Научная статья на тему 'ОБЕРЕГИ КАЗАХСКОГО НАРОДА (СИМВОЛЫ, ЗНАКИ, ФИЛОСОФИЯ)'

ОБЕРЕГИ КАЗАХСКОГО НАРОДА (СИМВОЛЫ, ЗНАКИ, ФИЛОСОФИЯ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2661
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕРЕГ / АМУЛЕТ / ТУМАР / ПЕРЬЯ ФИЛИНА / РАКОВИНЫ КАУРИ / ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ / СЕРЕБРО / РАЗЛИЧНЫЕ КАМНИ / СЕРЬГИ / ПЕРСТНИ / КОЛЬЦА / ОБРЯД «АЛАСТАУ»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баяхметова Е. Е.

В статье рассматривается толкование оберега, различные типы обереги казахского народа, их значение и употребление в жизни нашего народа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMULETS OF THE KAZAKH PEOPLE (SYMBOLS, SIGNS, PHILOSOPHY)

The article discusses the interpretation of the amulet, various types of amulets of the Kazakh people, their meaning and use in the life of our people

Текст научной работы на тему «ОБЕРЕГИ КАЗАХСКОГО НАРОДА (СИМВОЛЫ, ЗНАКИ, ФИЛОСОФИЯ)»

ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (HUMANITARIAN SCIENCES) УДК 1

Баяхметова Е.Е.

Магистрант 2 курса факультет журналистики, специальность «Дизайн» Казахский национальный университет Имени Аль-Фараби (Казахстан, г. Алматы)

ОБЕРЕГИ КАЗАХСКОГО НАРОДА (СИМВОЛЫ, ЗНАКИ, ФИЛОСОФИЯ)

Аннотация: в статье рассматривается толкование оберега, различные типы обереги казахского народа, их значение и употребление в жизни нашего народа.

Ключевые слова: оберег, амулет, тумар, когти и перья филина, раковины каури, ювелирные украшения, серебро, различные камни, серьги, перстни, кольца, обряд «аластау».

В первобытные времена люди заметили, что вещи и предметы могут оказывать различные воздействия на пространство и человека. Если некоторые предметы приносили счастье и фортуну, то другие негативно оказывали влияние на судьбу людей.

Каждый человек хочет избежать неожиданных ударов судьбы, и в этом ему может помочь оберег. В толковом словаре Ожегова дается такое определение: «Оберег - предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь» [1].

А в терминологическом словаре одежды Орленко слово «оберег» толкуется так: «Оберег то же, что амулет, талисман; предмет, обладающий по суеверным представлениям колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий. Чаще всего это нательные кресты, ладанки и образки. Обереги использовали и как украшения; иногда это были настоящие шедевры прикладного искусства» [2].

Возникновению разных видов оберегов содействовала верование людей в их магическую силу, которая по понятию старинних могла спасти человека от влияния внешних недобрых сил, нападений врагов и животных.

В большинстве стран мира существуют такие суеверия, иначе связанные с неудачей, с дурным глазом и порчей. И у казахского народа имеются такие поверья, и в качестве оберегов от всевозможных жизненных бед, в первую очередь, использовали амулеты-тумары. «Амулет - это разновидность оберега -предмета, которому приписывали магическое свойство отвращать от человека несчастье и приносить удачу. Отличительная особенность оберега заключается в том, что он не только защищает, но и помогает: увеличивает силу, повышает улов рыбы, способствует удачной охоте, лечит» [3. С. 258-259].

Известный археолог Н. Веселовский так описывал назначение тумаров: «Амулеты - средство от сглазу и спасительное от всяких бед. Особенно почитаются в качестве амулетов молитвы, так как они, врачуя тело, спасают в то же время и душу» [4].

В большинстве случаев тумары бывали треугольной и цилиндрической формы. Тумары изготовливают из дорогой ткани или кожи, хотя последние годы встречаются образцы из серебра и мельхиора. Внутри амулета имеется что-нибудь одно из этих: сура из Корана, щепотка святой земли или соли (бузодшык), шаманские заклинания. Треугольная форма амулета может привести к представлениям о солнечном луче, женской плодовитости.

