- несоблюдение принципа функционального подобия, ведущего к замене образного выражения необразным;
- применение «сверхперевода» для пояснения отдельных элементов текста;
- невнимание к фрагментам текста, содержащим «затекстовую» информацию, что является характерным для фольклорных произведений.
Безусловно, перевод эпического произведения непростая задача. Требование максимально точной передачи фольклорного текста на другой язык вступает в противоречие с возможностью отобразить все его своеобразие средствами языка перевода. Кроме того, необходим научный комментарий к переводу, который бы позволил полностью раскрыть семантику выразительных средств олонхо.
Библиографический список
1. Алексеева И.С. Профессиональный тренинг переводчика. Учебное пособие по устному и письменному переводу для переводчиков и преподавателей. СПб.: Изд-во «Союз», 2004. 288с.
2. Габышева Л.Л. Слово в контексте мифопоэтической картины мира (на материале языка и культуры якутов): ав-тореф. дис.... докт. филол. наук: 10.01.09. М., 2003. 31с.
3. Гальперин А.И. Очерки по стилистике английского языка. М.: Литература на иностранных языках, 1958. 459с.
4. Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени // http://olonkho.info/ru/index.php/
5. Казакова Т.А. Практические основы перевода. English -Russian. СПб.: Изд-во «Союз», 2001. 320с.
6. Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре // http://www.ruthenia.ru/folklore/meletneklgrinc.htm
7. Нелюбин Л.Л. Лингвостилистика современного англий-
ского языка: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Флинта: Наука, 2007. 128 с.
8. Роббек Л.В. Функционально-семантические особенности языка олонхо (лексикографический аспект): автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.02.02. М., 2009. 26с.
9. Сдобников В.В., Петрова О.В. Теория перевода: учебник для студентов лингвистических вузов и факультетов иностранных языков. М.: АСТ, Восток-Запад, 2007. С. 137— 142.
10. Словарь якутского языка Э.К.Пекарского. В 3 т. М.: Акад. наук СССР, 1959.
11. Уваровский А.Я. Олокхо // Böhtlingk O. Über die Sprache der Jakuten. - СПб., 1848. - С. 79-95; (Middendorff A. Jiih Reise in den aussersten Norden und Osten Sibiriens Während der Sahre 1843 und 1844. Т. 3. Вып. 1.). Якут. нем. яз.
12. Er-Sogotokh: The Lone Stranger. Translated by Douglas Lindsey // Arizona Quarterly, 1971. 125-136p.
УДК 950
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ИРКУТСКИХ РАБОЧИХ В 30-40-е гг. ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОГО АВИАЗАВОДА)
М.О.Горячкина1
Восточно-Сибирская государственная академия образования, 664011, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9.
Исследуется повседневная жизнь иркутских рабочих в 30-40-е годы ХХ в. Отмечено, что этот период индустриализации в СССР повлиял на жизнь советских людей как на общеполитическом, так и на бытовом уровне. Изучение городской повседневности представляет интерес для современных людей в связи с тем, что позволяет в полной мере описать различные стороны жизни простых рабочих в городе Иркутске. Повседневная жизнь раскрывается в статье в следующей последовательности: трудовые будни рабочих, их питание, жилищные условия, криминогенная обстановка в регионе проживания рабочих, организация досуга и их культурно-образовательные потребности. Библиогр. 28 назв.
Ключевые слова: повседневность; рабочий быт; коммунальное жилье; социализм; труд; отдых.
ON THE FEATURES OF EVERYDAY LIFE OF IRKUTSK WORKERS IN 1930-1940-ies (ON EXAMPLE OF IRKUTSK AVIATION PLANT) M.O. Goryachkina
East Siberian State Academy of Education, 9 Sukhe-Bator St., Irkutsk, 664011.
The article deals with the everyday life of Irkutsk workers in 1930-1940-ies. This is the period of industrialization in the USSR that affected the lives of Soviet people both at general political and domestic levels. The study of urban everyday life is of interest to modern people, as it provides a detailed description of various sides of the lives of Irkutsk ordinary workers. Everyday life is revealed in the following order: everyday work of workmen, their food, housing, crime situation in the area of workers' residence, leisure and their cultural and educational needs. 28 sources.
