ТВОРЧЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 78.072.2
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СИНТЕТИЗМА МЫШЛЕНИЯ
Ф. ЛИСТА
О.А. Посохова
Дальневосточная государственная академия искусств, Владивосток
В статье рассматривается синестетическое восприятие Ф. Листа как основа формирования синтетизма мышления композитора. Затрагиваются некоторые аспекты влияния синестетического восприятия на его фортепианное творчество: оформление музыкальных произведений, их образный строй, своеобразие мелодики, гармонии, фактуры, формообразования, жанровые особенности.
Ключевые слова: синтетизм, синестетическое восприятие, Ф. Лист, фортепианное творчество.
Ф. Лист — один из выдающихся новаторов своей эпохи. Неустанные художественные поиски композитора, его стремление к синтетизму способствовали созданию индивидуального стиля, оказавшего влияние на композиторов конца XIX — начала XX веков.
Формированию синтетизма музыкального творчества Ф. Листа способствовали многие факторы — стилевые особенности романтизма, эстетические позиции композитора, его отношение к национальным традициям и т. д. Существенную роль в этом процессе имело синестетическое восприятие мира.
Одной из предпосылок формирования у композитора правополушарного (синестетического) мышления было великолепное владение инструментом1. Разви-
1 По мнению Е. Царёвой, инструмент стал для композитора «средством общения, языком речи, убеждения, театральной сценой драматурга и режиссера, резцом ваятеля, кистью живописца»
тие фортепианной техники способствовало выработке сенсорных условных рефлексов, открывающих «перспективы искусственного обострения тех или иных видов чувственности»2. В результате этого Ф. Лист стал воспринимать более ярко все, «что воздействует на непосредственные ощущения»: цвет, звук, ритм, форму, «способность видеть собственное, индивидуальное, не затерянное понятиями бытие любого предмета»3.
Синестетичность мышления Ф. Листа
обусловила стремление к «слитному», «еди-
(Царёва Е.М., Зенкин К.В. Франц Лист. Облик художника в контексте эпохи // Европейская музыка XIX века. Польша. Венгрия. — М.: Композитор, 2008. — С. 236). Не случайно фортепианные произведения были своего рода «лабораторией», в которых Ф. Лист осуществлял свои художественные поиски.
2 См.: Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств. — Новосибирск: Наука, 2003. — С. 39.
3 См. там же. — С. 18.
ному», что получило наиболее яркое претворение в концепции объединения''. Она мыслилась композитором в широком смысле: не только как объединение художников и деятелей искусств всего мира, но и собственно синтетизм искусств.
Установка «на изначальную целостность»5 способствовала непосредственному симультанному чувственному акту, где не было членения на ощущение, восприятие, эмоцию, а порою и на «осознание смысла объекта»6. Ф. Лист не раз отмечал, что во время прослушивания или исполнения музыкальных сочинений у него появляются зрительные представления произведений живописи, скульптуры или архитектуры. По словам композитора, когда он глядел на произведения изобразительного искусства, в его памяти всплывали сочинения литературы. В одном из писем Ф. Лист писал: «Рафаэль и Микеланджело помогли мне понять Моцарта и Бетховена; Иоанн из Пизы, Фра-Беато, Франча разъяснили мне Аллегри, Марчелло и Палестрину; Тициан и Россини — это звезды, светящие нам одним и тем же светом. Колизей и Кампо-Санто
4 Данная проблема прослеживается уже в ранних опубликованных циклах статей Ф. Листа: «О положении художников и об условии их существования в обществе» (1835), «Путевые письма бакалавра музыки» (1835—1839). Даже «Письма бакалавра музыки» представляют собой объединенные под общим названием статьи-письма, адресованные Ж. Санд, Л. Роншо, М. Шлезингеру, А. Пикте, Г. Гейне, Л. Массару, Ж. д'Ортигу, Г. Берлиозу (См.: Мильштейн Я. Ф. Лист. - М.: Музыка, 1970. -Т. 1. - С. 199, 753).
5 См.: Зайцева М. Актуальность эстетико-фи-лософского анализа синестетического восприятия с позиций исторического и классификационного подходов // Вестник МГУКИ. - 2010. -№ 4. -
С. 49.
6 См.: Галеев Б.М. Что такое синестезия: мифы или реальность. - Казань: Институт «Прометей», 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://synesthesia.prometheus.kai.ru/mif_r.htm.
