3.18. ОБЪЕКТ ПРАВА ПУБЛИКАТОРА
Леньков Дмитрий Александрович, соискатель кафедры гражданского права. Место учебы: Южный Федеральный Университет. E-mail: len-kov_dmitrii@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена новому, для российского законодательства, понятию «право публикатора» Введение данного понятия в законодательство обусловлено постоянным совершенствованием отечественного законодательства, приведением его в соответствие международным правовым документам. В статье рассмотрены требования, предъявляемые к объекту права публикатора, их особенность в сравнении с объектами авторского права. Подробно описаны условия, при которых произведения науки, литературы или искусства могут являться объектами права публикатора. Для приобретения статуса объекта права публикатора произведение не должно быть ранее обнародовано. Обязательным условием является переход произведения в общественное достояние. Произведение так же может находиться в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом. Например, произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов, исключены из перечня объектов авторского права. Не являются объектами права публикатора произведения, находящиеся в муниципальных и государственных архивах.
Ключевые слова: автор; публикатор; права, смежные с авторскими; объект; обнародование.
LEGAL OBJECT OF THE PUBLISHER
Lenkov Dmitriy Alexandrovich, competitor at civil law chair. Place of study: South Federal University. E-mail: len-kov_dmitrii@mail.ru
Annotation: Article is devoted to a new for the Russian legislation concept «the right of publisher» Introduction of the given concept in the legislation is caused by constant perfection of the domestic legislation, its reduction in conformity to the international legal documents. In article the requirements shown to object of the right публикатора, their feature in comparison with objects of the copyright are considered. Conditions at which products of a science, literatures or arts can be objects of the right of publisher are in detail described. For acquisition of the status of object of the right публикатора product not should be is earlier published. An indispensable condition is transition of product in public property. Product as can be in public property owing to that it was not protected by the copyright. For example, products of national creativity (folklore), not having concrete authors, are excluded from the list of objects of the copyright. Are not objects of the right of publisher the products which are in municipal and state archives.
Keywords: author; publisher; rights related to copyright; object; promulgation.
В постсоветский период российское законодательство в области охраны прав, смежных с авторскими, постоянно развивается. Это связано со стремлением максимально приблизить нормы действующего законодательства к положениям, закрепленным в международных правовых актах по данной тематике. В России права, смежные с авторскими, стали законодательно охраняться с принятием Основ гражданского
законодательства Союза ССР и республик в 1991 году. По мнению И.А. Зенина, «В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих, отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, вещаний организаций эфирного и кабельного вещания, содержания баз данных, впервые обнародованных произведений (перешедших в общественное достояние), установлению режима их использования, наделению исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, изготовителей баз данных и публикаторов произведений личными неимущественными и исключительными правами и защите этих прав»1. Таким образом, смежные права, как институт гражданского права, выполняют в отношении произведений науки, литературы и искусства функции, аналогичные функциям авторского права. Поэтому в вопросе регулирования отношений в сфере смежных прав применяются как общие, так и специфические нормы. Это нашло отражение в действующем законодательстве. Общественные отношения в сфере прав, смежных с авторскими, регулируются 69 и 71 главами ГК РФ. С введением в действие в 2008 году части четвертой ГК РФ в российском законодательстве впервые были закреплены права публикатора на произведение науки, литературы или искусства в качестве смежных прав. При этом, данные права охраняются только в отношении произведения, правомерно обнародованного публикатором после 31 декабря 2007 г.
Право публикатора является новым для российского законодательства. За рубежом, например в Германии и Франции, подобная категория прав известна. Так, «согласно §71 Закона Германии об авторском праве и смежных правах от 9 сентября 1965 г. подлежат охране «посмертные произведения», и любое лицо, которое впервые опубликует или публично исполнит произведение, которое ранее не было опубликованным, приобретает исключительное право на его использование. Данное положение действует и применительно к тем произведениям, которые ранее не были изданы и никогда не охранялись, при условии, что авторы умерли более 70 лет назад. Данные права являются смежными»2.
