении Банка России и Правительства РФ, а также от его цены. На долю золота в составе международных резервов кроме того оказывает воздействие величина валютных резервов. На 01.01.2000 эта доля составляла 32,0%, а в дальнейшем, по мере роста валютных резервов она сокращалась. На 01.01.2005 доля составляла 3,0%. По мере роста объема монетарного золота (с 2006 г.) она увеличилась до 9,5% (на 01.01.2013). Несмотря на прирост монетарного золота в 2013 г., его доля в составе международных резервов сократилась
Банковское дело Banking - 7 -
Таблица 3
Физический объем монетарного золота Банка России в 2004-2014 гг.
Год Накопленный объем монетарного золота (на 1 января) Прирост объема монетарного золота за год Учетная цена золота, долл.
XAU*, млн Объем, т XAU*, млн Объем, т
2004 12,5 388,8 -0,1 -3,1 300
2005 12,4 385,6 0,0 0,0 300
2006 12,4 385,6 0,5 15,6 508
2007 12,9 401,2 1,6 49,8 628
2008 14,5 451,0 2,2 68,4 828
2009 16,7 519,4 4,2 130,6 868
2010 20,9 650,0 4,5 140,0 1 091
2011 25,4 789,9 3,4 105,7 1 409
2012 28,8 895,7 2,0 62,2 1 552
2013 30,8 957,9 2,5 77,7 1 656
2014 33,3 1 035,6 - - 1 201
*Международное обозначение тройской унции. Источник: URL: http:// www.cbr.ru.
до 7,8%, что связано с падением цены золота на мировом рынке (на 01.01.2013 - 1 656 долл./XAU; на 01.01.2014 - 1 201 долл./XAU).
Увеличение монетарного золота в составе международных резервов приводит к снижению ликвидности средств, вложенных в международные резервы и повышению финансового риска Банка России от падения цен на золото на мировых рынках [5]. В целях снижения таких рисков Банк России создал фонд переоценки золота. При росте цены золота положительные разницы от его переоценки рассматриваются не как прибыль, а происходит увеличение фонда накопленных положительных разниц от переоценки золота, созданного в составе капитала (собственных средств) Банка России. При снижении цены на золото образующиеся отрицательные разницы погашаются за счет ранее накопленных отрицательных разниц, а при их нехватке -за счет текущих доходов Банка россии, уменьшая величину его прибыли (или гипотетически - увеличивая его убытки) [6].
Исходя из данных баланса Банка России по состоянию на 05.05.2014, к международным резервам можно отнести:
- драгоценные металлы - 1,7 трлн руб.2;
- средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных резидентов - 15,0 трлн руб.;
- требования к МВФ - 0,7 трлн руб. (табл. 4).
Внутренние активы включают:
2 В Банке России они представлены главным образом монетарным золотом.
- кредиты и депозиты российских кредитных организаций и Правительства РФ - 5,6 трлн руб.;
- ценные бумаги российских эмитентов - 0,4 трлн руб.;
- прочие активы -0,1 трлн руб.
Таким образом, на 05.05.2014 из 23,5 трлн руб. финансовых ресурсов, которыми располагал Банк России, 72% приходилось на международные резервы и 28% - на внутренние активы. Величина внешних активов составляла 15,7 трлн руб., из которых 15,0 трлн руб. - внешние активы, носящие необязательный характер, в отличие от 0,7 трлн
Таблица 4 Баланс Банка России на 05.05.2014*
Показатель Объем, млрд руб.
Активы
Драгоценные металлы 1 682,0
Средства, размещенные у нерезидентов, 15 000,0
и ценные бумаги иностранных резидентов
Кредиты и депозиты 5 600,3
Ценные бумаги (российских эмитентов) 436,0
Требования к МВФ 709,9
Прочие активы 128,7
Итого... 23 556,9
Пассивы
Наличные деньги в обращении 7 881,5
Средства на счетах в ЦБ РФ 10 542,4
Средства в расчетах 16,3
Обязательства перед МВФ 551,6
Капитал 3 169,1
Прочие пассивы 1 396,0
Итого... 23 556,9
*См. баланс Банка России в 2014 г. URL: http:/wwwcbrru.
руб., которые представлены в виде требований к МВФ и созданы в соответствии с уставом этой организации.
Основными источниками активов Банка России (включая международные резервы) являются:
- собственные средства (капитал) - 3,2 трлн руб.;
- наличные деньги в обращении - 7,9 трлн руб.;
- средства кредитных организаций и Правительства РФ - 10,5 трлн руб.