Key words: everyday life; life of workers; shared accommodation; socialism; labour; leisure.
1Горячкина Марина Олеговна, аспирант, тел.: (3952) 420876. Goryachkina Marina, Postgraduate, tel.: (3952) 420876.
Жизнь людей - это труд и отдых, будни и праздники, свадьбы и похороны, рождение и воспитание детей, гражданские и церковные обряды - словом, все то, из чего складывается повседневное существование человека. В современном толковом словаре русского языка «повседневность» определяется как «имеющий место изо дня в день», «каждодневный», а также «ничем не примечательный, обыденный, рутинный труд» [1]. Термин «повседневность» предложил философ и социолог А. Шюц, который стал применять его для обозначения «естественных установок индивида, его внутренний мир» [2]. Когда мы говорим о повседневности, то имеем в виду нечто привычное, близкое, упорядоченное. Это касается стиля жизни, питания, одежды, жилища, распределения времени и т.п. - словом, всего того, что принадлежит нашему миру, в котором человек свободно ориентируется. Центральными вопросами в анализе повседневности являются жизненные проблемы тех, кто оказался безымянным в истории, так называемых простых, рядовых людей. Именно они составляют большинство участников исторического процесса.
Нами предпринята попытка исследовать ежедневную, ничем не примечательную на первый взгляд жизнь рабочих города Иркутска в 30-40-е гг. ХХ века. Выбор в периодизации исследований был сделан не случайно. Тридцатые годы - это эпоха индустриализации в стране, время грандиозных строек и технических открытий. Тогда человек как бы растворялся в производстве, сливался с государственной системой, имеющей целью построение социализма. Идейные установки направляли на повсеместное ударничество рабочих, их трудовой вклад в экономику страны. Об официальном морально-психологическом настрое можно судить из часто исполняемого на предприятиях «Марша энтузиастов» в 30-е годы прошлого столетия: «К станку ты склоняешься, в скалу ты врубаешься, мечта прекрасная, еще неясная, уже зовет тебя вперед» [3].
Но на фоне грандиозных политических замыслов и экономических свершений не решалась проблема бытовой обустроенности рядовых граждан, степени их удовлетворенности жильем, продуктами питания, одеждой.
Выбор городской повседневности в качестве предмета исследования обусловлен тем, что без глубокого изучения будничной жизни прошлого невозможно представить в полном объеме духовно-поведенческие факторы жизни современных людей.
Для городской повседневности характерно большее разнообразие и неоднородность, чем для сельской будничной жизни. Это обусловлено особенностями формирования населения города, спецификой городской экономики, организацией досуга и быта горожан. В городской повседневности нет такой традиционности, коллективизма и привязанности к земельной собственности. Люди города отличаются образованностью, общей политической эрудицией, разнообразными взглядами и интересами.
Изучение городской повседневности представляет большой интерес в сфере познания самых различных
сторон жизни прошлого - труда, отдыха, получения образования, охраны здоровья, обеспечения жильем, питания, воспитания детей, взаимоотношений с соседями и родственниками. Немаловажное значение в описании жизни прошлого имела криминальная обстановка в городе, развитие различных форм девиа-нтного поведения в среде горожан, отношение к нормам, традициям, законам в обществе.
