Обельчак В. В. Об ответственности при планировании и осуществлении закупок // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 2 (74). C. 47-51.
Obelchak V. V. Responsibilities in planning and implementation of procurement. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 2 (74). Pp. 47-51. (In Russ.)
УДК 339.1
В. В. Обельчак
Орловский государственный университет экономики и торговли, Орел, Россия
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК
Обельчак Валентина Валерьевна - магистрант второго года обучения направления подготовки «Государственный аудит».
E-mail: jezzi@mail. ru
Вопросы, связанные с повышением эффективности, результативности закупок товаров, работ, услуг, обеспечением гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращением коррупции и других злоупотреблений, решаются путем создания контрактной системы в сфере закупок. В Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» особое место занимают вопросы, связанные с планированием закупок. В статье говорится о новеллах, которые касаются планирования и осуществления закупок, а также о возникающих при этом проблемах. Отмечается, что список нарушений и оснований для привлечения учреждений к административной ответственности довольно обширен. В связи с этим бюджетным организациям необходимо внимательно и ответственно подходить к процедуре осуществления закупок.
Ключевые слова: закупки, контрактная система, планирование, контрактная система.
V. V. Obelchak
The Orel State University of Economics and Trade, Orel, Russia
RESPONSIBILITIES IN PLANNING AND IMPLEMENTATION
OF PROCUREMENT
Obelchak Valentina V. - graduate student of the second year of preparation direction «State Audit».
Issues related to the increased effectiveness, efficiency of the procurement of goods, works and services, to ensure openness and transparency of such purchases, the prevention of corruption and other abuses, are solved by creating a contract system in the procurement. The federal law from 05.04.2013 № 44-FZ "About contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs" a special place is occupied by issues related to procurement planning. The article speaks of novels and problems in the planning and procurement. It is noted that the list of violations and the reasons for the involvement of institutions is extensive enough to administrative responsibility. In this regard, budget organizations need to take a closer and more responsible approach to the procurement procedure.
Key words: procurement, contract system, planning, contract system.
В настоящее время вопросы, связанные с повышением эффективности, результативности закупок товаров, работ, услуг, обеспечением гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращением коррупции и других злоупотреблений, решаются
© Обельчак В. В., 2016
путем создания контрактной системы в сфере закупок. В Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее - Закон № 44-ФЗ) особое место занимают вопросы, связанные с планированием закупок. В настоящее время ведется работа по совершенствованию законодательства в этой сфере. Так, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) уже с 15 июля 2016 г. предусмотрена ответственность заказчиков за нарушения при планировании, нормировании и обосновании закупок. Поправки, которые касаются новых штрафов, внесены в КоАП РФ федеральным законом от 3 июля
2016 г. № 318-ФЗ3. Почти
все поправки направлены
на усиление административной ответственности за нарушения на стадии планирования и исполнения контракта. Наказание по КоАП РФ теперь будет наступать в том числе за перерасход средств (например, в том случае, если у поставщика принят товар, не соответствующий условиям контракта). А повторные нарушения по тем же самым статьям будут грозить уже дисквалификацией должностного лица.
Должностные лица заказчика несут персональную ответственность за нарушения при закупках, будь это ошибки при планировании, определении поставщика или размещении отчетности. Под санкции проверяющих структур подпадают и руководители контрактных служб, и сотрудники категории «специалист» [1].
Нормирование и обоснование закупок - пока что еще новый функционал для контрактных служб. И хотя нормирование и обоснование включены в перечень обязательных навыков, которые по профстандарту должен иметь контрактный управляющий, лишь немногие имеют опыт их применения на практике.
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования»4 ввело обязательное обоснование закупок в качестве приложения к плану-графику и плану закупок. Заказчик должен указать цель закупки (название конкретного мероприятия госпрограммы или конкретные функции, для выполнения которых проводится закупка) и реквизиты акта о нормировании, принятого в регионе или муниципалитете [1].
При формировании плана-графика нужно обосновать:
- начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК) (указать метод расчета и привести сам расчет);
- способ определения поставщика;
- дополнительные требования к участникам закупки.
