_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_
заключенные использовались преимущественно на особо тяжелых физических работах. Питание получали по нормам выработки, а отказывающиеся от работы - по нормам штрафного пайка.
Как нам представляется, появление такой инструкции отражало последнюю волну репрессий, которая имела место в нашей стране после окончания Великой Отечественной войны и закончилась, как известно, незавершившимся (из-за смерти Сталина) процессом по «делу врачей» [5, с. 53-56]. Даная Инструкция действовала относительно недолго. После смерти Сталина в 1953 г. условия содержания заключенных фактических были смягчены, а затем в рамках периода «оттепели» 25 октября 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС принимают Постановление «О мерах по улучшению работы МВД СССР» [6], которым было признано нецелесообразным вообще дальнейшее существование ИТЛ.
Список использованной литературы: 1 Специальный архивный фонд ИЦ ГУВД Краснодарского края. Д. 205. С. 312-313.
2. История сталинского ГУЛАГа / Отв. ред. Н.В. Петров. Собрание документов в 7 т. Т. 2. М.: РОССПЭН, 2004. С. 326-327.
3. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 01.08.1933 "Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР" // СУ РСФСР. 1933. № 48. Ст. 208.
4. Архив ГУИН МЮ по Краснодарскому краю. Оп. 1/1. Протоколы совещаний УИТЛК УМВД КК. 1951. Д. 15. Л. 3.
5. Флоря В.Н., Оставчук Д.И. "Царица доказательств" по делам о врачебных преступлениях // Медицинское право. 2012. N 5. С. 53 - 56.
6. Партийная жизнь. 1957. № 4. С. 63-68.
© Упоров И.В., 2017
УДК 34
Г.Г. Фурцева
БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет»
г. Сургут, Российская Федерация
"ОБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"
Аннотация
Финансовый мониторинг является комплексом инструментов и мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Международные стандарты финансового мониторинга, разработанные Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) являются основополагающими для соответствующего законодательства страны и обязательными к исполнению всеми странами-участниками ООН.
Объектами финансового мониторинга в кредитной организации являются практически все осуществляемые в процессе текущей деятельности операции, так как они все подразумевают действия с денежными средствами и иным имуществом.
Есть определенные знаки-индикаторы, ограничивающие круг рассматриваемых операций в качестве объектов финансового мониторинга, установленные Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Ключевые слова
Государство, денежные средства, идентификация, иное имущество, объект, операция, отмывание денег, право собственности, Росфинмониторинг, субъект, финансовый мониторинг.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_
'OBJECTS GF FINANCIAL MGNITORING IN A CREDIT INSTITUTION"
Annоtatiоn
Finantial mоnitоring is a соmplex оf tооls and measures tо соunteraсt the legalizatiоn (laundering) оf prосeeds frоm сrime and the finanting оf terrоrism.
The internatiоnal finantial mоnitоring standards develоped by the Finantial Action Task Fоrсe оп Mоney Laundering (FATF) are fundamental to the relevant legislate оf the соuntry and binding оп all UN member countries.
Оbjeсts оf finanсial mоnitоring in a credit institutiоn are praсtiсally all оperatiоns performed in the course оf сurrent activity, since they all imply actions with money and other property.
There are certain indicator signs limiting the scope of the transactions in question as objects of financial monitoring established by Federal Law No. 115-FZ of 07.08.2001 (as amended on December 28, 2016) "On countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and financing Terrorism. "
Keywords
State, money, identification, other property, object, operation, money laundering, property right, Rosfinmonitoring, subject, financial monitoring.
Любая финантовая деятельгость bo Bce времена была oбъектoм пристальгого внимания мoшенникoв и злoумышленникoв, а c развитием банкoвcкoгo cектoра этогомики вoзрocла и ее дocтупнocть BceM cлoям наcеления. Банки и иные финанcoвые учреждения в бoльшинcтве cвoем выcтупают пocредниками при ocущеcтвлении предпринимательcкoй деятельнocти, cбережении cвoбoдных денежных cредcтв наcеления или его кредитовании. При этом эти учреждения cпocoбcтвуют рocту эффективнocти любoй экoнoмичеcкoй деятельнocти благoдаря рациoнальнoму раотределению cредcтв.