Экономические преобразования в стране в 20-30-е гг. ХХ века происходили под лозунгом «большого скачка». Политическое руководство убеждало население страны в необходимости максимальной трудовой самоотдачи для доказательства истинной веры в социализм. За короткий период с конца 20-х до середины 30-х годов в Иркутске появилось несколько крупных предприятий: завод тяжелого машиностроения, авиационный завод, мясо- и мелькомбинаты, заводы комбикормовый и мыловаренный, построены трикотажная, чаеразвесочная, слюдяная и обувная фабрики. В 1936 году был сооружен мост через реку Ангару. Эти грандиозные стройки осуществлялись во многом благодаря самоотверженному труду простых людей, их массовому героизму, ударничеству. Такой психологический настрой стал неотъемлемой частью повседневной жизни большинства иркутян. Следует отметить, что официальные данные о темпах индустриализации в регионе, о которых можно было узнать из ежедневных газет, расходились с реальностью. Так, уже в начале 30-х годов в погоне за «хорошими показателями местные власти указывали в печати, что «не на 100% охвачены рабочие ударничеством, а на 30%, так как не все рабочие вызвались работать сверхурочно и вызывать бригады на соцсоревнования» [4]. Причинами тому были низкая материальная заинтересованность в уравнительной оплате труда и бытовая неустроенность. В воспоминаниях первостроителя авиационного завода Богатова П.А. говорилось: «В сентябре 1932 года я вместе с другом т. Клишиным В.Д. по вербовке из г. Пензы приехал на строительство нашего завода. И что же мы здесь увидели? А увидели очень плохое жилье. Было построено несколько бараков в виде стен, крыши, дверей и окон. Если в начале осени еще ничего, то зимой было очень холодно...» [5]. Действительно, в авральном режиме строительства жилья «на скорую руку» не учитывались элементарные потребности рабочих: жить в отдельных теплых квартирах, иметь мебель, посуду, книги. Безусловно, что плохие бытовые условия в сочетании с нелегким физическим трудом стали невыносимыми для многих первостроителей, что и заставило их уезжать обратно.
Основным источником трудовых ресурсов при сооружении промышленных объектов в городе были молодые люди, приехавшие на строительство из европейской части России. Активно на стройки приходило и местное крестьянское население, желающее заработать деньги для своих семей. Однако холодный сибирский климат, плохие бытовые условия, тяжелый труд приводили к большой текучести рабочих с «ударных строек». Так, строившийся в начале 30-х годов авиазавод не был исключением. Материалы из архива
Иркутского авиационного завода свидетельствуют, что «Из 856 рабочих за сентябрь-ноябрь 1932 года - 234 человека покинули строительство» [6]. Трудности быта объяснялись руководством предприятий как временное явление, которое «должно закалить молодых рабочих и проявить их классовую боеспособность» [7]. Исследование архивных данных дают большой объем ранее секретной информации о повседневной жизни иркутских рабочих в самых разных сферах деятельности. Так, наиболее важным вопросом, характеризующим повседневное существование, является обеспечение продуктами питания. Но если сегодня ведущим положением этой проблемы стало наличие экологически чистой, сбалансированной и здоровой пищи, то в 30-е годы приоритетным направлением для пищевой индустрии считалось наличие на столе каждого советского гражданина необходимого набора продуктов. Единственным поставщиком питания на городской рынок были местные крестьянские хозяйства и в небольшом количестве завозные продукты из регионов Советского Союза. Ассортимент продуктов был невелик и складывался из десятка наименований продуктов. Ежедневно на столе рабочего можно было увидеть хлеб из ржаной муки, щи, пшенную и овсяную кашу, чай. Даже эти основные продукты распределялись по карточкам с 1935 года. Существовали единые для всех нормы распределения продуктов, но на особом положении находились значимые для страны промышленные предприятия. Их снабжали в первую очередь. Причем руководство и высший инженерный состав принадлежал к категории «А», которая пользовалась дополнительными продуктовыми пайками. Обслуживающий заводы персонал рядовых рабочих принадлежал к категории «Б» и льготами не обладал. Среднемесячная заработная плата в 1932 году у рабочего составляла 132 рубля. Из этой суммы более 50% расходовалось на питание. В социальной экономике существует такая закономерность: чем больше средств в семье тратится на питание, тем ниже ее уровень жизни. Отсюда следует, что семья рабочего в 1932 г. находилась на низкой ступени материального благополучия. Продуктовые карточки отоваривали в магазинах. Типичным явлением социалистической эпохи были очереди - как результат неотлаженной работы торговой сети и дефицита многих видов товаров. О неудовлетворительном снабжении свидетельствуют заметки в заводской газете «Сталинец» за 1938 год: «Растет завод, увеличивается прирост населения. Но торговая сеть не отвечает запросам масс. В магазинах редко бывают необходимые товары и продукты. Часты очереди, человеку трудно что-либо достать. Сложности с мукой, картошкой, луком. Мясо бывает крайне редко, качество хлеба плохое» [8]. В помощь организации системы питания на заводах создавались столовые. В столовых предлагались обеды со стандартным меню, в основном это была пшенная каша, вареная рыба и чай без сахара, хлеб. Поэтому для расширения рациона питания рабочие ездили на рынок в центр города два-три раза в месяц.
