Н. М. Габдуллин
ОБ УСИЛЕНИИ АНАЛИЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ СТОРОНЫ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
В ПРОЦЕССЕ ПОСТИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Ключевые слова: экономический рост, человеческий капитал, потребности человека, постиндустриальная экономика. еconomic growth, human capital, human needs, postindustrial
economy.
В статье рассматриваются особенности современного постиндустриального экономического роста, основанного на удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Смещения анализа человеческого капитала с позиций ресурса производства в направлении его изучения в качестве цели экономического роста, обуславливает необходимость программы исследования потребительской стороны человеческого капитала.
The article examines the characteristics of current postindustrial economic growth, which is based on personal human needs. This requires replacing the analysis of human capital as resource with investigation as aim of economic growth.
The author emphasizes the importance of the consumption side of human capital.
Одним из центральных вопросов теории человеческого капитала является анализ потребительского поведения человека. Первоначально инвестирование в человеческий капитал опосредовалось потребностями традиционного производства. Расширение области инвестиций в человеческий капитал делает её ключевой и самодостаточной. Изменяется роль всех производственных отношений общества, которые начинают соотноситься с человеком. Кроме того, сама возможность роста постиндустриальной экономики не ограничивается традиционными отраслями, а все больше переориентируется на удовлетворение разнообразных творческих потребностей людей. Это приводит к смещению производственных отношений в сферу потребительской деятельности человека, которые порождают свои особенные формы подчинения производственной деятельности целям личностного роста.
Поэтому основным видом постиндустриального типа производства является создание основного элемента его национального богатства - человеческого капитала. Возвышение важности человеческого капитала вызвано изменением логики развития общества, основанной на использовании творческих и интеллектуальных возможностей человека, проявляющихся в инновационной деятельности, следствием которой является смена форм жизнедеятельности.
Именно экономическая категория человеческий капитал, возникающая как форма обогащения жизнедеятельности, находит отражение в высокой доле её вклада в национальное богатство и соответственно опосредована бурным ростом стоимости, создаваемой указанной деятельностью. Необходимо отметить, что сама сфера «конструирования» человека, то есть область формирования и удовлетворения потребностей становится осевой сферой, вокруг которой концентрируется совокупный спрос экономики постиндустриального типа.
Теория человеческого капитала описала изменение структуры национального богатства. Расширение инвестиции в человека сделали эти отрасли за небольшой период времени ведущей сферой производства богатства. Пристальное внимание ученых к этой сфере экономического анализа вызвали прорыв в исследованиях 60-х гг. прошлого века. Следует отметить, что эти исследования сосредотачивались на более широком предмете, затрагивающем отношения, изучаемые иными социально-гуманитарными науками.
Необходимо признать важность классического подхода к изучению человеческого капитала, который определяет его в виде главного фактора роста экономики. Однако нужно выделить главный недостаток - этого подхода утверждение принципа устойчивости человеческих предпочтений [1]. В разъяснениях к этой статье Р.И. Капелюшников объясняет, что указанный принцип относится не к конкретным потребительским товарам, а к базовым потребительским благам. Например, смена мод не свидетельствует о прихотливости человеческих вкусов, потому что саму потребность отличаться от окружающих можно считать постоянной [2].
Кроме того, они указывают на необходимость учитывать роль «потребительского капитала», представляющего собой фонд специальных навыков и способностей, формирующихся у человека в процессе потребления тех или иных благ. Так, пристрастие или равнодушие к классической музыке объясняется, по мнению Беккера и Стиглера, не расхождениями во вкусах, а тем, что разные люди в силу разности накопленных ими знаний и умений обладают неодинаковой производительностью в выработке конечного потребительского блага - «наслаждения от прослушанной музыки» [2].
Потребительский капитал в трактовке Г. Беккера и Дж. Стиглера относится скорее к способностям человека по выработке так называемого конечного продукта, удовлетворяющего потребности (рис.1). Но на самом деле необходимо говорить об инвестициях в потребности человека, приводящих к их возвышению. При данном подходе человек выступает не только ресурсом экономического роста, то есть рассматривается не только со стороны совокупного предложения. Необходимо учитывать, что структура потребностей опосредует структуру производства со стороны совокупного спроса. Поэтому под потребительским капиталом следует понимать накопленные развивающие потребности, способствующие улучшению качества экономического роста.