совсем не так чужды героической симфонии и реквиему, как это обыкновенно думают. Данте нашел себе отголосок в живописи - у Орканья и Микеланджело; со временем, быть может, он найдет его и в музыке, в каком-нибудь Бетховене будущего»7.
Синестетическое восприятие отражено во многих аспектах жизни и творчества композитора: в неотделимости жизненного пути от творческого, в универсальности мышления8, в «энциклопедических» знаниях в разных областях искусства9 (литературе, скульптуре, живописи и др.).
Национальная принадлежность Ф. Листа к той или иной культуре также сыграла свою роль в становлении его синесте-тического мышления. В творчестве композитора отсутствует резкая грань между «венгерскими и "инонациональными" произведениями»10, переплетаются интонационно-стилевые компоненты венгерской, французской, немецкой и других культур. Причиной подобного «сплава» стали «венгерское детство, парижская юность, проведенные в Германии зрелые годы плюс впечатления, почерпнутые во
7 Цит. по: Мильштейн Я. Указ. соч. - С. 228229.
8 Идея универсального и гармоничного развития художника была обусловлена синестетическим восприятием композитора, поскольку она призывала не только ко всестороннему развитию личности творца, но активизации всех его ощущений.
9 Исходя из указанных принципов, Ф. Лист определил для себя черты идеальной личности: сильный человек, наделенный «незаурядной волей, способностью к могучим деяниям и богатым внутренним содержанием в его всеобъемлющем диапазоне (высокие помыслы, мощь интеллекта, тонкость эмоциональных реакций)» (См.: Демченко А.И. Ференц Лист: вехи эволюции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: narod.ru/lizstdem.htm).
10 См.: Друскин М. Ференц Лист // История
зарубежной музыки. - СПб.: Композитор, 2002. -Вып. 4. - С. 180-181.
время гастролей в ряде других стран, включая Россию»11.
Синтетизм мышления композитора обусловил многоканальность кодирования информации, что способствовало яркому внешнему оформлению сочинений Ф. Листа, отражающему взаимодействие различных видов искусства. Музыкальные сочинения включают в себя несколько модальных рядов: звуковой (собственно нотный текст), зрительный (предпосланная картина), вербальный (поэтический эпиграф, заголовок или подтекстовка). Автор не только давал своим произведениям названия, но часто предпосылал эпиграфы — отрывки текстов, взятых из литературы. Композитор специально заказывал художникам картины, полагая, что они (вместе с литературными эпиграфами) помогут наиболее полно раскрыть замысел его сочинений. Особый интерес вызывают авторские ремарки, которые Ф. Лист часто делал на картинах. Это были своего рода «девизы», например: «Один за всех и все за одного». Оформляя свои музыкальные сочинения при помощи живописных иллюстраций и дополняя их поэтическими текстами, Ф. Лист в первую
очередь воздействовал на высшие синесте-
12
тические «модальности»: слух и зрение .
11 См.: Демченко А.И. Указ. соч.
12 В синестезии взаимодействуют пять принципиально равноправных чувств. Несмотря на это, «в классической эстетике сложилось устойчивое суждение о неравноправности ощущений», которые делятся на высшие — зрение (^эиэ), слух (аи&Шэ) и низшие — обоняние (э^асШэ) и вкус (¿изШэ); осязание (£ас1и) чаще всего относят низшим чувствам, но иногда причисляют и к высшим. Критериями такого разграничения являются объективность или субъективность; способность к обобщениям (См.: Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств. — Новосибирск: Наука, 2003. — С. 35; Коляденко Н. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства ХХ века). — Новосибирск: Ново-
Синтетизм мышления оказал влияние на преобладание программной музыки. Программа была неотъемлемым элементом художественного замысла музыкальных сочинений Ф. Листа. Она не только вдохновляла автора на творчество, но и делала сочинения «доступными» для публики. Поэтическое слово влияло на восприятие смысла, активизируя «все разновидности художественной
13
условности»13, которая «придает художественным образам черты тропов»14, что давало композитору возможность приблизить слушателя к пониманию смысла его сочинений. Ф. Лист ощущал музыку «как высказывание», «передачу смысла», как «конкретный интонационно-выразительный акт», поэтому, как отмечает К. Зенкин, стремился «создать бессловесный образ звучащего слова», в соз-
15
дании которого помогала программа15. Поэтическое слово в инструментальной музыке могло присутствовать в разных формах: в виде программных подзаголовков, в качестве поэтического эпиграфа или прозаического предуведомления к произведениям, как подстрочный текст (подтекстовка), который был выписан на
сибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2005. — С. 52).
