А. Л. Арефьев
ОБ УЧАСТИИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ
АРЕФЬЕВ Александр Леонардович — зам. директора Центра социологических исследований Министерства образования и науки Российской Федерации, alexander.arefiev@gmail.com.
Аннотация. Статья посвящена стартовавшему в 2013 г. проекту по вхождению не менее пяти российских вузов к 2020 г. в глобальные рейтинги лучших университетов мира: в Рейтинг университетов мира Таймс (THE), во Всемирный рейтинг университетов мира (QS) и в Академический рейтинг университетов мира (ARWU). Характеризуются методика ранжирования учебных заведений, анализируются обязательства, взятые на себя 15-ю отечественными вузами, ставшими победителями данного проекта (именуемого 5-100) по достижению призовых мест в глобальных рейтингах (в их числе Казанский, Уральский и Дальневосточный федеральные университеты, МФТИ, МИФИ, МИСиС, Высшая школа экономики, Новосибирский, Нижегородский и Томский государственные университеты, Санкт-Петербургский и Томский политехнические университеты, Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургский электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина) и Самарский аэрокосмический университет им. С. П. Королёва), освещаются и первые результаты на этом пути. Отмечается доминирование англо-американских вузов в рейтингах лучших университетов мира и сложность задачи вытеснения их российскими вузами с занимаемых позиций. Рассматриваются также занимаемые отечественными вузами места во всемирном рейтинге Webometrics (оценивающем не саму образовательную и научно-исследовательскую деятельность университетов, а полноту их представленности в Интернет-пространстве) и анализируются оценки научных достижений российских вузов и НИИ в очень авторитетном международном рейтинге SCImago (охватывающем учреждения, разрабатывающие свыше 80 % мировой научной продукции). Отмечается, что первые два места в рейтинге SCImago по России заняли университеты, расположенные в региональных центрах, имеющих наиболее сильные отделения РАН , между которыми налажено хорошее взаимодействие. Учитывая, что именно академические институты обеспечивают сегодня основной объём значимых
научных исследований, взаимная интеграция научных ресурсов Российской академии наук и отечественной высшей школы, делает вывод автор статьи, является наиболее эффективной мерой для повышения международной конкурентоспособности научных достижений российских вузов. Ключевые слова: проект 5/100, глобальные рейтинги, лучшие университеты мира, показатели.
Во времена СССР и в первые 10-15 постсоветских лет репутация вуза определялась известностью его названия и авторитетностью выдаваемых дипломов, причём традиционно больше всего ценились крупные московские и ленинградские (санкт-петербургские) учебные заведения, а основным показателем их международной конкурентоспособности являлось число обучавшихся иностранных студентов. Интернационализация высшего образования в рамках растущей глобализации экономики обусловила появление всемирных рейтингов университетов и необходимость сравнения учебных заведений различных стран по целому ряду параметров, которым ранее в России не придавалось большого значения и объективная потребность в которых не ощущалась (например, двухуровневое образование, число научных статей преподавателей и сотрудников в англоязычных журналах, доля иностранных преподавателей и т.д.) [см.: 1-2].
В соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования» и постановлением Правительства России от 16 марта 2013 г. № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров», был разработан проект, нацеленный на обеспечение вхождения к 2020 г. не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов одного из трёх глобальных рейтингов — Рейтинга университетов мира Таймс (сокр. THE), Всемирного рейтинга университетов мира (сокр. QS) и Академического рейтинга университетов мира (сокр. ARWU) [см.: 3-7].
В апреле 2013 г. Правительством РФ был создан Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ из шести российских и шести иностранных представителей. Совет
возглавил министр образования и науки Д. В. Ливанов. Был объявлен конкурс среди вузов на получение государственных субсидий на реализацию мероприятий, которые будут способствовать их продвижению в трёх глобальных рейтингах. В 2013 г. победителям конкурса планировали выделить 9 млрд. руб., а в течение 20142016 гг. — ещё 35 млрд. руб.
Вначале вузов -кандидатов на субсидии — было 54, потом конкурсная комиссия сократила их число до 36, а затем и до 15. Среди вузов — победителей проекта по рейтингам (именуемым также проектом 5-100) — оказались Казанский, Уральский и Дальневосточный федеральные университеты, МФТИ, МИФИ, МИСиС, Высшая школа экономики, Новосибирский, Нижегородский и Томский государственные университеты, Санкт-Петербургский и Томский политехнические университеты, Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургский электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ленина и Самарский аэрокосмический университет им. С. П. Королёва.
