31 (214) - 2011
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 65.01.005
ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА*
Н. В. ГОРОДНОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры правового регулирования экономической деятельности E-mail: [email protected] Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Отсутствие единой экономической политики при реализации крупных инвестиционных проектов и программ делает актуальным поиск новых форм государственно-частного партнерства. Разработаны классификатор и типологии интеграционных образований с государственным участием. Сделан вывод о том, что одним из основных направлений развития является формирование и развитие государственно-частных партнерств, что позволит повысить инвестиционную активность и эффективность инвестиционной политики в регионе.
Ключевые слова: интеграция, корпорация, интеграционное образование, антимонопольное законодательство, государственное участие, государственно-частное партнерство.
Мировой опыт хозяйствования свидетельствует о том, что основой экономики развитых стран являются крупные интегрированные (корпоративные) структуры, поскольку, как отмечают исследователи в области конкуренции, крупные корпорации легче переносят нестабильность экономической конъюнктуры в силу наличия у них особых возможностей:
* Статья подготовлена при участии Информационного центра Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
• «повышение финансовой устойчивости; обеспечение стабильности и динамичности реализации инновационных процессов создания новой продукции» [1];
• перемещение накопленного капитала на перспективные направления деятельности;
• более эффективное использование финансовых ресурсов;
• возможности технического перевооружения и модернизации производства; повышение конкурентоспособности как отдельных видов продукции (в т. ч. высокотехнологичной), так и интегрированной структуры в целом;
• получение государственной поддержки и льгот, а также иной разнообразной помощи (консалтинговой, маркетинговой и др.).
С одной стороны, корпорация предстает как объединение достаточно самостоятельных функциональных подсистем и подразделений, которые могут действовать относительно независимо друг от друга. С другой стороны, важнейшей целью корпорации является оптимальное функционирование всех звеньев единой целостной корпоративной системы. Для этого компания использует широкий набор организационно-управленческих методов, обеспечивающих консолидацию действий подразделений, объединение всех ресурсов и усилий, направленных на реализацию общекорпоративной стратегии. Ти-
пология корпорации в соответствии с различными мировыми корпоративными теориями представлена в табл. 1. На сегодняшний день ни одна из рассмотренных теорий не является завершенной и в полной мере отражающей суть понятия корпоративной (интегрированной) структуры, каждая из них имеет право на свое место в формировании концепции корпоративности. Наиболее интересными и перспективными являются «теория концессий», «теория соучастников» и «теория агентских отношений».
Под «концессией» (от лат. concession — разрешение, уступка) — следует понимать договор предоставления государством в эксплуатацию иностранным фирмам промышленных предприятий и участков земли с правом добычи полезных ископаемых, строительства различных сооружений и т. д., или само предприятие, созданное на основе такого договора.
Типология корпорации в концет
Следует отметить, что концессионные соглашения широко распространены в западной практике: в управлении жилищно-коммунальной сферой и в процессе формирования частно-государственных хозяйственных партнерств в строительстве. В России закон о концессиях был принят в середине 1990-х гг., однако с того момента подписаны всего несколько концессионных договоров [4], и данная форма взаимодействия строительных компаний с государством осталась на декларативном уровне. В этой связи «теория концессий» становится одной из базовых в понимании сущности и значения корпоративной (интегрированной) структуры для экономики и государства, поскольку официально зарегистрированная корпорация вправе получить правительственную поддержку в виде различного рода гарантий и льгот для осуществления своей деятельности, при условии реализации государс-
Таблица 1
льных теориях корпоративности
Название теории Определение корпорации Возможность и преимущества корпоративной формы [7, п. 2.1]
«Теория искусственной экономической единицы» Корпорация — фиктивно существующий (искусственный) субъект экономики [7, п. 1.2] Ведение дел от собственного имени корпорации. Возбуждение дел в суде и преследование в судебном порядке. Уплата налогов, получение лицензий на свое собственное имя. Владение собственным расчетным счетом в банке, печатью и др.
«Теория искусственной юридической экономической единицы» Корпорация — юридическая единица, фиксация корпоративной собственности в учредительном документе [7,п. 1.3] Неограниченная ответственность по обязательствам, долгам и облигациям. Держатели акций рискуют только тем, что инвестировали в производство. Существование, как отдельного субъекта, не зависящего от имени владельцем или инвесторов. Корпоративная собственность является постоянным атрибутом
«Теория концессии» Корпорация — это «концессия», «привилегия» от государства [7,п. 1.4] Официально зарегистрированная министром штата и имеющая свидетельство об объединении корпорация, получает от государства поддержку в виде субсидий, дотаций и льгот для осуществления производственной и иной деятельности
«Теория паутины контрактов», договорная теория [7] Корпорация — вымысел закона, паутина контрактов между различными юридическими и физическими лицами [7. Раздел 1.02*] Создание экономической модели для изучения корпоративного продукта. Акционеры рассматриваются не как владельцы предприятия, а как источники капитала. Акционеры наряду с кредиторами получают прибыль от инвестиций.
