Научная статья на тему 'Об отношении студентов к введению элементов дистанционного обучения в вузе'

Об отношении студентов к введению элементов дистанционного обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / LMS MOODLE / МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муллагалиев Н. А., Уразлина Р. В.

В настоящей работе изучается отношение студентов Елабужского института КФУ к введению в традиционный учебный процесс элементов дистанционного обучения. Анализ проведенных среди студентов опросов и их высказываний на форумах позволяет сделать вывод о том, что, по мнению студентов, такая форма смешанного обучения является весьма эффективной в плане активизации самостоятельной работы, интенсификации учебного процесса и повышения интереса к предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об отношении студентов к введению элементов дистанционного обучения в вузе»

• Тема 4. Типы экономических систем

• Тема 5. Собственность и конкуренция

• Тема 6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

• Тема 7. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов

• Тема 8. Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров.

• Тема 9. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры

• Тема 10. Экономика предприятия: цели, организационные формы

• Тема 11. Организация производства

• Тема 12. Производственные затраты. Бюджет затрат

• Тема 13. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда

• Тема 14. Безработица. Политика государства в области занятости

• Тема 15. Наемный труд и профессиональные союзы

• Тема 16. Деньги и их роль в экономике

• Тема 17. Банковская система

• Тема 18. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок

• Тема 19. Инфляция и ее социальные последствия

• Тема 20. Международная торговля - индикатор интеграции национальных экономик.

• Тема 21. Валюта. Обменные курсы валют

• Тема 22. Глобализация мировой экономики

• Тема 23. Особенности современной экономики России

• Тема 24. Роль государства в развитии экономики

• Тема 25. Налоги и налогообложение

• Тема 26. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета

• Тема 27. Показатели экономического роста. Экономические циклы

• Тема 28. Основы денежно-кредитной политики государства

Особенностью изучения данного курса является высокий уровень его интегративности с другими предметами учебного плана как обязательной, так и вариативной части. Представленная рабочая программа может быть вариатизирована в зависимости от направления и специальности обучающихся с включением специализированных тем и актуализацией по изучаемому направлению.

© Махова А.В., Ашарян М.А., 2017

УДК 378

Н.А. Муллагалиев, Р.В. Уразлина

Елабужский институт К(П)ФУ г. Елабуга, Российская Федерация

ОБ ОТНОШЕНИИ СТУДЕНТОВ К ВВЕДЕНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация

В настоящей работе изучается отношение студентов Елабужского института КФУ к введению в традиционный учебный процесс элементов дистанционного обучения. Анализ проведенных среди студентов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

опросов и их высказываний на форумах позволяет сделать вывод о том, что, по мнению студентов, такая форма смешанного обучения является весьма эффективной в плане активизации самостоятельной работы, интенсификации учебного процесса и повышения интереса к предмету.

Ключевые слова

Высшее образование, смешанное обучение, LMS MOODLE, мнение студентов.

Каждый день во все сферы нашего общества приходят все новые и новые инновации. Образование тоже не остается в стороне и подвергается серьезной модернизации. Один из аспектов данного процесса связан с введением в структуру традиционного образования элементов дистанционного обучения.

В современном понимании дистанционное обучение - это процесс приобретения знаний на расстоянии, основанный на применении современных информационных и телекоммуникационных технологий без личного контакта между преподавателем и студентами. При этом часто используется термин - электронное обучение (e-leaming). Комбинацию традиционных и дистанционных форм обычно называют смешанным обучением (blended learning) [1]. В современных вузах оно, как правило, реализуется средствами электронных систем управления обучением (Learning Management System, LMS). В настоящее время в мире существует множество таких систем, например, BlackBoard, WebCT, Top-Class, Claroline, ILIAS, Desire2Learn, MOODLE и т.д. Есть и отечественные программные разработки такие, как «Прометей», «Батисфера», «ИнтраЗнание» и ряд других [2].

Основным недостатком существующих систем дистанционного обучения является то, что, в основной своей массе, это коммерческие продукты, имеющие достаточно высокую стоимость. При этом зарубежные разработки обычно требуют знания иностранного языка, а отечественные программные продукты зачастую проигрывают зарубежным аналогам по уровню предоставляемых возможностей. В большинстве ведущих вузов России основой системы электронного обучения является использование LMS MOODLE [3-7]. Это объясняется тем, что данный электронный продукт по своим возможностям не уступает коммерческим, однако распространяется бесплатно и переведен на десятки языков, в том числе на русский.