Именно эти вузы, по мнению конкурсной комиссии Минобрнау-ки, полностью соответствовали требованиям по уровню вовлечённости в международную деятельность, по своим научным достижениям, по привлекательности образовательных программ и имели лучшие перспективы в глобальных рейтингах университетов THE, QS, ARWU. Охарактеризуем кратко каждый из основных международных рейтингов, в которых должны принять участие ведущие российские университеты и вузы.
Рейтинг университетов мира Таймс (сокр. THE) был создан в 2004 г. британским журналом «Times Higher Education» в партнёрстве с компанией «Quacquarelli Symonds» (она занималась организацией бизнес-школ) и до 2009 г. рейтинг именовался THE TIMES-QS. Затем партнёры расстались, и для составления рейтинга 2010 г. «Times Higher Education» объединил усилия с компанией «Thomson Reuters», и рейтинг получил название просто THE или «Таймс» (они затем создали целое семейство образовательных рейтингов, в том числе рейтинг научной репутации университетов мира — THE World Reputation Ranking, который публикуется отдельным изданием).
В методике THE World University Rankings вычисление рейтинга ведётся по 13 параметрам (индикаторам), каждый из которых имеет свой вес (процент от общего балла). Индикаторы сгруппированы
в 5 категорий: «Обучение и среда обучения», «Исследовательская репутация», «Цитирование работ университета» (по базе Web of Science компании Thomson Reuters), «Доход от инновационной производственной деятельности» и «Международный имидж» (это доля иностранных студентов и доля иностранных преподавателей и исследователей). От вузов ежегодно собирают соответствующую статистику, и их научно-образовательную деятельность оценивают эксперты из различных стран (например, при подготовке выпуска рейтинга 2013 г. было опрошено около 16 000 экспертов).
Составляется общий список 400 лучших университетов мира и списки лучших вузов по отдельным предметам и по областям знаний.
В число 400 лучших университетов рейтинга THE пока попадали лишь 3 наших вуза (в 2012 г. там были в третьей сотне лучших университетов МГУ и неожиданно, благодаря научным публикациям — МИФИ, а в четвёртой сотне — Санкт-Петербургский государственный университет (сокр. СПБГУ). В 2013 г., СПБГУ и МИФИ из 400 лучших вузов выпали вообще, а МГУ ухудшил свои позиции на 25 мест (он занял место с 226 по 250).
Всемирный рейтинг университетов мира (сокр. QS) выходит в 2010 г. В начале для рейтинга QS применялось всего пять довольно простых индикаторов, как и в прежнем рейтинге THE-QS. Среди них наибольший вес давал экспертный опрос в научной среде (40 %), далее по значимости следовали показатели соотношения местных и иностранных учащихся и научно-преподавательского состава (в сумме до 30 %). Позже индикаторов стало шесть: добавился экспертный опрос руководителей кадровых агентств и работодателей о выпускниках университетов. Для подсчёта цитирования научных трудов сотрудников вузов сначала использовался 10-летний период, затем — 5-летний. До 2007 г. использовалась научная база «Web of Knowledge» компании «Thomson Reuters», а затем — база «Scopus».
В число 400 лучших университетов рейтинга QS в 2013 г. попали лишь два наших вуза (МГУ был на 120 месте и СПБГУ — на 240), причём 10 лет назад МГУ был в этом рейтинге в первой сотне лучших университетов, а потом постепенно переместился во вторую сотню). Другие отечественные вузы в 400 лучших учебных заведений по версии QS никогда не включались.
Академический рейтинг университетов мира (сокращенно ARWU) выпускается Институтом высшего образования Шанхайского
университета Цзяотун с 2003 г., что позволяет считать его первым глобальным рейтингом, который подробно рассматривает учебные заведения во всём мире. ARWU ориентирован на оценку успехов вуза в науке. Поэтому состав индикаторов значительно отличается от THE и QS. В нём отсутствуют показатели числа студентов, преподавателей, финансовые показатели. Роль играют только научные труды (публикации в журналах «Nature» и «Science» и цитирования научных трудов в 21 предметной области) и наличие у сотрудников или выходцев из вуза премий Нобеля и Филдса. Ежегодно публикуется список 500 лучших университетов мира. В 2013 г. в нём фигурировали лишь МГУ (80-е место) и СПБГУ (в четвертой сотне вузов). Иные российские вузы никогда в данный авторитетный рейтинг не попадали.