«Теория соучастников» (stakeholders theory) [2, 5] Корпорация — объединение заинтересованных сторон (работников, кредиторов, клиентов, поставщиков, местной общественности, государства) оказывающих влияние на деятельность компании или зависящих от нее Совет директоров корпорации понимается как контролирующий орган, подотчетный самым разным заинтересованным в результативности работы корпорации сторонам — акционерам, ее работникам, деловым партнерам (клиентам и кредиторам), общественным организациям и государственным органам регулирования [2]. Теория учитывает растущую зависимость корпорации от внешней среды. Взаимоотношения компании с заинтересованными лицами имеют значение для определения уровня корпоративного управления в компании
«Теория агентских отношений» (agency theory) Корпорация — система агентских отношений между собственником и наемными менеджерами [2] Действие агента исключительно в интересах принципала (доверителя, акционеров. Использование менеджерами преимущества в доступе к экономической информации
* Раздел 1.02 Закона США «О модели корпоративного бизнеса».
твенной антимонопольной политики. При этом вмешательство государства в дела интегрированной (корпоративной) структуры становится если не полностью условным, то серьезно ограниченным.
«Теория соучастников» интересна в связи с тем, что корпорация — это система взаимодействия заинтересованных сторон (акционеров, инвесторов, менеджеров, кредиторов, партнеров, клиентов, персонала, региональных властей, государственных органов регулирования) по вопросам обеспечения эффективной деятельности корпоративной структуры и защиты интересов владельцев и всех заинтересованных лиц. При этом Совет директоров или Наблюдательный совет корпорации понимается как контролирующий орган, подотчетный заинтересованным в результативности работы корпорации сторонам, а также государству. «Теория агентских отношений» формулирует суть проблемы: агент (наемный менеджер) должен действовать в интересах принципала, доверителя (акционеров). Однако он нередко, пользуясь преимуществом в доступе к экономической информации, начинает преследовать собственную выгоду в ущерб интересам доверителя.
Анализ мирового опыта создания и становления корпоративных структур свидетельствует о том, что данный процесс начинается с концентрации, централизации и группировки промышленного потенциала и банковского капитала. Это, в свою очередь, приводит к горизонтальной интеграции (объединение предприятий одной отрасли), которая является побудительным фактором для осуществления в дальнейшем вертикальной интеграции (т. е. интеграции предприятий, связанных единой цепочкой технологического цикла). Развитию процессов интеграции по вертикали способствовали созданные государством финансово-эко-
номические условия в виде антитрестовского законодательства. При этом государство стремилось предотвратить монополизацию отдельных отраслей одним или группой крупных промышленных предприятий. Процесс вертикальной интеграции, в свою очередь, становится причиной возникновения и расширения процесса диверсификации. Это приводит к изменению приоритетов и принципов работы предприятий и компаний, входящих в интегрированные структуры. Работа объединений строится по принципу «от простого — к сложному». В своей деятельности они ориентировались на более доходные отрасли промышленности, что ведет к еще более широкой диверсификации.
Процессы концентрации производства напрямую связаны с проблемами монопольного поведения интегрированных структур на рынке товаров и услуг. Поэтому наличие в экономике страны такого фактора, как антимонопольное (антитрестовское) законодательство, означает запрет на прямые инвестиции со стороны государства в предприятия и способствует развитию конкурентной борьбы. В странах, где со стороны государства поощряется создание и развитие монополий, растет число крупных корпораций-монополистов, которые захватывают рынки продукции и услуг, и диктуют на них ценовую политику. Для борьбы с монополиями, к примеру, в США был принят ряд законов, представленный в табл. 2. По этим законам Верховный суд США был наделен полномочиями роспуска объединений, использовавших незаконные виды деятельности для вытеснения с рынка конкурентов. Ограничение монополистической деятельности объединений стимулировало преобразование большинства трестов в крупные интеграционные образования (холдинги, концерны, финансово-промышленные группы).