Средства Правительства РФ представляют собой остатки средств федерального бюджета, включая средства Резервного фонда РФ и часть средств Фонда национального благосостояния России.
В настоящее время представляет большую проблему определение достаточности для страны величины валютных резервов. В международной практике принято считать минимальной величиной валютных резервов величину, равную стоимости импорта товаров и услуг страны за три месяца. Для России в расчете по состоянию на первые пять месяцев 2014 г. это соответствовало бы около 100 млрд долл. международных резервов (при их фактическом значении на 01.06.2014 - 467,2 млрд долл.). Таким образом, фактически международные резервы превышали минимальное значение почти на 370 млрд долл., или в 4,7 раза. На практике подход с позиции финансирования стоимости трехмесячного импорта не является универсальным, и для каждой страны в различные исторические отрезки времени минимальный объем валютных резервов может быть различным. Кроме того, достаточно трудно определить критерии расчета достаточности валютных резервов.
По информации Банка России, по состоянию на 01.01.20123 достаточность международных резервов по отдельным странам мира выглядела следующим образом:
- международные резервы Китая могли покрыть объем импорта товаров и услуг страны в течение 20 мес. (1-е место в мире),
- Японии - 16 мес. (2-е место);
- Тайваня - 15 мес. (3-е место);
- России - 14 мес. (4-е место).
В то же время для США этот период составлял только 2 мес., для Канады и Германии - 2 мес. У Словакии, Словении, Ирландии и Эстонии данный показатель был равен нулю.
3 Данные на последнюю представленную дату.
При управлении международными резервами Банк России исходит из необходимости обеспечения оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности [16]. Все это обеспечивает структуру международных резервов по видам номинированных валют и географическому распределению эмитентов ценных бумаг и депозитов, в которые они вложены. На 01.01.2014:
- в долларах было номинировано 44,8% валютных резервов Банка России;
- в евро - 41,5%;
- в фунтах стерлингов - 9,3%;
- в канадских долларах - 3,3%;
- в австралийских долларах - 1,1%.
Географическое распределение валютных резервов имело следующий вид:
- Франция - 31,4%;
- США - 30,9%;
- Германия - 19,2%;
- Великобритания - 9,4%;
- Канада - 3,2%;
- Австралия - 1,5%;
- Швеция - 0,8%;
- Япония - 0,5%;
- Норвегия - 0,3%;
- прочие страны - 0,1%,
- международные финансовые институты -1,7%.
Структура инструментов вложения средств была следующей:
- государственные ценные бумаги иностранных эмитентов - 83,3%;
- негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов - 0,8%;
- депозиты и остатки средств на корсчетах в иностранных банках - 13,7%;
- средства по операциям обратного РЕПО -1,3%;
- чистая позиция в МВФ - 1,0%.
Структура рейтинга активов выглядела следующим образом:
- активы с рейтингом ААА - 23,8%;
- с рейтингом АА - 72,1%;
- с рейтингом А - 3,1%;
- активы без рейтинга - 1,1%.
Доходность резервных валютных активов крайне низка. В 2013 г. она составляла:
- для активов, выраженных в долларах США, -0,25% годовых;
- в евро - 0,04%;
- в фунтах стерлингов - 0,20%;
- в японских иенах - 0,08%;
- в канадских долларах - 1,20%;
- в австралийских долларах - 2,85%.
В настоящее время обозначилась проблема сохранности валютной компоненты международных резервов РФ из-за угрозы их «замораживания» со стороны западных стран, используемой ими как средство политического давления. Этот новый вызов требует со стороны Банка России усиления мер защиты международных резервов уже не только с финансовых, но и с политических позиций. Например, Банком России в финансовые инструменты США вложено до трети валютных резервов, в то время как правительство и ФРС США не имеют подобных вложений в ценные бумаги российских эмитентов. Такая асимметричность создает риски сохранности средств в случае принятия Конгрессом США решения о замораживании российских официальных активов. Это требует изменения политики Банка России в области формирования и использования международных резервов.
По мнению авторов, в условиях обозначившихся рисков замораживания российских финансовых активов Банка России в отношении международных резервов следует реализовать следующие три меры:
1) сокращение величины международных резервов;
2) увеличение доли монетарного золота в составе международных резервов;
3) изменение направления размещения валютных резервов.
Рассмотрим эти меры более подробно. Сокращение величины международных резервов. Сокращение международных резервов может быть осуществлено за счет продажи Банком России части валютных резервов и размещения средств, номинированных в рублях, в РФ. Это имеет два важных ограничения: макроэкономическое и организационное. Макроэкономическое связано с необходимостью учета внутреннего и внешнего равновесия национальной экономики, включая равновесие на валютном и денежном рынках. Организационное - с возможной проблемой эффективного размещения средств Банка России в национальной экономике (включая необходимость обеспечения их возвратности).