Все отечественные вузы, победившие в проекте 5-100, разработали т.н. «Дорожные карты» (планы соответствующих мероприятий) и взяли на себя обязательства занять престижные места в основных и предметных списках глобальных рейтингов, а также значительно улучшить свои показатели по количеству научных статей в реферируемых журналах, цитируемости своих авторов, доле иностранных преподавателей и исследователей, иностранных студентов и т.д.
Самым популярным среди российских вузов — участников проекта 5-100 — стал рейтинг QS, в котором из более чем 2,5 тыс. высших учебных заведений по всему миру отбираются 400 лучших на основании результатов комбинации статистического анализа деятельности учебных заведений, аудированных данных и результатов опросов экспертов.
Все без исключения 15 российских университетов — победителей конкурса на получение господдержки — в борьбе за вхождение в глобальные рейтинги обязались занять в QS World University Rankings достойные места в 2020 г. Причём 11 вузов рассчитывают войти в первую сотню лучших университетов по версии QS, один вуз (Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского) предполагает, что вероятнее займёт место во второй сотне (91-140), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики рассчитывает на 171 место, а Дальневосточный федеральный университет — на 200 место, и лишь Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С. П. Королёва ориентируется на более скромное (300-е) место (табл. 1).
Как следует из результатов рейтинга ОБ за 2013 г., лучшие позиции в нём из отечественных вузов проекта 5/100 заняли Новосибирский государственный университет, МФТИ и Санкт-Петербургский
Таблица 1
Прогнозная динамика в рейтинге "QS World University Rankings" в период до 2020 г. (в общем списке)
Наименование вуза Годы / позиции в QS Ожидаемые изменения за 20132020 гг.
2013 г., планировавшееся место 2013 г., фактическое место 2020 г., планируемое место
1. Новосибирский государственный университет 352 352 90-100 +250
2. МФТИ 441-450 441-450 50-100 +390
3. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет - 451-460 97 +360
4. НИУ ВШЭ 501-550 501-550 51-100 +500
5. Уральский федеральный университет 450 501-550 100 +450
6. Томский государственный университет 551-600 551-600 51-100 +500
7. Томский политехнический университет 551-600 551-600 51-100 +500
8. Казанский федеральный университет 601 + 601-650 99 +550
9. Дальневосточный федеральный университет 601 + 701 + 200 +500
10. Нижегородский государственный университет 701 + 701 + 91-140 +600
11. МИФИ - - 51-100 +600
12. МИСиС - - 80 +720
13. Самарский государственный аэрокосмический университет 800+ - 300 +500
14. Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики 500+ - 171 +330
15. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» 551-600 - 51-100 +500
государственный политехнический университет, в то время как пять вузов в данный рейтинг вообще не попали. Большинству же университетов проекта 5/100 за ближайшие семь лет предстоит, согласно их обязательствам, подняться вверх в данном рейтинге не менее чем на 500 позиций, чтобы занять места в первой или второй сотне лучших вузов мира по версии QS.
Помимо мест в общем списке рейтинга QS, 14 вузов проекта 5/100 обязались к 2020 г. занять места в первой или второй сотне лучших университетов мира по предметным спискам QS, в том числе добиться определённых результатов уже в 2013 г. (табл. 2), причём Уральский Таблица 2
Прогнозная динамика позиций вузов — победителей проекта 5/100/2012 — в рейтинге QS World University Rankings в период до 2020 г. (в предметном списке) и фактический результат 2013 г.
Наименование вуза / предметного рейтинга рБ Годы / позиции в QS
2013 г., планировавшееся место 2013 год, фактическое место 2020 г., планируемое место
Дальневосточный федеральный университет/ естественные науки - - 100
МИСиС / металлургия - - 80
НИУ ВШЭ / социальные науки и менеджмент 351-400 - 51-100
НИУ ВШЭ / математика - - 101-150
МИФИ / физика и астрономия - - 51-100
Новосибирский государственный университет / естественные науки - - 100-150
Самарский государственный аэрокосмический университет / механика, аэронавтики и производство 200+ - 100
Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики / компьютерные науки и информационные системы 500+ - 91
Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики / материаловедение 500+ - 201
ЛЭТИ / электро- и электронная инженерия 500-501 - 51-100
Уральский федеральный университет / химия - - 51-100
Уральский федеральный университет / физика - - 51-100
Уральский федеральный университет / компьютерные науки и информационные системы - - 151-200
Уральский федеральный университет / история - - 151-200
федеральный университет рассчитывает в перспективе стать одним из лучших вузов мира в четырёх областях знаний.
Согласно данным таблицы 2, ни один из вышеназванных вузов пока не смог занять позиции в первых двух сотнях мест ни в одном из предметных списков лучших университетов рейтинга QS.