Таблица 2
Антитрестовское законодательство США
Год принятия закона Название закона Основные положения Принимаемые государственные меры Последствия государственного вмешательства в рыночную экономику
1980 Закона Шермана (Акт Шермана) Раздел 1: «Любой контракт, объединение фирмы в виде треста или каком-либо ином виде, или тайный сговор, ограничивающие торговлю между несколькими штатами ли другими странами, объявляются незаконными...» [3]. Раздел 2: «Любой человек, который монополизирует или пытается монополизировать любую часть торговли между несколькими штатами или с другими странами, будет обвинен в совершении тяжкого преступления.» [3] Запрет на образование монополий, ограничивающих конкуренцию (раздел 2). Объявление вне закона попыток монополизации торговли и коммерческой деятельности, использование «нечестных» приемов для устранения конкурентов. Раздел 1 ставит вне закона картели и синдикаты В 1911 г. Верховный суд США расформировал трест Standard Oil Company Trust Джона Д. Рокфеллера за использование незаконных видов деятельности — промышленного шпионажа и войны цен
Окончание табл. 2
Год принятия закона Название закона Основные положения Принимаемые государственные меры Последствия государственного вмешательства в рыночную экономику
1914 Закона Клейтона (Акт Клейтона) Раздел 2: «Запрещает дискриминацию цен, которая «существенно ослабляет конкуренцию» [3]. Раздел 3: «Запрещает использование принудительного навязывания ассортимента или эксклюзивных контрактов, которые ослабляют конкуренцию» [3]. Раздел 7: «Запрещает поглощение других компаний посредством приобретения их акций, если это ведет к ослаблению конкуренции» [3]. Раздел 8: «Ограничение на наличие общих директоров в различных компаниях» [3] Разрешает ценовую дискриминацию вследствие различий в качестве, количестве и расходах на продажу и транспортировку. Объявление вне закона определенную хозяйственную и производственную деятельность в области бизнеса. Введение дальнейших ограничений на рост монополистического влияния В 1914 г. создается Федеральная комиссия по торговле с целью препятствия недобросовестным методам конкурентной борьбы. Предусматривает возмещение убытков потерпевшей стороне в трехкратном размере
1914 Закон о Федеральной торговой комиссии Утверждение создания нового органа — Федеральной торговой комиссии Изучение случаев нарушения антитрестовского законодательства. Квалификаций действий «нечистой конкуренции», которые запрещены законом В соответствии с законом Уиллера-Ли (1938 г.) — защита потребителей. Одна фирма не может контролировать более трети рынка, две-три — 50 % рынка
1936 Закон Ро-бинсо-на-Пэтмина Касается не только ослабления конкуренции, но и «урона и препятствия конкуренции со стороны любого лица, которое допускает или осознанно пользуется благами такой дискриминации» [3] Усиление Акта Клейтона в связи с ценовой дискриминацией. Появился в результате политического давления со стороны мелкого торгового бизнеса Мелкие торговцы старались помещать крупным сетевым магазинам покупать и продавать товары по более низким ценам
1938 Закон Уилера Ли Ограничение количества фирм. Образование совета по конкуренции Введение крупных штрафов за нарушение антимонопольного законодательства Защита потребителей, контроль ценовой политики
1950 Закон Целлера- Кефовера Призван исправить ряд недочетов закона Клейтона. Определял порядок действий по отношению к тем компаниям, которые осуществляли поглощение посредством приобретения активов. (Акт Клейтона действует в отношении ценных бумаг) Ограничение процесса слияния компаний для предотвращения ослабления конкуренции между производителями и продавцами в одной отрасли. Запрещение приобретения имущества одной корпорации другой корпорацией, если цель такой операции — создание монополии В 1928 г. создано 513 корпораций, акции которых контролировались на Нью-йоркской фондовой бирже, из них 487 (т. е. 95 %) имели холдинговую организацию, 92 компании являлись чистыми холдингами, 395 — смешенными.
1976 Закон Хар-та-Скотта-Родино Обязывает крупные компании посылать уведомление о предстоящем поглощении Контроль со стороны государства процесса поглощений Активы поглощающей компании не менее 100 млн долл., ежегодный объем продаж — 10 млн долл.
Изучение широкого спектра специальной и научной литературы дает возможность получить следующее понимание категории «интегрированная структура» в зависимости от наличия или отсутствия государства как участника интеграционного образования и пропорции частного и государственного участия. На рис. 1 представлена
модель участия государства в интеграционных образованиях.
