[6]. Чотонов У. Кыргызстан по пути суверенитета. Историко-политологических анализ. - Бишкек, 2007. - С. 49, 50.
[7]. Супруненко Г.П. Некоторые источники по древней истории киргизов. //История и культура Китая. - М., 1974. - С. 240, 241, 242.
[8]. Кытай императорлорунун кыргыз кагандарына жазган каттары. - Бишкек, 2003. -С. 14, 15, 30, 31, 43, 44.
ИНТЕГРАЦИЯ ШАРТТАРЫНДА ОЛКОНУН АЗЫК-ТYЛYК КООПСУЗДУГУН АГРАРДЫК СЕКТОР ТАРАБЫНАН КАМСЫЗДОО
ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРАРНЫМ СЕКТОРОМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ
ENSURING THE FOOD SECURITY OF THE COUNTRY IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION BY THE AGRICULTURAL SECTOR
Макалада азык-mYЛYкmYн жетuштYY влчвмдв болушун, yü чарбаларынын тамак-аш азыктарына жетYY мYмкYнчYЛYгYн жана тамак-аш муктаждыктарын канаатандыруу YЧYн зарыл болгон влчвмдв тамак-аш керектввCYн тYШYндYргвн влквнYн азык-тYЛYк коопсуздугун камсыз кылуудагы айыл чарбанын ролу талкууланган.
TYÜYHdYY свздвр: азык-тYЛYк коопсуздугу, айыл чарба, интеграциялык процесстер, жумушсуздук, миграция, импортко квз карандылык, тамак-аш продуктылары, кайра иштетYY ишканалары, айыл чарба продукцияларын вндYPYYЧYлвр, социалдык камсыздоо, жакырчылыкты кыскартуу.
В статье рассмотрена роль сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности страны, которая понимается как физическое наличие продуктов питания в достаточном количестве, возможность доступа к указанным продуктам питания со стороны домохозяйств и потребление продуктов питания в количестве, необходимом для обеспечения потребностей в питании.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, сельское хозяйство, интеграционные процессы, безработица, миграция, импортозависимость, продукты
Камалов Э.Т., к.э.н., доцент ОшГУ, Кыргызстан
Камалов Э.Т., э.и.к., ОшМУнун доценти,
питания, перерабатывающие предприятия, производители продукции, социальное обеспечение, сокращение бедности.
The article examines the role of agriculture in ensuring the country's food security, which is understood as the physical availability of food in sufficient quantities, the possibility of access to these foods by households and the consumption of food in the amount necessary to meet nutritional needs.
Key words: food security, agriculture, integration processes, unemployment, migration, import dependence, food, processing enterprises, agricultural producers, social security, poverty reduction.
Согласно данным Продовольст-венной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в настоящее время от недостатка питания страдает каждый седьмой житель Земли. По различным оценкам экс-пертов, в мире ежегодно голодают или недоедают от 800 миллионов до 1 миллиарда 200 миллионов человек. По прогнозам к 2025 году чис-ленность населения планеты достигнет 8,5 миллиарда человек, из которых 83% будут проживать в развивающихся странах. Чтобы полностью удовлетворить их пот-ребности в продуктах питания, необходимо увеличить производство продовольствия к тому времени на 70%.
Сельское хозяйство является ключевой отраслью экономики Кыргызской Республики. Оно составляет 20 процентов валового внутреннего продукта и обеспечивает работой около 40 процентов рабочей силы. Низкий рост производительности замедляет темпы сокращения бедности и повышения продовольственной безопасности в сельских районах. Большая часть земель, используемых для сельского хозяйства серьезно деградировали и возможности фермеров по управлению водными ресурсами не позволяют в полной мере развивать потенциал данного сектора. Эти факторы, которые ограничивают производительность сельского хозяйства, влияют на рост безработицы в сельской местности. В результате этого миграция в Россию и Казахстан стало нормой. [1].
Еще одной серьезной проблемой в данном секторе является распространенность задержки роста среди детей на преимущественно аграрном юге страны, которая достигает более 20%.
Для решения этих вопросов, государство должно работать над улучшением основ и систем для долгосрочной продовольственной безопасности и увеличения доходов фермеров в Кыргызской Республике. Программы Правительства и международных доноров в основном нацелены на развитие мелких фермеров на юге страны путем укрепления консультативных услуг в сельской местности и развития наиболее популярных среди мелких фермеров направлений садоводчества и животноводства. Программы международных и неправительственных организаций также работают с Правительством Кыргызской Республики по созданию благоприятных условий для бизнеса, которые поощряют инвестиции и облегчают доступ к внутренним и экспортным рынкам для сельскохозяйственной продукции Кыргызстана.
В условиях глобализации и развития интеграционных процессов одной из обострившихся проблем является обеспечение продовольственной безопасности, решение которой выходит за национальные рамки отдельных государств.
