УДК 334.012.72:332.8(571.56)
ОБЪЕДИНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) КАКУСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ
м. п. соломонов,
кандидат экономических наук, заведующий сектором E-mail: [email protected] Институт региональной экономики Севера
В. С. ТИХОНОВ, первый заместитель министра E-mail: [email protected] Министерство ЖКХи энергетики PC (Я)
Дано обоснование создания региональной организации коммунального комплекса ГУП «ЖКХРС (Я)». Аргументируются целесообразность проведения единой технической и хозяйственной политики отрасли в рамках региональной организации коммунального комплекса, восприимчивость региональной организации коммунального комплекса к модернизации с последующим его разукрупнением в конкурентной среде, организационная приспособленность региональной организации коммунального комплекса при малой концентрации спроса коммунальных услуг в условиях Севера.
Ключевые слова: организация коммунального комплекса, система коммунальной инфраструктуры, выработка электрической и тепловой энергии, жилищно-коммунальные услуги.
В Республике Саха (Якутия) — РС (Я) — с началом рыночных преобразований в 1990-хгг. в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) наметились тенденции разукрупнения и передачи функций по управлению ЖКХ на уровень сел и городских микрорайонов. Хотя в то время определенные налоги оставались в распоряжении сел и районов, все равно местные власти не были самостоятельны в решении местных финансовых проблем. В начале либерализации экономики отсутствие закона о местном самоуправлении, нерешенность вопросов
межбюджетных отношений, нехватка местных кадров для эксплуатации систем коммунальной инфраструктуры обострили проблемы ЖКХ. В течение 1990-хгг. республику сотрясали крупнейшие аварии в системах коммунальной инфраструктуры.
С началом 2000-х гг. и централизацией практически всех налогов в федеральном бюджете в республике началась централизация в ЖКХ. Указом Президента РС (Я) в 2003 г. было создано республиканское ГУП «ЖКХ РС (Я)», охватывающее 31 район. При наличии северного завоза, ограниченных финансовых, транспортных и кадровых ресурсах целое предпочтительнее суммы частей, соответственно общие издержки ЖКУ в регионе характеризуются свойством субаддитивности: ТС(Х0) <ХТС(0.), иначе говоря, совокупные издержки ТС меньше, когда ЖКУ оказывается одной фирмой, а не несколькими. Объемы продаж в денежном выражении 2 б, жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) зависят в основном от регулируемых государством цен, в то время как физические объемы ЖКУ не подвержены большим колебаниям. Уровень согласованности цен с государством у одного контрагента выше, чем у 350 муниципальных образований. Необходимо также учитывать возможность применения перекрестного субсиди-
рования среди различных категорий потребителей в рамках региональной организации коммунального комплекса (ОКК).
Главный показатель финансового обеспечения ОКК — сбор платежей с населения — показывает преимущество централизованной организации ГУП «ЖКХ РС (Я)». Его показатели выше средних республиканских на 3%, хотя филиалы дислоцированы в 28 улусах, а объекты инфраструктуры рассредоточены в 350 наслегах (см. рисунок). Определяющую роль в деле повышения собираемости платежей сыграла организация внутри ГУП «ЖКХ РС (Я)» филиала «Коммунтеплосбыт».
Следует отметить, что первоначально ГУП «ЖКХ РС (Я)» взяло на себя всю многопрофильную группу ЖКУ. С принятием и изменениями в Жилищном кодексе РФ ГУП «ЖКХ РС (Я)» отказалось от функций по содержанию жилого фонда, сохранив за собой обслуживание систем коммунальной инфраструктуры. Авторы считают оправданным оставление за ГУП «ЖКХ РС (Я)» функций по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению как наиболее технологически связанных услуг. При этом функции содержания жилого фонда, утилизации твердых бытовых отходов остаются за ОКК местного рынка.
В результате ведения единой технической и хозяйственной политики по региону в ГУП «ЖКХ РС (Я)» успешно реализовываются республиканские целевые программы модернизации систем коммунальной инфраструктуры, разворачивается инновационная деятельность в ЖКХ, внедряются информационные технологии. Проведена громадная работа по разграничению собственности, оформлению земельных отношений, установлению границ раздела в системах коммунальной инфра-
структуры в 350 муниципальных образованиях. При разрозненных ОКК проведение таких работ заняло бы значительно большее время и вряд ли они были бы проведены в полном объеме, как при ГУП.
Приведем картину технического состояния котельных ГУП.
По сроку эксплуатации структура котельных имеет вид:
до 10 лет — 20%; 10-15-16%; 15-20-19%; 20-25-21%; более 25 лет — 24 %.
По конструкции и материалу зданий котельные подразделяются на следующие типы: деревянные — 49 %; каменные — 25; модульные —15; арочные и другие — 11%. Всего в РС (Я) имеются 1 083 котельные. Эксплуатируются с различными нарушениями 632 котельные, из которых: 113 — аварийные по предписанию и 519 — деревянные, не соответствующие нормативам.