Получение образования в повседневной жизни рабочих играло особую роль. Эта работа проводилась
в соответствии с постановлениями общесоюзных и краевых организаций ВЛКСМ и по личной инициативе рабочих. В 1932 году учебой в городе Иркутске было охвачено 5 тыс. рабочих [9]. Широко была распространена учеба рабочих в вечерних школах. В актовом зале завода был лозунг: «Отработал - не теряй времени зря, тебя ждет школа, техникум, вуз!» [10]. Заводу не хватало профессиональных кадров. Обучение специалистов инженеров и младших технических работников проводилось в Москве, Таганроге, Воронеже. « В службы и заводские цеха требовались техники-специалисты, инженеры самолетостроения. Среди первых ИТР на завод приехали: В.Д. Миллер, И.Н. Чешков, А.Н. Кощеев и другие. Летом 1934 года прибыли тридцать техников, закончивших Таганрогский авиационный техникум, Воронежский авиатехникум. Прибывшими молодыми специалистами были укомплектованы службы, цеха и технический отдел»[11].
При предприятиях строились клубы, куда рабочие ходили в свободное время чаще всего с семьями для просмотра фильмов и общения с друзьями. Досуг рабочих и членов их семей был в поле зрения таких идеологических органов, как профсоюзы, комитеты комсомола, совет трудового коллектива, партии. Организация досуговой деятельности рабочих вменялась в обязанности местного клуба под названием «Аэроград». Своей главной задачей руководство клуба считало распространение социалистической культуры в самых широких массах заводчан. Для этого проводились еженедельные лектории о международном положении, о культурных событиях в стране, ставились театральные постановки, проводились антирелигиозные вечера. Примером тому может служить афиша о предстоящем вечере в клубе авиазавода в 1937 году: «7 января в клубе имени Сталина состоится антирождественский вечер на тему: «Рождество Христово, его происхождение и классовая роль», далее предлагается разоблачение «чудес» с помощью химических опытов и показ кинофильма» [12]. Однако особого интереса такие мероприятия среди рабочих не вызывали. Как пишется в другом номере газеты «Сталинец»: «Рабочие часто приходят на лекции без желания, во время лекции зевают, безучастно дожидаются показа кинофильма и, в целом, не проявляют интерес к докладчику» [13].
