На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что «монопричины», определяющей совершение хищений транспортных средств, не существует. Все совершающиеся преступления порождаются совокупностью объективных и субъективных причин, а также условий правового, организационного и технического характера. Работа над устранением указанных причин и условий позволит, на наш взгляд, уменьшить количество хищений транспортных средств в России.
В. Г. Павлов
Объективная сторона массовых беспорядков
Наряду с объектом преступления в решении вопросов уголовной ответственности и наказания за совершение массовых беспорядков важное значение имеет объективная сторона преступления как обязательный элемент любого состава общественно опасного деяния. Без объективной стороны, которая характеризует внешнюю сторону преступного деяния, отсутствует и состав преступления.
По сравнению со ст. 79 УК РСФСР 1960 г. объективная сторона массовых беспорядков законодателем значительно расширена путем включения в нее ранее не использованных признаков, в частности таких, как насилие, уничтожение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Объективная сторона рассматриваемого деяния как бы состоит из трех самостоятельных преступлений: 1) организация массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК); 2) участие в них (ч. 2 ст. 121 УК); и 3) призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а также к насилию над гражданами (ч. 3 ст. 212 УК).
По сути, установить объективную сторону массовых беспорядков довольно трудно.
Организация массовых беспорядков - самая опасная форма рассматриваемого преступления и выражается в совершении разнообразных активных действий как на стадии приготовления общественно опасного деяния, так и в процессе его совершения.
Исходя из смысла диспозиции ч. 1 ст. 212 УК РФ к организации массовых беспорядков относят действия, направленные на объединение неограниченного числа людей (толпы), а также руководство ими для применения различного насилия, совершения погромов, поджогов, уничтожения какого-либо имущества, применения огне-
41
стрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств либо оказания вооруженного сопротивления представителям власти.
С другой стороны, организовывать массовые беспорядки может непосредственно и толпа, участвующая в погромах, поджогах, уничтожении имущества и других деяниях, наказание за которые предусмотрены в диспозиции ч. 1 ст. 212 УК РФ.
При этом организаторы могут вовлекать в начавшиеся массовые беспорядки других участников, которые раньше занимали пассивную позицию. Чаще всего действия организаторов связаны с активным влиянием на значительный круг людей для склонения их к участию в массовых беспорядках, а также совершении и других преступлений.
Массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, представляют повышенную общественную опасность, так как связаны с причинением какого-либо вреда здоровью потерпевших. В каждом конкретном случае требуется уголовно-правовая оценка со стороны правоохранительных органов.
К насилию (ч. 1 ст. 212 УК РФ) относится как физическое, так и психическое противоправное деяние, совершаемое в процессе массовых беспорядков.
Физическое насилие может выражаться в причинении виновными лицами представителям органов власти, различным гражданам и т. п. вреда здоровью различной тяжести, например, тяжкого (ст. 111 УК РФ), средней тяжести (ст. 112 УК РФ), или легкого (ст. 115 УК РФ), а так же побоев (ст. 116 УК РФ) или истязания (ст. 117 УК РФ). В ходе массовых беспорядков при применении насилия может быть совершено убийство (ст. 105 УК РФ), хотя причинение тяжкого вреда здоровью и убийство выходят за пределы состава массовых беспорядков.
К насилию, сопровождающему массовые беспорядки, относится не только физическое, но и психическое воздействие на потерпевших, которое выражается в угрозе причинения легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, а также побоев, нередко убийства. Угроза применения насилия означает психическое воздействие в отношении потерпевшего, чтобы показать, а точнее, продемонстрировать свою готовность к оказанию на него в любое время физического воздействия. При этом угроза должна носить реальный характер, т. е. восприниматься потерпевшим как возможная к немедленному применению со стороны виновных лиц.
Таким образом, угроза психического насилия также присутствует и при массовых беспорядках, разумеется, если она носит реальный характер, тем более, когда речь идет об угрозе убийством или причинения вреда здоровью различной тяжести, а также уничтожения или повреждения имущества.
