ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 102-105.
УДК 338.2
В.И. Ковалев, Т.В. Конорева
ОБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД
НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
Поддержка инновационной деятельности - важная задача экономического развития. Однако инновации и инновационные проекты - сложнейшие понятия современной науки. Поэтому задачей данной статьи является уточнение содержания инноваций и инновационных проектов, а также роли инвестиций в их реализации. Различные формы инвестирования рассмотрены на отдельных фазах инновационного процесса. Систематизированы свойства проектов и обоснованы принципы оценки целесообразности их государственной поддержки.
Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, инвестиции, проект, инновационный проект, поддержка инноваций.
Инновациям и инвестициям в современном обществе и экономике любой страны сегодня отведено важное место - их рассматривают как движущие силы, драйверы экономического роста. Во всех развитых странах, включая Россию, государство уделяет большое внимание их поддержке, реализуя специальные государственные программы и выделяя значительные средства на поддержку инвестиций и инноваций, предоставляя значительные преференции субъектам, их осуществляющим. При этом сложность и многоаспектность этих популярных понятий часто создает путаницу в программных документах правительства и, на наш взгляд, может приводить к неточному выбору приоритетов в поддержке инноваций и инвестиций.
Наиболее сложными для описания и структуризации являются понятия «инновации» и «инновационный процесс». В научном сообществе так и не сложилось единого взгляда на инновации, кроме признания авторства данного понятия за Й. Шумпетером. Инновации нередко путают как с новшествами и результатами научных исследований, так и с научнотехнической деятельностью или инновационным процессом вообще. Два противоположных взгляда на инновации представлены в нормативных документах, подготовленных при участии ученых Европейского Союза и России. Если авторы российского закона, регламентирующего научную и научно-техническую деятельность, называют инновациями введенные в употребление новые или значительно улучшенные продукты, процессы или методы, то европейские партнеры инновациями признают само введение в употребление указанных выше продуктов, процессов или методов. При этом все едины в том, что область инноваций простирается от продуктов и технологий до любых процессов и методов в сфере маркетинга, организации труда или бизнеса [1; 2].
На самом деле, оба применения понятия «инновации» вполне уместны. Следует сказать, что инновации не являются единственным понятием, которое широко используется в двух смыслах - как конкретное действие, так и результат указанного действия. Понятие инвестиций тоже можно использовать в двух смыслах, во-первых, как деятельность по вложению средств, а во-вторых, как сами вложенные средства. В хозяйственной практике широко употребляются оба варианта, но российское инвестиционное законодательство использует только второй вариант [3].
При этом инновации, конечно, более сложное для характеристики понятие, чем инвестиции. Видимо поэтому столько внимания в научной
© В.И. Ковалев, Т.В. Конорева, 2015
Объективный взгляд на инновационный процесс и инвестиции в инновационные проекты 103
литературе уделяется понятию инновационного процесса (в западной теории - жизненный цикл новой идеи). Его принято разделять на несколько фаз:
• зарождение новой идеи и ее законченное оформление (создание новшества, новой научно-технической продукции);
• внедрение новшества в хозяйственный оборот, включая доведение научнотехнической продукции до состояния практической ценности (коммерческой или общественной) и получение эффекта от его использования на предприятии или в учреждении;
• распространение новшества, первоначально использованного одним экономическим субъектом, между разными субъектами, между различными отраслями и сферами деятельности, между разными территориями и даже странами.
При такой структуре инновационного процесса, как мы видим, под инновациями подразумевают прежде всего вторую фазу этого сложного процесса и его результат. Под новшеством же следует понимать результат интеллектуального труда человека или группы людей, имеющих характер нового знания, открытия, изобретения, еще не имеющих воплощения в новой технике или технологии. Обычно этот труд является частью выполнения людьми их профессиональных функций по проведению научноисследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Однако здесь мы говорим только о потенциальных продуктовых или технологических нововведениях. В менее сложных для исследования областях новшество может быть результатом творчества отдельного предпринимателя и не научного работника, например, новый метод рекламы услуги или новый способ стимулирования персонала.
Важность первой фазы инновационного процесса не следует преуменьшать. Без ее осуществления в большинстве случаев просто нечего будет внедрять. И уже здесь можно отметить, что в случае новшеств, имеющих в перспективе технически сложные (наукоемкие) продукты или технологии, невозможно обойтись без инвестиций в сферу НИОКР. С другой стороны, «придумывание» многих локальных новшеств в части совершенствования организации производства или методов сбыта не предполагает дополнительных вложений на этой стадии.
