Вопросы элитологии. 2024. No 4 | ISSN: 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v5i4.218
The Objective Idealism of Cultural Elitism
Alexander P. Glazkov
Astrakhan Tatischev State University, Astrakhan, Russia E-mail: alpglazkov[at]yandex.ru
Abstract
Within the framework of this article, an attempt is made to consider the metaphysical measurement of the elitology of culture. The metaphysics of the elitism of culture is connected with the formulation of the problem of ideality as the nature of human self-consciousness, and with the objectivity of the sphere of the ideal as absolute perfection, which can be theoretically explained. "Ideal", "ideal" as a concept is of great importance in philosophical cognition, philosophical understanding of reality. The "ideal" is a necessary key component of a person's self-awareness, his spiritual life, and spiritual development.
The formation of ideals takes place within the framework of human cultural activity. The ideals that are created are the result of a creative search for perfection. An ideal is a theoretically developed perfect model, an image, an ideal idea of how it should be. Ideals are necessary for self-awareness and spiritual development. The elitism of culture specifically focuses on the question of perfection as a sign of elitism. Starting from the concept of an ideal, we can move on to the concept of "ideal", which means for our consciousness exemplary, perfect, corresponding to the ideal or striving for it. The highest level of perfection as an ideal quality is its absoluteness. The sphere of absolute ideals can be designated as a metaphysical dimension of the elitism of culture.
Keywords
Ideal; cultural ideal; idealization; cultural elitism; self-awareness; perfection; spiritual elite; spirituality; spiritual development; personality; metaphysical dimension of cultural elitism.
This work is
icensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License
Issues in Elitology. 2024. No 4 | ISSN: 2712-8415 Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v5i4.218
Объективный идеализм элитологии культуры
Глазков Александр Петрович
Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, Астрахань, Россия E-mail: alpglazkov[at]yandex.ru
Аннотация
В рамках данной статьи предпринимается попытка рассмотреть метафизическое измерение элитологии культуры. Метафизика элитности культуры связана с постановкой проблемы идеальности как природы самосознания человека, так и с объективностью сферы идеального как абсолютного совершенства, которое может быть теоретически помыслено. «Идеал», «идеальное» как понятие имеет большое значение в философском познании, философском осмыслении реальности. «Идеальное» является необходимым ключевым компонентом самосознания человека, его духовной жизни, духовного развития.
Известно, что формирование идеалов происходит в рамках культурной деятельности человека. Идеалы, которые создаются, являются результатом творческого поиска совершенства. Идеал -это теоретически разработанная совершенная модель, образ, идеальное представление о том, как должно быть. Идеалы необходимы для самосознания и духовного развития. Элитология культуры специально заостряет вопрос о совершенстве как признаке элитности. Отталкиваясь от понятия идеала, мы можем перейти к понятию «идеальный», что означает для нашего сознания образцовый, совершенный, соответствующий идеалу или стремящийся к нему. Высший уровень совершенства как качества идеала - это его абсолютность. Сфера абсолютных идеалов может быть обозначена как метафизическое измерение элитности культуры.
Ключевые слова
Идеал; культурный идеал; идеалообразование; элитология культуры; самосознание; совершенство; духовная элита; духовность; духовное развитие; личность; метафизическое измерение элитологии культуры.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution » («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Вопросы элитологии. 2024. No 4 | ISSN: 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v5i4.218
Введение
Культура в самом общем своем понимании представляет собой присущий человечеству способ бытия, который пронизывает все виды его деятельности и определяет специфику его жизни. Ее многообразные виды деятельности и достижения составляют особую сферу общества, в рамках которой человек обретает свое достоинство человека.
Духовная природа культуры характеризуется смыслообразующей деятельностью неразрывно связанной с самосознанием человека. В рамках этой деятельности определяется понимание человеком своего смысла жизни, то, ради чего надо жить, вырабатываются цели и направления деятельности. Имеет значение, какие именно цели при этом выбираются. То, на что направлена деятельность, жизнь человека, смысл его жизни зависят от уровня духовного развития культуры. В этом отношении можно говорить об уровне духовной развитости культуры, ее качестве. В соответствии с этим качеством и воспитывается человек.