Рис. 1 - Классическое представление о человеческом капитале (составлено автором)
Абстрагирование теории человеческого капитала от потребностей и интересов приводит к игнорированию главной движущей силы человеческого капитала, стимулов и мотиваций человеческого поведения, которые своими корнями уходят в сферу потребностей человека. Несмотря на то, что классический подход признает фактор мотивации в качестве одной из составляющих человеческого капитала, на наш взгляд, указанный факт только констатируется. На самом деле, изучение природы мотивов и стимулов выводится за пределы экономической науки, что не допустимо в условиях, когда человеческий капитал становится узловой точкой развития инновационной экономики.
Именно неудовлетворенная потребность является главной движущей силой производственных способностей человека и главной предпосылкой исторического прогресса. К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что «сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом» [3]. Именно постоянное возвышение потребностей и способностей человека позволяет нам сегодня говорить о существовании главного фактора экономического роста постиндустриального общества - человеческого капитала. Поэтому достижение удовлетворения базовых потребностей мы рассматриваем как форму первоначального накопления, запускающую циклы человеческого капитала (рис 2).
Ґ л V у ► ' л
Ґ ^ V У м V у
Рис. 2 - Схема цикла человеческого капитала (составлено автором)
О возможности накопления потребительских капиталов разного вида говорит теория приобретенных потребностей Дэвида Макклеланда, в соответствии с которой потребности человека формируются в течение жизни индивида. Фундамент потребностей закладывается в детстве. Если родители приучат ребенка к самостоятельности, поддерживают его начинания, он продвигается в достижениях. Если взрослые содействуют установлению теплых отношений между ребенком и другими людьми, у него развивается потребность в близких связях. Если ребенка приучат получать удовольствие от того, что имеет возможность контролировать поступки других людей, у него формируется потребность во власти [4].
При производстве человеческого капитала необходимо выделить его постоянную и переменные компоненты. Переменная компонента - это знание и навыки, конкретные потребности, которые могут быть использованы в производственном процессе и могут устаревать в процессе научно-технического прогресса. Стабильные или постоянная компоненты - это те базовые ценности, потребности, интересы, которые закладываются начиная с детского возраста и определяют вектор жизни человека. «Разве,- писал Л.Н. Толстой,- не
тогда я приобретал все то, чем теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и сотой доли того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего - огромное расстояние»[5].
Основы человеческого капитала закладываются в детстве, в процессе социализации. Конкретный человек за короткий промежуток времени осваивает результат возвышения потребностей и способностей, накопленных обществом, становясь личностью. Именно поэтому, на наш взгляд, невозможно изучать вложения в человеческий капитал вне общества только на уровне отдельного индивида. Потребности человека, составляющие важнейшую компоненту человеческого капитала, задаются обществом, воспроизводятся и передаются из поколения в поколение. Также общество прививает каждому индивиду систему ценностей, мораль, культуру, которые будут определять поведение и деятельность человека.
В связи с этим полезно провести параллель в изучении мягких (soft skills) и твердых (hard skills) навыков, рассматриваемых теорией управления. Твердые навыки - это строго регламентированные производственные и административные процедуры, используемые в трудовой деятельности работника. Мягкие (социальные) способности - это привычные для человека навыки, закрепившиеся в результате повседневной практики, к которым работник пытается прибегнуть в процессе своей производственной деятельности, даже несмотря на их неэффективность [6]. Поэтому встает вопрос о соотнесении способности генерировать новые виды деятельности (постоянные компоненты человеческого капитала) с мягкими способностями, приобретенными в ходе исторического развития. По аналогии переменную компоненту человеческого капитала необходимо соотнести с конкретными производственными технологиями (твердые навыки), то есть со способностями и потребностями человека, реализуемыми через формализованные технологии. Попытка механического переноса из сильных экономик в слабые экономики лишь переменной компоненты человеческого капитала даёт кратковременные результаты, либо вообще отторгается в силу неготовности общества.
