Надежность, живучесть, безопасность
31
УДК 656.2
Обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении: отечественный опыт
и зарубежная практика
П. А. Плеханов Кафедра «Радиотехника»
Аннотация. Рассмотрены отечественный опыт и зарубежная практика обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении. Сформулированы принципы обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении государств-участников Содружества.
Ключевые слова: безопасность движения;
международные железнодорожные перевозки.
1 Введение
При организации международных перевозок железнодорожным транспортом на пространстве государств-участников Содружества - бывших союзных республик СССР -важнейшим вопросом является гарантированное обеспечение приемлемого уровня качества и безопасности единой перевозочной услуги.
Формирование целевой системы управления безопасностью движения в международном сообщении на едином Пространстве 1520 (железных дорог с шириной колеи 1520 мм) должно происходить с учетом принципов обеспечения безопасности, выработанных на основе отечественной (МПС СССР) и зарубежной (железные дороги Европейского Союза) практики. Ключевыми принципами являются принцип приемлемого риска (относительной безопасности движения) и гармонизация национальных нормативных документов по безопасности и технической политике для обеспечения безопасности движения в международном сообщении.
2 Опыт СССР
Как показывает статистика, железнодорожный транспорт СССР был одним из самых безопасных в мире (табл. 1): по количеству погибших на 1 млн пассажиров советские железные дороги в конце 1980-х гг. уступали только японским, а по количеству погибших на 1 млрд пассажиро-километров находились на первом месте.
На советских железных дорогах действовала централизованная система административного управления качеством и безопасностью продукции, работ и услуг с использованием строго обязательной нормативной базы [1] (рис. 1).
Можно выделить следующие основные принципы обеспечения безопасности движения на железных дорогах СССР [3, 4]:
■ цели и задачи в области обеспечения безопасности движения определялись государством. При этом безопасность движения была подтверждена документально выполнением всех предусмотренных нормативами требований по безопасности (рис. 2);
■ приоритет безопасности движения перед эксплуатационными показателями движения;
■ абсолютная безопасность движения -недопущение нарушений;
■ единство нормативной базы и технической политики;
■ отделение ревизорского контроля за безопасностью движения от технологий работы железных дорог;
■ несогласованность требований по безопасности движения с экономической целесообразностью;
■ приоритет жестких мер перед мотивацией персонала (административно-командный способ управления, при котором основным принципом обеспечения безопасности является использование системы поиска и наказания виновных).
Таким образом, система обеспечения безопасности движения на сети железных дорог МПС СССР представляла собой жестко централизованную административную систему, построенную на принципах многократного контроля, личной ответственности за безопасность и целенаправленного распределения ресурсов. Многие из этих принципов действуют и сегодня на железных дорогах государств-участников Содружества.
32
Надежность, живучесть, безопасность
ТАБЛИЦА 1 Показатели безопасности перевозки пассажиров по железным дорогам различных стран мира (на конец 1980-х гг.)1
Показатель СССР США ФРГ Франция Япония
Перевезено пассажиров (1989 г.), млн чел. 4 322,5 312,0 994,2 810,0 6 884,0
Пассажирооборот (1989 г.) млрд пассажиро-км 411,2 19,8 39,2 63,3 194,2
Среднее за год количество погибших пассажиров (1980-1988 гг.) 42 8 43 37 7
Кол-во погибших на 1 млн пассажиров 0,010 0,026 0,040 0,046 0,001
Кол-во погибших на 1 млрд пассажиро-км 0,10 0,40 1,09 0,58 0,24
Органы
государственного управления качеством и . безопасностью
4—
Контроль со стороны Государства
Контроль со стороны Министерства
Министерство путей сообщения СССР
Централизованная система управления качеством и безопасностью
J4-
4-
Железные
дороги
(отделения)
союзных
республик
Рис. 1 Система управления качеством и безопасностью на железнодорожном транспорте СССР
Рис. 2 Нормативные требования по безопасности движения
1 По данным [4].