Думается, что для того, чтобы разобраться с проблемой определения уровня развития культуры необходимо исходить их факта идеальной природы нашего сознания, которое является неотъемлемой сущностной частью человеческого бытия как его потенциал и актуальность. Нейрофизиологический аспект сознания, безусловно, существует, но его роль, если так можно выразиться, обеспечивательная. По существу, человеческое сознание автономно, так как включает в себя самосознание, которого нет у других живых существ (к тому же, дискуссионным является и вопрос о наличии у подавляющего большинства из них и самого сознания). Автономность самосознания человека, которое, собственно, и делает человека человеком в полном смысле этого слова, как самосознающего живого существа, формируется в рамках конкретной культуры, созданного ею духовного поля. Вопрос, как это осуществляется, представляет отдельный интерес.
То, на что направлены усилия человека, какие им предполагаются его личные достижения имеет решающее значение для его будущего. Цели реализуют смыслы, которые являются идеальными представлениями о будущем как человека, так и общества в целом. От того, какого духовного уровня культура, зависит, какой будет человек этой культуры. От того, какие духовные доминанты культуры исторически формируется в этой сфере зависит его будущее и благополучие.
Философское осмысление этого вопроса представляет особый интерес. Исследования духовного содержания идеалов, и критериев оценки его качества представляет актуальное значение. Новые горизонты осмысления этого вопроса открывает рассмотрение данной проблемы в контексте проблематики одного из разделов антропологической элитологии - элитологии культуры. Потенциал философских исследований, который реализуется в
Issues in Elitology. 2024. No 4 | ISSN: 2712-8415 Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v5i4.218
рамках такого направления философских исследований, еще не раскрыт полностью. В данной статье предпринимается попытка рассмотреть понятие идеала в контексте проблематики элитологии культуры. Думается, что во многом этому может способствовать присущей ей объективный идеализм. В понятии «элитология культуры» содержится указание на особое внимание к духовному качеству культуры. С точки зрения П.Л. Карабущенко и Л.Я. Подвойского: «Элитология культуры пытается проникнуть в мир идей развитого и достигшего своего совершенства человеческого духа, выражающего себя в творчестве» [Карабущенко, Подвойский, 2007, с. 14].Рассмотрение проблемы, что означает «элитное» содержание культуры открывает возможность разобраться и осмыслить, что именно на самом деле и по существу совершенствует культуру, какого рода качество духовной жизни здесь необходимо иметь ввиду, когда мы используем это словосочетание.
Элитология культуры как направление антропологической элитологии специально нацелена на осмысление, каким должно быть высшее качество культуры, на разработку критериев, по которым возможно определение ее уровня. Элитология культуры в онтологическом смысле, в самой сущности ,опирается на понятие элитарное, «что значит высокого качества, высокого уровня; некий идеал, служащий для всех примером» [Карабущенко, 2014, с. 32]. Таким образом, элитология культуры имплицитно содержит в себе понимание идеального, что онтологически обусловливает возможность раскрыть критерии определения истинных идеалов общества и человека. Рассмотрение этого вопроса (проблемы) позволяет понять роль, значение элитологии культуры в ее онтологическом понимании.
Идеалы и идеальная природа сознания
Понятие «идеальное» связано прежде всего с проблематикой сознания или, говоря точнее, самосознания человека. Известно определение, которое дал Э.В. Ильенков во втором томе первого издания Философской энциклопедии: «Идеал (от греч. i6sa) — образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса. Творчество по идеалу, формирование вещества природы на основе идеала представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, отличающую ее от деятельности животных».[Ильенков, 1962, с. 195].
В отечественной философской мысли сформировалось определенное понимание проблематики сферы «идеального», которая рассматривается в значительной мере в контексте дискуссии, связанной с рассмотрением основного вопроса философии. Оставляя в стороне детали этой дискуссии, касающейся механизма формирования в нашем сознании идеального, по своей сути, образа реальности, о том, каким образом этот процесс происходит в человеческом организме, мы тем не менее можем использовать положение об идеальной природе нашего сознания, ведущим элементом (уровнем, формой)
Вопросы элитологии. 2024. No 4 | ISSN: 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v5i4.218
которого является самосознание. Также под понятием «идеальное» мы можем понимать образ совершенства.
Речь идет о формировании понимающего представления о реальности, то есть ее осознания. В процессе познания и осмысления человеком действительности и себя самого в этой действительности происходит своего рода субъективация ее восприятия. Объективная реальность в процессе ее осознания познающим субъектом, субъективируется в его сознании и у человека возникает идеальное по своей природе представление о ней. Как отмечает Э.В. Ильенков: «Идеальное - субъективный образ объективной реальности, т. е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли» [Ильенков, 1991, с. 212].
