Научная статья на тему 'Об оценке влияния федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 гг. )» на национальную безопасность'

Об оценке влияния федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 гг. )» на национальную безопасность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
867
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПАРАМЕТРЫ / ИНДЕКСЫ / КРИТЕРИИ / ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ / ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сменцарев Геннадий Васильевич

В статье приводится прогнозный анализ вклада Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)» в укрепление национальной безопасности Российской Федерации с использованием математической модели, разработанной на основе методов квалиметрии и математической статистики с учётом эмпирических данных, характеризующих параметры социально-экономического развития страны за период с 2001 по 2010 г. В результате проведённых в процессе моделирования математических расчётов автору удалось определить кумулятивный эффект воздействия культуры на состояние национальной безопасности. В связи с этим автор приходит к заключению, что органам управления культурой можно использовать в практической деятельности результаты, полученные с помощью математической модели оценки влияния сферы культуры на национальную безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об оценке влияния федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 гг. )» на национальную безопасность»

Сменцарев Геннадий Васильевич - кандидат технических наук, доцент кафедры «Интеллектуальные транспортные системы» ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» (МИИТ), г. Москва.

127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9., стр. 9. Тел.: (495) 684-22-13. E-mail: [email protected]

© Армия и общество. 2012. № 2. С. ?? - ??.

Г.В. Сменцарев

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

(об оценке вклада Федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)» в обеспечение национальной безопасности)

Особую актуальность в практике деятельности органов государственного и муниципального управления приобретают вопросы целесообразности предпринимаемых мер и эффективности получаемых результатов. При этом, как правило, в сфере культуры затраты и усилия преследуют цели воздействия на широкий спектр социальных отношений, но очень часто органы управления требуют оценить получаемые результаты в определенной, локализованной области деятельности.

В данной статье приводится прогнозный анализ вклада Федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)» [см.: 4] в укрепление национальной безопасности Российской Федерации с использованием математической модели, разработанной на основе методов квалиметрии [см., например: 1; 2] и математической статистики с учетом эмпирических данных, характеризующих параметры социально-экономического развития страны за период с 2001 по 2010 г. В результате проведенных в процессе моделирования математических расчетов удалось определить кумулятивный эффект воздействия культуры на состояние национальной безопасности1.

Состояние сферы культуры и корреляция между сферой культуры и национальной безопасностью описаны с помощью следующей системы уравнений:

1 Каждая стадия развития сферы культуры базируется на предыдущей стадии и оказывает усиливающее влияние на процесс комплексного обеспечения безопасности страны. - Г.С.

1с = 0,11 1п(г) + 0,36 13 = 13,72 1с3 - 18,50 1с2 + 8,33 1С - 0,70

(оптимистический вариант) (1)

Ь = 0,0075 г + 0,5344

(пессимистический вариант)

где:

1С - интегральный числовой индекс, определяющий общий уровень развития сферы отечественной культуры;

Л - интегральный числовой индекс, определяющий общий уровень состояния национальной безопасности, определяемой факторами культурной среды (уровень преступности, относительный прирост населения, заболеваемость социально значимыми болезнями, эмиграция и др.);

г - время.

Использование метода математического моделирования для оценки влияния отечественной культуры на национальную безопасность Российской Федерации имеет ряд преимуществ по сравнению с описательной формой моделирования, т.к. такая модель служит не только для объяснения и лучшего понимания объекта исследования, но и для предсказания развития событий (прогностические функции), а также в качестве средства принятия решений с целью планирования процессов и управления ими (управленческие функции) [см.: 3].

Параметры расчетов прогнозных значений индикаторов состояния сферы культуры 1с и национальной безопасности Л на период до 2018 г. приведены в таблице 1. Значения 2010 г., полученные по результатам сбора и обработки статистических данных, приведены для сравнения и оценок в качестве базовых показателей. В наглядной форме прогнозные оценки представлены на графике (рис. 1), где пунктирными линиями изображены ряды динамики 1с и Л, построенные на основе эмпирических данных за 2001-2010 гг.

Уровень развития сферы отечественной культуры 1с Показатель состояния национальной безопасности Л (пессимистичный прогноз) Показатель состояния национальной безопасности I (оптимистичный прогноз)

2010 0,612 0,605

2011 0,623 0,617 0,628

2012 0,633 0,624 0,641

2013 0,642 0,632 0,654

2014 0,650 0,639 0,667

2015 0,657 0,647 0,680

2016 0,665 0,654 0,693

2017 0,671 0,662 0,706

2018 0,678 0,669 0,719

Табл. . Прогноз развития сферы культуры и состояния национальной безопасности, обусловленной факторами культурной среды (на период до 2018 г.)