Второе, во всех регионах Казахстана в виде оберегов использовали когти и перья филина. Родственные народы, казахи и киргизы, признавали филина как священную птицу. По всей вероятности, это поверье имело взаимосвязь с осознанием роли филина как птицы, бодрствующей ночью, и способной защищать человечества от злых духов, действующих преимущественно в ночное время.

Доктор исторических наук Ш. Тохтабаева в книге «Серебряный путь казахских мастеров» пишет: «Сова осмысливалась казахами двойственно. С

одной стороны, она воспринимается как представитель темных сил и поэтому считается способной противодействовать отрицательным явлениям, поскольку зло, причисляя ее к своему разряду, не причиняет ничего дурного тому, кто ею обладает. С другой стороны, сова обожествляется. На птиц-тотемов в быту казахов существовал запрет охоты, но, вместе с тем, повсеместно в Казахстане в ходу были обереги из когтей, перьев филина. Приходилось сову покупать у представителей тех родов, где тотемами выступали другие животные. Таким образом, люди не нарушая запрета, одновременно приобщались к своему тотему, приобретая его защиту» [4].

Для устранения сглаза и порчи пучок перьев филина - Yкi, как принято, подвязывали к колыбели новорожденного младенца. Из перьев филина изготовливали султанчики для детских головных уборов, их пришивали сбоку на настенный ковер «тускшз», а также подвешивали к домбре, чтобы спасти акынов от сглаза. Образ птицы у казахов, как у большинства народов мира, символизировал счастье, свободу и добро. Присвоенный мощным охранным качеством ую играл значительную роль в свадебной церемонии «Yкi тагу». Родство жениха в день сватовства родителей и близких людей невесты наделяли подарками, а невесте прикалывали к ее головному убору ую, после чего она считалась засватанной. Традиция «Yкi тагу» существует до сих пор, но с небольшими изменениями.

В третьих, эффективным оберегом считали и раковины каури. Их также именовали «жылан бас» - змеиная голова. Образ змеи и ныне можно встретить в казахском прикладном искусстве. Змея и раковина каури символизировали женское начало и плодородие. Раковинами каури и бусами «кезмонша;», которые моделировали глаз, украшали головные уборы девушек. В степи верили, что так можно предотвратить сглаз. А в современном мире, с помощью «кезмонша;» делают различные браслеты и булавки, которые оберегают от всех негативных влияний [5].

Как говорится выше, обереги применяли как ювелирные изделия, изредка это бывали настоящие шедевры прикладного искусства. «Еще в эпоху неолита появляются украшения из костей, зубов, клыков животных, всевозможных раковин и т. д., призванные придавать своему хозяину силу, ловкость зверя, ограждать его от возможных нападений и бед. Положительное восприятие магического значения изделий способствовало их эстетическому осмыслению и переводу в декоративную плоскость», - писала Шайзада Тохтабаева [6]. По сравнению с европейским, ювелирное искусство казахского народа концентрировалось на орнаментальном интерьере, а не на драгоценном материале. Обычно ювелиры использовали серебро. По старинным преданиям, оно могло не только исцелить людей, но и защитить их. «У казахов всегда ценились изделия из серебра. Они воспринимались как оберег. Мужчины надевали перстни с родовым знаком «тамга» - когда шли в военные походы. При купании новорожденных детей в воду клали серебряные украшения. Наукой доказано, что этот металл обладает бактерицидными свойствами, и в те далекие времена наши предки знали об этой особенности металла. Или, когда у человека простудное заболевание, изделие из серебра темнеет. И это не случайно», -говорил ювелир-художник Бахтияр Артыкбаев [7].