В осознании человеком реальности происходит, если можно так выразиться, встреча внешнего по отношению к его сознанию мира и внутреннего мира его самосознания. В определенной мере мы можем говорить о существовании двух реальностей. Это подчеркивает и канадский ученый Джон Кехо: «Мы живем одновременно в двух мирах, двух реальностях: внутренней реальности наших мыслей, чувств и взглядов, и внешней реальности, где существуют люди, места и события» [Кехо, 2009, с.15]. Внутренняя реальность идеальна по своей природе и в ней мы выделяем сферу идеалов. Идеальная сфера, как необходимый элемент самосознания выражается понятием, то есть словом или словосочетанием. Слово формирует идеальную сферу понимания, в словесности приобретается относительная самостоятельность идеальной по природе духовной сферы человека. А.Р. Лурия, известный советский психолог, обращал внимание на то, что история языка «является историей эмансипации слова от практики, выделения речи как самостоятельной деятельности, наполняющей язык и его элементы - слова - как самостоятельной системы кодов, иначе говоря - историей формирования языка в таком виде, когда он стал заключать в себе все необходимые средства для обозначения предмета и выражения мысли» [Лурия, 1998, с. 34]. Словесностью обеспечивается идеальная природа самосознания и соответственно возможность осуществления самосознания.
Еще один существенный момент - это вопрос возможности объективной реальности идеального, отграничение ее от субъективности сознания. Согласно концепции Д.И.Дубровского, идеальное - это явление, которое присуще субъективному миру отдельного социального индивида, материальным носителем его выступает нейродинамический код, природа которого науке до конца пока еще не ясна. Как полагает Д.И. Дубровский: «Логичнее именовать идеальным всякое знание, существующее в форме субъективной реальности. Категория идеального охватывает весь круг явлений субъективной реальности» [Дубровский, 2002, с. 69]. В то же время, замечает Э.В. Ильенков: «Определение идеального, т. о., сугубо диалектично. Это то, чего нет и вместе с тем - есть. Это то, что не существует в виде внешней, чувственно воспринимаемой вещи, и вместе с тем существует как деятельная способность человека.
Issues in Elitology. 2024. No 4 | ISSN: 2712-8415 Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v5i4.218
Это бытие, которое, однако, равно небытию, или наличное бытие внешней вещи в фазе ее становления в деятельности субъекта, в виде его внутреннего образа, потребности, побуждения и цели» [Ильенков, 1962,с. 222]. В целом, согласно концепции Э.В. Ильенкова, идеальное рождается и существует в общественной деятельности человека. Получается, что идеальное - это особого рода объективная реальность.
Вот что говорит В.Э. Ильенков об идеальном: «Проблема идеальности всегда была аспектом проблемы объективности («истинности») знания, т. е. проблемой тех, и именно тех форм знания, которые обусловливаются и объясняются не капризами личностной психофизиологии, а чем-то гораздо более серьезным, чем-то стоящим над индивидуальной психикой и совершенно от нее не зависящим. Например, математические истины, логические категории, нравственные императивы и идеи правосознания, то есть «вещи», имеющие принудительное значение для любой психики и силу ограничивать ее индивидуальные капризы» [Ильенков, 1991, сс.386-387].
Первичное проявление идеального - это схема практической деятельности; практика представляет собой некоторый класс объектов в последовательности и характере операций, т.е. в схеме практической деятельности с данным классом объектов. Вторичное проявление идеального - это субъективный образ.По мнению Э.В. Ильенкова: «В целом, идеальное по содержанию есть комплексное представление о явлениях объективного мира, которые могут рассматриваться в качестве логически законченных и независимых от индивидуализированного знания конкретного человека аксиом» [Савченко, Тарутина, 2019, с. 13].