В последние годы в Елабужском институте КФУ проводится эксперимент по реализации смешанного обучения на основе разработанных преподавателями вуза электронных образовательных курсов (ЭОК) в LMS MOODLE. Нам пришлось столкнуться с данной формой обучения уже на первом курсе при изучении раздела «Механика» курса физики [8] и дисциплины «Теоретическая механика» [9]. В дальнейшем мы работали и с другими ЭОК. При этом нашим научным руководителем была поставлена цель, изучить и проанализировать отношение студентов к ЭОК и самой технологии смешанного обучения.

Для реализации поставленной цели нами был проведен ряд опросов студентов нашего курса, а также проанализированы сообщения студентов на итоговых форумах ЭОК по физике и смежным дисциплинам. При этом выяснился ряд интересных моментов. Так, например, опросы студентов первого и второго курса показали, что 12% студентов даже не слышали о дистанционном обучении, и тем более об ЭОК. 19% опрошенных ответили, что ни разу не использовали такое обучение, однако, были бы не против перейти на такую систему. 69% опрашиваемых ответили, что лишь отдельные преподаватели активно используют элементы дистанционного обучения, и они знакомы с такой формой. При этом отчетливо проявилось то, что подавляющее большинство первокурсников относятся к идее дистанционного обучения, и особенно физике, достаточно скептически. Многие считают, что без постоянного прямого контакта с преподавателем, без подсказок и пояснений, знания, получаемые студентом, будут усвоены недостаточно хорошо. Однако эта картина в корне меняется после того, как студенты пройдут обучение по одному из предметов с использованием соответствующего образовательного курса. Это наглядно демонстрирует рисунок 1, где представлены выдержки из нескольких сообщений студентов на итоговом форуме по курсу «Физика. Механика».

■Мнение о курсе

от Анастасия Тихонова - Среда. 26 Октябрь 2016, 20:44

Для меня это ноевж опыт по-настоящему САМОСТОЯТЕЛЬНОГО изучения физики.

Во-первых, такой курс приучает не откладывать, потому что рамки прохождения той или иной лекции ограничены.

Во-вторых, здесь нет огромнейших текстов, преисполненных непонятными терминами, на изучение которых нужно тратить немалую часть времени, все кратко, понятно и в тексте нет "воды (т.е. ненужной информации).

В-третьих, это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО учит САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ в ИЗУЧЕНИИ. Физика-это не самый простой и разъясненный для меня предмет, скажу честно. Но при изучении курса в таком формате в голове постоянно звучит "ты должна понять это сама, если не поймешь: то лекцию пройдешь плохо, пройдешь плохо лекцию: то плохо решишь контрольный тест, решишь плохо его: то будет меньше баллов ", а там уже идут мысли о неудовлетворительной сдаче экзаменов и НЕвыдаче диплома о высшем образовании. Так что, данный тест МОТИВИРУЕТ к самостоятельности.

I Мнение о курсе

Г от Анастасия Родионова - Четверг, 27 Октябрь 2016, 20:49

Очень интересно было проходить данный курс.У меня гуманитарный склад ума,и я не понимала никогда естественные науки.И удивлена была,что получила небольшие знания тут.Да,сложности иногда вызывали задачи,контрольные,ну а в целом всё очень просто и доступно.По-моему,ни в одном учебнике такой информации хорошей нет,как тут.Всё чётко,сжато и понятно. И даже не знаю,что на данный курс можно добавить.Ибо очень много полезной и нужной информации. Можно побольше интересных и забавных видео про физику добавить,где объясняются разные законы,теории или просто вещи,которые необходимо знать образованному человеку именно в области физики.

Данные курсы помогают "бороться" с так называемой ленью,которая всегда впереди на шаг.Тут есть к чему стремиться ¡захочешь-сделаешь и всё поймёшь.Проявление той самой самостоятельности и самореализации студента.

Рисунок 1 - Некоторые мнения студентов об ЭОК по физике.

Форма дистанционного образования была для меня новой и, честно говоря, в её эффективность и хоть какую-то пользу по началу верилось мало, но как показала практика, это очень даже неплохая форма обучения, у которой, как и у любой, есть свои плюсы и минусы.