А статья И23.4 Французского кодекса устанавливает, что «срок действия исключительного права на произведение, впервые выпущенное в свет по истечении 70 лет после смерти автора, составляет 25 лет, исчисляемых с I января календарного года, следующего за годом этой публикации. Право использования посмертных произведений принадлежит законным правопреемникам автора, если произведение обнародовано в течение 70 лет после смерти автора. Если обнародование осуществлено по истечении 70-летнего срока, право принадлежит владельцам произведения, которые публикуют или опубликовали произведение»3.
В отечественной литературе данной проблеме также уделялось внимание. Вопрос о предоставлении правовой охраны произведениям, на которые истек срок действия авторского права или которые никогда не охранялись, обсуждался уже давно. Так, Б.С. Антимонов
1 Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности. М. Юрайт. 2011. С.103
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный научно-практический комментарий под редакцией А.П. Гаврилова.М. 2009.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4 Постатейный комментарий под редакцией П.В. Крашенинникова. М.
Статут 2011
и Е.А. Флейшиц, отмечали, что «поскольку в случаях публикаций дело идет о произведениях, не являющихся объектом авторского права, и автор публикации для ее создания должен выполнить работу по проверке, установлению публикуемого текста чужого произведения, иногда по сличению его с другими текстами и т.п. представляется правильным признать за ним авторское право редактора»4. Появление права публикатора в гражданском законодательстве является вполне закономерным. Оно связано с необходимостью эффективно решить проблему использования произведений, не обнародованных при жизни автора. В дореволюционный период в российском законодательстве решению данного вопроса также уделялось определенное внимание. Так, нормы статьи 30 Положения об авторском праве от 20 марта 1911 г. признавали за «издателем древней рукописи» авторское право на свое издание в течение 50 лет. Следовательно, правовую норму данной статьи можно считать прообразом правовой охраны прав публикатора.
До вступления в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ пункт 5 статьи 27 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 №5351-1 устанавливал общее правило, согласно которого «авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска». Данная норма закона создавала определенные трудности, так как независимо от того, когда мог произойти выпуск в свет произведения, без решения вопроса использования произведения с законными наследниками, нельзя было использовать произведение до тех пор, пока данное произведение оставалось неопубликованным, а также ещё семьдесят лет после опубликования, даже в том случае, если после смерти автора прошло не одно столетие. Это правило делало поиск и опубликование не обнародованных произведений прошлого не только неблагодарным, но и опасным занятием, так как могло выясниться, что данное найденное произведение еще не было обнародовано, а следовательно, лицо, опубликовавшее это произведение, нарушило закон. Таким образом, общество лишалось доступа к культурному наследию на неограниченный срок, за пределами любых разумных сроков, требуемых для обеспечения интересов ближайших родственников автора. Одновременно, создавались сложности при определении условий использования произведения. Препятствием для пользователя могла стать необходимость согласования данных условий с правопреемниками автора, так как даже поиск правопреемников спустя значительное время после смерти автора является нелегкой задачей. Решению данного вопроса служит норма, закрепленная пунктом 3 статьи 1281 Гражданского кодекса РФ, согласно которой «Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора». Данной нормой ограничивается максимально возможный срок действия авторского права, который составляет 140 лет после смерти автора. Наконец, при определении в законе правила посмертного обнародования произведений, целесообразно было предусмотреть
4 Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.. Авторское право. М. Госюриз-дат, 1957. С. 88
меры поощрения лиц, которые обнаружили ранее не-обнародованное произведение. Поиск подобных произведений занимает многие месяцы и даже годы и требует приложения огромных усилий. Поэтому предоставление возможности извлечь выгоду от использования обнаруженного произведения лицу, занимающемуся подобным поиском представляется справедливым. Введение понятия права публикатора в гражданское законодательство Российской Федерации и предназначено решить указанные проблемы.
Исходя из подобных соображений в европейском законодательстве появились специальные нормы, регулирующие использования посмертно опубликованных произведений. Сначала в Директиве ЕС 93/98/ЕЕС от 29 октября 1993 г. "О гармонизации срока охраны авторских и некоторых смежных прав"5, а затем в Директиве ЕС 2006/116/ЕС от 12 декабря 2006 г. "О сроке охраны авторских и некоторых смежных прав"6 появилось общее правило, предусматривающее предоставление любому лицу, законно опубликовавшему ранее неопубликованное произведение или осуществившему доведение его до сведения общества, прав, аналогичных имущественным правам автора произведения, на срок двадцать пять лет с даты такого опубликования или доведения до сведения общества. Следует помнить, что в зарубежном законодательстве разграничение между опубликованием и обнародованием обычно не проводится.