Восприятие реальности происходит через чувственные познавательные способности. Понимание реальности, то есть ее осознание требует схватывания ее сознанием, включение схваченной сознанием реальности в систему понятий, категорий и логических связей, которые использует разум. Особую роль в этом процессе играют идеалы, которыми располагает разум. В этих идеалах заключаются представление о конкретном содержании сущности явлений, которые становятся критериями оценки воспринятых сознанием явлений реальности. Разум и его идеалы - это проблему поставил в свое время И. Кант в своей знаменитой книге «Критика чистого разума» - позволяют осмыслить восприятие реальности. Эта тема имела в дальнейшем продуктивное развитие в рамках немецкой классической философии. Отметим, что мысль об идеалах, в рамках которых разум выстраивает свои суждения и умозаключения имеет свою перспективу. Особое значение в этой связи приобретает понимание идеала как совершенства. Это отмечал и видный отечественный философ Э.В. Ильенков, на мнение которого мы здесь неоднократно ссылаемся. Так, характеризуя понятие идеала у И. Канта, он пишет: «Для человека характерно свободное, т. е. сознательно совершаемое действие в согласии с универсальной, всеобщей целью рода человеческого. Идеал и есть это представление об итоговом совершенстве человеческого рода» [Ильенков,
Вопросы элитологии. 2024. No 4 | ISSN: 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v5i4.218
1991, с. 204]. Э.В. Ильенков подчеркивает еще одну мысль Канта, на которую тоже следует обратить внимание: «Между каждой наличной, данной ступенью «совершенствования» человеческого рода и идеалом всегда лежит бесконечность - бесконечность эмпирического многообразия явлений в пространстве и времени» [Ильенков, 1991, с. 205].Действительно, если мы будем отталкиваться от этого понимания идеала, то тогда мы отметим недостижимость самого идеала, но при этом значение его нормативности сохраняется, как для оценки всего того, с чем сталкивается человек в своей жизни, так и в процессе самосознания. Идеал общественного строя порождает утопизм, а идеал в процессе самосознания вполне может быть продуктивным, он соответствует эсхатологическому сознанию. Несмотря на всю субъективность устанавливаемых для себя идеалов, существует и объективная сторона сферы идеалов разума. Идеалы и логические связи, которые выстраиваются в сознании человека могут иметь закономерный характер и соответствовать тем, которые существуют в мире. Также, если мы исходим из понимания идеала как совершенства, то для нас несмотря на то, что в реальной жизни он не встречается и создать его в процессе деятельности невозможно, для разума открывается перспектива помыслить это совершенство.
Анализ сферы самосознания человека, которое обозначается понятием «духовное» приводит также к постановке вопроса об идеальном как о совершенстве. В этом процессе осознания воспринятого объекта через идеал задей-ствуется сфера самосознания, которая осуществляется разумом человека. Разум человека действует субъективно по своей природе и в силу недостаточности знания о самой реальности, которая познается. Реальность нам неизвестна, она познается и осознается в процессе осмысления разумом восприятия реальности и поэтому может интерпретироваться, пониматься по-своему в силу собственного уровня культурной образованности и развитости самой культуры, которое влияет на конкретное содержание идеалов разума.
Таким образом, интеллектуальная сфера человеческого сознания, имея относящуюся к человеческой природе бытийное основание, в то же время сама по себе в силу реализации возможности самосознания, создающую относительно автономную и над природную сферу духовной деятельности, зависит (или формируется) в рамках общественного бытия человека.
В самосознании происходит осознание в себе субъективного и объективного, осознание собственного сознания. Самопознание - это познание самого себя в целом. Для успешности этого процесса на первый план выходит осознание собственных идеалов, которые становятся критериями оценки и самого себя и окружающего мира, оценки того, с чем сталкивается человек в своей жизни и деятельности.
Отметим, что если рассматривать этот момент онтологически, вне границ проблематики познания и осознания реальности, то следует признать, что внутренний мир человека существенно связан с внешним миром. Человек в своем бытии является частью действительности, поэтому все познавательные
Issues in Elitology. 2024. No 4 | ISSN: 2712-8415 Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v5i4.218
возможности ему присущие относится к той же действительности. Все они, в том числе и возможность самосознания, формируются, если можно так выразиться, бытием, которое специфично присутствует в человеке. Возможность духовного самосознания человека, которое, как мы уже говорили, идеально и субъективно, получается, обусловлено бытием человека и само по себе реально и объективно. Самосознание в таком случае, получается, не результат эволюции сознания человека, оно присуще человеку, во всяком случае, в возможности.
Элитология культуры и идеал как совершенство
Центральным элементом общественного (социального) бытия человека является сфера культуры, которая пронизывает и духовно содержит, и определяет все остальные сферы бытия человека, таких как экономическая, социальная и политическая. Как замечают М.В.Тарасова и В.И. Кудашов, говоря о двойственных качествах всех социальных явлений:
«С одной стороны, система социума представляет собой целостность, состоящую из совершенно конкретных материальных объектов, в которую входят и индивиды, и человеческие сообщества, институты, организации и т. д. С другой стороны, традиции, идеологии, правила, законы, ценности и стандарты, регулирующие отношения между указанными участниками социальной системы, - не материальны» [Тарасова, Кудашов,2015, с. 73].