Правила обоснования закупок вступили в силу в 2016 г., обязательны к применению лишь при планировании на 2017 г., поэтому реальные административные дела по нарушениям появятся лишь к осени. Однако уже сейчас эксперты выделяют несколько потенциально опасных моментов обоснования, при которых вероятность ошибиться весьма высока.
1 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федер. закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сент. 2016 г.) // Кон-сультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200216#0 (дата обращения: 12.10.2016).
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. N° 195-ФЗ [Электронный ресурс] (ред. от 6 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 3 окт. 2016 г.) // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=203234&dst=4294967295&req=doc&rnd#0 (дата обращения: 12.10.2016).
3 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 318-ФЗ // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=LAW&n=200674#0 (дата обращения: 12.10.2016).
4 Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555 // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=180796#0 (дата обращения: 12.10.2016).
До сих пор открыт вопрос о составе документов, которые будут подтверждать правильное обоснование. Например, если по запросу предложений проходит закупка лекарств для конкретного пациента, будет ли нарушением представить обоснование без такого документа, как решение врачебной комиссии? Или если в соответствии с п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупки малого объема проходят без обоснования годового объема закупок? В обоих вариантах действия заказчика будут считаться нарушением.
Теперь, если заказчик включит в план закупок или план-график объекты закупки, которые не соответствуют целям закупок или требованиям закона к товарам, работам, услугам или нормативным затратам, его ждет штраф в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб.
Такой же штраф грозит заказчику, если в плане-графике он укажет НМЦК без обоснования или если составит обоснование с нарушением Закона № 44-ФЗ. Правда, если заказчик всего лишь не соблюдет порядок или форму обоснования НМЦК, штраф будет меньше 10 тыс. руб. Срок давности привлечения к ответственности по таким категориям дел составляет один год со дня совершения правонарушения. Однако в некоторых случаях установлен иной срок привлечения к ответственности. К примеру, если заказчик нарушит объемы закупок у субъектов малого бизнеса, то временем совершения административного правонарушения будет дата окончания календарного года.
К нарушениям при планировании закупок можно отнести:
- несоблюдение требований, согласно которым государственные (муниципальные) контракты (договоры) заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок, порядка его размещения в открытом доступе;
- нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе [2].
Пунктами 1-4 ч. 19 ст. 4 федерального закона № 223-ФЗ1 (далее - Закон № 223-ФЗ) установлено, что заказчик не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг. В сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, включается информация обо всех договорах, заключенных заказчиком в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Порядок размещения отчетности о данных договорах осуществляется в соответствии с Положением о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908 .
В соответствии с п. 45 данного Положения для размещения документа, который содержит сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, представитель заказчика в единой информационной системе (ЕИС) формирует документ, содержащий сведения о количестве и об общей стоимости этих договоров. Для внесения изменений в документы, имеющие сведе-
1 О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс]: федер. закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultantm/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n= 200560#0 (дата обращения: 12.10.2016).
2 Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 10 сент. 2012 г. N° 908 (ред. от 5 февр. 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 апр. 2016 г.) // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193967#0 (дата обращения: 12.10.2016).
ния о количестве и об общей стоимости договоров, представитель заказчика формирует измененную редакцию таких документов, а также размещает их в электронном виде. Таким образом, в случае если заказчиком своевременно в единой информационной системе не размещены сведения о количестве и об общей стоимости заключенных договоров, у заказчика в соответствии с указанным Положением существует возможность внести изменения в документ, содержащий указанные сведения1.
Штраф в размере 30 тыс. руб. грозит тем, кто опубликовал извещение в ЕИС с нарушениями, например, разместил его до истечения десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график по такой закупке, или если информация о такой закупке не включена в план-график. Практика общения с контрольными органами заставляет заказчиков изобретать различные ухищрения для того, чтобы оспорить нарушения сроков, например, попытаться доказать, что не было никакой технической возможности для размещения информации. Однако судебные решения уже учитывают эти особенности.
Аналогичное наказание (штраф в размере 30 тыс. руб.) ждет заказчика, если контрольный орган вынес предписание о признании закупки необоснованной, а нарушение заказчик не устранил.