Большую роль в культурно-просветительской деятельности администрация предприятий возлагала на молодежный актив и культурные советы. Такие органы действовали в цехах, бригадах, малых трудовых коллективах. Помимо общей просветительской деятельности, культсоветы ставили задачи организации быта рабочих в соответствии с общими задачами партии. «В 30-е годы повсеместно устраивались соревнования на присвоение звания «Лучший барак», «Лучшая рабочая комната», «Передовой красный уголок»» [14]. Общежития и бараки были самым распространенным жильем рабочих в период индустриального строительства. Бараки сооружались очень быстро. Так, один из первых строителей авиазавода П.А. Богатов вспоминает, что когда он с товарищем приехал на строительство завода, «. в первую очередь они
включились в строительство жилья. Строили бараки, в один из которых поселились уже через 8 дней. За лето-осень 1932 года в поселке авиастроителей появилось 18 бараков по 50-55 человек в каждом» [15]. Комсомольцы и молодежь, которые отработали на строительстве завода один год, считались стариками, их переселяли в более благоустроенный барак. Основными инструментами строительства были кирка, лом, лопата, топор, пила, а транспортом - лошадь. Интересно, что бараки носили названия: дивизионные, транспортные, батальонные, совхозные. Видимо, не только по территориальному признаку, но и по тому, кто жил в данных бараках. Например, в совхозных жили рабочие подсобного хозяйства «Труженик». Батальонные и дивизионные - заселялись военными поселенцами. В тех же бараках размещались коллекторы, коммунальные предприятия, амбулатории, библиотеки. «Жили все вместе - и холостые, и семейные: заселявшаяся семья отделяла занавеской свои топчаны. Пищу готовили редко, так как питались в заводской столовой. В бараке был общий чайник, который всегда стоял на печурке, и можно было взять кипяток» [16]. Бараки были очень холодные. Были и такие помещения, в которых не было отдельных топчанов, только нары вдоль промерзших стен. Старожил поселка Нина Константиновна Сидорова, участница Великой Отечественной войны, вспоминала: «Приехав молоденькой девчонкой с мамой, сестренкой и братом в Иркутск, поселились в седьмом бараке, дали нам топчан и тумбочку. В одной секции жили примерно 30 семей. Два топчана на большую семью. Была одна печка буржуйка. Обеды получали в столовой, а кипяток - в «кипятилке». Потом нас переселили в 3-й барак. Там в одной комнате было четыре семьи» [17]. Об условиях проживания свидетельствуют многочисленные заметки в заводскую газету «Сталинец»: «У нас еще такие рабочие, которые, несмотря на трудовой стаж, живут в тесном бараке. В комнате в 17 квадратных метров располагается три семьи (13 человек). В бараках и общежитиях грязь, сырость. Кровати имеются не у всех, грязны матрасы и простыни.... Спрашивается, где забота о живых людях?» [18]. Или другая статья о бытовых условиях заводчан: «Директору завода необходимо принять срочные меры по улучшению бытовых условий наших рабочих. Необходимо широко развернуть строительство стандартных домов. Нужно оживить работу домовых советов» [19]. Такие дома были построены уже в августе 1934 года: каменный 4-этажный дом № 1 и общежитие № 7 по улице Авиастроителей. Такие стандартные дома эксплуатируются еще сегодня. При проверке состояния жилья рабочих в феврале 1938 года, комиссия выявила, что в большинстве общежитий и бараков часто не бывает электричества, помещения сырые, в некоторых комнатах побиты стекла.» [20]. Внутреннее устройство такого коммунального общежития фиксировали «Правила внутреннего распорядка», которые обязывали жильцов проводить уборку общей территории, вовремя вносить квартплату, экономно использовать электроэнергию и воду, вести добропорядочный, сознательный образ жизни. Однако рабочие часто их нару-
шали, организуя прием гостей в воскресные и праздничные дни, который сопровождался скромным застольем и выпивкой. Во многих случаях пьянство являлось специфическим видом адаптации, приспособлением к законам коллективного проживания. В докладной записке, составленной участниками проверки состояния дел общежитий города в 1935 году, говорилось: «В общежитиях города имеют место пьянство, хулиганство, драки, прививаются нечистоплотность, бескультурье...» [21]. Пьянство и алкоголизм являлись реальностью советского общества в 30-40-е гг. «На приобретение спиртного рабочие тратили 3-4 % от общих доходов, если на культуру и образование всего 0, 9 %» [22 ]. В целях проведения антиалкогольной компании в 1928 году было создано Всесоюзное общество борьбы с алкоголизмом - ОБСА. В Иркутске было создано 90 ячеек этого общества. В антиалкогольной компании принимали участие партийные организации предприятий. Активисты ОБСА часто устраивали антиалкогольные выставки, ставили пьесы на одноименную тематику, организовывали показательные суды над злоупотреблявшими алкоголем.