Как видно из таблицы 1, при сохранении в сфере культуры существующих тенденций развития, за период 2010 - 2018 гг. индикатор состояния сферы культуры 1с должен увеличиться с показателя 0,612 до значения 0,678, или почти на 10,8%. Но при этом темпы развития сферы культуры будут снижаться с показателя 1,92% в 2011 г. до показателя 0,94% в 2018 г.

Рис. . Результаты прогнозирования развития сферы культуры и состояния национальной безопасности по параметрам модели.

Индикатор состояния национальной безопасности и, со своей стороны, по пессимистичному сценарию увеличится со значения 0,605 в 2010 г. до значения

0,669 в 2018 г., или на 10,6%, а по оптимистичному сценарию - до значения 0,719, или на 18,8%. Но темпы роста значения индикатора также будут снижаться: по пессимистичному сценарию с 2,01% в 2010 г. до 1,13% в конце исследуемого периода, а по оптимистичному сценарию - с 3,87% до 1,86% (табл. 2). В результате к концу прогнозируемого периода темп роста уровня качества сферы культуры

составит 49% от показателя базового 2010 г., а темп роста показателя состояния национальной безопасности - 56% и 48% соответственно по пессимистическому и оптимистическому вариантам развития событий.

1с I; (пессимистичный вариант) Ь; (оптимистичный вариант)

2011 1,92 2,01 3,87

2012 1,54 1,22 2,01

2013 1,39 1,20 2,01

2014 1,27 1,19 1,99

2015 1,17 1,17 1,96

2016 1,08 1,16 1,93

2017 1,00 1,15 1,90

2018 0,94 1,13 1,86

Табл. 2. Прогноз ежегодных темпов роста индикаторов состояния сферы культуры и уровня национальной безопасности (%).

Важной функцией модели, помимо прогностической, является экспериментальная, позволяющая оценить степень влияния отдельных критериев на интегральные показатели состояния сферы культуры, а также национальной безопасности.

Основная проблема проведения подобных экспериментов состоит в том, что, в отличие от технических систем, где, как правило, действие отдельных факторов влияния может быть изолировано от остальных факторов и исследовано автономно, в социальных системах подобного рода декомпозицию системы на отдельные подсистемы и элементы произвести чрезвычайно затруднительно, а порой даже невозможно в силу их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимопроникновения.

Применительно к разработанной модели это можно интерпретировать следующим образом. Например, на показатели заболеваемости социальными болезнями влияет не только общее состояние здравоохранения в стране, но и численность проживающего в ней населения. Однако показатель общей численности населения входит в качестве базового параметра в целый ряд критериев. Поэтому всякие вариации с критерием заболеваемости социальными болезнями требуют внимания и ко всем иным критериям, в которых в качестве одного из параметров используется численность населения.

Рассмотрим влияние на состояние национальной безопасности Российской Федерации значений ряда целевых индикаторов и показателей реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)», динамически меняющихся во времени, при условии, что остальные параметры в рассматриваемый период остаются неизменными (за исключением динамики роста населения).

Следует обратить особое внимание на то, решение подобного класса задач на модели возможно только в том случае, если ожидаемые значения показателей развития обоснованы их предыдущей историей и существующими трендами развития. В данном случае это условие полностью выполнено, и постановка задачи вполне корректна, но неправильной будет постановка задачи, заключающаяся, например, в том, чтобы определить, какое значение будет иметь индикатор сферы культуры, если к 2018 г. ставится задача достичь паритета со странами - членами Организации экономического сотрудничества и развития по доле затрат на культуру от ВВП страны. Динамика развития определена, поэтому можно лишь говорить о том, чтобы рассчитать на основе существующих трендов в сфере культуры, в каком году может быть достигнут этот паритет.

В таблице 3 перечислены 7 целевых индикаторов и показателей, включенные в состав модели влияния сферы культуры на национальную безопасность, по которым проведена прогнозная оценка результатов реализации ФЦП «Культура России (2012 - 2018 годы)» на состояние (качественный уровень) сферы культуры и ее влияния на национальную безопасность Российской Федерации по годам реализации программы. Выбранные индикаторы и показатели составляют 39% контрольных показателей ФЦП «Культура России (2012 - 2018 годы)» [4].