Обеспечению населения Кыргызской Республики продуктами питания в условиях независимости придавалось также особое значение, и решение данной проблемы рассматривалась в контексте обеспечения ее национальной безопасности. Тем не менее, несмотря на то, что аграрный сектор занимает приоритетное место в структуре национальной экономики и были приняты меры по реализации радикальных реформ в отрасли проблемы продовольственной безопасности оставались не решенными, они продолжают усугубляться. В частности растет импортозависимость внутреннего продовольственного рынка.
В настоящее время в Кыргызстане средний уровень потребления основных продуктов значительно ниже, чем в ведущих странах ЕАЭС, а также отстает от уровня рациональных норм потребления в установленных рекомендациях медицины. Более того, в структуре обеспеченности основными продуктами питания растет доля импорта, а по некоторым видам продовольствия (сахар, хлеб и хлебопродукты, растительное масло) уровень ее потребления давно превысили пороговые значения продовольственной безопасности. Еще острее выглядит в республике обеспеченность продовольствием в региональном разрезе. Растущая импортозависимость продовольственного рынка является следствием спада и слабого развития отдельных отраслей агропродовольственного сектора. В свою очередь снижение производства социально-значимых видов продовольствия в республике обусловлено сложившейся преимущественно мелкокрестьянской и низкотоварной формой их производства, что сказывается на их низкой эффективности и конкурентоспособности. Сложившееся положение также во многом обусловлено отсутствием целенаправленной и эффективной государственной аграрной политики по регулированию и поддержке агропродовольственного сектора. [2].
Сельское хозяйство является одним из основных секторов национальной экономики, который требует детального изучения. По результатам 2017 года аграрный сектор показывает рост объемов валового выпуска сельскохозяйственной продукции. Так, валовой выпуск продукции сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства в январе-декабре 2017 г. сложился в размере 207378,4 млн. сомов, при этом индекс физического объема составил 102,2 процента.
В общем объеме производства сельскохозяйственной продукции в январе-декабре 2017 г. Продукция животноводства составила 45,4 процента, растениеводства - 52,2 процента, лесного хозяйства и рыболовства - 0,3 процента и услуги - 2,1 процента. На долю крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан в общем объеме продукции пришлось 95,9 процента. Рост объемов валового выпуска сельскохозяйственной продукции в январе-декабре истекшего года обусловлен как увеличением производства продукции животноводства, так и продукции растениеводства.[3].
Однако эти показатели не означают, что проблемы продовольственной безопасности решены. Ключевую роль в обеспечении населения страны отечественной сельскохозяйственной продукцией играет перерабатывающая промышленность, которая сможет перерабатывать только лишь 27% от всего объема сельскохозяйственного сырья. Поэтому государство должно разрабатывать и реализовать комплекс мер по развитию и стимулированию деятельности перерабатывающих предприятий Кыргызстана.
Решение продовольственной проблемы требует научно обоснованного
прогнозирования спроса населения на продукты питания, эффективного использования производственного потенциала секторов экономики, выпускающих продовольственные товары, а также их перевозки до потребителей с наименьшими потерями. При этом все это осуществляется действием рыночных отношений. Это означает, что господствует свобода производителя, свобода потребителя и ценообразования на продукты питания, а также конкуренции и сопоставление спроса и предложения на соответствующие товары. В то же время практика показывает, что отдельно каждая страна не может в полной мере решить проблему продовольственной безопасности и в ее решении особая роль отводится в современных условиях развитию интеграционных процессов. Опыт стран ЕС достаточно убедительно показывает, что одним из успешных результатов евроинтеграции стало согласованное решение проблемы обеспечения коллективной продовольственной безопасности. Механизмами решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности стали совместное решение актуальных вопросов развития агропродовольственного сектора стран ЕС, проведение единой агропродовольственной политики сбалансированного развития, регулирования и поддержки агросектора. Вместе с тем, на современном этапе проблемы продовольственной безопасности в Кыргызской Республике остаются довольно острой проблемой из-за недостаточного потребления продовольствия по ассортименту, качеству и объему значительной доли населения. Кроме этого, в теоретическом и методологическом аспекте, а также на практике мало обращается внимание на морально-этические, медицинские и культурные аспекты потребления продуктов питания. Продовольственный кризис сопровождается не только нехваткой продовольствия или низкой платежеспособностью населения, но и тем, что в потреблении допускаются излишние потери, а также перерасходы отдельными семьями вопреки принятой обществом морали.
В условиях интеграции в рамках ЕАЭС проблемы продовольственной безопасности приобретают новые характерные черты, связанные с ведением ряда единых требований к агропромышленному производству перевозок и потребления продуктов питания.
Продовольственная безопасность в условиях развития интеграционных процессов рассматривается не только с общепринятых позиций повышения уровня самообеспеченности продовольствием и безопасности продуктов питания, но и с точки зрения участия каждого участника интеграционного формирования в поддержании стабильности и равновесия на едином продовольственном рынке, полномасштабного и стабильного обеспечения продовольствием населения стран ЕАЭС.
Зарубежная практика наглядно иллюстрирует преимущества интеграционного формирования в деле обеспечения продовольственной безопасности за счет формирования единого продовольственного рынка, единых стандартов потребления продуктов питания и механизмов государственного регулирования и поддержки конкурентоспособного развития агропродовольственного сектора интеграционного формирования.