Другим пороком советского общества была преступность. В городе совершалось немало убийств, краж, разбоев. С конца 1930-х годов появились новые виды правонарушений: бытовые драки, мордобой, оскорбления, нецензурная брань. В городе появилось немало аферистов и шулеров, промышлявших мошенничеством. В вечернее время большинство городских жителей предпочитали не выходить на улицу. О криминогенной ситуации в городе говорят многочисленные заметки в органах местной печати: «В ночь на 6 апреля хулиганы нанесли смертельную рану т. Гурову - токарю цеха, комсомольцу, возвращающемуся из дома кино в поселок Боково...» [23]. Не трудно предположить, что причиной убийства стало ограбление рабочего бандой хулиганов, промышлявшей в этом районе. В городе в 20-30-е годы действовали преступные банды «Орден шпаги» и «Бакланы», доставлявшие массу неприятностей жителям и властям. Для борьбы с преступностью Иркутский горсовет принял ряд постановлений об организации рабочих дружин в помощь городской милиции, улучшении освещения городских улиц, о пропаганде бдительности среди горожан в вечернее и ночное время суток.
Для воспитания правильной советской морали и предотвращения негативных сторон жизни граждан, руководство страны уделяло значительное внимание организации досуга советских людей, игравшего важную роль в развитии личности. В общем виде в структуре свободного времени рабочих можно выделить такие виды жизнедеятельности, как удовлетворение духовных потребностей, техническое и художественное творчество. В свободное время рабочие читали газеты, слушали радио, читали художественную литературу, посещали зрелища (кино, театр и т.п.), рабочие клубы, участвовали в различных кружках и других видах любительских занятий. Кроме того, в свободное время осуществлялись и такие типичные виды пассивного отдыха, как общение с друзьями, родственниками, а также занятия физкультурой и спортом. Эти
виды деятельности также в определенной мере способствовали восстановлению и развитию физических и духовных сил рабочих.
Ежедневное чтение газет стало одним из занятий в свободное время. Привычка к чтению газет в большей мере зависела от возраста, образования, общественной активности. Так, обследование рабочей молодежи, проведенное Центральным управлением народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) совместно с ЦК ВЛКСМ в 1936 г., показало, что «73% юношей и 62% девушек систематически читают газеты, среди стахановцев их доля повышается до 80%, а среди комсомольцев - 82%» [23]. Большинство читающих газеты, наряду с новостями международной жизни, активно интересовались местными событиями. Оценивая распространенность чтения газет, журнал «Профессиональное движение» отмечал: «В каждом доме рабочего можно найти «Советскую Сибирь», «Красное знамя», «Сталинец» и другие газеты» [24 ]. Наибольшей популярностью среди центральных газет у рабочих Сибири пользовались «Правда» и «Труд». Проходили кампании подписки, пропаганды газет. Так, с 1 декабря 1929 года в Иркутске был проведен ударный штурм по внедрению в массы газет и журналов. На предприятиях были организованы митинги, на которых разъяснялось значение газеты для расширения кругозора, воспитания рабочих.
В 20-30-е гг. прошлого столетия в Сибири начинает распространяться радио. Однако в начале исследуемого периода радио еще не стало обычным явлением: репродукторы были установлены, как правило, в клубах, на предприятиях и очень редко в квартирах рабочих. В первые годы распространения радио слушание радиопередач обычно проходило коллективно. Рабочие собирались на квартире счастливого обладателя радиоточки и обсуждали услышанные по радиоприемнику новости. Передачи длились 3-4 часа в день, более половины времени занимали сообщения о внутренней и международной жизни, лекции и беседы на различные темы. «Распространению радио способствовала деятельность сибирских организаций Общества друзей радио, насчитывающих в своих рядах в 1928 г. 11,2 тыс. человек. Быстро росло число радиолюбителей, являвшихся страстными пропагандистами радио. На 1 мая в Иркутском округе действовало 1638 радиолюбительских установок, из них 1533 в городах» [25]. Большую роль играло радио в воспитании эстетических вкусов рабочих. При составлении радиопрограмм учитывались интересы и пожелания слушателей. Так, Иркутский радиоцентр в сентябре 1930 г. провел анкетный опрос своих слушателей, в ходе которого выяснились требования рабочих к радиопрограммам. Большинство отдали предпочтение музыкальным радиопередачам и сводкам новостей.