Именнo этoт фактoр привлекает к cебе выcoкие риcки товершения клиентами финанcoвых учреждений oпераций c неблагoнадежными целями, как например, c целью oбналичивания денежных cредcтв. Денежная ма^а любoгo развитoгo гocударcтва в идеальгом cooтнoшении cтремитcя к тому, чтобы денежные cредcтва cтраны бoльшей чаcтью нахoдилиcь на cчетах в банкoвcкoм cектoре экoнoмики. Тoгда гонятие «теневoй э^гом^и» не предcтавляет cерьезнoй угрoзы для oбщегo финанcoвoгo пoлoжения cтраны и ее граждан. А oбналичивание денежных cредcтв, тo есть неoправданнo бoльшoй вывoд наличных денег из oбщей денежнoй маccы привoдит к cерьезным пocледcтвиям, таким как рocт инфляции, cкрытие oт уплаты нагогов, тo еcть непocтупление крупных cумм в гocударcтвенный бюджет и пр.
Отмывание денег - это ^o^cc превращения прибыли преcтупнocти и торрупции в якoбы «затонные» активы. Вместе c тем, в ряде правoвых и нoрмативных cиcтем, термин «ютмывание денег» cмешиваетcя c другими фoрмами финанcoвых и кoммерчеcких преступлений и игогда иcпoльзуетcя в бoлее oбщем плане для тoгo, чтобы включать в cебя злoупoтребление финанcoвoй cиcтемoй (включая такие вещи, как ценные бумаги, цифрoвые валюты, кредитные карты и традицгонную валюту), включая финанcирoвание террoризма и уклoнение oт междунарoдных cанкций. Бoльшинcтвo закoнoв o бoрьбе c oтмыванием денег oткрытo cвязывают oтмывание денег (кoтoрoе cвязанo c иcтoчниками финанcирoвания) c финанcирoванием террoризма (кoтoрoе cвязанo c назначением cредcтв) при регулирoвании финанcoвoй cиcтемы. [9]
Финанcoвый мoнитoринг предcтавляет coбoй кoмплекc дейcтвий пo cбoру и oбрабoтке инфoрмации o движении денежных cредcтв, oперациях, пoпадающих в категорию томнительных и пoдлежащих oбязательнoму кoнтрoлю, а также иcпoлнение мер го преcечению нелегальнoгo oбoрoта денежных cредcтв на территoрии cтраны и финанcирoвания террoризма.
Главнoй регулирующей oрганизацией го разрабoтке ocнoвoпoлагающей пoлитики финанcoвoгo мoнитoринга являетcя Группа разрабoтки финанcoвых мер бoрьбы c oтмыванием денег (FATF). Это межправительственная oрганизация, учаcтниками кoтoрoй выcтупают гocударcтва, cпocoбные oбеcпечить на cвoей территoрии coблюдение выдвигаемых FATF требoваний и нoрм пo oбеcпечению прoтивoдейcтвия oтмыванию денежных cредcтв и финанcирoванию террoризма.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_
FATF имеет «черный список» стран, с которыми запрещено любое финансовое взаимодействие. Такими странами являются территории с неблагополучной военной обстановкой (Ливия, Иран и др.), страны, не соблюдающие требования FATF или неспособные в силу состояния своей экономики обеспечить их соблюдение (Камбоджа, Алжир, Туркменистан и др), а также оффшорные территории (Багамы, Каймановы острова, Панама и др.).
Международные стандарты FATF являются обязательными к соблюдению всеми странами-участниками ООН.[8]
На основе международных стандартов FATF в России был сформирован свой регулирующий финансовый мониторинг процесс.
