Объекты собственности в истории книжного дела
Т.Г. Куприянова,
д-р истор. н., профессор кафедры книговедения и пропаганды книги
В 2007 г. в журнале «Компьюпресс» была опубликована статья об авторском праве, в которой высказывалось мнение, что современное авторское право в электронной среде распространяется не столько на произведение, сколько на его носители и принципы копирования. Эта мысль побудила обратить взоры в историческое прошлое книжного дела и проанализировать, как развивались отношения собственности в прежние времена.
Первым известным в истории книжного дела объектом собственности был писчий материал - египетский папирус. Благоприятные климатические условия обеспечивали преимущество в его производстве, и египтяне долгое время удерживали в своих руках монополию, постоянно взвинчивая цены вплоть до появления пергамена, составившего конкуренцию папирусу.
В античные времена для записей использовались также деревянные дощечки, покрытые слоем воска. Потребность в них была столь велика, что не замедлили появиться мастерские по изготовлению восковых табличек, а вместе с тем и подделки, с которыми пытались бороться, регламентируя их качество. Не допускалось изготовление табличек из редких и особо дорогих пород дерева, а также нельзя было смешивать с воском сало. Традиция ремесленного изготовления восковых табличек сохранялась и в Средние века. Но вместе с традицией сохранялись и подделки. Статут ремесленников Парижа 1268 г. гласил: «Каждый, кто сделает такого рода изделие, платит королю 5 су штрафа, а изделие уничтожается, ибо такое изделие недоброкачественно»1.
1 Киселева Л.И. Письмо и книга в Западной Европе в Средние века: лекции по латинской палеографии и кодикологии. СПб. : Дмитрий Буланин, 2003. С. 26.
Объектом собственности еще с античных времен также выступали книжные лавки. По свидетельству Сенеки стоимость одного книжного ларя могла доходить до ста тысяч денариев. Известно, что в Греции и Риме работали десятки книжных мастерских, принадлежащих отдельным владельцам, имена которых сохранила история. Что же касается авторов, то в римском праве не существовало статьи, охраняющей их произведения от произвольного вторжения в тексты. Авторы не стремились заработать на своих произведениях, часто, напротив, тратя свое имущество на приобретение книг и на ученые занятия. В основном авторы следили за достоверностью переписываемых текстов, так как в мастерских сложилась практика свободного отношения к произведению, и главным для переписчика было создание такого текста, который мог быть востребован читателем. Древнегреческий философ Платон, пользовавшийся особой популярностью, в целях идентификации своих произведений целенаправленно создавал их подробное описание. Практически не изменилось отношение к авторскому произведению и в Средние века, о чем с сожалением писал Франческа Петрарка: «Переписчики, перемешав оригиналы и копии, обещают переписать одно, а переписывают другое, что сам не узнаешь того, что диктовал»2. Причину произвольного отношения к оригиналу поэт усматривал в том, что переписчики ищут выгоду, зарабатывая этим себе на жизнь. К моменту появления городских книжных мастерских объектом собственности становятся сами рукописи: их можно было не только продать, но и заложить, сдать в аренду целиком или частями (пециями). Городские скрип-тории обладали правом переписки только тех книг, которые были включены в определенный перечень. Так, Диболт Лаубер имел право переписывать всего сорок наименований книг, перечень которых был вывешен на дверях его мастерской.
В эпоху Средневековья в книжное производство вовлекается большое количество ремесленников - владельцев мастерских по изготовлению чернил, красок, писчих инструментов и принадлежностей, кож и украшений для переплетов. Вся продукция ремесленного производства продавалась на рынке. Таким образом, список владельцев объектов собственности, с которыми приходилось взаимодействовать книжникам, неуклонно возрастал. В первую очередь следует выделить среди них изготовителей бумаги. С ростом потребности в книгах наряду с пергаменными манускриптами создаются бумажные кодексы. Владельцы бумажных мельниц для идентификации своей продукции в конце XIII в. вводят филигрань. Это был своего рода фирменный знак производителя, защищавший от подделок и являвшийся знаком каче-
2 Библиотека в саду. Писатели античности, средневековья и Возрождения о книге, чтении, библиофильстве. М. : Книга, 1985. С. 123.