Ввиду того, что состав целевых показателей и индикаторов федеральных целевых программ «Культура России» по периодам их реализации (2001 -2005 гг., 2006 - 2011 гг., 2012 - 2018 гг.) не является стабильным, некоторые показатели и индикаторы, предусмотренные программой «Культура России (2012 - 2018 годы)», но отсутствующие в предыдущих федеральных программах развития культуры, не включены в модель сферы культуры и их влияние на национальную безопасность не анализировалось. Среди них:

- доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем

количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности;

- доля учреждений культуры, имеющих свой информационный портал, в общем количестве учреждений культуры;

- доля объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия;

- доля образовательных учреждений сферы культуры, оснащенных современным материально-техническим оборудованием (с учетом детских школ искусств), в общем количестве образовательных учреждений в сфере культуры;

- увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности учащихся детей;

№№ п/п Целевые индикаторы и показатели 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

1. Доля объектов культурного наследия, в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, % 35 35,5 36 37,3 39 41,5 43,3 45,3

2. Увеличение количества посещений театральноконцертных мероприятий (по сравнению с предыдущим годом), % 3 3,1 3,2 3,3 3,5 3,8 4 4,2

3. Доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации, % 23 23,5 24 25 26 27 27,2 28

4. Увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России (по сравнению с предыдущим годом), % 1,6 1,7 1,8 1,9 2 2,1 2,2 2,3

5. Доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда, % 22 23 24 26 28 31 33 34

6. Посещаемость музейных учреждений (на 1 жителя в год), посещений 0,5 0,52 0,55 0,58 0,63 0,7 0,79 0,9

7. Увеличение численности участников культурнодосуговых мероприятий (по 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 7 7,1 7,2

сравнению с предыдущим годом), %

Табл. 3. Контрольные значения индикаторов и показателей ФЦП «Культура России (2012 -2018 годы)», использованные для прогнозирования их влияния на состояние национальной безопасности России.

- доля субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации;

- повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек по сравнению с установленным нормативом (на 1 тыс. жителей).

По различным причинам, описанным ниже, не прогнозировалось также влияние на развитие культуры и национальной безопасности следующих целевых показателей и индикаторов ФЦП «Культура России (2012 - 2018 годы)»:

- доля документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве документов государственных архивов;

- количество посещений библиотек (на 1 жителя в год);

- увеличение количества культурных акций, проведенных за рубежом (по сравнению с предыдущим годом);

- выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению.

Показатели, касающиеся статистики Федерального архивного фонда, учтены в стандартной математической модели влияния сферы культуры на национальную безопасность, но ввиду отсутствия необходимых статистических данных в Единой межведомственной информационно-статистической системе1, а также непредоставления руководством Росархива информации на два направленных запроса, из текущей версии модели эти показатели были исключены.

Показатель «Количество посещений библиотек» не оценивался, т.к. вместо него в состав модели включен показатель (параметр) «Число читателей общедоступных (публичных) библиотек», а наличие в составе модели двух взаимозависимых показателей по одному направлению является нецелесообразным.

1 См.: URL:http://www.fedstatш/mdicators/start.do - Г.С.

Число культурных акций, проведенных за рубежом, в составе модели также не учитывалось, ввиду их ориентации на внешнюю аудиторию, что, скорее, предполагает оценку влияния на национальную безопасность факторов международной среды.

Показатель «Выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению» важен с социальной точки зрения, но его статистическая роль в общем влиянии на национальную безопасность представляется незначительной.

Отобранные для прогноза в процессе эксперимента 7 показателей ФЦП «Культура России (2012 - 2018 годы)» предварительно были приведены к формату и структуре данных, используемых в математической модели оценки влияния сферы культуры на национальную безопасность страны. Для этого использована имеющаяся статистика соответствующих параметров за 2010 г., над которыми дополнительно были выполнены элементарные арифметические операции. Полученные результаты представлены в табл. 4. Следует обратить внимание, что в таблице 4 приведены данные по 8 параметрам модели, которые соответствуют 7 показателям ФЦП, т.к. показатель «Количество посещений театрально-концертных мероприятий» Программы в математической модели представлен двумя параметрами: отдельно «Количество зрителей,

присутствующих на мероприятиях, проведенных театрами Минкультуры России» и отдельно «Количество зрителей на мероприятиях, проведенных концертными организациями и самостоятельными коллективами Минкультуры России».

Далее прогнозные значения параметров были подставлены в соответствующие ячейки таблицы реализации модели, значения остальных параметров и критериев зафиксированы по показателям 2010 г., после чего по известным формулам рассчитаны ежегодные показатели критериев и индикатора 1с, затем по формулам (1) определены прогнозные значения индикатора Is как оптимистический и пессимистический показатели соответственно.

Наименование Доля объектов Количество Количество Количество Полноформ

показателя / культурного участников зрителей, зрителей на атные

критерия наследия, платных присутству мероприятиях, российские

находящихся в мероприяти ющих на проведенных кинофильм

удовлетвор ительно й КДУ в мероприяти концертными ы Ш

м состоянии, в рассматрив ях, организациями экранах

общем количестве аемый проведенн и страны

объектов период, ых самостоятельны

культурного тыс.чел. театрами ми

наследия, МК РФ, коллективами

находящихся в федеральной собственности тыс.чел. :) Минкультуры России, тыс. чел. !)