Поэтому необходимо отметить статью В. Л. Иноземцева, в которой указывается, что достигают высокого социально-экономического уровня развития только те страны, где большое количество выходцев из Европы. И вызывает опасения иммиграция в страны Европы и США выходцев из слаборазвитых стран, образ жизни которых уже не способна ассимилировать культура местных жителей. Иммигранты, составившие в 2000 году 9,5% жителей США, использовали почти вдвое больше социальных пособий, чем коренные американцы, будучи (и это отмечается все чаще) ответственными за четверть всех совершаемых на территории страны преступлений [7]. Исходя из вышесказанного, не стоит становиться на позиции противника процесса иммиграции, но необходимо более тщательно контролировать этот процесс с целью сохранения существующего человеческого капитала. Отсутствие контроля и регулирования создает условия для притока работников «низкого качества», несущих шлейф проблем, начиная от криминала и заканчивая чисто экономическими последствиями, такими, как лишение экономики стимулов к инновационному развитию.
Человеческий капитал, выдвигаемый в центр социально-экономической жизни общества, оказывает двоякое воздействие на макроэкономическую динамику. С одной стороны, он является фактором, а с другой - целью экономического роста. Этот эффект верно отметил А. Г. Здравомыслов: «В условиях современного общества круг необходимых потребностей существенно расширяется... Эти группы потребностей связаны с развитием соответствующих систем производства - средств транспорта, радио, телевидения, телефона и т. д. Можно сказать, что эти средства в большей мере связаны с социальными функ-
циями человека, а не с удовлетворением его физиологических нужд. Но они столь необходимы для современного человека, как и продукты питания. Общество, не заботящееся об их воспроизводстве и развитии, неизбежно бы деградировало, поскольку оно ограничило бы круг потребностей его членов элементарными нуждами» [8].
Развитие потребностей и их воздействие на макроэкономическую динамику можно иллюстрировать и на примере послевоенной Германии, где можно было наблюдать три больших волны потребностей в течение пяти-шести лет восстановления экономики: «волна обжорства», «волна одежды», «квартирная волна». После этого стали развиваться потребности в роскоши [9].
Развитие высших потребностей (потребностей в самореализации личности) не имеет границ. Рост дохода индивида (в более широкой трактовке «свободного времени») может привести к увеличению «времени творческой деятельности» [10] у одного, а у другого стремления к роскоши, власти или фетишизму материальных благ, денег. В первом случае можно говорить о мультипликационном эффекте приумножения человеческого капитала, который способствует развитию личности, общества и создает условия для дальнейшего развертывания экономического роста, а во втором - человечеству ещё предстоит решить проблему свободного времени для тех, кто использует данное благо против себя и общества.
Мотивации человека через высшие потребности безграничны, поскольку удовлетворение этих потребностей в полной мере невозможно. Генкин Б.М., анализируя биографии ведущих ученых и философов, отмечает, что творческие люди были неприхотливы по отношению к материальным благам и призывали к разумному ограничению их потребления. Он выделяет две группы потребностей: потребности в существовании и потребности достижения целей жизни. Для потребностей целей жизни не действуют законы Госсена и Вебера-Фехнера (законы предельной полезности). Чрезмерность потребления в средствах существования (как правило материальных потребностей) вредна как для личности, так и общества в целом. Для этого выделяется три уровня удовлетворения потребностей: 1) минимальный; 2) базовый; 3) уровень роскоши [11]. К тому же, на практике затруднительно разделять потребительские затраты на поддержание человеческой жизнедеятельности и инвестиции в создание человеческого капитала. Их разграничение само по себе неразумно. Поэтому наиболее реалистична, по нашему мнению, точка зрения Л. Тороу: «:... потребление, производство и инвестирование представляют собой совместные продукты деятельности человека в целях поддержания жизни. Поскольку же они являются совместными продуктами издержек на поддержание, не существует никакого способа распределить эти издержки среди различных видов деятельности» [12].
Исходя из указанной точки зрения, важен сам вектор направленности потребностей, который должен иметь развивающий характер, поскольку рост потребностей объективен в соответствии с законом возвышения потребностей, сформулированным В. И. Лениным, поэтому необходимо ограничить потребности деструктивного характера, которые рассматриваются как отклонение от основного вектора развития общественных потребностей. Реализация потребностей деструктивного характера приносит вред здоровью человека, разрушает личность, социальные отношения, мораль и т. д. В случае широкого распространения вредных потребностей ставится под угрозу существование общества, данные факты, особенно среди молодежи, можно наблюдать на примере России 1990-х годов.