Особую роль имели и камни, которыми украшались изделия. В обществе они учитывались неким сторожащим оком, что охраняет своего владельца. Каждый камень обладал определенными свойствами и необычной силой: сердолик защищал от сглаза, жемчуг лечил бельмо, коралл спасал от порчи, бирюза приносила счастье. В перламутре видели частицу лунного света, а луна в казахской мифологии имела важное значение. Кроме всего этого, женщины казахского народа надевали перстни и кольца с целью оберегов и защиты, чтобы «очищать» приготовленную ими пищу. Есть поговорка «тамак адал болу Yшiн, колда жYзiк болу керек», переводится дословно так: «чтобы еда была чистой, на руке должно быть кольцо». При помощи серебряного кольца очищали воду

во время обряда «баланы кыркынан шыгару». Помимо всего, кольца нельзя носить на мизинце и среднем пальце, по-иному умрет кто-то из близких.

Защитными качествами казахский народ наделял и серьги, которые женщины носили всю жизнь. Потому что серьги считались оберегом, их носили постоянно, меняя в зависимости от статуса. Даже на смертном одре с покойницы не снимали серьги. Было такое суеверие, что без сережек в уши может заползти змея. Впрочем серьги носили не только дамы, но и мальчики, которые были наследниками и продолжателями рода. До пяти лет или всю жизнь мальчик носил серьгу, которая охраняла его от дурных глаз или внезапной смерти.

Несмотря на то что мужские ювелирные изделия представлены в казахской культуре намного меньше, чем женские, они также имели священное значение. Жизненной силой и охранными свойствами казахи украшали мужские пояса с серебряными бляхами, на которых были изображены значительные для его хозяина символы - например, солнце или мифических животных. Мужские пояса имели важное значение, что в случае смерти владельца их непременно вывешивали на шесте [7].

Также оберегом для маленького ребенка служили спички, нож. Их клали под подстилку в колыбели, а позднее - под матрас в кровать. Помимо этого, маленьким детям надевали «на удачу» браслеты из бисера и кололи булавки в одежду от сглаза. Когда ребенок был в гостях, или в мероприятии где народу много, приходя домой родители делал обряд «аластау» со спичкой или с солью.

Таким образом, оберег защищает людей от всевозможных бед, от различных бедствий. Много разновидности оберегов у казахского народа, что все они воспринимаются как само собой разумеющиеся, и в повседневной жизни и в ключевых ее моментах (рождение, смерть, в дальних дорогах, в доме, в военных походах и т.д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. - М: А ТЕМП, 2006. - 944 с. Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды. М.: Легпромбытиздат, 1996. - 344 с.

Сурков Д.А. Определение понятий амулета и оберега в контексте традиционных культур Западной Сибири // X Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»: материалы конф: в 6 т. Т.4: История. Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. С. 258-261.

Тохтабаева Ш. Ж. Серебряный путь казахских мастеров. Алматы: Дайк-Пресс, 2005.

Символическое значение украшений-оберегов в мировоззрении казахского народа // Электронный ресурс [Режим доступа]:

https://ethnicskazakhstan.wordpress.com/%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2% D0%BE%D0%BB%D0%B8%D 1 %87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%BE%D0 %В5-

%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-«Ж1 %83%D0%BA%D 1 %80%D0%B0%D 1 %88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 0%B9-%D0%BE%D0%B1/

Тохтабаева Ш. Ж. Казахские ювелирные украшения. - Алматы: Энер, 1985. Обереги, мифология и исцеляющая сила: что таится в казахских украшениях? // https://the-steppe.com/razvitie/oberegi-mifologiya-i-iscelyayushchaya-sila-chto-taitsya-v-kazahskih-ukrasheniyah

Bayakhmetova E.E.

2nd year Master's student Faculty of Journalism, specialty "Design" Al-Farabi Kazakh National University (Kazakhstan, Almaty)

AMULETS OF THE KAZAKH PEOPLE (SYMBOLS, SIGNS, PHILOSOPHY)

Abstract: the article discusses the interpretation of the amulet, various types of amulets of the Kazakh people, their meaning and use in the life of our people.

Keywords: amulet, amulet, tumar, owl claws and feathers, cowry shells, jewelry, silver, various stones, earrings, rings, rings, rite of "alastau".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.