Если закон о контрактной системе обязывает заказчика привлечь экспертов к экспертизе поставленного товара или выполненной работы, а отбор экспертов проведен недобросовестно, должностному лицу заказчика придется заплатить 20 тыс. руб.
Закон обязывает заказчиков проводить экспертизу для проверки результатов контракта (поставленных товаров или выполненных работ). Ее проводят своими силами или привлекают внешних экспертов. Экспертизы можно избежать по некоторым основаниям закупки у единственного поставщика и при закупке услуг на разработку проектной документации. В остальных случаях она обязательна. Экспертиза - это часть приемки, и проводить ее следует до подписания документов о приемке товара.
Важно не сделать ошибку в порядке действий: именно положительное экспертное заключение становится основанием для приемки результатов исполнения контракта, а не наоборот. И даже такое нарушение теперь может стать основанием для штрафа, не говоря уже о ситуациях, когда заказчик допустит к экспертизе лиц, которые по своему статусу не могут быть экспертами (например, своих близких родственников).
В КоАП РФ появился состав нарушений при приемке. Запутанные отношения заказчика и поставщика на этом этапе обычно подпадали под нечеткое регулирование других статей КоАП РФ или под уголовную ответственность за перерасход бюджетных средств. Стандартная ситуация: к концу выполнения работ становится ясно, что выполнить их в срок невозможно, но можно заменить другими, более дешевыми; на практике обе стороны готовы пойти на сделку. Четкой статьи за такой сговор при приемке нет, и обычно это квалифицируется по ч. 4 ст. 7.32 (изменение условий контракта), либо по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ (изменение условий контракта, если такое изменение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств). Например, если заказчик согласовал с исполнителем увеличение стоимости работ по смете, не предусмотренное контрактом, за это должностное лицо несет ответственность в двукратном размере от перерасхода средств бюджета.
Теперь к этим составам нарушений законодатели прибавили ответственность непосредственно за нарушения при приемке: 20 тыс. руб. в качестве административного наказания тем, кто не составил документы о приемке поставленного товара (или этапов поставки). Нарушением будет считаться и тот случай, если заказчик не направит поставщику мотивированный отказ от подписания таких документов (если есть основания для отказа в приемке).
1 О контрактной системе в сфере закупок.
При приемке товара может выясниться, что его качество не соответствует условиям контракта. Если поставщик по требованию заказчика не устранит несоответствие и оно приведет к дополнительным расходам средств заказчика, должностное лицо заказчика будет оштрафовано на сумму от 20 тыс. до 50 тыс. руб. Тот же самый штраф ждет заказчика, если выяснится, что на приемке он принял меньше товара, чем прописано в контракте [2].
Как мы могли убедиться, список нарушений, допускаемых в том числе бюджетными учреждениями при проведении процедур закупок и размещения заказов, довольно обширен. Не менее объемный и список оснований для привлечения учреждений к административной ответственности. В связи с этим бюджетным организациям необходимо внимательно и ответственно подходить к процедуре осуществления закупок.
Библиографический список
1. Кикавец В. Развитие и становление государственного заказа в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Право и жизнь. 2010. N 1. С. 25-32. URL: https://biblioclub.ru/book/57819 (дата обращения: 10.10.2016).
2. Кузнецов В. И. Правовое регулирование института государственного заказа [Электронный ресурс]: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 226 с. URL: http://www.biblioklub.ru/book/90975 (дата обращения: 12.10.2016).
3. Серебрякова Н. А., Симонова Е. В. Направления совершенствования конкурентной политики на основе развития контрактных форм совместной деятельности малого и крупного бизнеса // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2014. N 4 (62). С.231-236.
4. Симонова Е. В. Возможность малого бизнеса в госзаказе и системе закупок государственных компаний и крупного бизнеса России // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. 2012. Т. 2. N 1. С. 69-71.
5. Симонова Е. В. Формы и механизмы социально-экономического партнерства между бизнесом и государством // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. 2014. N 8. С. 46-50.
6. Чикина Н. И., Симонова Е. В. Взаимодействие арбитражного суда и антимонопольных органов по укреплению законности в товарном обороте // Научные записки ОрелГИЭТ. 2011. N 2. С.198-203.