ства. С изобретением книгопечатания потребность в бумаге резко увеличилась, но качество производимой бумаги не всегда отвечало предъявляемым требованиям. Первопечатник Альд Мануций, выпускавший только высокохудожественные издания, критиковал своих конкурентов, печатавших на плохой бумаге, обладавшей ко всему прочему «зловонным запахом». Пергамен, повсеместно применявшийся при рукописном производстве, постепенно отходит на второй план - на нем изредка печатается только небольшая часть тиража, предназначенная для подарка знатным особам. Показательно то, что Парижский университет, обладавший до XVI в. монополией на приобретение пергамена на ярмарках, начинает сдавать это право на откуп. В последующие столетия бумага являлась основным носителем в книгоиздании вплоть до появления электронных средств коммуникации, в пространстве которых обладателем прав собственности являются провайдеры, предоставляющие трафик. С 1995 г. в России действовали провайдеры «Акадо» и «Корбина», а с 2004 г. 3,5 млн. пользователей подключились к системе «Стрим». Наряду с этим появились технологии продвижения по сети не только книг, но и магазинов, их продающих. Владельцы on-line магазинов могут совершать со своей собственностью все операции, например, сдавать в аренду виртуальные торговые площади и др. Сложилась парадоксальная ситуация - физически объекта собственности нет, но в то же время, он существует. Создание виртуального магазина и торговых технологий требует профессионализма, так как в проект магазина входит установка соответствующих модулей и механизмов, разработка графического дизайна, поддержка контента, оповестительных возможностей и поисковых структур. Учитывая такие преимущества, как отсутствие посредников, минимизация количества сотрудников, отсутствие арендной платы и других издержек обращения, следует признать неизбежность перспективы развития нового объекта собственности в системе книжного дела.
Исторически новый этап в расширении объектов собственности возникает с появлением ксилографии в Европе. Объектом собственности становятся деревянные доски, с которых делались оттиски. Их продавали, передавали по наследству, использовали как средство платежа. Ранние ксилографии не отличались высоким качеством и не подписывались мастерами их изготавливавшими. Исключение составляет творчество Альбрехта Дюрера, чье мастерство достигло столь высокого уровня, что его монограмма «AD» служила знаком качества. Листы, помеченные этим знаком, пользовались повышенным спросом, особенно в том случае, когда они печатались у одного из лучших немецких типографов - Антона Кобергера.
Книгопечатание, распространившееся по европейским странам, открывает новую страницу в истории формирования прав собствен-
ности на объекты книжного дела. В первую очередь отметим шрифты и типографское оборудование, которые выступали не только в качестве товара, но и в качестве пая при создании типографских и издательских компаний первопечатников. Соглашения между партнерами заключались на непродолжительный срок, зачастую для выпуска только одного издания. Каждый из участников договора привносил свой пай в виде бумаги, шрифта, патента на то или иное произведение или предоставлял в пользование печатный пресс. К этому времени несколько меняется отношение к авторскому произведению. Тиражное количество копий требовало строго выверенных текстов, их четкой корректуры. С особой тщательностью готовились издания в издательском доме Альда, где трудились высоко образованные ученые-эллинисты. Также альдины славились красотой шрифтов, разработанных мастером Франческо Гриффо. Именно из-за шрифтов возник конфликт между издателем и художником. Пользуясь расположением членов Сената Венецианской республики, Альд Мануций добился монопольного права владения шрифтами сроком на пятнадцать лет, чем ущемил права их создателя. В результате Франческо Гриффо покинул Венецию и удалился в область Италии, куда не распространялось действие законов Венеции. Совместно с компаньоном Сончино он начал печатать книги похожие на альдины. Подобные же издания появились и в Лионе. Для защиты своих интересов, и в первую очередь права на использование антиквы и курсива, Альд Мануций ввел издательскую марку, описывая ее следующим образом: «...На наших экземплярах стоит дельфин, обвивающий якорь»3. В дальнейшем почти на всех изданиях европейских типографов имелась издательская марка. Была собственная издательская марка и у русского первопечатника Ивана Федорова. Правда, применил он ее только тогда, когда стал печатать книги за пределами московского государства.