Если более детально подходить к вопросу оценки объекта права публикатора, то необходимо отметить, что требования к объекту права публикатора сформулированы в статьях 1337 и 1341 Гражданского кодекса РФ.
Прежде всего, такой объект должен быть произведением науки, литературы или искусства, то есть отвечать тем же требованиям, что и объект авторского права. Данные требования сформулированы в статье 1259 Гражданского кодекса РФ.
Данное произведение не должно быть обнародовано. Законодателем определение понятия «обнародование» дано в статье 1268 Гражданского кодекса РФ, согласно которой обнародование это «действие или ... согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом». Данное определение отличает понятие «обнародование» от понятия «выпуск в свет», содержавшееся ранее в статье 4 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Выпуском в свет произведения признавалось его опубликование, то есть выпуск в обращение экземпляров произведения с согласия автора произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Понятия "опубликование" и "обнародование" соотносятся как видовое и родовое. Возможны ситуации, когда произведение было обнародовано (например, публично исполнялось автором), но его опубликования (т.е. выпуска в обращение необходимого количества экземпляров произведения) не произошло. Публикатор может приобрести право на использование произведения только в одном случае, когда произ-
5 Official Journal of the European Union. L 290. 24.11.1993. P. 9 -13
6 Official Journal of the European Union. L 372. 27.12.2006. P. 12 -18
ведение не было уже сделано доступным обществу каким-либо возможным способом.
Одновременно должно соблюдаться и другое условие. Произведение ранее должно было перейти в общественное достояние, или находиться в нем в силу того, что оно не охранялось авторским правом. Например, в соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов, исключены из перечня объектов авторского права. Переход произведения в общественное достояние регламентируется положениями статьи 1282 Гражданского кодекса РФ. Согласно данной статье «по истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние». Правовой режим общественного достояния заключается в том, что после перехода в общественное достояние соответствующее произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо(в том числе и автора) согласия или разрешения, а также без выплаты авторского вознаграждения.
Однако, при этом произведение должно относиться к категории объектов авторского права на момент обнародования произведения публикатором. Согласно пункта 2 статьи 1337 данное правило отсылает к определению объектов авторского права, сформулированного в статье 1259 Гражданского кодекса РФ. Такая отсылка, по мнению законодателя, позволяет исключить получение публикатором контроля над объектом, находящимся в категории объектов, не являющихся объектами авторского права согласно норме, содержащейся в пункте 6 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ.
Существуют различные варианты перехода произведения в общественное достояние. Наиболее распространен случай перехода произведения в общественное достояние вследствие истечения срока действия исключительного права на произведение.
Возможны и иные, реже случающиеся, ситуации. Так, произведение может перейти в общественное достояние вследствие исключения законом определенной категории произведений из перечня охраняемых объектов, либо перехода проекта закона, который при этом является объектом авторского права в категорию официально принятого закона, который объектом авторского права уже не является. При этом, в каждом конкретном случае необходимо проверять, могло ли данное произведение рассматриваться как объект авторского права на момент его обнародования.
Важным нововведением части четвертой Гражданского кодекса является предотвращение невозможности перехода произведения в сферу общественного достояния в течение неограниченно долгого времени. Согласно положения пунктов 1 и 3 статьи 1282 «в общественное достояние переходят и необнародован-ные произведения». В случае с необнародованными произведениями это произойдет тогда, когда в течение семидесяти лет после смерти автора произведение не будет обнародовано.
Нахождение произведения в сфере общественного достояния возможно также по причине того, что оно изначально не охранялось авторским правом. Произведение может относиться к категории произведений, которые не являются объектами авторского права. В данном случае так же необходимо проверять, является ли данное произведение объектом авторского пра-
ва на момент обнародования. Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ не являются объектами авторских прав « произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов». Подобные произведения исключены из перечня объектов авторских прав, и, соответственно, на данные произведения в отношении них не может возникнуть право публикатора. К данной категории также относится случай, когда на момент создания определенного произведения действующим на тот момент законодательством не была предусмотрена охрана авторских прав, а в последующем действие нового законодательного акта, вводящего такую охрану, не было распространено на данное произведение. Аналогичная ситуация возникает и при регулировании спорных вопросов при присоединении Российской Федерации к соответствующим международным соглашениям в отношении произведений, которые не охранялись в России до присоединения к соглашениям. Например, при присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений была сделана оговорка о том, что «действие Конвенции не распространяется на произведения, которые на дату ее вступления в силу для Российской Федерации (13 марта 1995 г.) уже находились на территории России в общественном достоянии».