Несколько меньшее число российских вузов из числа победителей проекта 5-100 (9) выбрало THE World University Rankings (табл. 3). И это, как представляется, не случайно, ибо для THE важнейшие факторы — количество цитирований работ вуза (30 %), репутация в научно-исследовательской (18 %) и образовательной (15 %о) сферах. Самые амбициозные планы у двух российских федеральных университетов — Дальневосточного и Казанского: чтобы оказаться в первой сотне лучших университетов по версии THE, они должен преодолеть (превзойти) с 2013 по 2020 гг. не менее 850 позиций. Большие усилия предстоит проделать и двум томским университетам, а также Уральскому федеральному университету и тем отечественным вузам, которые пока вообще не входили в данный рейтинг, но планируют занять в нём достойные места (с первых по 300).
Таблица 3
Прогнозная динамика позиций вузов — победителей проекта 5/100/2012 — в рейтинге ТНЕ World University Rankings в период до 2020 г. (в общем списке) и фактический результат 2013 г.
Наименование вуза Годы / позиции в THE
2013 г., планировавшее-ся место 2013 г., фактическое место 2020 г., планируемое место
Дальневосточный федеральный университет - - 75-100
Казанский федеральный университет 950 - 100
МФТИ - - 151-200
Томский государственный университет - - 151-200
Томский политехнический университет - - 121-170
МИФИ 226-250 - 257
Нижегородский государственный университет - - 250
МИСиС - - 251-300
НИУ ВШЭ - - 350-400
Как следует из данных табл. 3, ни один из отечественных вузов в 2013 г. не смог занять позиции в общем списке лучших университетов мира рейтинга «Таймс». Даже МИФИ, оказавшийся в 2012 г. на весьма почётном 226-250 месте, в 2013 г. не смог повторить этого достижения и вообще не фигурировал в общем списке данного рейтинга.
Заявку на почётные места в предметных списках рейтинга THE решились сделать три российских университета, и в основном в области физических наук, причём Уральский федеральный университет рассчитывает войти в данный рейтинг лишь в 2020 г. и сразу попасть на 50-е место. Итоги 2013 г. в данной «номинации» принесли успех МФТИ и МИФИ (табл. 4).
Представляется, что задача попадания в предметные рейтинги (как QS, так и THE) у специализированных вузов (прежде всего инженерно-технического, а также экономического профиля) достаточно реальна, в то время как классические университеты объективно имеют лучшие шансы для занятия позиций в общих списках глобальных рейтингов.
Максимальное обязательство по числу «призовых» мест в предметных рейтингах QS и THE заявлено Уральским федеральным университетом (пять), МИФИ (три), ВШЭ и Санкт-Петербургским университетом информационных технологий, механики и оптики (по два).
По мнению руководителей российских университетов, самым труднодостижимым является попадание в Шанхайский рейтинг — Academic Ranking of World Universities (ARWU) — по причине его
Таблица 4
Прогнозная динамика позиции вузов — победителей проекта 5/100/2012 — в рейтинге «THE World University Rankings» в период до 2020 г. (в предметном списке) и фактический результат 2013 г.
Наименование вуза / предметного рейтинга в THE Годы / позиции в рейтинге THE
2013 г., планировавшееся место 2013 г., фактическое место 2020 г., планируемое место
МФТИ / физические науки 501-1200 - 151-200
МФТИ / инженерия и технологии - 63 -
МИФИ / физические науки - 74 51-100
МИФИ / инженерия и технологии - - 51-100
Уральский федеральный университет / физические науки - - 50
Таблица 5
Прогнозная динамика позиций вузов - победителей проекта 5/100/2012 -в рейтинге ARWU в период до 2020 г. (в общем списке) и фактический результат 2013 г.