На протяжении XVI-XVII вв. славились шрифтами предприятия Плантенов-Моретов, Эльзевиров, Этьеннов. В этот период и на протяжении XVIII столетия шрифты оставались наиболее важным инструментом конкурентной борьбы среди издателей, располагавших достаточно ограниченным арсеналом технических возможностей, а в XIX в. шрифтолитейное дело отделилось от издательского в самостоятельную отрасль производства, но в связи с технической революцией в полиграфии утратило свое первостепенное значение.
По мере распространения книгопечатания право интеллектуальной собственности регулировалось патентами, выдаваемыми издателям верховной властью. Патентное право породило такое явление, как контрафакции. Многие издатели, не обладая патентом, незаконно перепечатывали произведения, пользующиеся спросом у населения.
3 Лазурский В.В. Альд и альдины. М. : Книга, 1977.
В XVI в. явление приобрело обширные масштабы. На этой почве развивается и контрабандная торговля. Во Францию, например, ввозились книги, отпечатанные в Женеве, где была дешевая рабочая сила и низкая стоимость бумаги. В приграничном местечке к этим изданиям приклеивался титульный лист с лионской маркой4. В Англии, где официальными центрами книгоиздания были Лондон, Кембридж и Оксфорд, книги нелегально печатались в провинции.
Примерно в конце XVI - начале XVII в. авторы активно вступили в борьбу за свои права. Первые попытки, предпринятые ранее, успеха не имели. Еще в XIV в. университетские статуты пытались защитить авторские права лекторов на исполнение, наложив запрет на конспектирование лекций, но эти попытки оказались безуспешными5. Не имела положительных результатов и борьба Шекспира против незаконного копирования его пьес, издание которых могло привести к банкротству труппы театра «Глобус». В 1609 г. был издан сборник сонетов Шекспира с большим количеством неточностей в тексте и опечаток, появившихся в результате того, что стихи печатались со списков, а не с оригинала. До этого уже предпринимались пиратские издания произведений Шекспира, что вызывало не только недовольство автора, но и некоторые превентивные меры с его стороны.
Первые успехи на поприще борьбы за авторские права удалось достичь в Англии. Серьезной победой английских книжников явилось введение литературного гонорара, начало которому было положено в 1667 г., когда был заключен контракт между Сэмом Симмонсом и Джоном Мильтоном. В 1710 г. статут королевы Анны впервые узаконил авторское право, срок действия которого распространялся на 14 лет с последующим продлением на такой же срок. До принятия этого закона автор, продавший свое произведение издателю, навсегда терял на него права. Вскоре законы об авторском праве появились и в других европейских странах, а в 1783 г. впервые нормативный акт об авторском праве был принят в одном из штатов Северной Америки. В 1790 г. Конгресс США принял закон об авторском праве, распространявшийся на все остальные штаты.
В России авторское право было введено в 1828 г., когда в цензурный устав вошла соответствующая статья, защищающая право собственности на литературное произведение. Долгое время подход к литературе в России был узко сословным. Дворяне рассматривали лите-
4 МолдавскаяМ.А. Книжная торговля во Франции в эпоху гражданских войн второй половины XVI в. // Книга. Исследования и материалы. Сб. 23.1973. С. 182.
5 Уваров П.Ю. Университет и книжное дело в Париже на переходе от Средневековья к Новому времени // Социально-культурные функции книгоиздательской деятельности : сб. науч. трудов. М., 1985. С. 12.
ратурное творчество как служение Отечеству, но вскоре, после того как был узаконен литературный гонорар, Белинский так оценивал его значение: «В наше время не ценить литературы на деньги - значит не ценить ее ни во что»6.
Законодательное оформление прав интеллектуальной собственности способствовало дальнейшему проникновению товарно-денежных отношений в литературу и вызвало нарастание тенденций коммерциализации книгоиздания. Вместе с тем, нельзя не отметить огромное стимулирующее значение этого закона для развития не только отечественной, но и мировой литературы: XIX в. характеризуется беспрецедентным ростом в различных сферах творчества, появлением произведений, составивших «золотой» фонд мировой классики.