Надежность, живучесть, безопасность
33
3 Опыт государств Европейского Союза
К началу 1990-х гг. развитие единой железнодорожной сети Европы зависело от решения следующих проблем в области эксплуатационной совместимости и безопасности при организации международных перевозок [5]:
■ в эксплуатации находилось более 20-ти различных и несовместимых между собой систем управления движением поездов;
■ в каждой стране действовали свои правила эксплуатации железных дорог, некоторые из них даже противоречили друг другу;
■ в каждой стране действовали свои национальные требования по сертификации безопасности;
■ в каждой стране использовались свои системы подготовки и лицензирования машинистов;
■ применялись пять различных систем тягового электроснабжения;
■ использовались восемь различных и несовместимых между собой систем связи и радиосвязи;
■ свой язык почти в каждой стране.
Указанные проблемы и их последствия
(простои на границах, значительные издержки и, как следствие, высокие тарифы) резко снижали конкурентоспособность и привлекательность железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным для перевозок пассажиров и грузов в международном сообщении. Выходом из сложившейся ситуации стало создание единой европейской системы, обеспечивающей эксплуатационную совместимость и безопасность движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении, которое было обусловлено согласованием Миссий1, Целей2 и Политик3 национальных железнодорожных администраций в области обеспечения безопасности. На этой основе удалось сформировать ключевые элементы новой системы [4]:
■ органы проектирования безопасности;
1 Миссия - это документ, провозглашающий приоритет безопасности движения перед экономическими показателями.
2 Цели - документ, устанавливающий количественные показатели безопасности движения.
3 Политика - документ, устанавливающий способы достижения количественных показателей безопасности движения.
■ регулирующие и консультативные органы;
■ нормативную базу безопасности;
■ системно-технические решения.
Органы проектирования безопасности
представлены европейскими институтами CENELEC4, ERRI5 6, IRSEV другими, ассоциациями производителей и пользователей железнодорожных технологий (UNIFE7,
UNISIG8, EIM9 и т. д.), а также крупными компаниями и другими организациями.
Регулирующими и консультативными органами по обеспечению безопасности движения на железных дорогах Европы являются Европейская комиссия и Европейское железнодорожное агентство (European Railway Agency, ERA) [6-8]. Организационная структура Управления безопасности ERA представлена на рис. 3.
При этом в каждом государстве Европейского Союза (ЕС) существуют свои национальные органы по регулированию железнодорожной безопасности.
Основным нормативным документом -документом «верхнего уровня», регламентирующим вопросы обеспечения безопасности движения на железных дорогах государств-участников ЕС, является Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2004/49/EC «О безопасности железных дорог Сообщества» [9, 10], предусматривающая введение:
■ единых для всех государств-участников правил по безопасности, основанных на общих нормах безопасности и эксплуатационной совместимости;
■ единого порядка обучения, сертификации и допуска к работе персонала железных дорог, режима и норм его труда и отдыха;
■ единого порядка допуска железнодо-
4 Comite Europeen de Normalisation Electrotechnique (фр ) - Европейский комитет по стандартизации в области электротехники.
5 European Rail Research Institute - Европейский институт железнодорожных исследований.
6 Institute of Railway Signal Engineers - Институт инженеров в области систем железнодорожной сигнализации.
7 Union of European Railway Industries - Объединение европейских предприятий железнодорожной промышленности.
8 Union Industry of Signalling - Объединение производителей систем железнодорожной сигнализации.
9 European Rail Infrastructure Managers - Европейская ассоциация операторов железнодорожной инфраструктуры.
34
Надежность, живучесть, безопасность
рожного подвижного состава на инфраструктуру;
■ обязательных процедур расследования случаев нарушений безопасности и регулярного предоставления отчетов о состоянии безопасности;
■ систем менеджмента безопасности (СМБ) для каждого железнодорожного предприятия, отвечающих единым требованиям и содержащих общие компоненты, адаптированные под особенности деятельности предприятия;
■ единых процедур проведения сертификации безопасности и выдачи сертификатов.
Последнее обстоятельство является особенно важным, поскольку гарантирует потребителям железнодорожной продукции и услуг предприятий, внедривших у себя СМБ, их соответствие требованиям по безопасности, установленным законодательством ЕС и национальными правилами.