Наименование вуза Годы / позиции в ТНЕ
2013 г., планировавшееся место 2013 г., фактическое место 2020 г., планируемое место
МФТИ 501-1200 - 151-200
Томский политехнический университет - - 401-500
Таблица 6
Позиции Новосибирского государственного университета, Казанского и Уральского федеральных университетов в рейтинге ARWU 2013 г. по индикаторам
Индикаторы Место в рейтинге ARWU /Число ранжированных вузов
Новосибирский государственный университет Казанский федеральный университет Уральский федеральный университет
Доля обучавшихся по программам магистратуры и аспирантуры в общем контингенте студентов 564 / 820 781 / 820 701 / 820
Доля иностранцев в общем контингенте студентов 318 / 737 690 / 737 Нет данных
Доля иностранцев среди обучавшихся по программам бакалавриата 183 / 795 690 / 795 581 /795
Доля иностранцев среди обучавшихся по программам магистратуры и аспирантуры 598 / 731 632 / 731 Нет данных
Доля иностранцев среди обучавшихся по программам магистратуры 391 /521 447 / 521 431 / 521
Доля иностранцев среди обучавшихся по программам аспирантуры 487 / 520 413 / 520 Нет данных
Число выпускников со степенью кандидата наук 589 / 805 457 / 805 351 /805
Доля трудоустроившихся выпускников со степенью бакалавра (в первые 3 месяца) 40 / 172 Нет данных Нет данных
Доля трудоустроившихся выпускников со степенью магистра (в первые 3 месяца) 39 / 92 Нет данных Нет данных
Доля трудоустроившихся выпускников со степенью кандидата наук (в первые 3 месяца) 1 / 89 Нет данных Нет данных
сложных для отечественных вузов критериев — числу лауреатов Нобелевской премии или премии Филдса среди сотрудников, числу публикаций в «Nature» и «Science», статей в международных научных журналах и числу высокоцитируемых учёных, работающих в учебных заведениях (все по 20 %). Лишь МФТИ и Томский политехнический университет решились сделать заявку на призовые места в ARWU (табл. 5), но в 2013 г. ни один из указанных университетов не попал в данный рейтинг.
В предметные списки рейтинга ARWU российские вузы — участники проекта 5/100 — попасть до 2020 г. не планируют, однако по отдельным индикаторам они в данном рейтинге фигурировали, причём наилучшие позиции отмечались (как и в рейтингах THE и QS) у Новосибирского государственного университета (табл. 6).
МФТИ и Томский политехнический университет являются единственными, кто взял обязательства войти во все три глобальных университетских рейтинга, в то время как шесть вузов — участников проекта 5-100 (Дальневосточный и Казанский (Приволжский) федеральные университеты, Нижегородский государственный университет, Самарский государственный аэрокосмический университет, Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ») — решили сосредоточиться на вхождении в единственный рейтинг QS.
Помимо мест в общих и предметных глобальных рейтингах QS, THE и AWRU, три российских университета взяли обязательства добиться хороших результатов и в известном рейтинге «Webometrics», публикуемом с 2004 г. на основе расчётов группы «Cybemetrics», входящей в состав Национального Исследовательского Совета Испании (табл. 7). Основное отличие данного рейтинга в том, что он оценивает не саму образовательную и научно-исследовательскую деятельность университетов, а полноту их представленности в интернет-пространстве. В рейтинг «Webometrics» попадают сегодня более чем 21 248 вузов мира, в том числе свыше тысячи российских вузов. Основными критериями оценки (ранжирования), используемыми при составлении рейтинга «Webometrics» — наполняемость, степень поддержки и популярность веб-сайтов вузов. Результаты данного рейтинга публикуются дважды в год (в конце января и в июне).
Насколько реально для отечественных вузов достичь намеченных целей в данном рейтинге? Представляется, что некоторым из них (и прежде всего Самарскому государственному аэрокосмическому университету им. академика С. П. Королёва) это будет сделать непросто.
В январе 2013 г. первые три места в рейтинге «Webometrics» заняли Гарвардский и Стэнфордский университеты и Массачусетский технологический институт — неизменные лидеры рейтингов THE, QS и AWRU. Визитные карточки российских вузов в мировом образовательном интернет-пространстве были менее узнаваемы: вэб-сайт МГУ им. М. В. Ломоносова занял 79-е место, вэб-сайт Санкт-Петербургского государственного университета — 446 место, а среди российских вузов — победителей проекта 5-100 наилучший результат показал Томский государственный университет — 536 место.
В данных за июнь 2013 г. позиции в «Webometrics» большинства российских вузов несколько ухудшились: МГУ оказался на 102 месте, Санкт-Петербургский государственный университет — на 595 месте, Томский государственный университет — на 1 028 месте. Утратили свои прежние позиции в конце первой тысячи лучших университетов по версии «Webometrics» и ВШЭ, МФТИ, Томский политехнический университет (переместившись во вторую тысячу).
В последнем рейтинге «Webometrics» (опубликованном в январе 2014 г.) наилучшие показатели среди вузов проекта 5-100 оказались у Новосибирского государственного университета, занявшего 806
Таблица 7
Прогнозная динамика позиции вузов — победителей проекта 5/100/2012 — в рейтинге "Webometrics" в период с 2013 по 2020 гг.