Для решения этой проблемы намечены следующие пути:
• строительство котельных — 348 (в том числе за счет бюджета — 34);
• реконструкция — 15;
• проведение мероприятий по повышению огнестойкости деревянных котельных — 269. При крайней изношенности объектов систем коммунальной инфраструктуры и разбросанности по 350 наслегам систематизировать имеющиеся проблемы и принимать оптимальные решения для обеспечения безаварийной работы систем коммунальной инфра-
о е
го
О <
ю о
ГО ГО
го ю ^ о
сс
и
X %
ю о
о <
О <
<-> >5 О. го
О о.
2 *
X О
Сравнение уровня сбора платежей с населения в ГУП «ЖКХ РС (Я) и в субъектах ДФО, 2007 г.
структуры можно только при наличии коммерческой заинтересованности со стороны ГУЛ «ЖКХ РС (Я)».
Как показывают данные, представленные в табл. 1, за 6 лет анализируемого периода выручка ГУП «ЖКХ РС (Я)» выросла на 43%, показатели финансовой устойчивости по балльной системе выросли на 8,8 пункта, на 36,8% выросла капитализация, достигнув 7,5 млрд руб. при запасах в середине отопительного периода на 01.01.2010 2,82 млрд руб., что в свою очередь показывает возможность долгосрочных заимствований в пределах 2,0 млрд руб. Данные показатели достигнуты несмотря на передачу трех крупных промышленных районов крупному бизнесу — ОАО «Якутскэнерго».
Как показывают данные Министерства ЖКХ и энергетики РС (Я), инвестиции на модернизацию ЖКХ республики за последние четыре года составили 8 272,7 млн руб. (табл. 2). Из этой суммы более половины занимают внебюджетные средства, т. е. собственные и заемные средства четырех республиканских ОКК: ГУП «ЖКХ РС (Я)», ОАО «Теплоэнергосервис», ОАО «Якутскэнерго» и АК АЛРОСА, в том числе 1,0 млрд руб. — кредит Европейского банка реконструкции и развития для модернизации ГУП «ЖКХ РС (Я)». При разрозненных ОКК возможности заимствований, даже крат-
Показатели финансового анаш
косрочных, отсутствовали. К этому надо добавить, что благодаря большим объемам выручки эти ОКК привлекают банковские и бюджетные краткосрочные кредиты на северный завоз топливно-энергетических ресурсов, тем самым самостоятельно решая жизнеспособность северных поселков. Крупным ОКК также под силу привлечение бюджетных инвестиций на модернизацию ЖКХ, им легче готовить обоснования и проектно-сметную документацию под инвестиции.
В ряду модернизационных мероприятий отдельно стоит Программа оптимизации локальной энергетики, принятая Правительством РС (Я). Реализация данной программы не ограничивается периодом реализации федеральной целевой программы (ФЦП) до 2013 г. Если первые ТЭЦ — Депутатская и Зырянская — в рамках ФЦП связаны с освоением Депутатского оловянного месторождения и Зырянского угольного разреза, то из последующих видимую перспективу имеют Сангарская и Жиганская ТЭЦ на Сангарских бурых углях и Жиганских месторождениях алмазов. Судьба же остальных ТЭЦ связана с дальнейшим развитием минерально-сырьевой базы регионов.
Тем не менее наличие такой программы дает картину перспективы роста качества жизни северян
Таблица 1
ГУП «ЖКХ РС (Я)», тыс. руб.
Показатель* Год
2003 2005 2007 2009
Совокупные активы (пассивы) 9 152 035 8 712 470 9 299 275 10 990 729
Скорректированные внеоборотные активы 5 608 438 569 740 5 822 530 6 481 002
Оборотные активы 2 523 073 1 503 199 1 756 329 2 046 876
Долгосрочная дебиторская задолженность 0 0 0 0
Ликвидные активы 2 233 635 1 199 894 1 722 266 2 045 710
Наиболее ликвидные активы 74 845 138 636 54 916 78 105
Краткосрочная дебиторская задолженность 1 317 324 1 061 258 1 667 350 1 967 605
Собственные средства 5 512 782 6 353 080 6 324 523 7 565 905
Обязательства всего 3 665350 2 376606 2 975520 3326 360
В том числе:
долгосрочные обязательства 0 0 0 0
текущие обязательства 3 665 350 2 736 606 2 975 520 3 326 360
Выручка нетто 2 324 088 2 603 689 2 793 977 3 827 464
Чистая прибыль 12417 476 -61 358 -750 266
Чистые активы 5 486 685 6 335 864 6 323 755 7 664 369
Показатели финансовой устойчивости, значение/ баллы:
коэффициент абсолютной ликвидности 0,02/4,0 0,06/4,0 0,02/4,0 0,02/4,0
коэффициент критической оценки 0,36/3,0 0,45/3,0 0,56/3,0 0,60/3,0
коэффициент ликвидности 0,38/1,5 0,51/1,5 0,58/1,5 0,63/1,5
коэффициент обеспеченности собственными средствами -0,03/3,0 -167,25/3,0 0,16/3,0 0,30/9,0
коэффициент независимости 0,60/1,42 0,73/17,0 0,68/17,0 0,68/17,0
коэффициент независимости запасов 4,21/13,5 3,49/13,5 3,60/13,5 3,15/13,5
Дебиторская задолженность к совокупным активам 0,14 0,12 0,18 0,18
Баллы финансовой устойчивости 39,2 42,0 42,0 48,0
* Данные бухгалтерской отчетности ГУП «ЖКХ РС (Я)» Формы № 1, 2, 3.
