ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006
Объекты промышленной собственности как инструмент мотивации работников
Н. Ю. Изоткина,
аспирант отделения кафедры ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии» Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники,
А. Ф. Уваров,
к. э. н., проректор по экономике Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Ю. М. Осипов,
д. т. н., д. э. н., профессор, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, заведующий отделением кафедры ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии»
Рассмотрен один из институтов интеллектуальной собственности, принадлежащий к научнотехнической и производственной сфере — объекты промышленной собственности. Владение работником включенными в хозяйственный оборот объектами промышленной собственности — смыслообразующий фактор в экономике труда, влияющий на мотивацию труда.
Objects of the industrial property as one of the institutes of intellectual property, which belongs to scientific and industrial spheres, is considered. Possession by the worker of the objects of industrial property included in economic circulation is the meaning-forming factor in economics of work, which influences motivation of work.
В статье рассматривается один из институтов интеллектуальной собственности, принадлежащий к научно-технической и производственной сфере — объекты промышленной собственности (ОПС): изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и другие, включенные в хозяйственный оборот и влияющие на мотивацию труда работников. Промышленная собственность — это право владельца, подтвержденное охранным документом в виде патента или свидетельства на исключительное использование. Реализация ОПС зависит от объекта реализации.
1. Реализация осуществляется в отношении материального воплощения — в виде конкретной продукции и нематериального воплощения — в виде документации на конкретную продукцию. Осуществляется фаза товарно-денежного обмена, произведенный продукт поступает в производственное или непроизводственное потребление и происходит смена форм стоимости (товарная переходит в денежную). В этом процессе реализация представляет собой одностороннее отчуждение продукта в обмен на его денежный эквивалент. Продавцу возмещается инвестированный им при производстве конкретной продукции (документации на конкретную продукцию) капитал и чистый доход в денежном выражении, созданный в процессе их производства.
2. Реализация осуществляется в отношении собственности (прав на собственность). В данном случае процесс реализации затрагивает не предметно-товарную сторону воспроизводства, а ее общественную (институциональную).
Обе формы реализации тесно связаны, поскольку являются двумя сторонами процесса воспроизводства — единства производительных сил (объективной составляющей) и производственных отношений (субъективной составляющей). Реализация ОПС осуществляется на рынках новшеств и труда, взаимосвязанных между собой отношениями собственности.
Рынок новшеств можно определить как систему экономических форм и механизмов, связанных с образованием и функционированием инновационных коммуникаций, условиями торговли научно-техническим товаром. Рыночный механизм включает коммуникации между продавцом и покупателем новшеств, цены, кредит с присущим ему процентом и другие стоимостные категории. Сюда же относят предложение и спрос на новшества, систему оценки предложения и достижения договорной цены, покрытие денежной массы (инвестиций) совокупной ценой новшеств и др.
Рынок труда рассматривается, как совокупное общественное отношение «работник — работодатель», которое включает в себя взаимодействие меж-
ду ними на всех стадиях их совместного функционирования, во всех ситуациях, возникающих в экономической системе. Суть этого общественного отношения в том, что способность к труду, в том числе и к интеллектуальному труду, осознается как ценность, которая эквивалентна материальным и интеллектуальным ценностям.
При этом ценность труда субъективно определяется личностными характеристиками работника (уровнем общей и профессиональной подготовки, интеллектом, профессией и др.), объективно-общественными потребностями в труде с определенными качественными характеристиками.
Рынок труда есть непрерывная борьба, противостояние между работодателем и работником по поводу соглашений и компромиссов, определяющих их отношения.
Чтобы выполнять указанные функции, рынки новшеств и труда должны иметь возможность экономически воздействовать на процесс создания новшеств и на производителей промышленной продукции.
Сущность воздействия состоит в повышении или понижении интереса исследователей и разработчиков новых продуктов и технологий (работников) к созданию того или иного новшества.
Интерес связан с доходами, получаемыми от реализации результата на рынке новшеств, и их распределением (между работодателем и работником) на рынке труда. В рынке новшеств осуществляются процессы купли-продажи результатов инновационной деятельности работников: инвестор (работодатель) передает свои права на деньги (отдает деньги) и взамен этого приобретает права на будущий доход.