Наименование вуза Годы и позиции вузов в рейтинге «Webometrics»
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Томский государственный университет 501550 501550 451500 351400 301350 201250 101150 51-100
Новосибирский государственный университет 806 800900 750850 700800 650750 550650 450550 250300
Самарский государственный аэрокосмический университет им. С. П. Королева 1850 1500+ 1500 1300 1150 1000 900 600
место среди всех вузов мира и тем самым выполнившего своё обязательство по «дорожной карте» данного проекта. В то же время Томский государственный университет и Самарский государственный аэрокосмический университет значительно отстали от намеченного графика. Тем не менее, 15 университетов — участников проекта 5-100 — по качествам своих сайтов сегодня — в первой сотне отечественных высших учебных заведений рейтинга <^еЬоте1г1с8» (табл. 8).
Таблица 8
Позиции вузов проекта 5/100 в рейтинге «Webometrics» (за июнь 2013 г. и за январь 2014 г.)
Наименование вуза Место в рейтинге <МеЬотеЫс5» среди вузов всего мира Место в рейтинге <МеЬотеЫс5» среди вузов России
Июнь 2013 г. Январь 2014 г. Изменения за 20132014 гг. Июнь 2013 г. Январь 2014 г. Изменения за 20132014 гг.
1. Новосибирский государственный университет 806 750 +56 4 3 +1
2. НИУ ВШЭ 1244 790 +454 9 5 +4
3. МИФИ 603 835 -232 3 6 +3
4. МФТИ 1220 914 +306 8 7 + 1
5. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 820 947 -127 5 8 -3
6. ИТМО 1 668 1399 + 269 16 13 +3
7. Томский государственный университет 1 028 1 068 -40 6 11 -5
8. Томский политехнический университет 1 638 1 299 +339 13 12 + 1
9. Нижегородский государственный университет 1 446 1 478 -32 12 15 -3
10. Уральский федеральный университет 2 463 1728 +735 37 19 + 18
11. Казанский (Приволжский) федеральный университет 3236 1888 + 1348 69 22 +47
12. ЛЭТИ 3220 2421 +799 68 39 +29
13. МИСиС 2663 2615 +48 43 46 -3
14. СГАУ им. С. П. Королёва 3343 3785 -442 72 86 -14
15. Дальневосточный федеральный университет 3714 3490 +224 87 75 + 12
Укрепление позиций российских вузов во всемирном рейтинге «Webometrics» требуют от них более полного, активного и эффективного использования возможностей интернет-пространства, в том числе наличия только одного и неизменного web-адреса, перевода не менее 30 % материалов на своих сайтах на английский язык (в соответствии с Берлинскими принципами ранжирования высших учебных заведений), создания научных электронных библиотек со свободным доступом.
Один участников проекта 5-100 (Томский государственный университет) принял решение (обязательство) добиться лидирующих позиций ещё в одном предметном рейтинге, а именно в очень престижном ежегодном рейтинге SCIMAGO (публикуется с 2009 г.), оценивающим состояние научных исследований в ведущих мировых научно-исследовательских центрах и университетах мира (SCimago Institution Rankings или сокращённо SIR). Данный рейтинг формирует международная исследовательская организация SCimago, базирующаяся в Испании. В отличие от THE, QS, AWRU и «Webrometrics», SIR концентрируется на научных показателях и научной продукции, индексируемой в базе «Scopus». Основными критериями являются количество опубликованных документов, проиндексированных Scopus, процент статей с иностранным соавторством, а также процент статей, опубликованных в журналах с высоким импакт-фактором. Количество включённых в рейтинг 2013 г. НИИ и вузов составило 4411, они были распределены по 2744 местам. Выборка анализируемых материалов охватила период с 2007 по 2011 гг. Рейтинг SIR — один из самых полных в научной сфере, ибо охватывает учреждения, разрабатывающие свыше 80 % мировой научной продукции.
Томский государственный университет в своей дорожной карте указал, что будет стремиться занять 6-10 места в SIR среди научных Таблица 9
Прогнозная динамика позиций Томского государственного университета в рейтинге научных исследований «SCimago Institution Rankings» (предметный рейтинг) в период с 2013 по 2020 гг. (в выборке по России)
Наименование вуза Места в рейтинге «SCimago»
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Томский государственный университет 16-20 16-20 16-20 11-15 11-15 11-15 11-15 6-10
организаций и вузов Российской Федерации (что соответствует 7501300 местам среди НИИ и вузов всего мира) (табл. 9).