Документами более низкого уровня являются технические спецификации по эксплуатационной совместимости (Technical Specification for Interoperability, TSIs), общие цели (Common Safety Targets, CSTs), показа-
тели (Common Safety Indicators, CSIs) и методы (Common Safety Methods, CSMs) в области безопасности, а также стандарты железнодорожной безопасности, важнейшими из которых являются стандарты Комитета CENELEC [11].
Среди европейских документов в области организации управления безопасностью на железнодорожном транспорте можно выделить следующие:
- двухтомный документ под названием «Engineering Safety Management - The Yellow Book» («Менеджмент организационнотехнической безопасности - Желтая Книга»), опубликованный Комитетом по железнодорожной безопасности и стандартам (Rail Safety and Standards Board, RSSB) от имени железнодорожной промышленности Великобритании [12];
- документы общеевропейского проекта SAMRAIL: «Safety Management in Railways» («Менеджмент безопасности на железнодорожном транспорте») [13-16].
Рис. 3 Организационная структура Управления безопасности Европейского железнодорожного агентства
Надежность, живучесть, безопасность
35
В указанных документах наряду с организацией управления внутренними рисками при нарушении безопасности вводится понятие внешних и распределенных рисков [2, 17] и раскрываются методы управления.
1. Внутренние риски - это риски, всеце-
ло обусловленные деятельностью данного предприятия. Примерами внутренних рисков являются неисправности оборудования,
ошибки человека, упущения в организации и руководстве производством работ.
2. Внешние риски - риски, обусловленные деятельностью других предприятий, никоим образом не подконтрольных данному предприятию. Это могут быть риски, вызванные поставками ненадлежащего оборудования и комплектующих, опасные природные (снежные заносы), техногенные (застрявший на переезде автомобиль) и социальные (терроризм, вандализм) факторы.
3. Распределенные риски - риски, связанные с деятельностью нескольких предприятий. Это новая группа рисков, вызванных, главным образом, отделением инфраструктуры железнодорожного транспорта от перевозочной деятельности. Примерами такого рода рисков являются риски, возникающие при взаимодействии движущихся составов с железнодорожной инфраструктурой, включающей путь, контактную сеть, системы автоматики и телемеханики, искусственные сооружения и другие устройства.
Важнейшим системно-техническим решением по обеспечению эксплуатационной совместимости и безопасности движения обычных и высокоскоростных железнодорожных линий в международном сообщении государств-участников ЕС является внедрение системы ERTMS/ETCS (European Rail Traffic Management System / European Train Control System - Европейская система управления железнодорожными перевозками / Европейской системы управления движением поездов), использующей стандарт цифровой сотовой связи GSM-R (Global System for Mobile Communications - Railways - Глобальная система подвижной связи на железнодорожном транспорте) [18-21].
В целом, европейская система обеспечения безопасности движения на железнодо-
рожном транспорте в международном сообщении продемонстрировала достаточно высокую эффективность, и ее возможности изучаются сегодня всем мировым железнодорожным сообществом. На рис. 4 приведена статистика гибели пассажиров на железных дорогах Европы за период 1968-2004 гг.
Из рис. 4 видно, что меры по гармонизации национальных систем обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте европейских государств, предпринятые в этот период, привели к снижению случаев гибели пассажиров более чем в пять раз.
4 Заключение
Анализ отечественного и зарубежного опыта по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении показывает, что в МПС СССР управление безопасностью строилось на административных принципах с использованием «жесткой» (строго обязательной) нормативной базы, а в Европейском Союзе безопасность на железных дорогах обеспечивается посредством согласования Миссий, Целей и Политик национальных железных дорог при помощи «гибкой» (добровольно-обязательной) нормативной базы (рис. 5) [22, 23].
На едином Пространстве 1520 Совет по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества обеспечивает только координацию взаимодействия национальных железнодорожных администраций по вопросам обеспечения безопасности движения в международном сообщении (рис. 6).
В этой связи для решения главной проблемы, которая может быть сформулирована как «отсутствие целостной системы управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении государств-участников Содружества», необходимо создать единую систему управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении государств-участников Содружества на основе как отечественного [2427], так и международного (европейского) опыта [28-30].