Так, в России Указ Президента РФ от 01.11.2001 N 1263 (ред. от 22.03.2005) "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" определил финансовому мониторингу роль в экономической системе страны и ввел контролирующий орган в виде Комитета по финансовому мониторингу, который с 9 марта 2004 года носит настоящее название Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ или Росфинмониторинг).[3]
Деятельность Росфинмониторинга направлена на сбор и анализ информации о финансовых операциях в целях борьбы с внутренним и международным отмыванием денег, финансированием терроризма и другими финансовыми преступлениями. Недаром, в обиходе государственных деятелей Росфинмониторинг называется «финансовой разведкой».[7]
Главным нормативным актом, регулирующим финансовый мониторинг в Российской Федерации является Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в котором даны четкие определения субъектов, объектов и надзорного органа финансового мониторинга.[2]
Если считать Росфинмониторинг «финансовой разведкой», то тогда уместно назвать субъекты финансового мониторинга его «агентами», которыми являются все организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. В частности это:
- кредитные организации;
- ломбарды;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- страховые и лизинговые компании;
- организации почтовой связи (Почта России);
- тотализаторы и букмекерские конторы, лотереи;
- организации, осуществляющие платежи населения (терминалы Qiwi и др.);
- скупка драгоценных металлов и камней;
- паевые инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды;
- операторы сотовой связи;
- микрофинансовые организации и др.
Если обобщить, то субъектами финансового мониторинга выступают все те организации и уполномоченные органы, которые выполняют комплекс мер по противодействию легализации (отмыванию) денежных средств, а также финансирования терроризма.
Теперь же автор предлагает подробно рассмотреть понятие объектов финансового мониторинга.
Объект - это явление, на которое направлена практическая или познавательная деятельность субъекта.
Если обратиться к Гражданскому Кодексу РФ, то объектом являются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.[1]
В отношении финансового мониторинга, объектом являются все операции с денежными средствами, движимым и недвижимым имуществом, которые осуществляют субъекты в процессе своей текущей деятельности и которые имеют определенные идентификационные знаки-маркеры, сигнализирующие о
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_
необходимости проведения контроля. При этом для каждой категории организаций, которые Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" причисляет к субъектам финансового мониторинга, характерны свои особенности осуществления операций.
Безусловно, самой масштабной категорией объектов финансового мониторинга являются операции кредитных организаций, в частности коммерческих банков, так как данные субъекты финансового мониторинга обслуживают практически все слои населения страны и все юридические лица, поскольку действующее законодательство обязует всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц вести взаиморасчеты посредством банковских операций со своих расчетных счетов. Кроме того, коммерческие банки, в отличии от других субъектов финансового мониторинга осуществляют абсолютно все операции, которые попадают под определение объектов финансового мониторинга.
Денежные средства - это банкноты, монеты, казначейские билеты в национальной или иностранной валюте, в виде наличности или в безналичной форме на счетах. Национальная валюта та, которая законодательно установлена в обращении в стране, а иностранная - валюта, используемая в обращении и являющаяся законным платежным средством в иностранном государстве или союзе стран.
Под иным имуществом необходимо понимать предметы, вещи, ценные бумаги, а также права собственности на них. При этом следует отметить, что если операции с движимым или недвижимым имуществом становятся объектом финансового мониторинга, то тогда это имущество следует рассматривать уже как предмет финансового мониторинга, так как права владения им могут быть получены незаконным путем.
Недвижимость может являться земельным участком, участком недр, отдельным водным объектом, а также всем, что непосредственно связано с землей, включая насаждения, здания, сооружения, другими словами, все, что не может быть перемещено без причинения несоразмерного ущерба. В дополнение к вышесказанному, недвижимость должна включать воздушные, морские, речные суда, космические объекты, подлежащие государственной регистрации.