Духовная составляющая общества настраивается идеалами. Идеалы, которые усваиваются человеком для понимания реальности и самого себя, вырабатываются в рамках культурной деятельности человечества. Эти авторы полагают следующее: «Поскольку социум является областью функционирования идеалов культуры, то законы идеалостроения являются действенными в социальной сфере» [Тарасова, Кудашов, 2015, с. 73].
Культура - это духовная сфера общества, в которой происходит формирование духовного мира конкретного человека. Культура имеет как личностное измерение, так и общественное. Вопрос возникновения и функционирования идеала в культуре, таким образом, приобретает большое значение для понимания ее сущности.
Подчеркивая существенную роль общественно-культурной составляющей бытия «идеального», Э.В. Ильенков ходе известной дискуссии о природе идеального утверждал: «Идеальное есть не индивидуально-психологический, тем 212 более не физиологический факт, а факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства» [Ильенков, 1991, с. 212-213]. Идеальное как природа духовной сферы общества обуславливает и разработку идеалов, как образцов совершенного. Идеалы, которые играют ключевую роль в духовном мире самосознания возникают и разрабатываются в рамках культурной деятельности. Усвоение идеалов также происходит в сфере культуры. Процесс образования идеалов связан с закономерностями
Вопросы элитологии. 2024. No 4 | ISSN: 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v5i4.218
культурной жизни человека. Д.В. Пивоваров определяет культуру «как идеало-образующую сторону жизни людей» [Пивоваров, 2013, с. 14].Идеалы являются системообразующими факторами культуры. В культурных идеалах программируется схема действия. Как пишут М.В. Тарасова и В.И. Кудашов: «Идеал -элемент системы культуры, необходимый для организации целостности ее устройства, функционирования и развития» [Тарасова, Кудашов,2015, с. 73]. Идеалы являются несущей конструкцией духовной сферы общества, взятые в системном единстве, они определяют в целом ее качество и уровень. Идеалы, которые разрабатываются в рамках культурной деятельности, являются источниками духовного движения и приводят в движение общество в целом. Идеалы культуры, которые возникают в результате творчества, затем становятся идеалами для множества людей и становятся действенным социальным фактором, подвигая и мотивируя к действию множество людей.
Обратим внимание на мысль Э.В. Ильенкова:
««...все это - всеобщие нормы той культуры, внутри которой просыпается к сознательной жизни отдельный индивид, и требования которой он вынужден усваивать как обязательный для себя закон своей собственной жизнедеятельности. Это и нормы бытовой культуры, и грамматически-синтаксические нормы языка, на котором он учится говорить, и «законы государства», в котором он родился, и нормы мышления о вещах окружающего его с детства мира и т. д. и т. п. Все эти нормативные схемы он должен усваивать как неко -торую, явно отличную от него самого (и от его собственного мозга, разумеется) особую «действительность», в самой себе к тому же строго организованную» [Ильенков, 1994, стр. 15].
Развитие общества определяется изменением идеалов, которым следует интеллектуальная элита общества, а вместе с ней и политическая. Идеалы формируют целеполагание и соответственно движение к этим целям меняет общество, изменяет его качество. В процессе исторического развития человечества его культурный духовный мир приобрел разнообразие, что неизбежно накладывает свой отпечаток на субъективизм в представлении идеалов и соответственно в осмыслении действительности. То, что принимается за совершенство и должное состояние может меняться в силу субъективизма тех, кто в поисках истинного идеала эти идеалы разрабатывает и распространяет.
Это поиск со стороны духовной деятельности человека через философию, искусство, религию. Истинный идеал может быть неясно выражен, чувствоваться интуитивно или фиксироваться в философских положениях, теологических, научных, художественных, мифологических или религиозных. Можно предположить, считает Д.В. Пивоваров, что идеал «может формироваться двумя путями - внутри культурным (от эмпирии к трансцендентальному представлению) и внекультурным (пророческим). На это указывал еще Платон, когда описывал способы постижения вечных образцов людьми [Пивоваров, 2004, с. 16]. Оставим в стороне путь религиозного поиска идеала, который открывается через откровение. Идеалы могут создаваться в процессе творче-
Issues in Elitology. 2024. No 4 | ISSN: 2712-8415 Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v5i4.218
ской деятельности. Творцом и хранителем их является интеллигенция. Творчество- это создание нового. Цель такой деятельности - достичь понимания истинных идеалов. Новизна такой деятельности имеет оправдание в достижении истинного идеала. Каждый новый и верный шаг в сфере идеалообразо-вания приближает к истине. Такая деятельность, не важно в какой области она осуществляется, с неизбежностью обретает характер философской. Если считать, что мудрость - это умение различать добро и зло, то практически тем же самым является умение различить истинный идеал от ложного.
