Научная статья на тему 'Объекты правового наследия и их значение в условиях развития современных правовых систем'

Объекты правового наследия и их значение в условиях развития современных правовых систем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ ПРАВОВОГО НАСЛЕДИЯ / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВОВОЙ ОПЫТ / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Софронова С. А.

Статья посвящена рассмотрению объектов правового наследия, их месту и значению в современных правовых системах. Проанализированы и обоснованы структурные составляющие правового наследия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объекты правового наследия и их значение в условиях развития современных правовых систем»

Объекты правового наследия и их значение в условиях развития

современных правовых систем

С. А. СОФРОНОВА — начальник кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент

Стабильное и эффективное состояние любой правовой системы обусловлено гармоничным сочетанием национальной правовой традиции с процессами государственно-правовой модернизации. Динамичное изменение форм и содержания правовых явлений не отрицает, а, наоборот, актуализирует необходимость исследования собственного правового наследия. Именно в правовом наследии происходит фиксация и структурирование исторически сложившегося правового опыта, вследствие чего возникает возможность его передачи последующему поколению.

Основными объектами правового наследия выступают явления статические, консервативные, такие как правовой опыт и правовые ценности. Обратимся, прежде всего, к характеристике содержания правовых ценностей. Правовые ценности представляют собой иерархичную систему и раскрываются через понятия «правовой менталитет» 1 и «правовая культура» 2. Правовой менталитет и правовая культура выражают целостность права и проявляются как в общей логике, характерной для данной системы ценностей, так и в специфике набора ценностей, их иерархии, очередности, последовательности. Собственно правовая культура и есть механизм сохранения, воспроизводства и развития общих, признанных

в данном обществе, одобряемых, желательных для большинства членов общества ценностей.

Правовые ценности обеспечивают желательное, предпочтительное для социального субъекта (индивида, социальной общности, государства) состояние правовых связей; служат критерием оценки реальных правовых явлений; определяют смысл целенаправленной юридической деятельности; побуждают и ориентируют субъекта в правотворческой деятельности.

Рассмотрим соотношение правовых ценностей прошлого и настоящего на следующем примере. Не секрет, что большие трудности испытывают суды, добиваясь исполнения решений по возмещению ущерба, причиненного правонарушением, так как ответчик зачастую неплатежеспособен. Поэтому законодатель, чтобы разрешить указанную проблему, вынужден обращаться либо к чужому опыту, либо к собственному прошлому. Русская традиция знает такие институты, как долговое рабство, «правеж», долговая тюрьма. Каждый из указанных способов возмещения ущерба был достаточно эффективен 3. Причина этой эффективности заключалась в том, что человек расплачивался за причиненный материальный ущерб личной свободой и физическими страданиями. Чело-

Приглашаем к дискуссии

77

веческая личность, даже с учетом сословной принадлежности, ценности для государства не имела.

Указанные способы нельзя применять в настоящее время, так как они противоречат высшей правовой ценности — правам человека. Соблазн использовать имеющийся весьма продуктивный опыт возмещения ущерба велик, но невозможен, потому что в обществе изменилась система ценностей.

Ценности как основная составляющая правового наследия имеют различное содержание, на основе анализа которого можно выделить следующие их типы:

Во-первых, правовые ценности узких социальных групп. В этой неустойчивой категории быстрее всего происходят изменения под воздействием экономических процессов, политических и религиозных идеологий.

Во-вторых, общенациональные, общегосударственные правовые ценности, содержание которых определяется спецификой истории и развития указанной общности. Именно они определяют особенности правовых систем.

В-третьих, общечеловеческие правовые ценности, которые являют собой более стабильную систему и определяют единство правового развития в мире. В частности, сюда можно отнести стандарты прав и свобод человека, признанные мировым сообществом.

Ценности всех уровней находят свое выражение в нормах права, правовых предписаниях. Содержание правовой системы, направления ее развития напрямую зависят от того, какие ценности будут положены в основу — узкие частные или общечеловеческие.

Сама правовая норма, по мнению С. С. Алексеева, «дает оценку жизненным явлениям и процессам» 4. Она представляет собой частный случай ценностного отношения между мыслью и действительностью. Средством превращения любой оценки в норму является санкция, в случае с правовой нормой — строго фиксированная государством санкция.

Всякая ценность, закрепленная в правовой норме, не универсальна. Внутри правовой системы существуют самые различные ценностные ориентации, которые не просто не совместимы, а абсолютно противоположны друг другу. Это, прежде всего, касается вопроса о соотношении права и морали. Признание данного положения в ценностной иерархии облегчает процесс правотворчества, позволяет избежать провоцирования социального конфликта 5.

Еще одна структурная составляющая правового наследия — это правовой опыт как результат взаимодействия субъекта с внешним миром, который фиксируется следующим образом:

1. В предметных правовых формах (юридические институты, например суд; юридические специальности; нормативно-правовые акты и т.п.). Рассмотрим данное положение на конкретном примере. Согласно Федеральному Конституционному Закону «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. 6 в России введен новый вид суда — суд

присяжных. По сути, произошло восстановление уже существовавшего до 1917 г. института, упраздненного Декретом № 1 о суде. Принципы внедрения суда присяжных аналогичны такому же процессу 1864 г., например поэтапность проведения реформы. Так же, как в дореволюционной России, около 20 % вердиктов — оправдательные, что является поводом, как и раньше, дискуссии о целесообразности введения такого рода судов 7.

