А.С. Сидорук
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВИЛ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ВТО
Поддержка сельского хозяйства - один из ключевых элементов системы государственного регулирования аграрного сектора. Однако поддержка сельского хозяйства может серьезно искажать условия производства и торговли. В результате возникают нарушения условий конкуренции, препятствия для развития производства и торговли, барьеры для доступа на рынок стран с высоким уровнем поддержки. Совершенствование правил регулирования поддержки сельского хозяйства было предопределено уже самим Соглашением ВТО о сельском хозяйстве. Таким образом, задачей Дохийского раунда переговоров стало создание справедливой торговой системы для проведения реформ в целях корректировки искажения мирового рынка сельскохозяйственной продукции.
Ключевые слова: поддержка сельского хозяйства; ВТО; Дохийский раунд; «янтарный ящик»; «голубой ящик»; «зеленый ящик»; de minimis; международная торговля.
В системе государственного регулирования аграрного сектора в качестве одного из основных элементов выступает поддержка сельского хозяйства. Это характерно как для развитых стран, так и для развивающихся. Однако поддержка сельского хозяйства может серьезно искажать условия производства и торговли. Возникают нарушения условий конкуренции, препятствия для развития производства и торговли, высокие барьеры для доступа на рынок стран с высоким уровнем поддержки [4]. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО зафиксировало термин «внутренняя поддержка сельского хозяйства», в отличие от поддержки экспорта сельскохозяйственных товаров в виде экспортных субсидий [1]. В рамках Всемирной торговой организации (ВТО) внутренняя поддержка сельского хозяйства стала регулироваться, чтобы обеспечить более справедливые условия производства и торговли в разных странах.
В результате Уругвайского раунда были зафиксированы права членов ВТО на использование тех объемов, которые фактически имелись в 1986-1988 гг., т.е. в период наибольшего субсидирования сельского хозяйства. При этом уровень поддержки в развитых странах ЕС, США, Японии в несколько раз превышает финансирование аграрного сектора в развивающихся государствах: субсидирование ЕС в 60 раз больше, чем соответствующие показатели в Бразилии, Аргентине. Очевидно, что субсидии развитых стран продолжают быть препятствием для торговли товарами, произведенными в развивающихся и наименее развитых государствах, что вместе с высокими тарифами на отдельные виды продукции значительно ущемляет их интересы. Экономический рост и увеличение производства в этих государствах не встраиваются в систему норм, разработанную более десяти лет назад развитыми странами, несмотря на наличие специального и дифференцированного режима (СДР), который предоставляет преференции развивающимся странам. Анализ действующих принципов ВТО и практики членов организации указывает на несбалансированность существующей системы правил. Наряду с ограниченными в объемах мерами «янтарного ящика» (меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю, ограниченные в объемах и подлежащие сокращению) существуют мероприятия «голубого» (меры, направленные на ограничение производства, не ограниченные в объемах и не подлежащие сокращению) и «зеленого ящиков» (меры, не оказывающие или оказывающие незначительное
искажающее воздействие на торговлю, не ограниченные в объемах и не подлежащие сокращению), а также меры, попадающие под действие ст. 6.2 (СДР), по которым не предусмотрено ограничений в объемах. Эффективность системы установления лимитов по объемам «янтарного ящика» фактически снижается за счет реализации правила de minimis (пороговый уровень финансирования мер «янтарного ящика», который является своеобразным количественным критерием искажающего эффекта на торговлю. Выражается в процентах от валовой стоимости произведенной продукции: для развитых стран - 5%, для развивающихся -10%. Предполагается, что такой уровень поддержки оказывает минимальное искажающее воздействие на торговлю), т.к. позволяет увеличить поддержку при росте производства. В отдельных странах объем de minimis очень велик.