В зависимости от состояния экономики соотношение объема частного и государственного капитала (пропорция «государство / частные капитал», рис. 2) начинает изменяться: в стабильной экономике доля частного капитала растет,
РЕгиомьнАя экономика: теория и практика
45
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Частные структуры (бизнес) (без участия государства)
Интеграционные образования с участием государства (от тт %)
Интеграционные образования структуры со 100% государственным
участием (госкорпорации)
Возможный перехо^ из одного состояния в другое
Стабильная экономика
Нестабильная экономика
Рис. 1. Модель участия государства в интеграционных образованиях
государственное участие сокращается. Обратная картина наблюдается в условиях финансово-экономического кризиса. При этом указанная пропорция начинает сдвигаться в сторону усиления процессов интеграции (рис. 2).
Как показывает накопленный мировой опыт и российская практика, на долю государственного участия оказывают влияние такие факторы, как экономическая и социальная нестабильность, экономические и политические кризисы.
Результаты проведенного в работе сравнительного анализа форм интеграции компаний с государством, а также их основных характерных черт в различных странах, в т. ч. и в России, обобщены и представлены в виде классификатора различных видом объединения частного капитала и государства в табл. 3. Типология интегрированных структур с государственным участием в зависимости от доли государственной собственности представлена в табл. 4. Из таблицы видно, что чем выше доля государственной собственности, тем больше государство имеет в арсенале качественных управляющих регуляторов.
При этом устойчивость развития интегрированной структуры связана, во-первых, с функцией координации действий относительно автономных подсистем, входящих в интегрированную (корпоративную) структуру и имеющих различные интересы. Во-вторых, с эффективной организацией взаимодействий обратной связи.
Стабильная экономика Дезинтеграция
Данные функции обеспечивают достоверную и своевременную передачу информации о фактической реализации стратегии с нижних уровней иерархии на средние и высшие уровни, что обеспечивает необходимую корректировку управляющих воздействий.
Общие для всех элементов интегрированной структуры цели развития, вырабатываемые в рамках системы управления, является необходимым системообразующим фактором, определяющим взаимную «близость» подсистем интегрированной структуры и объединяющим их в единое целое.
Экономической основой этой интеграции служит система взаимного участия, создающая взаимную заинтересованность государства и компаний — элементов интегрированной структуры в результатах общей хозяйственной деятельности. Таким образом, система управления представляет собой замкнутый и непрерывный процесс выработки и реализации долгосрочной деловой политики интегрированной структуры, базирующейся на системе долевого участия.
В существующих определениях различных видов интегрированных структур (холдинг, финансово-промышленная группа, корпорация) автору не удалось найти определения, которое указывало бы на их главную особенность с точки зрения взаимосвязей с государством, необходимо ввести общее понятие «интегрированная структура с государственным участием», то есть определить изучаемый объект как государственный (государственно-частный) институт. Итак, авторское определение понятия «государственно-частное
Пропорция
«государство/ частный капитал»
к
у Нестабильная экономка Интеграция
-►
Рис. 2. Модель смещения пропорции «государство/частный капитал» в зависимости от состояния экономики
Таблица 3
Классификатор интеграционных образований с государственным участием
Виды экономических систем с участием государства Ключевые характеристики интегрированной структуры с государственным участием
Цели интеграции Участники интегрированной структуры Основа интеграции Срок действия договора Централизация корпоративного управления Самостоятельность предприятий Участие государства
Корпорация Достижения общих целей, осуществления совместной деятельности на общественное благо Частные юридические и физические лица Договор или соглашение Не ограничен Присутствует Юридическая Практически невозможно
ФПГ Инвестиционные, производственные, экономические, социальные и др. Предприятия любой формы собственности, банки, фонды. Договор или соглашение В пределах срока договора Присутствует Юридическая Возможно (10-20%)
Холдинг Контроль и управление деятельностью компаний Предприятия, торговые дома, учреждения, банки Владение контрольным пакетом акций Недоговорная форма Присутствует Отсутствует Возможно
Концерн Достижение дополнительного экономического эффекта Предприятия, страховые компании Долевое участие в собственности Долгосрочный договор Присутствует Юридическая, вневедо-ственная Возможно
Консорциум Решение конкретных задач, реализации программ, осуществления крупных проектов Компании и организации любой формы собственности Соглашение В пределах срока соглашения Присутствует Полная хозяйственная Возможно
Государственно-част-ное партнерство Реструктурирование экономики, государственные регулирование, контроль (аудит), гарантии Различные компании и организации любой формы собственности Концессии, контракты, лизинг, совместные предприятия В пределах срока контракта, лизинга, соглашения В хозяйственном — отсутствует, в корпоративном — присутствует Юридическая Возможно
Госкорпорация Содействие разработке высокотехнологичной продукции, привлечение инвестиций, социальные, управленческие и иные общественно полезные функции Конструкторские бюро, холдинги, концерны различные структурные единицы Преобразование государственных предприятий в ОАО, 100 % акций которых находятся в федеральной собственности Временные структуры, срок деятельности ограничен, как правило, 5 лет Присутствует Отсутствует Обязательно (100%)
Интегрированные структуры с госучастием (ИСГУ) Реализация приоритетных государственных проектов и программ Предприятия, торговые дома, учреждения, банки Объединенные доли акций частного капитала и государства Не ограничен (в пределах владения акциями) Присутствует Присутствует Обязательно
аз
в
=1
=
=1 35
Ь
СО =
г
со
г
Н
Р?