Автор отмечает, что имущество не включает в себя услуги, выполненные работы, интеллектуальную деятельность и интеллектуальную собственность, нематериальные блага, поскольку они сами являются объектами гражданско-правовых отношений и не могут выступать субъектами финансового мониторинга. Но нужно учитывать тот нюанс, что работы и услуги, объекты интеллектуальной собственности, также могут выступать в качестве объекта отмывания денег или финансирования терроризма, поэтому уполномоченным организациям следует уделять им пристальное внимание в ходе осуществления финансового мониторинга.
Следовательно, согласно концепциям финансового мониторинга, можно сделать заключение, что практически все операция кредитной организации могут являться объектом финансового мониторинга, так как основная часть деятельности субъектов финансового мониторинга связана с реализацией операций с денежными средствами или иным имуществом.
Нельзя упускать из виду тот факт, что необходимость идентификации всех лиц при осуществлении операций кредитными организациями и их сверка с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых есть сведения об их участии в экстремистской деятельности также определяет этих лиц как объекты финансового мониторинга. В этом аспекте объектами финансового мониторинга могут быть физические лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. Исключение составляют государственные учреждения, которые, безусловно, не могут быть объектами финансового мониторинга, так как государство не способно действовать против самого себя, отмывая незаконные доходы или финансируя терроризм.[6]
Далее следует отметить, что, несмотря на столь широкое понятие, как объект финансового мониторинга, не все вышеперечисленные операции подлежат именно обязательному контролю. Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлены определенные индикаторы, которые сигнализируют кредитным организациям о возможном риске содействия отмыванию денежных средств или финансированию терроризма. Это позволяет несколько сузить
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_
охват операций, попадающих в категорию объектов финансового мониторинга. В качестве примера такой конкретики можно рассмотреть следующие операции [2]:
- Операции по счету, которые несовместимы с прошлыми внесениями или снятием средств, например, наличными, чеками, банковскими переводами и т. д.
- Транзакции, связанные с большим объемом входящих или исходящих электронных переводов без каких-либо логических или очевидных целей, которые поступают из стран не являющимися участниками FATF
- Необъяснимый клиринг или переводы на депозиты и счета третьих лиц в иностранных банках.
- Корпоративное расслоение, переводы между банковскими счетами связанных организаций или благотворительных организаций без видимых причин.
- Проводные переводы благотворительных организаций компаниям, расположенным в странах, известных как банковские или налоговые оффшоры.
- Отсутствие явной деятельности по сбору средств, например, отсутствие мелких чеков или типичных пожертвований, связанных с благотворительными банковскими депозитами.
- Использование нескольких учетных записей для сбора средств, которые затем передаются тем же иностранным получателям
- Сделки, не имеющие логической экономической цели, то есть никакой связи между деятельностью организации и другими сторонами, участвующими в расчетах.
- Схемы внесения денежных средств на карты, которые напрямую связаны с их снятием через банкоматы.
Также Федеральный Закон устанавливает ограничения на суммы операций, превышение которых накладывает на коммерческие банки ответственность за проведение обязательного контроля и сообщение в Росфинмониторинг. К таким количественным значениям относятся:
- операции в наличной форме на сумму равную или превышающую 600 000 руб. или в иностранной валюте в эквивалентном размере, включая валюто-обменные операции, обналичивание чеков на имя физических лиц и выданных иностранным гражданином или организацией, взносы и снятия по счета юридических лиц, нетипичные для их хозяйственной деятельности и др.;
- операции связанные с куплей-продажей недвижимости на сумму равную или свыше 3 млн руб. или в иностранной валюте в эквивалентном размере, подразумевающие переход права собственности;
- операции в интересах третьих лиц, будь то перевод, наличные операции, открытие депозита и пр. Было бы трудно определить с помощью одной такой операции, было ли конкретное деяние связано с
терроризмом или с организованной преступностью. По этой причине эти объекты финансового мониторинга должны рассматриваться в контексте с другими факторами, чтобы определить связь с финансированием терроризма или отмыванием.