В соответствии со ст. 6.2 развивающиеся страны получили право на использование неограниченных в объемах мер поддержки при условии соответствия перечисленным критериям [1]. Такие субсидии должны быть доступны всем производителям и направлены на развитие сельского хозяйства в целом. Тем не менее по сути такие субсидии оказывают воздействие на торговлю и нередко оно является искажающим, т.к. они позволяют реализовывать программы по реструктуризации долгов, кредитованию фермеров. Аналогичные виды поддержки для развитых стран включаются в «янтарный ящик».
Очевидно несовершенство действующих правил ВТО, которые не включают ограничительных механизмов по «голубому ящику». Следствием является еще более значительное искажение торговли, чем от применения «янтарного ящика», что усугубляет положение развивающихся и наименее развитых государств и обусловливает необходимость не только дальнейшей либерализации торговли с целью сокращения субсидий и уровня тарифной защиты, но и пересмотра правил ВТО в целом для учета интересов развивающихся и наименее развитых членов организации в торговле сельскохозяйственными товарами.
Для устранения указанных выше диспропорций, выявившихся в результате применения правил ВТО, в 1999 г. было принято решение о начале раунда переговоров, в рамках которого будут выработаны договоренности и усовершенствованы правила регулирования внутренней поддержки в целях создания благоприятных условий для развития агарного сектора в разви-
вающихся и наименее развитых странах. Переговоры начались в 2001 г. в рамках Дохийского раунда, на котором развивающиеся и наименее развитые страны поставили задачу добиться повышения своей роли и учета своих интересов и противостояли позициям США и ЕС. С 2003 г. было подготовлено несколько проектов договоренностей по правилам регулирования внутренней поддержки. В результате в декабре 2008 г. была выпущена очередная редакция проекта договоренностей по сельскому хозяйству, в которой практически по всем вопросам внутренней поддержки членам ВТО удалось согласовать подходы.
Анализ проекта договоренностей 2008 г. показывает, что новые правила представляются более жесткими и более сложными для расчета и применения. Участники переговоров предусмотрели различные варианты и механизмы для ограничения и поэтапного сокращения всех видов поддержки, оказывающих искажающее воздействие на торговлю [2, 3]:
1. Меры «голубого ящика» переводятся в группу оказывающих искажающее воздействие на торговлю субсидий и ограничиваются в объемах. Дополнительным сдерживающим фактором являются также правила по поддержке конкретных товаров в пределах «голубого ящика».
2. Предусматривается гораздо более значительное сокращение мер «янтарного ящика», при этом дифференцированная шкала позволит установить больший процент сокращения для больших объемов субсидий.
Будут ограничены размеры поддержки конкретных товаров.
3. Сокращается уровень de minimis. Для развитых стран он составит как минимум 2,5%. Для развивающихся государств de minimis составит 6,67%.
4. Вводится новый элемент - Общая искажающая торговлю поддержка (ОИТП), которая должна быть сокращена и ограничена в объеме. Задача ОИТП -дополнительно ограничить рамки в части применения поддержки.
5. В отношении мер «зеленого ящика» вводятся требования, в целом ограничивающие возможности развитых стран использовать ряд программ. Кроме того, дополнительно предусматриваются правила для классификации некоторых мер поддержки развивающихся стран как попадающие под изъятия, предусмотренные для «зеленого ящика».
Таким образом, Проекты договоренностей о новой системе регулирования внутренней поддержки в рамках ВТО предполагают существенное усовершенствование правил. Членам ВТО удалось разработать достаточно сбалансированный механизм, в соответствии с которым все элементы искажающей торговлю внутренней поддержки будут ограничены, а меры, наиболее искажающие торговлю, будут сокращены. В результате это позволит учесть интересы развивающихся стран и обеспечить справедливые условия торговли сельскохозяйственными товарами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соглашение ВТО по сельскому хозяйству // Результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Правовые тексты. М.,
2002.
2. Revised draft modalities on agriculture. TN/AG/W/4/Rev.4. URL: www.wto.org
3. The Doha Development Declaration. WT/MIN(01)/DEC/W/1. URL: www.wto.org
4. Основы торговой политики и правила ВТО. М.: Международные отношения, 2005.
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 1 октября 2009 г.