3 §
§
€
аз
Г I
■и
со м
I
м о
Таблица 4
Типология форм государственного участия в интеграционных образованиях
№ п/п Доля государственного участия Наименование ИСГУ Формы государственного участия
1 Min % - 25 % Частно-государственное партнерство (организационно-хозяйственное партнерство) Государственный заказ, государственный контроль, государственные гарантии
2 25-30 % Частно-государственное партнерство (организационно-хозяйственное партнерство), институциональный и организационный альянс Государственный заказ, государственное финансирование и субсидирование, государственный контроль, государственное регулирование, государственные гарантии
3 51 % Государственно-частное партнерство Государственный заказ, государственное финансирование и субсидирование, государственный контроль, государственное регулирование, государственные гарантии
4 30-75 % — диапазон эффективного государственного участия Государственно-частное партнерство (организационно-хозяйственное партнерство), институциональный и организационный альянс Государственный заказ, государственное финансирование и субсидирование, государственный контроль, государственное регулирование, государственные гарантии
5 75< 100 % Преобладающие государственные корпорации Государственный заказ, государственное финансирование и субсидирование, государственный контроль, государственное регулирование, государственные гарантии
6 100 % Государственные корпорации Государственный заказ, государственное финансирование и субсидирование, государственный контроль, государственное регулирование, государственные гарантии
7 Возможна любая доля государственного участия Национальная корпорация. Транснациональная корпорация Государственная поддержка (по законодательству государства места их регистрации): 1) создание совместных коммерческих организаций, нацеленных на развитие прямых торгово-экономических связей; 2) обеспечение эффективного финансово-кредитное обслуживание для осуществления производственной деятельности и внешнеторговых операций; 3) помощь в решении вопросов выпуска и размещения акций и других ценных бумаг, участие этих объединений в совместных инвестиционных проектах и в учреждении совместных страховых компаний
стабильное партнерство» — это объединение усилий государства, промышленных компаний, финансово-кредитных институтов и иных участников, ориентированное на получение поддержки со стороны государства в виде предоставления законодательно закрепленных гарантий и льгот для создания в России благоприятного инновационного климата, способствующего формированию спроса на инновации, с учетом такого фактора, как соотношение государственного регулирования экономики и деятельности интегрированных компаний, а также рыночных механизмов.
Наработанная практика показывает, что на Западе в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса усиливается процесс формирования партнерства государства и частного капитала, при этом доля государства в Скандинав-
ских странах составляет порядка 60—70 %, в Великобритании — 28, в Швеции — 25, Португалии — 19, Греции — 10, Испании — 8, Италии — 5, Нидерландах — 3, Ирландии и Германии — 1, в России — 10 % (в перспективе прогнозируется до 15—20 %). На основании изучения мирового опыта, показывающего, что получение поддержки от государства рассматривается компаниями как привилегия, обосновано положение о возможности преодоления негативных последствий нестабильности экономики и привлечения частных инвестиций в строительную сферу. Наряду с наличием частно-государственных хозяйственных партнерств, базирующихся на сочетании частного и государственного финансирования, предусмотрено создание такого вида ГЧП, как государственно-частные корпоративные партнерства.
Первый этап: продажа 51% пакета акций компании государству. Продажа пакетов акций (51%)
ОАО
ОАО
ОАО
Государственное акционерное общество (государственная корпорация)
Второй этап: дополнительная эмиссия акций государственным акционерным обществом (госкорпорацией) в объеме 49% от государственной собственности и целевое размещение среди частных инвесторов на конкурсной основе.
Третий этап: объединение государственных и частных долей пакетов акций.