Истинный идеал - это представление человека о совершенном, которое становится эталоном, критерием и должным образом жизни. В этом качестве он принимается обществом в рамках культуры этого общества. Идеальность идеала в философии объективно проверяется через логическое рассуждение о совершенстве. Очищая от уклонений от совершенства или устанавливая в характеристиках их несовершенство, таким образом, философское рассуждение может быть теоретически приведено к истинному пониманию совершенного идеала, что является одним из необходимых элементов для объективного самопознания и понимания существующего мира.
Ложный идеал - это несовершенство, которое получает статус идеала в сознании и самосознании человека, общества и культуры. В этом случае происходит подмена, фальсификация идеала. Истинный, то есть абсолютный идеал подменяется относительным. Культура как сфера общественного самосознания предполагает идеал в качестве обязательного элемента. Она может быть основана на ложных идеалах, а может быть основана на истинных идеалах. Неважно, воплощены они или нет, в обществе, как правило, складывается консенсус- признание их как идеалов, как должное, как то, к чему надо стремиться. Надо признать, что значительную роль здесь играет позиция политической элиты. Насколько она прислушивается к голосу духовной элиты. По-настоящему объединяют духовно людей истинные идеалы. Они предохраняют общество от распада, объединяют общество, так как все их признают необходимыми. Собственно, они дают объективное понимание реальной действительности, ее оценки, в том числе и себя самих, что важно для исправления себя самого в процессе самопознания и соответствующего духовного развития. Общество, основанное на ложных идеалах, несмотря на успехи, обречено на распад, внутреннее противостояние и (само) уничтожение.
Д.В. Пивоваров отмечает:
«Когда же обнаруживается, что избранный объект несовершенен и нерепрезентативен, то он постепенно развенчивается, вера в него ослабевает, а основанная на нем и ему подобных идеалах культура переходит, исчезает. Вместе с тем идеология оправдана уже тем, что даже объективно ложный идеал подчас становится конструктивным началом общественной или индивидуальной жизни, ведет к успехам, пусть недолговечным» [Пивоваров, 2004, с. 18].
Вопросы элитологии. 2024. No 4 | ISSN: 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v5i4.218
Если идеал ложен, точнее утопичен, вера в него в конце концов ослабевает, разрушается и рушится единство на нем основанное, рушится воля к его достижению.
Не случайно элитология культуры связана с антропологической элитоло-гией. Истинный идеал, то есть совершенство, которое переходит из субъективного представления в объективное, истинное может быть разработан в рамках культуры через творчество людьми выдающимися, которые составляют культурную элиту. К элите культуры относятся те, кто создает эти идеалы, кто их открывает и вдохновляется в своем творчестве. Те, кто сами в какой-то степени соответствуют им. Смысл слов на храме Аполлона в Дельфах «познай самого себя», можно понимать как познание собственных нравственных качеств, в чем заключается твое несовершенство как человека, как личности. Для этого требуются истинные идеалы, в сопоставлении с которыми и обнаруживаются собственные несовершенства. Таким образом, выстраивается своего рода диалектика познания идеального, совершенного и реального, несовершенного. Поэтому культурная элита или, что тоже самое, духовная элита, это те, кто, выдвигая идеалы культуры, прежде все соотносили их с собой и тем самым приобретали особую зоркость как к себе, так и к другим и другому, что возникало в поле культуры. Собственно, насколько он объективно понимал свое нравственное несовершенство, настолько он объективно мог судить о внешнем мире. Кроме того, обнаружение собственных несовершенств, открывало возможность собственного исправления в соответствии с теми идеалами, которые в своем совершенстве являются истинными и соответственно объективными. Заслуживает внимания мысль П.Л. Карабущенко: «Элитарная культура предполагает наличие такого же элитарного уровня нравственности. Культура вне нравственности быть не должна» [Карабущенко, 2014, стр. 35].Этозначит, что духовные идеалы имеют нравственный характер. Только в этом истинном духе произведения творчества искусства приобретают элитное значение.