Мнение о курсе

от Арина Фролова ■ Воскресенье, 30 Октябрь 2016, 00:27

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что после знакомства со смешанным обучением, подавляющее большинство студентов считают его весьма эффективным. Среди положительных сторон такой формы организации учебного процесса, студенты чаще всего отмечают следующие:

• мотивация к активной самостоятельной работе по изучению дисциплины;

• повышение интереса к предмету;

• наличие большого количества дополнительных материалов по изучаемым темам, собранное в одном

месте;

• большое число интерактивных оцениваемых элементов, что дает достаточную объективность в бально-рейтинговой системе;

• наличие обратной связи и возможность общаться с преподавателем и между собой по всем вопросам, связанным с изучением курса (форумы, чат, личные сообщения, комментарии);

• более глубокое освоение изученного материала и его закрепление с помощью заданий для самоконтроля;

• доступность учебных материалов в любое время, что позволяет выстраивать студентам индивидуальные траектории изучения курса;

• адаптированность дизайна курсов к любым мобильным устройствам, что дает возможность использовать сотовые телефоны, смартфоны и другие гаджеты;

• возможность участвовать в улучшении содержания курсов путем заполнения интерактивного глоссария, баз данных, элементов «Вики», поиска дополнительных интересных источников информации и т. д.

Таким образом, по мнению студентов, введение в традиционный учебный процесс элементов дистанционного обучения, является весьма полезным в плане активизации самостоятельной работы, интенсификации обучения, повышения интереса к предмету. Хотелось бы, чтобы в дальнейшем данная форма обучения развивалась и совершенствовалась.

Список использованной литературы: 1. Стариченко Б.Е., Семенова И.Н. Слепухин А.В. О соотношении понятий электронного обучения в высшей

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

школе // Образование и наука. 2014. № 9. С. 51-68.

2. Шурыгин В.Ю. О возможности использования вузовских электронных образовательных курсов в процессе преподавания физики в школе // Физика в школе. 2016. № 4. С. 57-60.

3. Картузова Т.В., Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В. Использование некоторых элементов системы MOODLE в работе со студентами заочного отделения при изучении математических дисциплин // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5, № 2 (15). С.34-36.

4. Shurygin V.Y., Krasnova L.A. Electronic learning courses as a means to activate students' independent work in studying physics // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. V. 11, № 8. P. 1743-1751.

5. Кравченко Г.В. Использование дистанционной среды Moodle в образовательном процессе студентов дневной формы обучения // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2 (78). С. 23-25.

6. Samedov M.N.O., Aikashev G.S., Shurygin V.Y., Deryagin A.V., Sahabiev I.A. A study of socialization of children and student-age youth by the express diagnostics methods // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. V.12, № 3. Р. 2711-2722.

7. Шайкина О.И. Открытые образовательные ресурсы на основе смешанного обучения в Томском политехническом университете // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С.134-136.

8. Шурыгин В.Ю. Использование элементов дистанционного обучения в LMS Moodle при изучении раздела «Механика» вузовского курса физики // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов: ООО «Консалдинговая компания Юком», 2014. Ч.3. С.159-160.

9. Timerbaev R.M., Shurygin V.Y. Pedagogic Condition and Methodological Aspects of Education Intensification on the Course "Theoretical Mechanics" // Life Science Journal. 2014. V. 11, №12. P.405-408.

© Муллагалиев Н.А., Уразлина Р.В., 2017

УДК 37.013.44

Т.В. Ракитина

ГБОУ Воскресенская коррекционная школа-интернат для детей с ОВЗ, с. Воскресенское, Республика Башкортостан, Российская Федерация

И.С. Рябова

ГБОУ Воскресенская коррекционная школа-интернат для детей с ОВЗ, с. Воскресенское, Республика Башкортостан, Российская Федерация

Е.И. Забелина

ГБОУ Воскресенская коррекционная школа-интернат для детей с ОВЗ, с. Воскресенское, Республика Башкортостан, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ВО

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В данной статье дается информация об изучении объектов неживой природы на уроках естествознания у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова Неживая природа, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Задачей работы с учащимися по разделу «Неживая природа» является углублённое изучение основных свойств воды, воздуха, почвы и полезных ископаемых. В процессе изучения раздела «Неживая природа»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.