36
Надежность, живучесть, безопасность
Количество погибших пассажиров
Рис. 4 Статистика гибели пассажиров на железных дорогах Европы
а)
б)
Рис. 5 Управление безопасностью движения на железнодорожном транспорте в международном (межреспубликанском) сообщении в МПС СССР (а) и в Европейском Союзе (б)
Рис. 6 Управление безопасностью движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении государств-участников Содружества
Надежность, живучесть, безопасность
37
В табл. 2 приведены предлагаемые прин- рисками нарушений безопасности движения
ципы обеспечения безопасности движения в на железнодорожном транспорте в междуна-
целевой системе в сравнении с принципами, родном сообщении государств-участников действовавшими в МПС СССР.
Как видно из табл. 2, основным элементом
целевой системы является процесс управления
ТАБЛИЦА 2 Принципы обеспечения безопасности движения, действовавшие в МПС СССР, и принципы построения целевой системы безопасности
Принципы обеспечения безопасности движения
№ п/п в МПС СССР в целевой системе
1 Цели и задачи в области обеспечения безопасности движения определялись государством Миссия, цели и политика в области обеспечения безопасности движения определяются собственниками железных дорог (национальными железнодорожными администрациями) в соответствии с национальной нормативной базой
2 Приоритет безопасности движения перед эксплуатационными показателями движения
3 Абсолютная безопасность движения - недопущение происшествий Относительная безопасность движения - принцип приемлемого риска
4 Единство нормативной базы и технической политики Гармонизация национальных нормативных документов и технической политики в области организации международного сообщения
5 Отделение ревизорского контроля за безопасностью движения от технологий работы железных дорог
6 Несогласованность требований по безопасности движения с экономической целесообразностью Приемлемость риска настолько, насколько это целесообразно с точки зрения экономических показателей и имиджа национальных железных дорог
7 Приоритет жестких мер перед мотивацией персонала Приоритет мотивации перед жесткими мерами по отношению к персоналу
Библиографический список
1. Управление безопасностью субъектов предпринимательства / В. В. Шматченко, В. Г. Иванов,
B. В. Конюшков, П. А. Плеханов // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 4 (22). -
C. 23-29.
2. Красковский, А. Е. Система обеспечения безопасности движения поездов в межгосударственном сообщении / А. Е. Красковский, П. А. Плеханов // Евразия Вести. - 2008. - № 11. - С. 22.
3. Красковский, А. Е. Формирование системы обеспечения безопасности движения в межгосударственном сообщении / А. Е. Красковский, В. В. Шматченко, П. А. Плеханов // Железнодорожный транспорт. - 2009. - № 8. - С. 46-50.
4. По следам крушений. Вып. 4. - Москва : Ассоциация «Фонд железнодорожной безопасности СССР», 1990. - 48 с.
5. Анализ состояния безопасности движения на железных дорогах ОАО РЖД в 2010 году // Утв. вице-президентом ОАО РЖД А. Г. Тишаниным 21.02.2011 г. - Москва : ОАО РЖД, 2011. -392 с.
6. Деятельность Европейского железнодорожного агентства // Железные дороги мира. -2008. - № 9. - С. 14-18.
7. Европа на пути к единой железнодорожной системе // Железные дороги мира. - 2008. -№ 9. - С. 9-13.
8. Павлов, Л. Н. Обеспечение безопасности движения: европейский опыт / Л. Н. Павлов, Т. Н. Зайцева, О. Л. Целищева, В. Г. Майоров // Железнодорожный транспорт. - 2007. - № 7. -С. 74-77.
9. Черкашин, Ю. М. Безопасность движения
железнодорожного подвижного состава : сб.
науч. трудов ВНИИЖТ. - Москва : Интекст, 2010. - 176 с.
10. Якунин, В. И. Проблемы международной
гармонизации железнодорожного права России / В. И. Якунин. - Москва : Научный эксперт,
2008. - 224 с.
11. Braband, J. The CENELEC standards regarding functional safety / J. Braband at alias. -Hamburg (Germany): Eurailpress, 2006. - 216 p.