Типичной формой удовлетворения культурных потребностей горожан стало чтение художественной и научно-популярной литературы. В 1934 году в стране прошла библиотечная перепись, которая показала, что читателями библиотек являются 31,5% всех рабочих. Это небольшой процент читающих по причине того, что в ряды городского населения вливались
огромные массы крестьян, культурный уровень которых был значительно ниже уровня городских жителей, им было необходимо еще «дорасти» до уровня распространения культурно-бытовых знаний. При улучшении материального состояния рабочих личные библиотеки все чаще становятся привычным атрибутом городских квартир. «В 1936 г. среди рабочей молодежи половина юношей и девушек имели книги в своих домашних библиотеках» [26]. Интересы читателей были весьма разнообразными. Большей популярностью пользовались русская классика: А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой.
Интерес читателей к отечественной классике ярко проявился в 1937 г. во время проведения Пушкинских дней, посвященных столетию со дня гибели поэта. На предприятиях были организованы вечера поэзии А.С. Пушкина, созданы специальные бригады чтецов, которые читали произведения великого поэта непосредственно в квартирах рабочих. Велик был интерес к произведениям приключенческого жанра: романам Ф. Купера, Майн Рида, Ж. Верна. Огромный интерес вызывали произведения молодой советской литературы. «В обзоре библиотек Иркутска отмечалось, что читатели постоянно спрашивают романы Д. Фурманова, А. Серафимовича, Ф. Гладкова. Частыми были очереди на чтение той или иной популярной книги» [27]. Таким образом, чтение книг становилось необходимым элементом культурной жизни рабочих в 30-40-е гг. В конкурсах на лучшую квартиру, часто проводившихся в годы первых пятилеток, наличие личной библиотеки рассматривалось как элемент нового быта, культурности семьи.
В формировании структуры свободного времени важное место занимало приобщение рабочих к посещению зрелищных мероприятий. Просмотр кинофильма, театрального спектакля, других представлений создавал возможности для полноценного отдыха, восстановления физических и духовных сил. Формирование привычки к посещению зрелищных учреждений являлось эффективным средством вытеснения негативных форм проведения свободного времени горожанами. «В среднем на каждого жителя городов и рабочих поселков Сибири в 1930 г. приходилось 14 посещений кино в год» [28]. Чаще всего при клубах заводов имелись киноустановки, демонстрирующие фильмы еженедельно. Большой популярностью у рабочих пользовались шедевры советского кино: «Броненосец Потемкин», «Красные дьяволята» и другие. Цена на билеты в кино была большой, поэтому, по воспоминаниям работника авиазавода А.К. Коцевича, в кино ходили после получения заработной платы один-два раза в месяц.
Таким образом, к 30-40-гг. ХХ века в Советском Союзе сложилась особая форма повседневной действительности - советская будничная жизнь. Характеризовалась эта жизнь чередой событий, связанных с самоотверженным трудом граждан, беспрекословным следованием идеям и заданиям правящей коммунистической партии, невзыскательными требованиями большинства населения страны к жилищно-бытовым
условиям и слабой материальной заинтересованностью в преобразовании сложившейся системы.
Анализ отдельных компонентов повседневности городских рабочих позволяет более детально увидеть уклад, стиль жизни городской среды в эпоху индустриального строительства. Во многом возникающие в этот период явления, связанные с морально-психологическими, поведенческими, мировоззренческими факторами обыденной жизни городских рабочих, определили моральные устои последующих поколений.
Нам видится необходимым более глубокое исследование повседневной жизни рабочих города Иркутска на примере поселка авиастроителей, поскольку в региональной историографии этих материалов немного,
недостаточно научных трудов посвящено этой стороне городской реальности. Внимание к этой теме предполагает обращение как к традиционным историческим источникам, так и специфическим документам - мемуарам рабочих, печатным материалам заводской газеты «Сталинец», интервью с бывшими работниками завода, являющимися потомками первострои-телей.