Необходимо отметить, что сами потребности имеют сложную природу: они складываются в результате взаимодействия индивидуальных и общественных, природных и социальных начал. В потребностях человека заложена необходимость воспроизводства как биологического, так и социального существа. Потребности человека имеют «субъективно-
объективный» характер. Важнейшую роль в исследовании субъективных потребностей играет психология, которая трактует потребность как недостаток в чем-либо, вызываемый психологической напряженностью или дискомфортом, побуждающим к его преодолению [13]. Изучением объективных сторон занимаются общественные науки, в том числе и экономика.
Следует отметить, что перемены, происходящие в структуре общественных потребностей, вызывают качественные изменения на рынке труда, проявляющиеся в увеличении неденежных аспектов труда. К ним относятся содержание и условия труда, возможность профессионального роста, самовыражения и самореализации личности в процессе производственной деятельности.
Само время трудовой деятельности уже не рассматривается как проклятие рода человеческого, исходящее из тезиса о том, что человек вынужден трудиться ради материального вознаграждения. В условиях постиндустриального общества происходит размывание границ рабочего и свободного времени, вызванное преобладанием творческого труда, который выступает конкретным воплощением высших потребительских и производительных способностей человека. Для творческого человека вообще не существует свободного времени, он полностью погружен в решение своих задач.
В то же время можно отметить, что конкретные потребности находятся в противоречии. Человек вынужден выбирать, какую потребность реализовывать. Данное противоречие наиболее сильно проявляется в условиях постиндустриальной индивидуализации. Главным ограничением выступает время необходимое для потребления продукта или комбинации товаров для удовлетворения потребностей. Ограничением экономического роста со стороны совокупного спроса выступает совокупное время, необходимое для потребления произведенного ВВП. Поэтому в этих условиях бизнес вынужден конкурировать за время потребления своего продукта, что приводит к временной конкуренции и резкому росту его стоимости.
Этот факт отмечает С. Браун: «материальное изобилие принесло с собой новые заботы. В наши дни людям внушает беспокойство чрезмерное потребление калорий, жиров и соли. Им не хватает места для хранения одежды и прочих вещей. В обществе, испытывающем стресс от многочисленных обязанностей, связанных с работой и семьей, появилась ещё одна проблема: как найти время на покупку и использование всех товаров, которые семья считает необходимым или желательным для себя» [14].
Следует отметить рост экономики престижного потребления. На удовлетворение данных потребностей направлена деятельность современных транснациональных корпораций. Поскольку нет необходимости выявлять и развивать потребности высшего уровня, проще, а главное - более выгодно использовать имеющиеся средства воздействия на сферу потребностей человека, навязывая «престижные формы» потребления, стандартизируя формы жизнедеятельности и обеспечивая стабильный сбыт своей продукции.
Именно указанное обстоятельство, на наш взгляд, вызвало резкую критику общества «массового потребления» в 80-90 годах, рассматриваемую до этого как один из важнейших факторов экономического роста. Как отмечает Жан Бадрийяр, жестко критикуя современное западное общество, само потребление в таком обществе потреблено в форме мифа [15], отмечая при этом эволюцию потребностей индустриального общества и воздействие на них со стороны монополий (транснациональных корпораций). «На стадии индустриализации рабочая сила вымогается за наименьшее вознаграждение, безо всякого управления: для извлечения прибавочной стоимости нет потребности в активации потребностей. Затем капитал, столкнувшись со своими противоречиями (перепроизводство, тенденция к понижению процента прибыли), вначале попытался преодолеть их, активизируя» [16].
Также необходимо отметить явление фетишизма благ, когда человек попадает во власть товаров. Как отмечает М.В. Тараткевич, «американские автомобилестроительные компании в целях ежегодной смены моделей сумели привить владельцам автомобилей идею морального устаревания, по которой ездить на одной машине больше двух или трех лет позорно» [17].
Таким образом, сфера потребления человека - одно из важнейших направлений, на изучении которого должна сконцентрироваться современная экономическая наука. Развитие потребностей (потребительского капитала) позволяет расширить возможности мотивации человека. В то же время, «инвестиции» в потребительский капитал приводят к
улучшению потребностей и способностей (росту человеческого капитала), являются отправной точкой развития человека, позволяющей использовать накопленные способности общества. Указанные трансформации связаны с переходом к постиндустриальному типу производства, который и требует усиленного внимания к развитию потребительского капитала, в отличие от индустриального этапа, который был ориентирован на удовлетворение насущных потребностей. Данное обстоятельство дает возможность истинной гуманизации экономического роста. На сегодняшний день для экономической политики России стоит важнейшая задача трансформации экономического роста в преумножение человеческого капитала для обеспечения стабильности самого роста. Целеполагание диктует ускоренное развитие отраслей, связанных с обслуживанием человека.