В современный период категория рынка труда привлекает к себе большое и растущее внимание. Владение работником включенными в хозяйственный оборот ОПС — смыслообразующий фактор в экономике труда, влияющий на мотивацию труда. Поэтому меняются содержание и характер труда, усиливается многообразие требований к работнику и работодателю:
1. Работнику должны обеспечиваться условия для его профессионального роста, повышения уровня доходов, улучшение социальных условий. Должно непрерывно поддерживаться соответствие работника и работы: профессиональный рост первого и повышение технического уровня последней.
2. Работодатель должен иметь необходимые условия для непрерывного развития производства, повышения его технического уровня, перехода к новым поколениям техники, общего соответствия производства уровню научно-технического прогресса.
В этих условиях резко возрастает роль интеллектуальной (промышленной) собственности, так как она может принадлежать работнику. Меняется харак-
тер взаимоотношений между работодателем и работником. Рынок труда, как и любой товарный рынок, основан на спросе и предложении. Возникает спрос не только в форме потребности на занятие свободных рабочих мест и выполнения работ за заработную плату, но и в форме предложения на изменения оплаты труда, отношений собственности на производимый работником товар:
1. Работодатель может получить предложение от работника выкупить имеющуюся у него промышленную собственность (например, продажа патента по лицензии или передача изобретения в собственность работодателя за большее вознаграждение, чем заработная плата).
2. У работника может возникнуть желание изменить свое положение в обществе и стать работодателем.
Пример. У работодателя-хозяина фирмы работает группа энергичных, творчески мыслящих специалистов во главе с менеджером, имеющих статус работников данной фирмы. В результате их творческих усилий удалось разработать пользующееся большим спросом изделие, приступить к его освоению и к серийному выпуску. Патентные исследования показали патентоспособность изделия, авторами решено было подать заявку о выдаче патента на изобретение. В соответствии с патентным законом существует два пути патентования:
1. Фирма (работодатель) при обращении работников должна подать заявку на патентование изобретения и оплатить все расходы патенто-произ-водства.
В результате внедрения ОПС все авторы помимо зарплаты получат вознаграждение. Это мотивирует их на разработку изделий на уровне изобретений. Фирма (работодатель) поощряет их за творческую работу, в своей деятельности делает ставку на высокий профессионализм работников, обеспечивает их карьерный рост и стабилизирует их положение на фирме.
2. Фирма (работодатель) не подает заявку на патентование изобретения. Через 4 месяца после обращения работники могут подать заявку на патентование изобретения без согласия фирмы (работодателя) с указанием в качестве патентообладателя одного из авторов, например менеджера (или всех авторов) и оплачивают все расходы патен-топроизводства.
Работодатель приобрел у патентообладателя, а именно, у менеджера лицензию на использование изобретения. Менеджер получил не только вознаграждение как автор, но и контроль над бизнесом фирмы, причем без приватизации самой фирмы.
Произошло перераспределение материальных ценностей в пользу работников — менеджера и других авторов — владельцев ОПС. В руках менеджера оказалось мощное средство обуздания собственника-
Рынок новшеств можно определить как систему экономических форм и механизмов, связанных с образованием и функционированием инновационных коммуникаций, условиями торговли научно-техническим товаром. Рыночный механизм, включает коммуникации между продавцом и покупателем новшеств, цены, кредит с присущим ему процентом и другие стоимостные категории.
ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006
ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006
работодателя. Работодателю трудно даже уволить работников — менеджера и других авторов — владельцев ОПС, так как перейти быстро к производству другой прибыльной продукции сложно, а производство изделий на основе запатентованного изобретения контролируется менеджером на законной основе.
Здесь спрос и предложение осуществляются в конкурентной борьбе между работниками и работодателем, которая является движущей силой появления организационно-управленческих и социальных новшеств, новых товаров, повышения качества и снижения цены модернизируемых товаров.
Поэтому одной из основных и существенных характеристик рынка труда становится понятие «конкурентоспособность личности», как работодателя, так и работника, приобретающих соответствующий статус в конкурентной борьбе.
