УДК 338.486.488:72.03+008:379.85
Е.В. ПЕРЕТЯГИНА, аспирант,
ТГАСУ, Томск
ОБЪЕКТЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В ИСТОРИЧЕСКОМ ГОРОДЕ
Содержание статьи посвящено концепции развития туризма на базе историкокультурного потенциала Томской области. В статье использованы материалы III Всероссийской конференции «Государственная политика в области развития культурнопознавательного туризма в России», прошедшей с 22 по 25 мая 2008 года в Великом Новгороде. Выводы автора базируются на нормативно-правовых актах РФ в сфере государственной охраны объектов историко-культурного наследия и туристической деятельности в Российской Федерации и Томской области, анализе богатейшего историкокультурного потенциала.
Томичи и гости, посетившие город Томск и побывавшие в районах Томской области в последние три-четыре года, безусловно, скажут: «Регион динамично развивается, и здесь есть что посмотреть и чем заинтересовать туристов различных уровней». Действительно, историко-культурный и природный потенциал нашего региона очень богат и разнообразен. Кроме того, Томск подтвердил свою состоятельность для въездного туризма в 2006 г. во время проведения российско-германских Межправительственных консультаций на высшем уровне [1]. Саммит, а также 400-летний юбилей города не только помогли привести в порядок большое количество объектов историкокультурного наследия, но и обозначили ряд проблем, относящихся к несовершенству туристической инфраструктуры. Проблемы презентабельности города и области подтолкнули к принятию программ для развития туристической индустрии. В 2007 г. департаментом потребительского рынка при участии департамента по культуре Томской области была разработана и утверждена Постановлением губернатора Томской области от 29.06.2007 № 71 Концепция развития туризма и гостеприимства в Томской области на 2008-2013 гг. Она содержит систему стратегических целей, задач и приоритетных направлений развития индустрии туризма. Приоритетным направлением концепции является сохранение и использование историко-культурного наследия, а также стимулирование развития туристической инфраструктуры, разработка новых и обновление существующих маршрутов, пропаганда историко-культурного наследия [2].
Благодаря богатейшему историко-культурному наследию регион имеет прекрасные возможности для развития культурно-познавательного туризма. Томск притягателен своими культурными традициями. Здесь бывали замечательные русские писатели: Радищев, Чернышевский, Достоевский, Короленко, Успенский, Чехов. На томской земле родились актер Иннокентий Смоктуновский, композитор Эдисон Денисов. Особый интерес в туристическом отношении представляет самобытная культура коренных малочисленных народов Томской области (сибирских татар, селькупов, хантов, эвенков, чу-
© Е.В. Перетягина, 2008
лымцев) и переселенцев (эстонцев, поляков и др.) [1]. Томск притягателен также культовыми постройками XVIII - нач. XX вв. и древним православным Богородице-Алексиевским мужским монастырём, в котором хранятся мощи старца Фёдора Кузьмича, по легенде, императора Александра I.
Жемчужиной Томска было и остаётся деревянное зодчество.
Как сохранить и достойно преподнести это богатство современникам и будущему поколению, что необходимо предпринять в организационноправовом плане, обсуждалось на III Всероссийской конференции «Государственная политика в области культурно-познавательного туризма». Представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, некоммерческих организаций, руководители крупнейших предприятий туристической индустрии также обсудили актуальные вопросы и перспективы развития культурно-познавательного туризма в России. К рассмотрению был предложены документы «Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2015 года», а так же Перечень основных критериев для присвоения российским городам статуса туристический центр России. Участие в конференции позволило автору сделать ряд выводов:
1. Правительство РФ обозначило задачу для Министерства культуры РФ и Федерального агентства по туризму: объединить усилия в области сохранения историко-культурного наследия и предложить мероприятия по совершенствованию государственной политики в области историко-познавательного туризма.
2. У памятников истории и культуры России появился ещё один шанс быть сохранёнными.
3. В государстве есть социально-экономические рычаги для создания историко-культурных заповедников в регионах Российской Федерации.
Механизмы реализации, предложенные стратегией, достаточно просты - программный метод финансирования основных направлений в сохранении наследия и создания туристической инфраструктуры. Цель - инвестиции в сохранение памятников с дальнейшими вариантами возврата средств за счёт туризма различных направлений.
Стимулирование развития туристской инфраструктуры на региональном уровне в период до 2015 г. в России осуществляется посредством действующих федеральных целевых программ [3].
Предлагается также осуществлять мероприятия в рамках следующих действующих, разрабатываемых и планируемых к разработке федеральных целевых программ:
- «Социальное развитие села до 2010 г.»;
- «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2013 г.»;
- «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 гг.)»;
- «Развитие историко-культурных зон в России (2010-2013 гг.)»;
- «Туристско-рекреационное развитие прибрежных территорий Азовского и Каспийского морей на период 2010-2015 гг.» [3].
Для Томской области актуальным является:
1. Участие в разработке и реализации Федеральной целевой программы «Развитие историко-культурных зон в России» совместно с Минкультуры России.