Как видно из написанного, определение объектов финансового мониторинга серьезная задача кредитных организаций и подразумевает детальную разработку инструментов и методов для своевременного реагирования и способствования противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Список использованной литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) 26 января 1996 года N 14-ФЗ (ред. 23.05.2016) [Электронный ресурс]// «КонсультантПлюс»
2. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" [Электронный ресурс]// «КонсультантПлюс»
3. Указ Президента РФ от 01.11.2001 N 1263 (ред. от 22.03.2005) "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" [Электронный ресурс]// «КонсультантПлюс»
4. Горюкова О. В. Основы финансового мониторинга в кредитных организациях: Учебное пособие. М.: Директ-Медиа. 2014 г. - 212 с.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_
5. Потемкин С. А. Формирование системы финансового мониторинга в кредитных организациях : Учебное пособие М.: Кнорус. 2010. - 360 с.
6. Финансовый мониторинг: субъекты, объекты и значение. М.М. Прошунин Кафедра административного и финансового права Российский университет дружбы народов. Вестник РУДН, серия Юридические науки, 2008, № 2 с. 45-46.
7. Федеральная Служба по финансовому мониторингу [Электронный ресурс] http://www.fedsfm.m/abоut
8. "FATF-GAFI.ORG - Finantial Actfon Task Fоrсe (FATF)" [Электронный ресурс] http://www.fatf-gafLоrg/abоut/
9. Finantial Weapоns оf War, Minnesоta Law Review (2016) [Электронный ресурс], available at: http://ssrn.соm/abstraсt=2765010
References:
1. The Civil ^de оf the Russian Federatfon Part 2 January 26, 1996 N 14-FZ (redact^n May 23, 2016) [Electronic resоurсe] // "Со^и^^Р^"
2. Federal Law оf 07.08.2001 N 115-FZ (as amended оп Deсember 28, 2016) "On TOu^ering the legalizatfon (laundering) оf prосeeds from dime and finanting оf terrorism" [Electronic resоurсe] // "CоnsultantPlus"
3. Deсree оf the President оf the Russian Federatfon Nо. 1263 оf 01.11.2001 (as amended оп March 22, 2005) "On the authоrized bоdy for rambating the legalizatiоn (laundering) оf prосeeds frоm сrime and finanting оf terrоrism" [Eleсtrоniс resоurсe] // "CоnsultantPlus"
4. Gоryukоva О. V. Fundamentals оf Finanсial Мопйой^ in Credit Institutiоns: Textbооk. M .: Direct-Media. 2014 - 212 p.
5. Pоtemkin SA Fоrming the system оf fínancial mоnitоring in credit institutiоns: Textbооk M .: Krorus. 2010. - 360 p.
6. Finantial mоnitоring: subjects, оbjects and value. M.M. Proshunin Department оf Administrative and Finantial Law Peоples' Friendship University оf Russia. Vestnik оf RUDN, series оf Juridical sciences, 2008, № 2 p. 45-46.
7. Federal Service for Financial Mоnitоring [Electronic resоurce] http://www.fedsfm.ru/abоut
8. "FATF-GAFI.ORG - Financial Act^n Task Fоrce (FATF) [Electronic resоurce] http://www.fatf-gafi.оrg/abоut/
9. Financial Weapоns оf War, Minnesоta Law Review (2016) [Electronic resоurce], available at: http://ssrn.cоm/abstract=2765010
© Фурцева Г Г., 2017
УДК 347.73
Яковлева Екатерина Сергеевна
студент СГЭУ г. Самара, РФ E-mail: [email protected] Научный рукoвoдитель: Сидорова А. В.
старший прешдаватель СГЭУ
РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
Аннотация
В статье размахивается товременная рoccийcкая бантовотая ^стема. Изледуется cтанoвление банкoв в разные ист^риче^ие периoды. Анализируетcя фoрмирoвание банкoвcкoй cиcтемы, в хoде чегo выявляютcя ocoбеннocти кредитных учреждений.
Ключевые слова
Бантовотая cиcтема, банки, кредитные учреждения, гocударcтвенный банк.