Таблица 2
Инвестиции в модернизацию ЖКХ PC (Я) по источникам финансирования
2007-2010 гг. План 2011г.
Подпрограмма Федеральный бюджет Республиканский бюджет Внебюджетные средства Фонд содействия реформированию ЖКХ Всего
I. Модернизация и техническое 450,0 1 143,6 2 316,6 0,0 3 910,2 1 197,9
перевооружение, в том числе:
перевод котельных на газовое 0,0 0,0 1 078,7 0,0 1 078,7 225,0
топливо
перевод котельных с жидкого 0,0 31,7 265,3 0,0 297,0 492,5
топлива на уголь
модернизация и строительство 19,8 485,8 31,8 0,0 537,4 152,5
котельных
строительство объектов водоснабжения и водоотведения 321,3 173,0 50,0 0,0 544,3 116,8
приобретение резервных дизель- 0,0 167,3 0,0 0,0 167,3 40,0
ных электростанции
приобретение специальной тех- 108,9 182,9 0,0 0,0 291,8 5,0
ники коммунального назначения
проектно-изыскательные работы будущих лет 0,0 85,4 0,0 0,0 85,4 10,0
энергоресурсосбережение в ЖКХ 0,0 17,5 890,8 0,0 908,3 126,1
II. Ремонтная программа 0,0 0,0 2 434,5 0,0 2 434,5 982,8
предприятия
III. Капитальный ремонт 0,0 629,0 102,0 1 197,0 1 928,0 400,0
многоквартирных домов
Всего... 450,0 1772,6 4853,1 1197,0 8272,7 2 580,7
в данных районах, и потому ее значение огромно само по себе, а не только как инструмент снятия перекрестного субсидирования крупной энергетики. По логике реформирования энергетики закольцованные сети Западного, Южного и Центрального энергорайонов РС (Я) со временем будут переданы федеральным энергетическим сетям, а успешная реализация программы оптимизации локальной энергетики должна осуществить не только безболезненный переход ОАО «Якутскэнерго» в кластер организаций коммунального комплекса, но и подготовку энергетической отрасли РС (Я) к переходу к новым видам топлива ТЭЦ, закольцовыванию Северного энергорайона с Западным и Центральным энергорайонами республики и передаче их сетей федеральным энергетическим сетям, что, несомненно, повысит надежность энергообеспечения.
Закольцовывание Западного и Южного энергорайонов республики и их передача федеральным энергетическим сетям может вызвать появление электроотопления в Центральном энергорайоне, конкурентного газовому. Соответственно дальнейшая модернизация отопительных коммунальных систем республики будет связана с планомерной децентрализацией отопительных систем Центрального, Южного и Западного энергорайонов. Естественно, что такие структурные преобразования легче будет производить в рамках единой республикан-
ской ОКК, каковым является в настоящее время ГУП «ЖКХ PC (Я)».
Из всего сказанного следует вывод о целесообразности в условиях низкой концентрации энергопотребления в целях обеспечения надежности оказания ЖКУ формирования единой ОКК в регионе. Процессы модернизации приведут в последующем к определенному разукрупнению единой ОКК, одновременному формированию кластера самостоятельных организаций ЖКХ, восприимчивых к инновационному развитию.
Список литературы
1. О Программе оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на периоддо 2015г.: постановление Правительства PC (Я) № 346 от 29.07.2010. URL: http://www. crhistory. ru/index. php?ds=2789.
2. О теплоснабжении: Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ. URL: http://www. rg. ru/2010/07/30/teplo-dok. html.
3. Об электроэнергетике: Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3. (в ред. от 28.12.2010). URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req= doc;base=LAW;n=103425.
4. Региональная программа развития сектора муниципальных услуг — программа улучшения финансовых и производственных показателей деятельности. Аналитический отчет. Фонд «Институт экономики города». ООО НПП «Электронтехносервис». М. 2008. С. 489.