Понятием «элитность культуры» можно обозначать высшее качество культурных идеалов, которые имеет характер абсолютного, истинного, совершенного и объективного, действительно образцового. Согласно П.Л. Карабущенко, «...элитарная культура состоит из абсолютных истин, совершенных ценностей» [Карабущенко, 2014, с. 32].
Эту отдельно выделяемую духовную сферу высших идеальных абсолютных истин и совершенных ценностей мы можем обозначить как метафизику элитологии культуры.
Метафизическое измерение элитологии культуры. Вместо заключения
Вопрос объективности и истинности идеалов могла бы решить метафизика элитологии культуры. Метафизике присущ естественный поиск совер-
Issues in Elitology. 2024. No 4 | ISSN: 2712-8415 Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v5i4.218
шенства. Этим она отличается, собственно, от религии и теологии откровения, хотя вера как один из существенных элементов познания присутствует и здесь.
Вот как решает этот вопрос С.А. Нижников:
«Как метафизические категории философии, так и духовные символы религии представляют собой духовный идеал человека. А идеал, будучи по природе идеальным, требует к себе отношения на основе веры, что не исключает и знания. Вера вообще выражает собой отношение самосознания человека к духовным образованиям внутри его же сознания. И в данном аспекте вера не противоречит разуму, но как и он, коренится в способности человека к умозрительной деятельности, на основе которой возможно развитие философии и религии» [Нижников, 2012, с. 20].
Метафизика по своему характеру связана с пониманием идеально-совершенного, то есть элитного в высшем смысле этого слова. Метафизически выраженное совершенство идеалов имеет свою духовную основу, и выражает духовные законы. Объективность истинных идеалов как абсолютного совершенства позволяет нам говорить о существовании объективных законов идеальности, которые могут быть выражены метафизикой элитологии культуры. Метафизика элитологии культуры в таком случае охватывает относительно самостоятельную область абсолютных в своем качестве и совершенстве идеалов и рассматривает закономерные связи между ними возникающие. Речь идет о духовных законах, в которых объясняется абсолютное совершенство качества. Отметим, что в реальности идеал не встречается по своему определению. Есть только приближение к идеалу, разная степень его воплощения в реальности. В этом смысле идеал метафизичен. Метафизическое понимание идеала предполагает такое его совершенство, которое переходит в разряд объективного идеала и значит обретает характер вневременный, абсолютный, и вечный. В этом объективном идеализме заключается метафизическая суть элитологии культуры. Истинный идеал в своем совершенстве транс-цендентентален и в этом отношении он принадлежит метафизике. Создать истинные идеалы может только истинная в духовном отношении элита.
Идеалы в своем совершенстве составляют целостность. Реализуясь в социальной жизни, эта целостность утрачивается, оставаясь в качестве только образца и в этой реализуемой частичности теряется и его объективное совершенство. По справедливому замечанию Д.С. Лихачева: «Во всякой национальной культуре есть идеалы, к которым она стремится, и есть реализация этих идеалов, не всегда совершенная, а иногда, когда задачи поставлены идеалами очень трудные, и совсем несовершенная. Но судить о национальной культуре мы всегда должны прежде всего по ее идеалам. Это высшее, что создает национальная культура» [Лихачев, 1990, с. 5]. Идеал - это теоретически выраженная (разработанная) совершенная модель, образ, идеальное представление о том, как должно быть. По этой модели можно судить о собственных недостатках, недостатках вещей, и т.д. Метафизическое измерение элитологии
Вопросы элитологии. 2024. N0 4 | 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v5i4.218
культуры - это признание существования идеального мира как теоретически допустимой высшей сферы культуры.
Идеалы выражают духовные законы. Противление истинному идеалу разрушительно для человека. В этом суть метафизического измерения элитологии. Быть истинной элитой не роскошь, а способ выживания. Для того, чтобы сохранить себя и уверенно двигаться в будущее человечеству необходимо стать элитой (в духовном смысле этого слова), постоянно двигаться в этом направлении. Речь идет о совершенствовании нравственных качеств человека. Из всех духовных качеств, самым совершенным, является любовь, которую, в самом простом виде, надо понимать как отсутствие ненависти к другим людям. Идеальная нравственная элитность - это отказ от эгоизма, смирение и жертвенность, это проявление совершенной любви. Это качество идеалов правильно ориентирует людей, которые приобщаются к элитной культуре, возвышают их в своем развитии, укрепляют человеческое в них, и в то же время они удерживают людей, которые к ним приобщаются, от расчеловечивания и утраты человеческого достоинства.