Макроэкономическое ограничение требует реализации особого финансово-экономического механизма трансформации внешних активов Банка
России в его внутренние активы. Так, простая продажа иностранных активов и обмен иностранной валюты на российские рубли на внутреннем валютном рынке для предоставления кредитов национальной экономике приведут только к макроэкономической дестабилизации. Это вызовет укрепление рубля и подорвет конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках, увеличит уровень безработицы, повысит темпы инфляции. В итоге общий эффект от размещения внешних активов Банка России в национальной экономике может оказаться отрицательным. Поэтому необходимо создать особый финансово-экономический механизм трансформации валютных активов во внутренние кредиты экономики. Такой механизм должен учитывать состояние внешней торговли и платежного баланса в целом. Конечно, увеличение оттока капитала из страны (допустим, на 50 млрд руб. в год) само по себе создает возможность для перевода валютных активов во внутренние активы на ту же величину (в рублевом эквиваленте), поддерживая тем самым стабильность в национальной экономике. В условиях же отсутствия такой «возможности» трансформация валютных активов во внутренние при условии сохранения макроэкономической устойчивости должна сопровождаться соответствующими коррективами в стоимости импорта.
Проиллюстрируем это на следующем примере. Чтобы Банк России мог трансформировать валютные активы в объеме 100 млрд долл. во внутренние активы без дестабилизации внутреннего валютного и денежный рынков РФ, необходимо увеличить закупку импорта на 100 млрд долл. (в результате импорт товаров в страну увеличится с 320 до 420 млрд долл.). Конечно, это можно реализовать при укреплении рубля, но для Банка России такой шаг невозможен из-за угрозы подрыва конкурентоспособности отечественных товаров. Поэтому в качестве решения можно предложить использование системы связанных импортных закупок, предполагающей создание механизма, который автоматически (или практически автоматически) обеспечивал бы увеличение стоимостного объема импорта на ту же величину, на которую Банк России переводит внешние активы во внутренние активы [13].
Такой механизм, например, может быть реализован следующим образом. Банк России переводит отдельными траншами (по 10 млрд долл.) Внешэкономбанку валютные резервы. Поначалу меняется лишь собственник валютных резервов, им
становится Внешэкономбанк. У Банка России на эту же величину изменяется структура активов: показывается, что эти средства размещены не за рубежом, а во Внешэкономбанке. В свою очередь Внешэкономбанк как институт развития предоставляет кредиты российским компаниям для закупки иностранного оборудования. При этом важным критерием оценки целесообразности такого кредитования должно являться отсутствие возможности приобретения аналогичного отечественного оборудования. Валютные активы Внешэкономбанка, полученные от Банка России должны расходоваться этими компаниями на закупку товаров инвестиционного назначения. В целях снижения валютного риска долг компаний перед Внешэкономбанком должен быть переведен в рубли по рыночному курсу. А долг Внешэкономбанка перед Банком России автоматически в тот же день также переводится в рубли. В итоге валютные резервы Банка России будут трансформированы во внутренние кредиты экономики и использованы на ее развитие. Эффективная реализация данного механизма может быть осуществлена на основе развития системы государственного стратегического планирования в Российской Федерации [2, 3].
Увеличение доли монетарного золота в составе международных резервов. Это может быть реализовано за счет приобретения Банком России на внутреннем рынке золота у субъектов их добычи в РФ. Можно считать целесообразным ежегодное приобретение примерно 100 т золота (40% объема добычи в стране), что соответствует 4-5 млрд долл. Приобретение большего количества золота может потребовать его закупки за рубежом, что вызовет критику Банка России.
Изменение направления размещения валютных резервов. Валютные резервы Банка России вложены преимущественно в ценные бумаги и на депозиты в США, Канады и стран Западной Европы. Это обусловлено хорошей развитостью финансовой системы этих стран, огромной емкостью их финансовых рынков и большей сохранности средств из-за меньших политических рисков. Обозначившаяся угроза со стороны рассматриваемых стран по введению экономических санкций в отношении РФ приводит к необходимости пересмотра направления размещения валютных резервов. Банку России следует развивать систему вложения валютных резервов в финансовые инструменты стран Азии, включая КНР, а также в страны, с которыми сложились прочные торгово-экономические отношения.