2011 35,0 114.467,2 31.950,8 21.300,6 0,230

2012 35,5 121.907,6 32.941,3 21.960,9 0,235

2013 36,0 129.953,5 33.995,4 22.663,6 0,240

2014 37,3 138.660,4 35.117,3 23.411,5 0,250

2015 39,0 148.089,3 36.346,4 24.230,9 0,260

2016 41,5 158.455,5 37.727,6 25.151,7 0,270

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 43,3 169.705,9 39.236,7 26.157,8 0,272

2018 45,3 181.924,7 40.884,6 27.256,4 0,280

Примечание: 1). Спрогнозировано на основании статистических данных об общем числе посетителей театрально-концертных мероприятий в 2010 г. с динамикой роста, планируемой ФЦП «Культура России (2012 - 2018 гг.)» и исходя из имевшей место в 2001 - 2010 г.. пропорции: 60% - посетители театральных

мероприятий; 40% - посетители концертных мероприятий.

Табл. 4. Параметры и критерии математической модели влияния сферы культуры на национальную безопасность, соответствующие выбранным индикаторам и показателям ФЦП «Культура России (2012 - 2018 годы)»

Прогнозные показатели роста индикатора состояния сферы отечественной культуры Л и индикатора состояния национальной безопасности Российской Федерации Л по результатам выполнения Федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 гг.)» без учета влияния других факторов представлены на графике (рис. 2). Эти показатели отражают вклад программы в развитие сферы культуры и национальной безопасности Российской Федерации и только этой программы.

— к: - индикатор состояния отечественной культуры

— Ь - индикатор состояния национальной безопасности Российской Федерации (оптимистичный вариант)

— Ь - индикатор состояния национальной безопасности Российской Федерации (пессимистичный вариант)

Рис.. Вклад показателей ФЦП «Культура России (2012 - 20018 гг.) в прогнозные показатели

роста индикатора состояния сферы культуры 1с и индикатора состояния национальной безопасности Ь

Формулы позволяют оценить долю этого вклада в общем прогнозном значении индексов, на изменение которых,

помимо ФЦП «Культура России (2012 - 2018 гг.)», влияют другие факторы. Как видно из приведенных расчетов,

в 2018 г. общее прогнозируемое значение индикатора 1с будет равно 0,678, а индикатора I при пессимистическом тренде - 0,669, при оптимистическом - 0,719.

Таким образом, за период 2010 - 2018 гг. общий прирост индикатора 1с составит 0,066 единиц, или 10,8%, из которых прирост за счет реализации мероприятий ФЦП «Культура России» составит 0,01 единицы, или 1,6%. В общем приросте индикатора 1а вклад мероприятий программы ожидается на уровне 15,2%.

Индикатор I за этот же период по оптимистическому прогнозу увеличится на 0,114 единиц, в том числе только за счет мероприятий указанной программы - на 0,021 единиц. Общий рост индикатора Л составит 18,8%. В том числе за счет роста показателей ФЦП «Культура Россия (2012 - 2018 гг.)», принятых для анализа, рост индикатора Ь, характеризующего состояние национальной безопасности, составит 3,5%. В общем приросте индикатора Л вклад мероприятий программы ожидается на уровне 18,4%.

По пессимистическому прогнозу индикатор Л за период 2010 - 2018 гг. увеличится на 0,064 единицы, из них за счет реализации мероприятий программы «Культура России (2012 - 2018 гг.)» - на 0,011 единиц. Общий рост индикатора Л составит 10,6%. Из них за счет роста индикатора Л, характеризующего состояние национальной безопасности, - 1,8%. В общем приросте индикатора Л вклад мероприятий программы при пессимистическом прогнозе ожидается на уровне 17,2%.

Полученные результаты свидетельствуют о работоспособности математической модели оценки влияния сферы культуры на национальную безопасность Российской Федерации и возможности ее использования в практической деятельности органов управления культурой.

* * *

1. Азгальдов Г.Г., Райхман Э.П. О квалиметрии. М.: Издательство стандартов, 1973. 172 с.

2. Азгальдов Г.Г. Построение дерева показателей свойств объекта // Стандарты и качество. 1996. № 11. С. 97-104.

3. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем - искусство и наука. М.: Мир, 1978. 212 с.

4. Федеральная целевая программа «Культура России (2012 - 2018 годы)» [Электронный ресурс] // Федеральная целевая программа: [сайт]. URL:http://fcpkultura.ru/docs.php?id=53 (Дата обращения 17.09.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.