УДК 159.9
С.А. Неловко
аспирант, кафедра педагогики и психологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ
Аннотация. Статья посвящена осмыслению психологического компонента профессиональной деятельности спортивного педагога, который в современном обществе представляет собой важнейший элемент профессионализма. На основе анализа существующей ситуации в области спортивной педагогики автор делает вывод о том, что в процессе подготовки спортсмена психологическая подготовка способствует повышению эффективности работы в системе «спортсмен-тренер».
Ключевые слова: профессиональная подготовка, спортивная педагогика, психолого-педагогическое сопровождение, спортивное взаимодействие.
S.A. Nelovko, Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics
ABOUT THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF PROFESSIONAL ATHLETES
FEATURES
Abstract. The paper considers the psychological component of the professional activities of coach that in today's society is an important element of professionalism. Based on the analysis of the existing situation in the field of sport pedagogy, the author finds that in the process of training an athlete psychological preparation contributes to the effective work of «Athlete-coach» system.
Keywords: training, sport pedagogy, psychological and educational support, sports interaction.
Уже на протяжении долгого времени важнейшее направление социальной политики государства - повышение общественной значимости спортивной сферы в стране - призвано популяризировать различные виды спорта и улучшить все компоненты подготовки спортсменов-профессионалов и рядовых граждан, повысить эффективность профессиональной деятельности спортивного педагога. В данном исследовании рассмотрены компоненты психологической составляющей профессиональной деятельности спортивного педагога и обозначены некоторые актуальные проблемы такой подготовки.
Спортивная педагогика - это наука, которая изучает цели, закономерности и содержание воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом, а также аспекты управления этими процессами. В свою очередь психологическая подготовка - это комплекс психолого-педагогических направленных воздействий, которые применяются при формировании у спортсменов психических качеств и свойств для эффективной спортивно-тренировочной и соревновательной деятельности. Она включает в себя мотивацию, интерес, индивидуально-личностную установку, психолого-педагогическое сопровождение, в том числе создание и развитие разносторонних условий для принятия объектом оптимальных решений в различных ситуациях и др.
В современных условиях качество спортивной подготовки профессионального спортсмена в значительной мере определяется не только степенью физической подготовленности (режим тренировок и отдыха, сбалансированное питание, витаминные комплексы, спортивная техника и т.д.), но и наличием в системе комплексного развития педагогических, организационных, социально-психологических и методологических аспектов.
Анализ научно-методической литературы в сфере психологии и педагогики спорта показывает, что авторами уделяется достаточно большое внимание различным компонентам психологической подготовки профессионального тренера. Например, П.А. Рудик рассматривал содержание психологической подготовки в спорте как «систему психолого-педагогического воздействия с целью совершенствования психических качеств и черт личности для достижения
высоких спортивных результатов в избранном виде спорта» [6]. И.Ф. Андрющишин заметил, что снижение уровня спортивных достижений связано с недостаточностью использования психологических знаний и методов педагогического и психологического воздействия в процессе подготовки спортсменов, опирающихся на них [1]. А.Я. Гомельский рассматривает спортивную деятельность как основу построения и индивидуализации учебно-тренировочного процесса, а под индивидуализацией понимает «такое построение процесса физического воспитания, при котором осуществляется индивидуальный подход к воспитанникам и создаются условия для наибольшего развития их способностей» [3].
Наряду с этим, базис психологических знаний, которым владеет большинство тренеров, остается на среднем уровне. Часто профессиональные тренеры не располагают знаниями основ педагогической и спортивной психологии, а психологический образовательный компонент продолжает оставаться на низком уровне, что негативно сказывается на психологической подготовке спортсмена, который работает с таким тренером. Часто это обусловлено тем, что многие тренеры не придают должной важности психологической подготовке в процессе тренировочной деятельности. Данное противоречие выступает обоснованием научной правомерности и практической необходимости совершенствования психологических компонентов профессиональной деятельности спортивного педагога.
Мастерство тренера, его профессионализм можно охарактеризовать комплексом навыков и умений, которые требуются для эффективного решения образовательных и технических задач. К функциональным компонентам подготовки можно отнести организаторский, двигательный, конструктивный компоненты. Однако психологическая составляющая для тренера играет не менее значимую роль, чем физическая, ведь работающие в совокупности два этих компонента могут помочь добиться гораздо более высоких результатов. Если спортсмен подходит к соревновательному периоду в хорошей физической форме, но пребывает в состоянии плохой стрессоустойчивости, то его нельзя считать готовым к соревнованиям.
В большинстве видов спорта приоритетным направлением подготовки атлета является, безусловно, непосредственно физическое развитие. Однако стоит отметить, что смещение внимания тренера в сторону более успешных воспитанников или полное отсутствие внимания часто служит катализатором к уменьшению уровня мотивации у спортсмена, к снижению уверенности в себе и занижению самооценки. Помимо этого, здоровые отношения тренера с группой воспитанников, в том числе, в частности, и доверительность к каждому из них, играют не менее важную роль в достижении эффективности тренерской работы, чем непосредственно глубокая вера в самого тренера и отсутствие колебаний в его правоте [6].
Основной целью психологического сопровождения в спортивной подготовке является создание благоприятной психологической установки и комфортной атмосферы в процессе тренировок, что будет способствовать повышению эффективности выступления спортсменов и положительной динамике психологических и физиологических восстановительных процессов у спортсмена. Преследуя цель одержать победу, тренер часто своими действиями приводит к ограничению спектра оригинального спортивного мышления спортсмена, что в дальнейшем лишь будет способствовать торможению тактического и технического компонентов его спортивной подготовки.
Каждому спортивному педагогу стоит помнить, что грамотно сформулированные наставления тренера должны настраивать подопечного спортсмена на победу и избавлять его от лишних волнений и тревожности. Знание основ психологии позволяет тренеру отмечать особенности характера спортсмена и использовать его сильные и слабые стороны в профессиональной подготовке. Тренер, владеющий основами психологии, способен выявить и раскрыть потенциальные резервы каждого из спортсменов, с которыми он работает, и тем самым повысить коэффициент эффективности в процессе их совместной деятельности.
Список литературы:
1. Андрущишин А.Ф. Основы комплексной системы психолого-педагогической подготовки спортсменов // Спортивный психолог. - 2008. - № 1.
2. Бабушкин Г.Д. Психология деятельности тренера: учеб. Пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2006.
3. Гомельский А.Я. Управление командой в баскетболе. - М.: Физкультура и спорт,
1985.
4. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб: Питер, 2008.
5. Рудик П.А. Психология. - М.: Физкультура и спорт, 1974.
6. Стукало Л.М. О роли тренера в психологической и педагогической подготовке спортсменов к соревновательной деятельности // Информация и образование: границы коммуникаций. 2013. - № 5 (13). - С. 285-286.