Конкурентоспособность личности — это конкурентные преимущества конкретного индивидуума — уровень его интеллекта и культуры, уровень его знаний в различных сферах деятельности, его умение ставить цели и их реализовывать, состояние его здоровья, параметры психологического портрета его личности и т. п.
Проявление конкурентных преимуществ личности (КПЛ) определяется внешними или внутренними условиями. Внешние условия (научно-технический прогресс и рынок труда) являются решающими в достижении конкурентоспособности. Внутренние (индивидуальные) КПЛ можно подразделять на наследственные и приобретенные.
К наследственным КПЛ относятся: способности (одаренность, талант, гениальность); темперамент; физические данные. К приобретенным КПЛ относятся: деловые качества (образование, специальные знания, навыки и умения, способность к данному виду деятельности,); интеллигентность и культура; целенаправленность мотивации деятельности (умение формулировать личные цели и цели коллектива; характер (отношение к труду, к другим, к себе, к вещам); эмоциональность (умение управлять своими эмоциями, воля, стрессоустойчивость, зависть и др.); общительность, коммуникабельность; организованность; возраст и др.
Государство, общество должны развивать каждого индивидуума как личность и поддерживать его конкурентоспособность, так как человеческие ресурсы определяют лицо региональной и федеральной экономики, являются главной компонентой системы обеспечения экономической безопасности.
Чтобы развивать и поддерживать конкурентоспособность личности как работников, так и работодателей, необходимо иметь инструменты ее выявления и методики совершенствования конкретной личности.
Как показали итоги исследования «Система общественных оценок профессиональных качеств вы-
пускников вузов как претендентов на рынке труда», представители вузовского и бизнес-сообществ практически одинаково понимают термин «конкурентоспособность выпускника». В первую очередь это обучаемость (способность и желание учиться), фундаментальная профессиональная подготовка, умение работать в команде [1]. Во вторую очередь это знания, формирующие и развивающие предпринимательские качества [2].
Предлагается формировать КПЛ на основе рыночного инструмента — промышленной собственности, принадлежащей конкретному индивидууму, готовить его к трудовой деятельности в качестве как работника, так и работодателя.
Причем не приобретенной на рынке новшеств, не полученной в результате дарения или по наследству, а той, чем человек реально владеет (содержит в себе), стремится сохранить или иметь в будущем.
Для этого в учреждениях высшего и среднего профессионального образования необходимо вводить в учебные планы:
1. Обязательные дисциплины «Основы предпринимательства», «Создание собственного дела», «Управление инновационными проектами», «Разработка и производство нового товара», «Интеллектуальная собственность: охрана прав и оценка собственности», «Коммерциализация товара», формирующие и развивающие в будущих выпускниках креативность мышления, личность создателя и творца
продуктовых, технологических, организационноуправленческих или других новшеств, конкурентоспособных на рынках новшеств и труда, капиталов и товаров.
2. Технологию группового проектного обучения на конкретном инновационном проекте, предусматривающего все стадии предпринимательства: синтез новшества и оценку возможностей коммерциализации и окупаемости проекта, создание собственного дела, разработку и производство, охрану прав и оценку стоимости, коммерциализацию нового товара.
В заключение отметим, что этот подход применяется второй год научно-педагогическим коллективом Отделения кафедры ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии» при Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники в подготовке выпускников по направлению «Инноватика».
Литература
1. О. Пенкина. Лига высших/«Поиск», № 28-29 (894-895), 2006. С. 5.
2. А. Ф. Уваров, Ю. М. Осипов. Учебно-научно-инновационный комплекс предпринимательского типа/Повышение качества непрерывного профессионального образования». Матер. Все-росс. НМК: В 2-х ч./ Под науч. ред. С. А. Подлесного. Красноярск, ИПЦ КГТУ, 2005. С.163-167.
Конкурентоспособность личности — это конкурентные преимущества конкретного индивидуума — уровень его интеллекта и культуры, уровень его знаний в различных сферах деятельности, его умение ставить цели и их реализовывать, состояние его здоровья, параметры психологического портрета его личности.