На микроуровне инновационный процесс заканчивается моментом получения коммерческой выгоды от использования новшества на отдельном предприятии. Близким понятием здесь является понятие «жизненный цикл инновационного проекта», у которого всегда есть момент окончания.
Следует отметить, что отдельные научнотехнические организации (НТО) могут осу-
ществлять весь комплекс НИОКР за свой счет и на свой риск, а затем пробовать продать весь интеллектуальный продукт в готовом для применения виде. Так нередко поступают разработчики программных продуктов. Однако если затраты на опытно-конструкторские, технологические и экспериментальные работы слишком велики, а их проведение требует специального оборудования, то так называемая коммерциализация новшества может наступить уже после проведения прикладных научных исследований. Авторы изобретения могут передать (продать) права на него НТО, которая вначале изготовит опытные образцы новой продукции или нового оборудования, испытает их и затем продаст предпринимателю. Таким образом, на наш взгляд, возможна ситуация, когда вовлечение научной продукции в экономический оборот уже происходит, а внедрение новшества еще не началось.
Множество противоречивых точек зрения представлено в научных комментариях о смысле и значимости третьей фазы инновационного процесса. Ее еще называют диффузией инноваций. На макроуровне инновационный процесс не заканчивается первичным внедрением новшества и может продолжаться очень долго, в том числе путем движения новшества от более развитой страны к менее развитым.
Естественно, что в современном обществе существует множество разных каналов диффузии инноваций от одного субъекта к другому, многие из которых могут быть условно некоммерческими: научные или
практические семинары, конференции, деловые встречи, лекции в учебных заведениях, печатные издания и интернет-ресурсы. Однако нахождение в любом сообществе всегда сопровождается своеобразной абонентской платой в той или иной форме, платой за информированность, которая, впрочем, не гарантирует реальной выгоды.
И здесь особо следует выделить такой важный аспект вовлечения новшеств в деловой оборот, как соотношение понятий «инновации» и «инвестиции». Законодательство довольно точно характеризует инвестиции как средства (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку), вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [3]. Как видим, инновации неразрывно связаны с инвестициями. Только недорогие инновации в сфере управления можно осуществить без приобретения чего-то нового извне и внедрить силами работников самой организации.
Осуществление технико-технологических инноваций, как правило, невозможно без
104
В. И. Ковалев, Т.В. Конорева
инвестиций. Здесь мы имеем дело либо с вложением средств в НИОКР (в создание нового продукта, оборудования, технологии), либо с приобретением готового нового оборудования, либо с покупкой прав на новую технологию (патента на изобретение, лицензии на использование новой технологии или секрета производства). Часто все указанные варианты вложений образуют одну сумму затрат по инновационному проекту.
Любое государство заинтересовано в том, чтобы диффузия инноваций была максимально широкой и принесла выгоды всей стране. При этом конкуренция стран на мировом рынке требует, чтобы диффузия инноваций не происходила от страны-лидера к другой стране безвозмездно. Поэтому важной функцией любого государства является защита интеллектуальных прав отечественных новаторов и изобретателей. Для этих целей используется патентное законодательство.
Другой взгляд на инвестирование предполагает, что субъект, владеющий правами на новшество (интеллектуальную собственность, результаты НИОКР), может внести их (прав) стоимость в качестве вклада в уставный капитал предприятия, которое будет реализовывать инновации в ходе своей деятельности. Конечно, это может быть вклад в уже ранее действовавшее предприятие, которое заинтересовано в новой технологии и получает ее через привлечение соучредителей, обладающих правами на новшество. Но также это может быть стартап, где права на новшество будут вкладом авторов новшества в венчурное предприятие. Таким образом, инвестиции в форме вклада интеллектуальной собственности, человеческого капитала являются высшей формой инвестиционной деятельности и образуют приносящие доход активы - нематериальные активы.
Как мы отмечали выше, на микроуровне вложение средств осуществляется не в инновации вообще, а в конкретный инновационный проект. При этом следует отметить, что в деловой практике используются три взгляда на то, что такое проект:
• результат целенаправленной деятельности, который воплощен в новый продукт, услугу, технологию;
• комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение на практике определенных целей и задач, результатов;
• комплект документации, содержащей цели, задачи предстоящих действий, производственные и финансовые планы.
В официальных документах инновационный проект рассматривается как комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации (вовлечению в экономический оборот) научных и (или) научнотехнических результатов [2]. Таким образом,
здесь использован второй из представленных выше взглядов на проект. При этом вовлечение в экономический оборот происходит как раз путем инвестиций, т. е. путем возмездной передачи одних активов, принадлежащих инвестору, в обмен на материальные и нематериальные активы другого субъекта, что позволит получить полезный эффект в будущем.