2. В системе правоотношений (субъекты, объекты правоотношений). В частности, в Особенной части Уголовного кодекса традиционно предлагается классификация составов преступлений по объектам. Если сопоставить несколько российских уголовных кодексов, то можно выявить устойчивые объекты, нововведения, а также изменения в иерархии объектов. В последнем Уголовном кодексе РСФСР в качестве объектов преступлений рассматривались государство, социалистическая собственность, жизнь, здоровье, свобода, достоинство личности, политические и трудовые права граждан и т.д.

Уголовный кодекс 1996 г. частично сохраняет прежние главы, например «Преступления против личности», но при этом в качестве приоритетных объектов рассматривает именно права человека, а не государственные интересы, как это было ранее. Вместо двух разделов «Особо опасные государственные преступления» и «Иные государственные преступления» в Уголовном кодексе РФ содержится гл. 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства». Появились новые главы, которые отражают либо изменение статуса объекта, либо появление новых объектов преступлений: «Преступления против семьи и несовершеннолетних» (гл. 20), «Экологические преступления» (гл. 26) и т.д. Однако заметим, что указанные объекты не являются абсолютно новыми для российского уголовного права.

3. В способах юридической деятельности, юридическом языке, терминологии. Европейское право, например, имеет устоявшуюся систему юридических понятий, в основе которых явно прослеживается римская традиция, что облегчает процесс унификации.

4. В формах и способах юридического мышления индивида, правовых теориях и идеологиях 8. В частности, практически всем восточным правовым культурам присущи такие качества, как правовой нигилизм, приоритет религиозных норм над правовыми, отождествление понятий «право» и «закон» с наказанием. Такое отношение сохраняется, несмотря на масштабную рецепцию западного права, в основу которого, напротив, положен принцип законности.

Передача правового опыта от поколения к поколению осуществляется при помощи специфического механизма хранения и передачи накопленной информации. Передача правовой информации осуществляется в следующих формах:

1. Вещно-предметная. Это использование предшествующего опыта, которое предполагает не только овладение системой операций по использованию определенных предметов, но и обладание определенным комплексом чувств, мыслей, взглядов, свойственных эпохе, классам, нациям, общественным группам.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ

2. Традиционная форма. Это накопление, хранение, передача правового опыта через комплекс действий. Этим путем передаются формы отношений, способы правового общения в виде целостной ситуации, то есть это повторение уже готовых образцов. Данная форма передачи характеризуется консервативностью, устойчивостью. Речь идет о таком свойстве правовой системы, как повторяемость, без которой была бы невозможна правовая регламентация общественных отношений.

3. Рациональная форма. В данном случае социально значимая правовая информация фиксируется посредством вербальной знаковой системы в общественном сознании.

Реализация правового опыта предшествующих поколений происходит через рациональные объекты правого наследия. К таковым можно отнести юридическую науку и практику, правотворческую, а в ее рамках и нормотворческую деятельность.

Процесс реализации правового опыта имеет осознанный, целенаправленный характер. В ходе его предшествующие достижения применяются для получения определенного, заранее запрограммированного результата. Здесь наибольшая роль отводится государству как основному правообразующему субъекту.

Механизм передачи правовой информации или правового опыта также является объектом правового наследия. Процесс передачи правовой информации принято именовать правовой социализацией. Она является непременным условием преемственного правового развития.

Содержание правовой социализации состоит в приобщении индивида к политическим и правовым нормам, ценностям, политической и правовой культуре и практике в целом, сознательной, социально активной деятельности.

Первичная правовая социализация происходит в рамках непосредственного окружения. В данном случае наблюдается стихийное, естественное усвоение и апробация обычных, традиционных норм, воспринимаются образцы поведения.

Вторичная социализация предусматривает целенаправленное воздействие государства на личность. Именно государство, церковь и другие общественные организации являются непосредственными институтами правовой социализации. Такой вариант социализации предполагает «целенаправленную

систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры — правовое воспитание» 9.

Процесс правовой социализации может быть направлен не только на индивида, личность, но и на целое государство. В частности, любое современное государство вынуждено приспосабливаться к правовым традициям своего политического, экономического партнера. Большинство посттоталитарных государств переживают процесс восприятия и усвоения гуманистических ценностей европейского права. Правовая социализация государства происходит в форме подчинения-доминирования, принятия-отвержения правовых стереотипов другого государства, международного права.

Таким образом, в качестве статических, устойчивых, основополагающих объектов правового наследия необходимо рассматривать правовые ценности, обеспечивающие целостность и преемственность в развитии права, правовой опыт в его различных проявлениях, а также механизм передачи правового опыта, правовых ценностей от поколения к поколению (механизм правовой социализации). Все они в совокупности являются непременным условием стабильности и целостности правовой системы общества.

Н ПРИМЕЧАНИЯ:

1 См.: Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в

общую теорию. Саратов, 1994. С. 180.

2

О соотношении этих понятий см.: Иванников И. А. Общая теория государственной власти. Волгодонск, 1997. С. 20; Он же. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. № 3. С. 13-14; Семитко А. П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс (проблемы теории и методологии): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1996. С. 3-30.

3 См.: Судебник 1497 г. Ст. 10-14, 55 // Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1985. Т. 2. С. 55-61; Судебник 1550 г. Ст. 78 // Там же. С. 116; Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Ст. 65 // Там же. Т. 6. С. 187.

4 Алексеев С. С. Философия права. М., 1999. С. 31.

5 См.: Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция: Философия права. М., 1996. С. 278.

6 СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

7 См.: Ларин А. М. Доверяйте правосудию нравственности // Российская юстиция. 1999. № 10. С. 8-9; Овсянников И., Галкин А. Одни ругают суд присяжных, другие прокурора // Там же. № 3. С. 7-9.

8 См.: Культурный прогресс: философские проблемы. М., 1984. С. 71.

9 Гранат Н. Л. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. М., 1998. Т. 2. С. 395. Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.