На протяжении XX столетия, несмотря на сложную общественно-политическую и экономическую ситуацию в мире, наблюдается неуклонный рост объемов книгоиздания: если в начале XX в. выпуск книг составил около 159 тыс. названий, то к концу 2000 г. в мире было выпущено примерно 1250 тыс. названий книг и брошюр7. Особенно активно наращивали объемы книжного производства страны, где главным конкурентным преимуществом была низкая цена, которая складывалась в результате незаконных перепечаток и безгонорарных изданий. По приблизительным оценкам прибыль «издателей-пиратов» достигала в среднем 2 млрд долларов в год, а в отдельные годы 1980-х потери только американских издателей доходили до 6-8 млрд долларов. Превентивные меры в виде создания международных организаций по борьбе с пиратством положительных результатов не принесли.
Грандиозные масштабы незаконного копирования характерны для электронных форм книгоиздания. При этом ущерб наносится не только издателям, но и авторам, которые не получают отчислений за использование их произведений. Во Франции в 1991 г. был принят закон, согласно которому автору за использование электронной версии его произведения выплачиваются определенные суммы. Однако на практике применение этого закона трудно осуществимо. Более эффективный способ борьбы с пиратством был применен недавно. В 2003 г., с целью уменьшения убытков, издательства «Рэндом Xауз Мондадори» в Европе и «Групо Норма» в Латинской Америке, последний роман Габриэля Гарсиа Маркеса «Вспоминая моих грустных блядушек», начали продавать на неделю раньше, чем состоялась презентация. Кроме того, литературный агент писателя Кармен Бальсельс и издатели попросили автора внести изменения в текст последней главы, что обесценило неза-
6 Белинский В.Г. Сто русских литераторов // Полн. собр. соч. Т. 9. М., 1955. С. 243.
7 Ленский Б.В. Книгоиздательская система современной России. М. : Наука, 2001. С. 182.
конные издания, как несоответствующие оригиналу8. Однако этот метод, обезопасивший издателей традиционных бумажных книг, утрачивает смысл в электронной среде. В феврале 2003 г. на совместном заседании комиссии Минэкономразвития и МВД России обсуждался вопрос «О мерах по реализации... государственной политики по защите прав интеллектуальной собственности, пресечению производства и распространения фальсифицированной и контрафактной продукции», а в 2004 г. был принят закон «Об авторском праве и смежных правах», призванный способствовать созданию, распространению и сохранению богатств культуры, а также достижению баланса между интересами автора, бизнеса и общества. В реальной же практике наблюдается развитие несколько иных тенденций. Недавно в Швеции была официально зарегистрирована первая пиратская партия, такие же партии появились в США, в Германии, в России. Их представители отрицают законодательные ограничения на интеллектуальную собственность и выступают за отмену авторского права, как препятствующего свободному обмену информацией.
Вместе с тем, в электронных коммуникативных системах наблюдается нарастание тенденций расширения прав на такие объекты собственности, как шрифты. В компьютерах шрифты представлены в виде своего рода программных продуктов, зарегистрированных в качестве торговых марок. Наиболее употребительные шрифты «Times New Roman», «Arial», «Courier» являются торговыми марками американской компании «Monotipe Corporation», хотя законодательство США не включает торговые марки в объекты авторского права, тем не менее, вопрос стоит относительно новых шрифтов, которые будут разрабатываться9. В этом случае право пользования ими должно обеспечиваться путем приобретения лицензии у правообладателя. В настоящее время стоимость лицензии у компании «Ascender Corporation» составляет 24 доллара для организаций, располагающих пятью компьютерами. При наличии большего числа компьютеров приобретается не одна лицензия, а несколько.
В целом история развития прав собственности на различные объекты книжного дела позволяет более глубоко рассмотреть динамику системы книжного дела, а также спрогнозировать ближайшие перспективы эволюции информационной цивилизации.
8 Литературная газета. 2004. № 44.
9 Шрифт как объект авторского права. Электр. ресурс. Режим доступа: http: // www.ru / publikacii / intellektualnyasobstvennost / 182-srift-objekt-avtorskogo-prava. Дата обращения 11. 01. 11.