Список литературы
Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М.: Канон+, 2002. Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. Ильенков Э.В. Идеал // Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
Ильенков Э.В. Идеал // Философская энциклопедия. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1962. С. 219-227.
Ильенков Э.В. Идеальное и реальность (1960-1979). М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2018.
Карабущенко П.Л. Элитология культуры и философия творчества // Гуманитарные исследования, 2014. № 3(51). С. 29-37.
Карабущенко П.Л., Подвойский Л.Я. Философия и элитология культуры А.Ф. Лосева. М.: Луч, 2007. 258 с.
Кехо Д. Подсознание может все! // Д. Кехо; пер. с англ. Минск: Попурри, 2009.
Лихачев Д.С. Предисловие // Сергеев В. Андрей Рублев. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 5-6.
Лурия А.Р. Язык и сознание // под ред. Е.Д. Хомской. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии. М.: ИНФРА-М, 2012. 313 с.
Пивоваров Д.В. Идеал в основании культуры: стратегия общего образования // Научные труды профессоров Уральского института экономики, управления и права. Екатеринбург, 2004. Вып. 1. С. 12-23.
Пивоваров Д.В. Культура и религия: сакрализация базовых идеалов. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2013.
Савченко И.С., Тарутина Е.И. Социокультурный подход к анализу понятия «идеальное» // Вестник АмГУ. 2019. №84. С. 11-14.
Issues in Elitology. 2024. No 4 | ISSN: 2712-8415 Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v5i4.218
Тарасова М.В., Кудашов В.И. Диалектика взаимодействия культурных идеалов // Идеи и идеалы, 2015. Т. 2., № 2(24). С. 70-77.
References
Dubrovsky D.I. The Problem of the Ideal. Subjective Reality. Moscow: Canon+, 2002. (in Russian).
Ilyenkov E.V. Dialectics of the Ideal // Philosophy and Culture. Moscow: Politizdat, 1991. (in Russian).
Ilyenkov E.V. The Ideal // Philosophical Encyclopedia. Vol. 2. Moscow: Soviet Encyclopedia, 1962. pp. 219-227. (in Russian).
Ilyenkov E.V. The Ideal // Philosophy and Culture. Moscow: Politizdat, 1991. (in Russian).
Ilyenkov E.V. The Ideal and Reality (1960-1979). Moscow: Canon+; ROOI "Rehabilitation," 2018. (in Russian).
Karabushchenko P.L. Elitology of Culture and Philosophy of Creativity // Humanities Research. 2014. №3(51). pp. 29-37. (in Russian).
Karabushchenko P.L., Podvoisky L.Ya. The Philosophy and Elitology of A.F. Losev's Culture. Moscow: Luch, 2007. 258 p. (in Russian).
Kehoe J. The Subconscious Can Do Anything! / Trans. from English. Minsk: Popurri, 2009.
Likhachev D.S. Foreword // Sergeev V. Andrei Rublev. Moscow: Molodaya Gvardiya, 1990. pp. 5-6. (in Russian).
Luria A.R. Language and Consciousness / Edited by E.D. Khomskaya. Rostov-on-Don: Phoenix, 1998. (in Russian).
Nizhnikov S.A. Metaphysics of Faith in Russian Philosophy. Moscow: INFRA-M, 2012. (in Russian).
Pivovarov D.V. Culture and Religion: Sacralization of Basic Ideals. Yekaterinburg: Ural University Press, 2013. (in Russian).
Pivovarov D.V. The Ideal at the Foundation of Culture: A Strategy for General Education // Scientific Works of Professors of the Ural Institute of Economics, Management, and Law. Yekaterinburg, 2004. Issue 1. pp. 12-23. (in Russian).
Savchenko I.S., Tarutina E.I. A Sociocultural Approach to the Analysis of the Concept of the "Ideal" // Bulletin of AmSU. 2019. Issue 84. pp. 11-14. (in Russian).
Tarasova M.V., Kudashov V.I. The Dialectics of Interaction of Cultural Ideals // Ideas and Ideals. 2015. Vol. 2., №2(24). Pp. 70-77. (in Russian).