Учитывая норму, закрепленную пунктом 2 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ о том, что к объектам авторских прав относятся «производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения» и «составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда», необходимо отметить, что «Исключительное право публикатора на произведение признается и в том случае, когда произведение было обнародовано публикатором в переводе или в виде иной переработки». Данная норма закреплена пунктом 2 статьи 1339 Гражданского кодекса РФ.
Ещё одним условием, согласно пункту 3 статьи 1337 Гражданского кодекса РФ, является то, что для возникновения прав публикатора произведение не должно находиться в государственных и муниципальных архивах.
На основании вышеизложенного необходимо отметить, что вводя в гражданское законодательство институт права публикатора, Кодекс одновременно устанавливает достаточно жесткие требования к произведению. Данный факт позволяет надеяться, что право публикатора с одной стороны расширит правовые возможности лиц в области прав, смежных с авторскими, а с другой стороны не обременит чрезмерно общество.
Подводя краткий итог, отметим, что несмотря на значительную преемственность законодательства, часть четвертая Гражданского кодекса РФ содержит немало новелл, которые требуют глубокого научного осмысления. Налицо новая трактовка основания введения в гражданский оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Законодательное закрепление прав публикатора является одним из подтверждений твердого намерения законодателя и в дальнейшем совершенствовать законодательство в области прав, смежных с авторскими.
Список литературы:
Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. -М.: Госюриздат, 1957.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный научно-практический комментарий. / Под ред. А.П. Гаврилова. - М., 2009.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4 Постатейный комментарий под редакцией П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2011.
Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей. - М., 2003.
Зенин И.А.. Право интеллектуальной собственности. - М.: Юрайт. 2011.
Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный). / Отв.ред. Л.А. Трахтенгерц. - М.: «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2009.
Literature list:
Antimonov B. S, Flejshits E.A.copyright. - M.: Gosyuriz-dat, 1957.
The civil code of the Russian Federation. A part the fourth. The paragraph-by-paragraph scientifically-practical comment. / Under the editorship of A.P.Gavrilova. - M., 2009.
The civil code of the Russian Federation. A part 4 Para-graph-by-paragraph comment under P.V.Krashenin-nikov's edition. - М.: Statute, 2011.
Dozortsev V. A. The intellectual rights: Concept. System. Problems of codification: the Collection of articles. - М., 2003.
Zenin И.А. Intellectual property right. - М: Yurait. 2011.
Comments to the Civil code of the Russian Federation of a part fourth (paragraph-by-paragraph). / Otv.red. L.A.Trahtengerts. - М: "CONTRACT", "INFRA -M", 2009.
Отзыв
о статье Ленькова Дмитрия Александровича «Объект права публикатора».
Статья Ленькова Дмитрия Александровича «Объект права публикатора» посвящена актуальной для российского законодательства проблеме эффективного регулирования отношений, возникающих в момент правомерного обнародования публикатором произведения, перешедшего в общественное достояние. Новизна и актуальность данной тематики обусловлена постоянным совершенствованием отечественного законодательства, введением в него правовых норм, соответствующих положениям международных правовых актов.
В своей статье Д.А.Леньков подробно рассмотрел произведение, как объект права публикатора. Рассмотрены также отличительные черты объекта права публикатора в сравнении с другими объектами авторского права. Подобное рассмотрение проблемы позволяет провести более подробное исследование данного вопроса на новом качественном уровне. Новизна темы обусловлена тем, что общественные отношения в данной области впервые регулируются на законодательном уровне.
Разделы статьи логически взаимосвязаны, основные положения подтверждены ссылками на различные научные исследования и публикации.
Полагаю, что данная статья заслуживает публикации в научном издании, включенном в перечень Высшей аттестационной комиссии.
Научный руководитель кандидат юридических наук, доцент Мисник Николай Николаевич