13 См.: Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств. — Новосибирск: Наука, 2003. — С. 56.
14 По Н. Коляденко, тропы — это направление восприятия «от понятийности в сторону невербальных способов образования художественного смысла» (См.: Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств. — Новосибирск: Наука, 2003. — С. 56).
15 См.: Зенкин К. Пути развития позднероман-
тической фортепианной миниатюры // Форте-
пианная миниатюра и пути музыкального романтизма. - М.: Знание, 1997. - С. 130-158.
протяжении всего сочинения (например, в пьесе «Канцонетта Сальватора Розы»), но реально не звучал.
Синтетизм мышления отразился на образном строе произведений Ф. Листа. Наиболее характерными для композитора являются «романтически окрашенная героика», восторженно-экстатическая и скорбная лирика, как и противостоящие им скепсис и ирония («мефистофельское начало»16). Артистизм, фантастическая виртуозность, картинность образов привели, по мнению А. Демченко, к театральности сочинений Ф. Листа. Исследователь отмечает, что композитору «удалось претворить многообразную шкалу состояний и настроений с их свободными, гибкими переходами от одного к другому» благодаря «яркому тематическому рельефу и превосходной мелодической пластике», «концентрированности мысли»17. Тесно переплетаясь, соединяясь друг с другом в одном произведении, образы создают особый «сплав», представленный в идее двой-ничества. Так, образы Фауста и Мефистофеля, темы Любви и Смерти в сочинениях Ф. Листа представлены как разные грани одного целого.
Стремление Ф. Листа максимально задействовать различные ощущения за счет синтетизма различных видов искусства сказалось на фактуре и гармоническом языке сочинений композитора. Ф. Лист стремился к живописности, изобразительности, что приблизило его сочинения к полотнам художников эпохи Возрождения18 и романтизма. М. Дру-
16 См.: Протопопов Вл. Сонатная форма в западноевропейской музыке 2-й половины XIX века. - М.: Музыка, 2002. - С. 3-4; 15-55.
17 См.: Демченко А.И. Указ. соч.
18 Полагаем, что обращение композитора к искусству эпохи Возрождения не было случайным.
скин и Е. Царева считают, что в изобразительном искусстве Ф. Лист находил не только источник творческого вдохновения, но и стремился сделать неотъемлемыми качествами музыки живописность, скульптурность и графичность. Для этого композитор не просто воплощал соответствующие образы, но и отыскивал «возможности для создания в самой композиции и фактурном облике пьесы эквиваленты картине или скульптуре (выделено Е. Царевой)»19. Звукоизобрази-тельный эффект усиливала, по мнению
A. Демченко, виртуозность творчества Ф. Листа20, связанная «с интенсивнейшим развитием красочной стороны изложения материала»21. Показательной в этом отношении является пьеса «Фонтаны виллы д'Эсте». Устремленные вверх фигурации графически напоминают брызги фонтана, а стремительные пассажи тридцать вторых имитируют журчание воды.
Особая роль в «живописности» сочинений Ф. Листа принадлежала гармонии. У Ф. Листа она ассоциировалась с цветом в живописи22, поэтому способствовала созданию новой красочно-звуковой палитры его сочинений. Так, уменьшенный септаккорд имел мрачные, «темные»
B. Андреева отмечает, что именно с данной эпохи стало интенсивно развиваться «живописное» начало (См.: Андреева В.А. Взаимодействие музыки с другими видами искусства // Вестник МГУКИ. -2012. - № 1. - С. 249).
19 См.: Царева Е. Указ. соч. - С. 253.
20 По мнению А. Демченко, виртуозность Ф. Листа включает «роскошный декор пышно расцвеченной фактуры, обволакивающее кружево колорированных фигураций, "жемчужные" россыпи и нарядные звуковые гирлянды, орнаментику инструментальных рулад и фиоритур» (См.: Демченко А.И. Указ. соч.).
21 Мильштейн Я. Указ. соч. - С. 375.
22 См.: Демченко А.И. Указ. соч.
цвета (в основном композитор применял его в образах шторма, бури); хоральные мажорные аккорды в высоком регистре ассоциировались с чем-то светлым, «священным», идеальным; увеличенное трезвучие - со сказочными и фантастическими образами.