Человеческий капитал превращается в самодостаточную форму жизнедеятельности, данное превращение выступает критерием развития постиндустриальной экономики, предполагающей удовлетворенность насущных материальных потребностей. В данном случае сам темп экономического роста отходит на второй план, замещаясь проблемами его качества. Экономический рост видоизменятся, переориентируясь на обеспечение творческих форм жизнедеятельности, поскольку возможности увеличения материального потребления определяются эколого-технологическими ограничениями окружающей среды в пределах одного технологического уклада и ограниченностью материального потребления из-за его вредности в чрезмерном количестве. Поэтому необходимо изучение человеческого капитала с целью улучшения потребностей человека (потребительского капитала) как средства достижения высокого качества экономического роста, позволяющего обеспечить иммунитет потребностей человека от воздействий бизнеса. Такой экономический рост ставит личность в центр экономических отношений, а не превращает её в средство достижения групповых интересов. В то же время, увеличение производства товаров и удорожание времени потребления выдвигает в качестве ключевого ограничения экономического роста время потребления и обуславливает появление конкуренции за временной ресурс, определяемой нами как временная конкуренция.
Литература
1. Беккер, Г.С. О вкусах не спорят / Г.С. Беккер, Дж. Стиглер // США: экономика, политика, идеология, 1994. - №2-3.
2. Капелюшников, Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению / Р.И. Капелюшников // США: экономика, политика, идеология. - 1993. - №11. - Режим доступа: http://institutional.boom.ru /Саре1шЬ/Ро^о^Веккега.Мт, свободный.
3. Маркс, К. Противоположность материалистического и идеалистического воззрения / К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Фейербах - М.: Госполитиздат, 1966. - С. 37.
4. Теоретические представления о мотивации и стимулировании труда персонала (часть- 4) Теория приобретенных потребностей. - Режим доступа: http://www.cio-sibir.ru/viewc1ause.php?id=16, свободный.
5. Толстой, Л.Н. Собр. Соч.: В 14т. Т. 1. / Л.Н. Толстой. - М.: Политиздат, 1951. - С. 330.
6. Коэтс, Д. Развитие soft skills: как у вас идут дела с возвратом инвестиций? / Д. Коэтс. - Режим доступа: http://www.trainings.ru/library /articles/?id=8870, свободный.
7. Иноземцев, В.Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия / В.Л. Иноземцев // Социологические исследования, 2003. - №4. - Режим доступа: http://antropotok.archipelag.ru/text/a186.htm, свободный.
8. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат, 1986. - С. 23.
9. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / Б.М. Генкин. - 6-е изд., доп. -М.: Норма, 2006. - С. 83.
10. Корнейчук, Б.В. Человеческий капитал во временном измерении. Трансформационные модели микроэкономики / Б.В. Корнейчук. - СПб.: Север. звезда, 2004. - С. 6.
11. Генкин, Б.М. Структура потребностей человека / Б.М. Генкин. - Режим доступа:
http://www.elitarium.ru/2006/11/21/ page,2,struktura _potrebnostejj_cheloveka.html, свободный.
12. Thorow, L. Investment in Human Capital / L. Thorow. - Belmont., 1970. - P. 125.
13. Дилигенский, Г.Г. Социально-политическая психология: Учебное пособие для вузов / Г.Г. Дилигенский. - М.: Новая школа, 1996. - С. 73.
14. Brown, C. American Standards of Living, 1918-1988 [Текст] / C. Brown. - Oxford: Blackwell Publishers, 1994. - C. 3. Цит. по: Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее/ Р. Флорида. - Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Классика - ХХ1», 2007. - С. 399.
15. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структура / Ж. Бодрийяр. - Пер. с фр., по-слесл. и примечания Е.А. Самарской - М.: Республика; Культурная революция, 2006. - С. 41.
16. Бодрийяр, Ж.К. К критике политической экономии знака / Ж.К. Бодрийяр. - Режим доступа: http://yanko.lib.ru/gum .html, свободный.
17. Тараткевич, М.В. Человек и его потребности / М.В. Тараткевич. - Минск: «Беларусь», 1989. -С. 58.
© Н. М. Габдуллин - соиск. КГТУ, [email protected]