ОАО
ОАО
ОАО
Собственность Частный
государства капитал
51% 49%
Государственно-частное корпоративное партнерство
ОАО
ОАО
ОАО
Рис. 3. Модель создания государственно-частного корпоративного партнерства
(модель ГЧП 51/49 %)
Процесс формирования государственно-частного корпоративного партнерства включает следующие этапы: приобретение государством на конкурсной основе 51 % пакетов акций строительных компаний; затем объединение государственных долей пакетов акций и формирование государственного акционерного общества. Далее на основе целевого привлечения частного капитала за счет дополнительной эмиссии акций государственное акционерное общество (госкорпорация) преобразуется в интегрированную структуру принципиально нового типа (рис. 3). Также предусматривается возможность продажи государственных долей акций в рамках программы приватизации.
Основными целями создания ГЧП являются: объединение усилий акционерных обществ, имеющих государственные пакеты акций. Процесс углубления внутренней кооперации дает возможность повышения как технологичности производства продукции, так и научно-технического потенциала участников партнерства в процессе технологического цикла; диверсификация производства, использование частным капиталом незагруженных мощностей промышленного комплекса в рамках государственного заказа при реализации приоритетных инвестиционных проектов и программ, создание новых рабочих мест; привлечение на определенных условиях частного капитала для получения дополнительных
инвестиций. Необходимо отметить, что вхождение частных компаний в ГЧП не сужает, а расширяет его инвестиционный потенциал: наряду с ограничением государством свободы в принятии стратегических решений, появляется возможность привлечения ресурсов других участников. Кроме того, благодаря кооперации, вероятно снижение общей потребности в инвестициях, не влияющее на остальные показатели деятельности;
4)
1)
2)
3)
использование преимуществ диверсификации производства позволяет использовать государственные НИОКР и новейшие разработки в области создания новых материалов и конструкций с использованием нанотех-нологий, а также сохранить и рационально перераспределять потенциал высококвалифицированных сотрудников партнерства для решения сложных научных и технических задач [6].
К числу приоритетных задач деятельности ГЧП следует отнести, в частности: 1) объединение интеллектуального потенциала предприятий, который может быть реализован в производстве и способен обеспечить дополнительные объемы производства; возможность централизации финансовых ресурсов, необходимых для решения государственных (социальных), производственных и иных задач; привлечения инвестиций частного партнера для технической и инновационной поддержки компаний и организаций; возможность влияния на решения менеджмента бизнес-единиц интегрированной структуры и предотвращение потери контроля над ними со стороны управленческого корпуса при переходе прав собственности к новой интегрированной структуре.
Формирование и функционирование интегрированных структур с учетом предлагаемых принци-
2)
3)
пов участия в них государства, по мнению автора,
будет иметь следующие последствия:
• позволит выявить возможности аккумулирования ресурсов для содержания научно-исследовательских подразделений, проведения научно-изыскательских работ, разработки новых технологий [1];
• позволит укрепить связи в рамках научно-производственных, производственно-технологических и оборонных комплексов;
• будет содействовать проведению в смежных производствах единой технической и инвестиционной политики, финансированию длительных производственных и исследовательских циклов;
• будет способствовать более точной стратегической ориентации развития участников; развитию стратегического партнерства государства с частным капиталом, а также уменьшению риска, связанного с разработкой и производством новой технологичной продукции;
• приведет к ускорению обновления основных фондов и формированию возможностей производства и реализации высокотехнологичной инновационной продукции.
Список литературы
1. Дубровский В. Ж., Романова О. А, Татаркин А И., Ткаченко И. Н. Динамика корпоративного развития / под ред. А. И. Татаркина. М.: Наука, 2004.
2. Екимова К. В, Савельева И. П. Эволюция корпоративного управления // Строительный комплекс: межвузовский сборник научных трудов, экономика, управление, инвестиции. Вып. 8. СПб, 2008. С. 77-82.
3. Кит П., Янг Ф. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. СПб: Питер, 2008.
4. Партнерство государственного и частного сектора в коммунальной сфере. URL: http://www. RIPS. ru/analit. phtml?id=30.
5. ТепманЛ. Н. Корпоративное управление: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
6. Федорова Е. А, ЛомовцевД. А Финансово-экономические аспекты государственно-частного партнерства в реальном секторе экономики // Финансы и кредит. 2009. № 27. C. 6-13.
7. The law of corporations in a Nutshell // by Robert W. Hamilton, West Publishing Company, 1991. P. 518.