38
Надежность, живучесть, безопасность
12. Engineering Safety Management (The Yellow Book). Volumes 1 and 2. Fundamentals and Guidance. Issue 4. - London (United Kingdom, UK): Rail Safety and Standards Board on behalf of the UK rail industry, 2007. - 361 p.
13. SAMRAIL. Acceptable Risk Level. -SAMRAIL /DB / PM / WP2.4 / V1.0, 2004. - 53 P.
14. SAMRAIL. Analysis of existing approaches. - SAMRAIL / TIFSA / JF / WP2.1 / D.2.1.1 / V4, 2003. - 86 p.
15. SAMRAIL. Guidelines for the Safety Management System. - SAMRAIL / SM / D2.2.2 / V3.0, 2004. - 56 p.
16. SAMRAIL. Position paper on Common Safety Indicators. - SAMRAIL / SM / D2.6.1-A, 2004. - 49 p.
17. Плеханов, П. А. Формирование нормативной базы обеспечения безопасности движения в условиях реформирования российских железных дорог / П. А. Плеханов, В. Г. Иванов // Вестник транспорта Поволжья. - 2011. - № 4 (28). -С. 6-13.
18. Системы автоматики и телемеханики на железных дорогах мира : учеб. пособие для вузов ж.-д. транспорта / Э. Андерс и др.; пер. с англ.; под ред. Г. Теега и С. Власенко. - Москва : Интекст, 2010. - 496 с.
19. Гапанович, В. А. Безопасность движения на железных дорогах на основе применения многофункциональных комплексных систем регулирования движения поездов / В. А. Гапанович и др.; под ред. В. И. Якунина. - Москва : ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. -280 с.
20. Плеханов, П. А. Вопросы обеспечения безопасности железнодорожных телекоммуникационных систем международных транспортных коридоров / П. А. Плеханов // Бюллетень результатов научных исследований (электронный научный рецензируемый журнал). - 2012. - № 3 (2). -С. 85-97.
21. Опыт и проблемы внедрения сетей радиосвязи стандарта GSM-R / Д. Н. Роенков, В. В. Шматчен-
ко, П. А. Плеханов, М. Р. Федоров // Автоматика, связь, информатика. - 2008. - № 12. - С. 39-41.
22. Красковский, А. Е. Менеджмент безопасности движения поездов на «Пространстве 1520» / А. Е. Красковский, В. А. Касаткин, П. А. Плеханов // Железнодорожный транспорт. - 2011. -№ 5.- С. 51-56.
23. Красковский, А. Е. Развитие системы управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении / А. Е. Красковский, В. Г. Рейнгардт, П. А. Плеханов // Транспорт Российской Федерации. - 2010. - № 6 (31). - С. 40-43.
24. Беляев, В. М. Основы менеджмента на транспорте / В. М. Беляев и др. - Москва : Издательский центр «Академия», 2010. - 320 с.
25. Буралев, Ю. В. Менеджмент на транспорте / Ю. В. Буралев и др.; под общ. ред. Н. Н. Громова и В. А. Персианова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2010. - 528 с.
26. Покровский, А. К. Исследование систем управления (транспортная отрасль) / А. К. Покровский. - Москва : Кнорус, 2010. - 360 с.
27. Покровский, А. К. Риск-менеджмент на предприятиях промышленности и транспорта / А. К. Покровский. - Москва : Кнорус, 2011. -160 с.
28. Красковский, А. Е. Проблемы обеспечения безопасности движения на пространстве 1520 мм / А. Е. Красковский, П. А. Плеханов // Евразия Вести. - 2011. - № 1 - С. 22.
29. Шматченко, В. В. Интеграция систем менеджмента качества, охраны труда, охраны природы и безопасности движения / В. В. Шмат-ченко, В. Г. Иванов, П. А. Плеханов // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2009. - № 3 (20). - С. 207-219.
30. Шматченко, В. В. Проектирование интегрированных систем менеджмента / В. В. Шмат-ченко, В. Г. Иванов, П. А. Плеханов // Эксплуатация морского транспорта. - 2009. - № 3 (57). -С.15-20.