Изучая прошлое, мы отдаем дань уважения ушедшим поколениям и обращаем свой взор в будущее. История городской повседневности отражает многочисленные детали бытовой обустроенности граждан, что позволяет более полно представить и понять жизнь наших предков в условиях строительства социалистического общества.
Библиографический список
1. Кузнецов В.А. Современный толковый словарь русского языка. СПб.: 2005. С. 583.
2. Стацюра Ю.А. Повседневная жизнь молодежи в 20-30-е гг. ХХ века в период советской модернизации. М.: 2009. С. 58.
3. Дмитренко В.П. История Отечества ХХ век. 11 кл. М.: Дрофа, 2000. С. 608.
4. ГАИО, Ф. 2280. Оп. 1. д. 2. С. 24.
5. Богатов П.А. Воспоминания. Архив авиазавода. 1932. С. 5.
6. «Восточно-Сибирская правда». 1934. №5.
7. ГАИО, Ф. 2478. Оп. 1. д. 2. с. 56.
8. ГАНИИО, Ф. 162. Оп. 1. д. 138. С. 21.
9. ГАНИИО, Ф. 162. Оп. 1. д. 138. С. 21.
10. «Сталинец». 1938. №40.
11. Аксенов С.Н. Иркутский авиационный завод. История становления 1932-1956: хроникально-документальная история ИАЗ. Иркутск: Изд-во ООО «Типография ИРКУТ», 2009. 736 с.
12. «Сталинец». 1938. №40.
13. Буторин В.П. Просвещение рабочих Западной Сибири в 1928-1933 гг. М.: Наука, 1977. С.27.
14. Там же. С. 52.
15. Колмаков Ю.П. От станции Иннокентьевская до Ленинского района города Иркутска (1899-1935) // Земля Иркутская. Иркутск, 2010. С. 129.
16. Там же с. 131.
17 . «Сталинец». 1938. №34.
18. Там же.
19. Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского народа: нормы и аномалии. 1920-1930 годы. Спб.: Нева, 1999. С. 23.
20. «Сталинец». 1938. №40.
21. Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи: (Голоса из хора). М., 1996. С .58.
22. Там же. С. 59.
23. «Сталинец». 1938. №40.
24. Рабочий класс Сибири в период строительства социализма. 1917-1937 гг. Новосибирск, 1982.
25. «Иркутский рабочий». 1932. 16 марта.
26. «Профсоюзное движение». 1929. №2. С. 49.
27. Московский А.С. Рост культурно-технического уровня рабочих Сибири. 1920-1937 гг. Новосибирск. 1979. С. 279.
28. ГАИО, ф. 2280, оп.2, д. 491, л. 14.
УДК 341.8(47+94)" 1907/1910"
РОССИЙСКАЯ КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА НАЧАЛА XX ВЕКА: МАТВЕЙ ГЕДЕНШТРОМ
В.П.Олтаржевский1
Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1.
На основе неопубликованных архивных документов автор характеризует деятельность одного из консульских учреждений Российской империи - генерального консульства в Австралии, которая внесла большой вклад в развитие двусторонних отношений и в обоснование интересов России в юго -западной части Тихого океана. Показана роль одного из представителей отечественной дипломатии. Матвей Геденштром представлен в статье как дипломат с несомненными аналитическими способностями, глубоким проникновением в суть обстоятельств и событий в неизвестном обществе и формирующемся государстве, с обоснованными оценками и приверженный делу создания информационной базы для российского внешнеполитического ведомства по одному из неприоритетных, но перспективных направлений политики России. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: международные отношения; Юго-Западная часть Тихого океана; внешняя политика России; консульская служба; история российско-австралийских отношений.
1Олтаржевский Владимир Павлович, доктор исторических наук, профессор кафедры мировой истории и международных отношений, тел.: (3952) 241974, e-mail: [email protected]
Oltarzhevsky Vladimir, Doctor of History, Professor of the Department of World History and International Relations, tel.: (3952) 241974, e-mail: [email protected]