Итак, можно сделать вывод, что международные резервы не только способны поддерживать макроэкономическую устойчивость, но одновременно представляют собой вычет из совокупной потенциальной величины кредитных ресурсов национальной экономики. Значительные международные резервы сдерживают Банк России от проведения более гибкой валютной политики, так как изменение курса рубля приводит к переоценке этих резервов и изменению величины его капитала.
Обозначившиеся риски замораживания российских финансовых активов за рубежом требуют пересмотра политики Банка России в области формирования и размещения международных резервов за счет сокращения их величины, увеличения вложений в монетарное золото и изменения направления размещения валютных резервов, включая возможность их размещения в странах Азии.
Список литературы
1. Андрианов В. Золотовалютные резервы: принципы формирования, структура и эффективность использования // Общество и экономика. 2008. N° 5. С.23-53.
2. Бурутин А.Г., Сухарев А.Н. Стратегические аналитические решения - основа эффективного государственного планирования // Информационные войны. 2012. № 4. С. 29-36.
3. Бурутин А.Г., Сухарев А.Н. Стратегические решения в развитии системы государственного планирования в России. URL: http://eprints.tversu. ru>2743/.
4. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / под ред. Л.Н. Красавиной. М.: ИД «Финансы и кредит». 1994. 592 с.
5. Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения. М.: Дело и сервис. 2007. 815 с.
6. Смирнова О.В. Золото как элемент международных резервов и его влияние на финансовый результат Центрального банка Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 43. С. 31-38.
7. Смирнова О.В. Методология расчета прибыли Центрального банка Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 3. С. 15-20.
8. Смирнова О.В. О влиянии денежно-кредитной политики на величину прибыли Банка России // Финансы и кредит. 2012. № 42. С. 13-18.
9. Смирнова О.В. Сеньораж и формирование прибыли центрального банка: теоретико-экономический аспект // Финансы и кредит. 2013. № 1. С. 22-28.
10. Смирнова О.В. Сеньораж: механизмы формирования и методы расчета // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 40. С. 24-29.
11. Сухарев А.Н. Государственные сбережения и международные резервы: экономическая сущность, взаимосвязь и различие // Экономические науки. 2009. № 53. С. 352-355.
12. Сухарев А.Н. Направления размещения государственных финансовых резервов федерального бюджета // Финансы и кредит. 2010. № 3. С.21-30.
13. Сухарев А.Н. О возможности использования государственных финансовых резервов федерального бюджета на развитие российской экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 29. С. 12-17.
14. Сухарев А.Н. О государственных сбережениях федерального бюджета // Финансы. 2009. № 11. С.18-22.
15. Сухарев А.Н. Стабилизационный финансовый механизм современных государств: теория, практика и перспективы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 11. С. 40-46.
16. Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации. М.: Экономика. 2006. 491 с.
Finance and credit Banking
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
ENSURING THE SECURITY OF INTERNATIONAL RESERVES OF THE BANK OF RUSSIA
Aleksandr N. SUKHAREV, Aleksandr G. BURUTIN
Abstract
The article discloses an internal logic of formation, placement and use of the Russian international reserves and development of measures to ensure safety in connection with the emphasized risks of introduction of economic sanctions on behalf of the USA and the Western European countries with respect to the Russian Federation, which can include freezing of the country's international reserves. In this regard, the paper considers the concept of "international reserves", their components (foreign exchange and monetary gold), and also process of formation and use of these reserves in interrelation with the balance of payments. The authors provide the comparative characteristic of two models of national economy from a position of the need of the international reserves formation (with international reserves and without international reserves). The article discloses an internal logic of formation and use of the Russian international reserves for the period of 1997-2014. It points out that the global oil market environment considerably impacts these processes and that in order to ensure macroeconomic stability, the Bank of Russia should regulate purchase
and sale of foreign currency. Respectively, all these developments lead to growth or reduction of its external assets (foreign exchange reserves). The paper provides data of profitability and geographical distribution of currency reserves and monetary gold as a part of the Russian international reserves within the period of 2004-2014. The authors emphasize that the possible risks of freezing of the currency components of the international reserves of the Russian Federation require realization of a comprehensive set of measures aimed at ensuring their safety. The measures include the following: reduction of their size at the expense of transformation of internal credits of economy through specially built system and taking into account ensuring balance in the currency and monetary market; increase of investments in monetary gold; change of the direction of currency reserves placement (the possibility of their placement in the Asian countries).
Keywords: international reserves, gold and foreign exchange reserves, currency reserves, monetary gold, internal assets, external assets, current account balance, Bank of Russia
References
1. Andrianov V. Zolotovalyutnye rezervy: printsipy formirovaniya, struktura i effektivnost' ispol'zovaniya [Gold and foreign exchange reserves: principles of formation, structure and efficiency of use]. Obshchestvo i ekonomika - Society and economy, 2008, no. 5, pp.23-53.