Целью участия в ФЦП является создание условий для развития въездного и восстановления внутреннего туристского потока с культурно-познавательными целями. К задачам, решаемым в рамках ФЦП, относятся: формирование туристской и сервисной инфраструктуры в историко-культурных зонах городов и поселений; соединение интересов культуры и туризма для создания оптимальных условий развития частно-государственного партнерства; обеспечение сохранности зон исторической застройки малых исторических городов в историко-культурных зонах; формирование туристической и сервисной инфраструктуры в зонах развития культурно-познавательного туризма; поддержка развития народных промыслов и ремесел. Участие в программе приведет к следующим результатам: повышению занятости населения и к снижению социальной напряженности в регионах; сохранению историко-культурных зон исторической застройки малых и средних городов России как центров русской провинциальной культуры; увеличению бюджетных поступлений за счет роста въездного и внутреннего туристских потоков [3].
2. Участие в формировании ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» совместно с Минсельхозом России.
Основной целью участия в реализации данной ФЦП является повышение уровня жизни жителей сельской местности за счет организации новых рабочих мест, повышение престижности проживания в сельской местности, развитие общей инфраструктуры на селе - дорог, транспортного сообщения, водо- и газоснабжения, торговли и др. К задачам, решаемым в рамках ФЦП, относятся: создание условий для привлечения частных инвесторов, развитие существующих туристских ресурсов сельской местности, создание сети сельских туристских хозяйств; воссоздание социокультурной среды исторического поселения («историческая деревня», «национальная деревня» или другой тип поселения); улучшение обслуживания сельского населения. Результат: увеличение занятости населения, постоянно проживающего в сельской местности, увеличение разнообразия туристского предложения на внутреннем туристском рынке, развитие малого предпринимательства, улучшение социальной обстановки на селе [3], т. к. в Томской области многие сёла имеют древнюю историю и могут иметь статус исторических населённых мест (села Спасское, Семилужки и т. д.).
3. Участие в разработке и реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)» совместно с Минтрансом России.
В целях эффективного использования туристского потенциала Томской области и увеличения туристских потоков на круизных маршрутах необходима государственная поддержка на федеральном уровне для проведения комплекса работ по развитию круизной инфраструктуры. Это касается дноуглубительных и берегоукрепительных работ рек, реконструкции и строительства причалов, прокладки сетей инженерной инфраструктуры для строительства речных вокзалов, благоустройства территорий.
Целью участия в ФЦП является реализация круизного потенциала и повышение конкурентоспособности круизного туризма России, создание условий для привлечения инвестиций в сферу круизного туризма в Томской области.
К задачам, решаемым в рамках ФЦП, относятся: развитие, модернизация и реконструкция портовой инфраструктуры на внутренних водных путях; оборудование «зелёных» стоянок по всем маршрутам движения судов; устранение участков, лимитирующих пропускную способность туристских внутренних водных путей; строительство объектов береговой инфраструктуры. Результат - увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, привлечение инвестиций в сферу круизного туризма, создание новых рабочих мест, увеличение внутреннего и въездного туристского потока [3].
На сегодняшний день финансирование сохранения объектов историкокультурного наследия Томской области проводится из двух программ: Федеральной целевой программы «Культура России», в том числе по разделу «Российская православная церковь», и Областной целевой программы «Сохранение деревянного зодчества г. Томска». Данных направлений недостаточно и поэтому важно участие нашего региона в вышеперечисленных федеральных программах.
Только ли вливание финансовых потоков в реставрацию, сохранение, использование объектов культурного наследия обеспечит сохранение исторического города? Совершенно очевидно, что нет. Памятники истории и культуры должны полноценно участвовать в современной социально-экономической жизни. Добиться этого можно, в том числе и за счёт грамотно организованных туристических центров и площадок. Их создание находится в плоскости многих законов и иных правовых актов Российской Федерации и Томской области, основными из которых являются Градостроительный [4] и Земельный кодексы [5], Закон №73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах историко-культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» [6] и т. д.
Объекты культурного наследия, а также их территории - охранные зоны, в контексте градостроительной деятельности часто подвергаются угрозе разрушения, сноса, утраты первоначального вида, дисгармоничной застройки и т. д. Это характерно не только для Томска, но и для всех регионов России. Нарушение целостности ансамблей, застройка ценных ландшафтов, утрата археологических памятников приводит к потере историчности в облике городов. Активный процесс застройки в Томске краснокирпичными зданиями, развитие нефтегазовой промышленности в Томской области без выполнения мер по сохранению культурного наследия в Томске конечном результате приведёт к утрате исторического статуса города, понижению инвестиционной и туристической привлекательности Томской области. Следствием этого процесса станет недополучение бюджетами всех уровней больших сумм от туризма. Остановить процесс возможно следующим образом:
- изменением Генерального плана с целью дальнейшего развития города как туристического центра;
- совершенствием градорегулирующих документов, в том числе Правил застройки г. Томска в части доработки туристических маршрутов и экспозиций объектов историко-культурного наследия;
- обозначением, созданием и сохранением основных туристических маршрутов;
- улучшением градостроительной деятельности в Томске в части сохранения важных видовых раскрытий памятников в интерьере городского пространства, к которым, в первую очередь, относится место его основания и районы Болото, Татарская слобода, предлагаемые к активной застройке.