Все это вышеуказанное оказывает непосредственное влияние на разрешение продовольственных проблем, разумеется, есть многочисленные опыты стран, которые экономно расходуют средства на питание, например, в Китае с 1,3 млрд.
населением созданы возможности не только обеспечить продовольственной безопасности для страны, но и экспортировать продукты питания в другие страны мира. Эти и другие опыты окажутся полезными и для нашей страны. [6].
В условиях развития и углубления интеграционных связей в области производства и торговли продовольствием достижению поставленных задач должно способствовать формирование согласованной аграрной политики в рамках ЕАЭС. На макроуровне - это проведение согласованной структурной аграрной политики и создание взаимодополняемых национальных аграрных комплексов, придание приоритетности взаимным торгово-экономическим взаимоотношениям и др. На микроуровне - установление прямых хозяйственных связей и развитие кооперации между сельхозтоваропроизводителями, создание совместных агропромышленных предприятий, формирование совместных финансово-промышленных групп и транснациональных компаний по производству, переработке, транспортировке и торговле агропромышленной продукции, реализация совместных инвестиционных проектов модернизации аграрного производства, создание единой товаропроводящей системы.
Одним из наиболее важных принципов развития интеграции на аграрном рынке ЕАЭС является учет взаимных интересов на основе разработки и реализации продовольственного баланса. Разработка единого продовольственного баланса должна преследовать цель регулирования производства и потребления продуктов питания населением стран ЕАЭС на основе квотирования ее поставки внутри интеграционного формирования. Такой принцип позволит преодолеть проявления недобросовестной конкуренции, поддерживать аграрные отрасли стран ЕАЭС, имеющих неравные стартовые условия. [4].
Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. установлены основные цели этой международной организации:
- создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня населения, формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
- модернизация технико-технологической базы промышленности, укрепление интеграционных связей, кооперация производства с целью повышения конкурентоспособности национальных экономик.
Вопросы развития агропромышленного комплекса стран-участниц ЕАЭС отражены в разделе XXV «Агропромышленный комплекс», приложение №29 «Протокол о мерах государственной поддержки сельского хозяйства». В соответствии с утвержденной Концепцией скоординированной агропромышленной политики от 29 мая 2013 г. разработан План мероприятий по её реализации от 21 ноября 2014 г., также подписано Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства.
Созданная институциональная основа позволяет комплексно подходить к решению проблемы коллективной продовольственной безопасности, выстраивать контуры таможенно-тарифной политики и достигать единого замысла по номенклатуре и объемам экспорта сельхозсырья и готовой пищевой продукции государств-членов ЕАЭС.
Основные направления реализации аграрной политики евразийского союза следующие:
• регулирование общего аграрного рынка;
• государственная поддержка развития агропромышленного производства;
• разработка прогнозов развития агропромышленного комплекса;
• выработка единых требований в сфере производства и обращении продукции;
• создание единой системы логистики и товародвижения сельхозсырья и готовой пищевой продукции;
• научное и инновационное сопровождение сферы развития агропромышленного комплекса;
• развитие экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
• создание институциональных условия для развития межстрановой интеграции и кооперации;
• создание единой информационной системы.
В условиях растущей конкуренции на мировых продовольственных рынках фактором обеспечения продовольственной безопасности становится развитие региональных интеграционных формирований. Эффективное использование сравнительных преимуществ стран участников интеграции в производстве отдельных видов продовольствия, дополненное принятием единых подходов и стандартов в проведении сельскохозяйственной политики, будет способствовать эффективному решению данной проблемы как на уровне интеграционного формирования, так и на национальном уровне.
В этой связи стратегия обеспечения коллективной продовольственной безопасности в рамках интеграционного формирования должна рассматриваться как с позиций повышения уровня самообеспеченности продовольствием и безопасности продуктов питания стран-членов ЕАЭС, но и с точки зрения участия каждого участника интеграционного формирования в поддержании стабильности и равновесия на едином продовольственном рынке.
Литература:
1. Абдымаликов К. Экономика Кыргызстана (на переходном этапе): Учебник. [Текст]. - Бишкек: «Бийиктик», 2010.
2. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы. [Текст]. - Бишкек, 2012.
3. "Информационный бюллетень Кыргызской Республики по продовольственной безопасности и бедности за 2017". Нацстатком [Текст]. - Бишкек, 2018. - 66с.
4. Абдымаликов, К.А. Обеспечение продовольственной безопасности [Текст]/ К.А. Абдымаликов // Теория и идеология общественного развития. - Бишкек, Илим, 2009.- С.148 - 162.
5. Закон Кыргызской Республики «О продовольственной безопасности Кыргызской Республики» [Текст]. -Бишкек, 2009. - 68с.
6. Закиров, А.З. Кыргызстандын азык-тYЛYк коопсуздугу [Текст] / А.З. Закиров. -Бишкек, 2014. - 436б.