Теория и практика управления проектами позволяют выделить следующие характерные свойства всех проектов:
• продуцирование изменений в деятельности или в состоянии субъекта-инициатора проекта;
• ограниченность во времени и пространстве: конечность проекта, техническая и ресурсная обособленность от других проектов, экономическая обособленность от регулярной деятельности субъекта-инициатора проекта;
• комплексность учета всех аспектов его реализации, включая вопросы финансирования и особого правового статуса предприятия или подразделения, осуществляющего проект [4].
Обобщая приведенные выше положения, можно сформировать следующие выводы:
1. С учетом принятого сегодня расширительного понимания дефиниции «инновация» любой проект исходно является инновационным, так как его основное свойство можно определить как новизну.
2. Проекты могут различаться уровнем новизны (абсолютная, локальная, частная) и, как следствие, широтой влияния на общественные процессы.
3. Независимо от отраслевой или целевой направленности проектов их осуществление предполагает вложение средств, и они исходно являются инвестиционными.
4. Различия проектов могут заключаться в формах инвестиций: денежной, материальной, нематериальной (в форме интеллектуальной собственности), но все они имеют стоимостную оценку.
В заключение остановимся на вопросах поддержки инвестиций в инновационные проекты и оценки ее целесообразности. В последние годы, вне зависимости от состояния мировой экономики, Российская Федерация регулярно осуществляет стимулирование инновационного развития. Используются методы как прямого (финансирование проектов и программ), так и косвенного воздействия путем создания благоприятной среды для инновационного развития бизнеса. В рамках Федеральных целевых программ за период 2009-2013 гг. по направлению «Развитие высоких технологий» было вложено более 1 трлн 117 млрд руб. бюджетных средств [5]. Поддержку в форме грантов и льготных кредитов предоставляют
Объективный взгляд на инновационный процесс и инвестиции в инновационные проекты 105
государственные институты развития (например, Инвестиционный фонд РФ, Фонд посевных инвестиций или ОАО «РОСНАНО») и региональные субъекты инфраструктуры поддержки инноваций - фонды развития малого и среднего предпринимательства. Но гораздо более значительные косвенные расходы несет бюджет страны в форме налоговых льгот, предоставляемых субъектами инновационной деятельности. Многие хозяйственные субъекты могут рассчитывать на пониженные ставки налогов, освобождение от некоторых из них, снижение налоговой базы по налогу на прибыль в результате инвестиций в инновационные проекты.
Возникает резонный вопрос: все ли из них, получая финансовую поддержку, действительно вносят соразмерный вклад в ВВП страны и решение ее экономических и социальных задач? Ответ на него для нас не представляется очевидным. По нашему мнению, бесспорный эффект общество получает только от проектов в области так называемых прорывных технологий (проектов с абсолютной новизной) или от проектов, в результате реализации которых происходит значительная экономия ограниченных по объемам ресурсов. В иных случаях даже по инновационным проектам эффект и, следовательно, целесообразность поддержки должны подвергаться глубокой экспертизе. При этом квалификация специалистов налоговых служб или службы региональных фондов поддержки нам не кажется достаточной для такой глубокой и при этом масштабной деятельности.
На наш взгляд, во-первых, объективно назрела необходимость корректировки нормативных документов по инвестиционной и инновационной деятельности с учетом единого обобщенного взгляда на содержание проекта, а во-вторых, нужно разработать систему предварительной оценки проектов на предмет целесообразности их поддержки для обеспечения государственных служб доступным инструментом отбора конкретных проектов.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Manual for evaluation of industrial projects //
UNIDO. 1986. URL: http://www.unido.org/
fileadmin/user_media/Publications/download/ Manual_for_Evaluation_of_Industrial_Projects.pdf (дата обращения: 22.06.2014).
[2] О науке и государственной научно-технической политике : Федеральный закон РФ от 23.08.1996 № 127-ФЗ. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».
[3] Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений : Федеральный закон РФ от 25.02.1999 № 39-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
[4] Ковалев В. И. Дорожная карта инновационного развития предприятия // Universum: Экономика и юриспруденция. 2014. № 4 (5). URL: http:// 7universum.com/ru/economy/archive/item/1171 (дата обращения: 22.06.2014).
[5] Федеральные целевые программы России // Министерство экономического развития Российской Федерации : официальный сайт. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ FcpList/Full/2013 (дата обращения: 22.06.2014).