В Томске есть ряд проектов в данном направлении: проект выпускника ТГАСУ А. Хамматова (руководитель кандидат архитектуры, доцент, зав. кафедрой реставрации и реконструкции архитектурного наследия Л.С. Романова), проект «Экспозиции деревянного зодчества г. Томска» руководитель Л.С. Романова) [8]. Следует отметить, что никакая суперсовременная застройка с видом из окна на краснокирпичные и бетонные «шедевры» не сможет привлечь туристов, особенно иностранных, и принести бюджету региона средства. Поднять экономический статус города и области возможно, только максимально сохраняя и используя памятники истории и культуры, своеобразие ландшафта и природы региона.
Таким образом, объекты культурного наследия - главный ресурс для сохранения и развития туризма и в, конечном итоге - исторического города.
В условиях развития туристических площадок в первую очередь актуальна тема организации достопримечательных мест и историко-культурных заповедников. Главные отличительные особенности Томска: усадебность застройки, большое количество торговых и общественных купеческих зданий, доходные дома, ценные элементы городской планировки, занятые деревянным зодчеством, культовые здания - должны стать территориями рекреационного назначения - достопримечательными местами и, в конечном счёте, отдельные территории - историко-культурными заповедниками. Идея эта не нова. Ещё с 1970-х гг., в Томске было решено организовать историкокультурный заповедный район с местом основания города. Сибирским институтом «Сибспецпроектреставрация» в 1985 г. был разработан проект «Старый Томск», выполнены научные исследования [7]. Согласно действующему законодательству Российской Федерации центральная часть Томска имеет статус историко-культурного заповедного района. Тем более печально осознавать, что в городе происходят невосполнимые утраты, несмотря на ограничительный режим использования территории.
Рассчитывать на государственную поддержку развития туризма и сохранения памятников истории и культуры можно только в случае, если город Томск получит статус «туристический центр России». Для получения статуса, кроме специфических требований в гостиничном и ресторанном бизнесе, необходимо следующее:
1. Наличие бренда, а он у Томска есть: первый - наукоград. С 2003 г. на территории города реализуется программа инновационного развития. Крупнейшие томские университеты входят в число лучших высших учебных заведений России. В Томске насчитывается 11 научно-исследовательских институтов, входящих в структуру Томского научного центра СО РАН и Томского научного центра СО РАМН. В 2005 г. Томская область победила в конкурсе на право создания особой экономической зоны технико-внедренческого типа, ежегодно проводятся десятки научно-деловых мероприятий различного уровня и статуса [2]; второй - деревянное зодчество; третий - Томская область -
таёжный край с уникальной природой, а Томск - также духовная столица Сибири. Всё это даёт право развивать историко-познавательный, паломнический, экологический виды туризма.
2. Наличие в градорегулирующих документах (Генеральном плане г. Томска и схеме территориального планирования Томской области) разработанных утверждённых схем туристических маршрутов и туристических площадок, обеспечивающих сохранение уникальных мест.
3. Наличие региональной образовательной базы для подготовки квалифицированных специалистов, обеспечивающих все этапы создания туристических площадок, от изучения и реставрации объектов культурного наследия до подготовки экскурсоводов.
4. Осознание властью историко-культурного и природного резерва региона и его полноценного включения в жизнь путём активизации деятельности по организации историко-культурных рекреационных зон.
Библиографический список
1. Писарева, У. Сибирские Афины / У. Писарева // Туристический олимп. - 2008. - № 3.
2. Постановление губернатора Томской области от 29.06.2007 № 71 «Об утверждении концепции туризма и гостеприимства в Томской области на 2008-2013 годы».
3. Стратегия развития туризма в Российской Федерации 2009-2010. - М., 2008.
4. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. -№ 190-ФЗ.
5. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. -№ 136-ФЗ.
6. Закон РФ «Об объектах историко-культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 № 73-ФЗ.
7. Музеефицированный комплекс «Старый Томск» : проектная документация Сибирского института «Сибспецпроектреставрация». - 1985.
8. Материалы дипломных проектов кафедры ТГАСУ «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия».
E.V. PERETYAGINA
OBJECTS OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE AS THE RESOURCE OF DEVELOPMENT OF TOURIST BUSINESS IN HISTORICAL CITY
The paper is devoted to the concept of the development of tourist activity on the basis of historical and cultural potential of Tomsk region. The materials of III All-Russian conference «State policy in the field of the development of a tourist activity in Russia» (May, 20-25, 2008, Velikiy Novgorod) are used in the paper. The conclusions are based on the normative-legal documents of the Russian Federation in sphere of the state protection of a historical and cultural heritage and tourist activity in the Russian Federation and Tomsk region and on the analysis of the richest historical and cultural potential.