Синестетичностьвосприятия мира способствовала особому отношению композитора к жанрам. Ф. Лист сравнивал жанры с разнообразными видами животных и растений. Автор писал, что подобно им жанры в искусстве также «рождаются», «умирают», «скрещиваются», появляются новые виды и т. д.: «При посредстве скрещения и слияния возникают новые, дотоле неизвестные жанры, которые, разрываясь и смешиваясь в свою очередь с другими, идут навстречу своему закату, совершенно так же, как и в животном и растительном царстве исчезают целые виды и взамен их появляются новые»23. Это объясняет стремление композитора выйти за рамки уже существующих жанров, создавать новые жанры путем «смешивания» уже известных и т. д. При этом Ф. Лист полагал, что «смешение» жанров должно быть оправдано поэтической идеей произведения. В творчестве композитора ведущую роль занимал жанр поэмы, сложившийся в литературе. Известно, что Ф. Лист создал жанр симфонической поэмы. Принципы поэмности (наличие программы, опора на литературный сюжет, особенности формообразования: стремление к одночастности, наличие цикличности и т. д.) он применял в других жанрах - сонате, фантазии, фортепианных миниатюрах и т. д.
Таким образом, главная особенность синтетизма мышления Ф. Листа заклю-
23 Цит. по: Мильштейн Я. Указ. соч. — С. 375.
чается в идее объединения, ведущей предпосылкой формирования которой явилась синестетичность восприятия мира. Тенденция к синтетизму определила эстетические позиции композитора, особенности его мышления, музыкального языка, отношение к программе, жанрам, форме и образам, а также выразилась в стремлении к целостному, непосредственному и многоканальному оформлению работ.
Литература
Андреева В А. Взаимодействие музыки с другими видами искусства / В. А. Андреева, Р.Г. Аб-дулатипов // Вестник МГУКИ. - № 1 (45) январь-февраль. — 2012. — № 1. — С. 247-250.
Талеев Б.М. Что такое синестезия: мифы или реальность / Б.М. Галлеев; Институт «Прометей»; Web-мастер И. Корнилова, Р. Сайфул-лин. — Казань: Институт «Прометей», 2006 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// synesthesia.prometheus.kai.ru/mif_r.htm.
Демченко А.И. Ференц Лист: вехи эволюции / А.И. Демченко; сост. Г. И. Ганзбург, под общей ред. Т. Б. Веркиной // Григорий Ганзбург (музыковед). — Харьков: Каравелла, 2002 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// hansburg.narod.ru/lizstdem.htm.
Друскин М. Ференц Лист / М. Друскин, А.Зорина // История зарубежной музыки. — Изд. 3-е. — М.: Музыка, 1967. — 4. Вып. — С. 180— 242.
Зайцева М. Актуальность эстетико-философ-ского анализа синестетического восприятия с позиций исторического и классификационного подходов / М. Зайцева, Р.Г. Абдулатипов // Вестник МГУКИ — 2010. — № 4. — С. 48—54.
Зенкин К.В Пути развития позднеромантиче-ской фортепианной миниатюры / К.В. Зенкин; МГК. им. П.И. Чайковского // Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. — М.: Знание, 1997. — С. 130—158.
Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств: учеб. пособие для студентов
теоретико-композиторского факультета консерватории / Н.П. Коляденко, А.В. Русанов; НГК (академия) им. М.И. Глинки. - Новосибирск: Наука, 2003. - 258 с. прилож.
Коляденко Н.П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства ХХ века) / Н.П. Коляденко; науч. ред. Е.Г. Гуренко; под общ. ред. Н.И. Коноваловой. - Новосибирск: НГК (академия) им. М.И. Глинки, 2005. - 392 с.
Мильштейн Я. Ф. Лист / Я. Мильштейн, А. Ортенберг. - Изд. 2-е, расшир. и доп. - М.: Музыка, 1970. - 1 т. - 864 с.
Протопопов Вл. Сонатная форма в западноевропейской музыке 2-й половины XIX века / Вл. Протопопов, В. Панкратова. - М.: Музыка, 2002. - 134 с., нот.
Царёва Е.М. Франц Лист. Облик художника в контексте эпохи / Е.М. Царёва, К.В. Зен-кин // Европейская музыка XIX века. Книга первая. Польша. Венгрия. - М.: Композитор, 2008. - С. 229-263.