Насколько достижима данная задача для Томского государственного университета? Исходя из значительного научного потенциала этого учебного заведения, задача вполне реальна, хотя для её выполнения потребуются значительные усилия. Дело в том, что Томский государственный университет, занимавший по итогам рейтинга SIR 2012 г. 16 место среди российских организаций, сместился по итогам 2013 г. на 32 место (а в общемировом списке он занял 1882 место).
Ввиду большой значимости данного рейтинга как авторитетного международного индикатора состояния научных исследований представляется целесообразным хотя бы кратко охарактеризовать положение в SIR всех российских научных и учебных учреждений.
Мировым лидером 2013 г. по общему числу значимых научных исследований стал французский Национальный научно-исследовательский центр (CNRS), на втором месте — Китайская академия наук, на третьем — Российская академия наук, причём РАН опередила Гарвардский университет и Объединение германских НИИ им. Гельмголь-ца (охватывающее 18 естественнонаучных, технических и медико-биологических исследовательских центров) и стабильно удерживает третью позицию в SIR все последние годы. Закономерно и то, что в первые 30 ведущих научных центров мира по версии SIR входят и все лидеры глобальных рейтингов THE, QS и AWRU. Лучший (самый рейтинговый) российский вуз — МГУ им. М. В. Ломоносова — занимает в SIR 115-ю позицию, а Санкт-Петербургский государственный университет — лишь 660-ю.
Всего в 2013 г. в SIR были включены 109 российских организаций (2,5 % от общемирового числа всех удостоившихся места в данном рейтинге), причём отечественных вузов (30) оказалось в 3,5 раза меньше, чем НИИ, что отражает реальную ситуацию в области научных исследований в России и сохраняющуюся разобщённость науки и образования. Так, среди первых 20 российских организаций, имеющих наилучшие научные показатели и наиболее «весомую» научную продукцию, лишь 6 являются высшими учебными заведениями и только три из них — победителями проекта 5/100/2020 (табл. 10).
Из 15 университетов — победителей проекта 5-100 — в рейтинг SIR вошли лишь 12, заняв не самые престижные места в его общемировом списке, а вообще «за боротом» данного рейтинга оказались
Дальневосточный федеральный университет, Самарский государственный аэрокосмический университет и Высшая школа экономики (табл. 11).
Обращает на себя внимание, что первые два места в рейтинге SIR по России заняли университеты, расположенные в региональных
Таблица 10
Общемировой рейтинг «SCimago Institution Rankings» 2013 г. (20 лучших российских организаций)
Наименование организации и её местонахождение Место в списке вузов и НИИ по России Место в общемировом списке вузов и НИИ
РАН, г. Москва 1 3
МГУ им. М. В. Ломоносова 2 115
Российская академия медицинских наук, г. Москва 3 624
Санкт-Петербургский государственный университет 4 660
Объединённый институт ядерных исследований, г. Дубна Московской области ' 5 697
Физико-технический институт им. Ф. Ф. Иоффе РАН, г. Санкт-Петербург 6 747
Физический институт им. А. Н. Лебедева РАН, г. Москва 7 966
НИЦ «Курчатовский институт», г. Москва 8 1181
Новосибирский государственный университет 9 1207
Институт теоретической и экспериментальной физики им. А. И. Алиханова, г. Москва 10 1263
Институт общей физики им. А. Н. Прохорова РАН, г. Москва 11 1414
Институт элементоорганических соединений им. А. Н. Несмеянова РАН, г. Москва 12 1467
Институт проблем химической физики РАН, пос. Черноголовка Московской области 13 1486
Петербургский институт ядерной физики им. Б. П. Константинова 14 1492
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург 15 1509
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 16 1567
Южный федеральный университет 17 1592
Институт прикладной физики РАН, г. Нижний Новгород 18 1606
Институт физики металлов РАН УрО РАН, г. Екатеринбург 19 1636
Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН, г. Новосибирск 20 1684
центрах, имеющих наиболее сильные отделения РАН, и между ними налажено хорошее взаимодействие. Учитывая, что именно академические институты обеспечивают сегодня основной объём значимых научных исследований, взаимная интеграция научных ресурсов Российской академии наук и отечественной высшей школы является наиболее эффективной мерой для повышения международной конкурентоспособности и научных достижений российских вузов.
В настоящее время практически во всех глобальных рейтингах и прежде всего в THE, QS и ARWU, на которые ориентируются в первую очередь вузы проекта 5-100, доминируют американские, а также британские университеты (табл. 12).