2. Burutin A.G., Sukharev A.N. Strategicheskie analiticheskie resheniya - osnova effektivnogo go-sudarstvennogo planirovaniya [Strategic analytical decisions as a basis of an effective State planning]. Informatsionnye voiny - Information wars, 2012, no. 4, pp. 29-36.
3. Burutin A.G., Sukharev A.N. Strategicheskie resheniya v razvitii sistemy gosudarstvennogo planirovaniya v Rossii [Strategic decisions in development of the Russian State planning system]. Available at: http://eprints.tversu.ru>2743/. (In Russ.)
4. Mezhdunarodnye valyutno-kreditnye i finans-ovye otnosheniya [International currency and credit and financial relations]. Moscow, ID FINANSY i KREDIT Publ., 1994, 592 p.
5. Moiseev S.R.Mezhdunarodnye valyutno-kredit-nye otnosheniya [International monetary and credit relations]. Moscow, Delo i servis Publ., 2007, 815 p.
6. Smirnova O.V. Zoloto kak element mezhdunar-odnykh rezervov i ego vliyanie na finansovyi rezul'tat Tsentral'nogo banka Rossiiskoi Federatsii [Gold as an element of international reserves and its influence on financial result of the Central Bank of the Russian Federation] . Finansovaya analitika: problemy i resheniya -Financial analytics: science and experience, 2012, no. 43, pp. 31-38.
7. Smirnova O.V. Metodologiya rascheta pribyli Tsentral'nogo banka Rossiiskoi Federatsii [The methodology of calculation of profits of the Central Bank of the Russian Federation]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 3, pp. 15-20.
8. Smirnova O.V. O vliyanii denezhno-kreditnoi politiki na velichinu pribyli Banka Rossii [On the influence of a monetary and credit policy on profit margin of the Bank of Russia]. Finansy i kredit- Finance and credit, 2012, no. 42, pp. 13-18.
9. Smirnova O.V. Sen'orazh i formirovanie pribyli tsentral'nogo banka: teoretiko-ekonomicheskii aspect [Seigniorage and profit generation of the Central Bank: a theoretical and economic aspect]. Finansy i kredit -Finance and credit, 2013, no. 1, pp. 22-28.
10. Smirnova O.V. Sen'orazh: mekhanizmy formirovaniya i metody rascheta [Seigniorage: mechanisms of formation and calculation methods]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya - Financial analytics: science and experience, 2012, no. 40, pp. 24-29.
11. Sukharev A.N. Gosudarstvennye sberezheniya i mezhdunarodnye rezervy: ekonomicheskaya sushch-nost', vzaimosvyaz' i razlichie [State savings and international reserves: the economic essence, interrelation and distinction]. Ekonomicheskie nauki - Economic sciences, 2009, no. 53, pp. 352-355.
12. Sukharev A.N. Napravleniya razmeshcheniya gosudarstvennykh finansovykh rezervov federal'nogo byudzheta [Directions of placement of the State financial reserves of the Federal budget]. Finansy i kredit -Finance and credit, 2010, no. 3, pp. 21-30.
13. Sukharev A.N. O vozmozhnosti ispol'zovaniya gosudarstvennykh finansovykh rezervov federal'nogo byudzheta na razvitie rossiiskoi ekonomiki [On the possibility of use of the State financial reserves of the Federal budget for the Russian economy development] Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' -National interests: priorities and security, 2011, no. 29, pp. 12-17.
14. Sukharev A.N. O gosudarstvennykh sbe-rezheniyakh federal'nogo byudzheta [On the State savings of the Federal budget]. Finansy - Finance, 2009, no. 11, pp. 18-22.
15. Sukharev A.N. Stabilizatsionnyi finansovyi mekhanizm sovremennykh gosudarstv: teoriya, praktika i perspektivy [The stabilization financial mechanism of modern States: theory, practice and prospects]. Finans-ovaya analitika: problemy i resheniya - Financial analytics: science and experience, 2010, no. 11, pp. 40-46.
16. Fetisov G.G. Monetarnaya politika i razvitie denezhno-kreditnoi sistemy Rossii v usloviyakh globali-zatsii [Monetary policy and the development of the Russian monetary and credit system under globalization]. Moscow, Ekonomika Publ., 2006, 491 p.
Aleksandr N. SUKHAREV
Tver State University, Tver, Russian Federation su500005@yandex.ru
Aleksandr G. BURUTIN
Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation alex.burutin@yandex.ru