42
Что же касается погромов как одного из составляющих массовых беспорядков, наказание за которые предусмотрены в диспозиции ч. 1 ст. 212 УК РФ, то в уголовно-правовой литературе данное понятие не вызывает особых споров и толкуется примерно одинаково. Погромы, как правило, связаны с насильственными действиями в отношении граждан и посягательствами на материальные ценности путем их разграбления и разорения, приведения в негодность (ч. 1 ст. 161 УК), с разбоями (ст. 162 УК), хулиганством (ст. 213 УК) и с другими преступными деяниями.
В этой связи вряд ли можно согласиться с А. В. Бриллиантовым, что под погромом понимается не только разрушение, но и осквернение зданий, сооружений, жилых домов, транспортных средств и объектов инфраструктуры.
Представляется, что в последнем случае имеет место вандализм (ст. 214 УК РФ), который так же, как, например, грабеж, разбой, хулиганство и другие преступления, выходит за пределы массовых беспорядков.
Наряду с погромами и другими деяниями, связанными с массовыми беспорядками, и значительно повышающими общественную опасность, являются поджоги и уничтожение имущества.
Под поджогами обычно понимаются самые различные действия, приводящие к воспламенению или горению чужого имущества, представляющего материальную ценность. При этом, если имеет место совершение поджога, приведшего к возгоранию каких-либо объектов, которые удалось спасти, уголовная ответственность за данное деяние не исключается.
Уничтожение чужого имущества предполагает полную утрату его использования по прямому назначению и потребительских свойств.
Другим деянием, связанным с массовыми беспорядками, является деяние с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ либо взрывных устройств (ч. 1 ст. 212 УК РФ).
Применение указанных предметов, согласно диспозиции закона, связано обычно с использованием их правонарушителями по прямому назначению, т. е. для причинения вреда человеку, разрушения или уничтожения материальных объектов, производства взрывов, а также для облегчения совершения преступления.
Применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств участниками массовых беспорядков приравнивается к использованию предметов преступления для причинения вреда здоровью потерпевших, разрушения материальных объектов, уничтожения чужого имущества в процессе совершения данного общественно опасного деяния.
43
В процессе организации и совершения массовых беспорядков со стороны их участников могут быть применены и нередко используются такие предметы преступления, как взрывчатые вещества или взрывные устройства, обладающие разрушительной силой при взрыве различных объектов либо уничтожении имущества, а также людей. Согласно п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5 под взрывчатыми веществами понимаются разные химические соединения или механические смеси веществ, которые способны к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода. К данным веществам относятся тротил, аммониты, порох, пластиты и др.
Оказание вооруженного сопротивления представителям власти является самостоятельным деянием, которое выражается в активном противодействии представителям власти в осуществлении законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Признак вооруженности означает наличие у лиц, совершающих массовые беспорядки, различного оружия не только огнестрельного, но и холодного, метательного, газового, а также пневматического, которое облегчает совершение преступления и повышает его общественную опасность.
К представителям власти правоохранительных органов относятся: судья, прокурор, следователь или лицо, производящее дознание, полицейский, сотрудник ФСБ России, работники различных звеньев государственных органов, органов местного самоуправления, которые выполняют функции власти.
К данной категории лиц относятся депутаты любого уровня, главы администраций, мэры городов, работники органов надзора в различных сферах деятельности и т. п.
Местом совершения массовых беспорядков бывают, как правило, общественные места (парки, улицы, площади).
Массовые беспорядки по конструкции являются преступлением с формальным составом. Оно окончено с момента совершения действий, перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 212 УК РФ.
При этом следует заметить, что в отличие от УК РСФСР 1960 г. перечень действий, сопровождающих массовые беспорядки, является исчерпывающим. Неслучайно данное преступление, как уже ранее было отмечено, является сложным, так как наряду с много-объектностью его объективная сторона состоит из различных действий.
44