Разрыв в показателях научной и учебной деятельности между этими лидирующими вузами и российскими университетами очень большой, особенно по доле иностранных преподавателей, исследователей и студентов в российских вузах, числу публикаций, индексам цитирования, доходам от инновационной деятельности и ряду других. Так, Таблица 11
Российские вузы — победители проекта 5-100 — в «SCimago Institution Rankings» 2013 г._
Наименование организации и её местонахождение Место в списке вузов и НИИ по России Место в общемировом списке вузов и НИИ
1. Новосибирский государственный университет 9 1207
2. Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург 15 1509
3. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 16 1567
4. МФТИ 22 1698
5. Казанский (Приволжский) федеральный университет 22 1698
6. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 26 1784
7. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского ' 29 1838
8. Томский государственный университет 32 1887
9. МИСиС 42 2034
10. Томский политехнический университет 44 2080
11. Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики 70 2349
12. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» 90 2541
несомненно лидирующий среди российских вузов — победителей проекта 5-100 — Новосибирский государственный университет (он занимает наилучшие позиции в рейтингах QS, «Webometrics», «SCimago», по ряду индикаторов рейтинга ARWU), очень сильно отстаёт от зарубежных вузов из первой сотни лучших университетов мира. Так, по числу публикаций, индексируемых в «Web of Science», тот же Новосибирский государственный университет (739 статей в 2012 г., что является рекордом среди вузов проекта 5/100, часть из которых опубликовала в том же году менее 100 статей, индексируемых в WoS) в 25 раз отстаёт от Гарвардского университета, в 10 раз — от Кембриджского университета, в 8 раз — от Массачусетского технологического института. Это не случайно и связано с общей слабостью позиций российских журналов в международных реферативных и аналитических базах данных. Так, в крупнейшей из них — SCOPUS (база данных издательства «Elsevier», имеющая свыше 50 млн записей, отражающих материалы более чем 20 тыс. текущих изданий) количество представленных российских журналов — всего 235 или немногим более 1 % (по данным на 2010 г. ещё меньшее число отечественных научных журналов в базе данных «Web of Science», с помощью которой определяется индекс ци-тируемости учёных — 154 (по данным на 2010 г.). Как следствие — доля публикаций российских исследователей в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Web of Science», составляет лишь 1,68 %. Причины аутсайдерских позиций
Таблица 12
Топ-10 лучших вузов мира по версии трёх глобальных рейтингов: THE, QS и ARWU 2013 г.
Наименование вуза THE QS ARWU
1. Калифорнийский технологический институт 1 10 6
2. Оксфордский университет 2 5 10
3. Гарвардский университет 3 3 1
4. Стэнфордский университет 4 15 2
5. Массачусетский технологический институт 5 1 4
6. Принстонский университет 6 9 7
7. Кембриджский университет 7 2 5
8. Калифорнийский университет в Беркли 8 22 3
9. Чикагский университет 9 8 9
10. Имперский колледж Лондона 10 6 21
российских реферируемых журналов — прежде всего в отсутствии их англоязычных версий на сайтах, а также в несоответствии ряду других международных стандартов подобных изданий. К тому же среди самих российских учёных и преподавателей крайне малое число может писать статьи на английском языке или делать их адекватные переводы, а среди отечественных вузов очень немногие имеют лицензионную подписку на полнотекстовые международные базы данных и системы «Web of Science» и «Scopus». Можно также отметить, что подавляющее большинство российских публикаций в мировых научных журналах обеспечивают сегодня сотрудники академических НИИ.
В заключение следует сказать, что попадание 5-10 или более российских вузов к 2020 г. в глобальные рейтинги лучших университетов мира не является самоцелью. Предполагается, что развитие 15 отечественных университетов, ставших его победителями и получающих в его рамках беспрецедентную финансовую поддержку, окажет серьёзное влияние на всю российскую систему профессионального образования в целом, повысив её международный престиж, так как задаст новые стандарты в образовательной и научной деятельности.
Литература
1. Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт. М.: Центр социологических исследований, 2014. 502 с.
2. Осипов Г. В., Климовицкий С. В. Индикаторы науки и технологии: история, методология, стандарты измерения. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2014. 178 с.
3. THE. Times Higher Education. URL: http://www.timeshighereducation. co.uk (28.11.2014).
4. QS. Top Universities. Worldwide University rankings, guides & ivents. URL: http://www.topuniversities.com (28.11.2014).
5. Academic Ranking of World Universities. URL: http://www.shanghairanking. com (28.11.2014).
6. Ranking Web of Universities. URL: http://www.webometrics.info (28.11.2014).
7. Scimago Institutions Rankings. URL: http://www.scimagoir.com (28.11.2014).