■ ■ ■ Об особенностях положения христианских общин разных конфессий в Сирии в 2011-2016 гг.
Совгира Я.В.
СОВГИРА Ярослав Валериевич - аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени св. Кирилла и Мефодия. Москва, Российская Федерация. E-mail: yaroslav74@hotmail.co.uk
Аннотация. В данной статье рассматривается положение христианской общины Сирии в разгар военного конфликта в этой стране с учетом конфессиональной неоднородности. Автор рассматривает, в каком состоянии находятся общины православной, католической и ориентальных (восточных) традиций. Подобное исследование проводится впервые, что обуславливает его научную новизну. Приводится сравнительная оценка взаимоотношений общин с зарубежными диаспорами и государствами, определяются пути оказания различного рода помощи. Автор приходит к выводу о том, что община Антиохийской Православной Церкви оказывается в наиболее слабом положении по причине менее развитой зарубежной диаспоры, более слабого представления в информационном пространстве. Общины Сиро-католической, Маронитской, Мелькитской и других католических Церквей пользуются обширной поддержкой по линии развитой в Ватикане системы благотворительных организаций. Помимо этого свою роль играют многочисленные пожертвования от членов Католической Церкви по всему миру. Ориентальные Церкви (Армянская Апостольская, Сиро-яковитская и Ассирийская) поддерживают связи с влиятельными зарубежными диаспорами, что обеспечивает им немалую материальную и информационную поддержку. В завершение статьи автор определяет основные факторы такого неоднородного положения и предлагает пути нормализации ситуации.
Ключевые слова: преследования христиан, Сирия, экстремизм, терроризм, ИГИЛ, христианские конфессии.
Для цитирования: Совгира Я.В. Об особенностях положения христианских общин разных конфессий в Сирии в 2011-2016 гг. // Коммуникология. Том 5. №2. С. 134-143 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-2-134-143
Введение
Религиозная карта Сирийской Арабской Республики к началу т.н. «Арабской весны» характеризовалась большим разнообразием. В этой стране проживала довольно крупная христианская община, насчитывавшая порядка 2 млн. человек или 10% населения. Исторические особенности развития общины христиан обусловили большое разнообразие в конфессиональном плане в рамках этой религиозной группы. Военный конфликт в Сирии, начавшийся в 2011 году, непосредственным образом отразился на судьбе христианской общины этой страны. Христиане оказались в эпицентре войны между сирийским правительством, оппозиционными силами и экстремистской группировкой ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта, запрещенное в РФ), а также другими радикальными объединениями.
Следует обратить внимание на употребление терминов «конфессия» и «религия». Некоторые исследователи не вполне корректно употребляют термин «конфессия», говоря о религиозном течении (например, христианстве и исламе). В нашей статье под конфессией понимается течение внутри христианства: православие, католицизм или нехалкидонитские течения (т.н. «восточные» Церкви).
Объектом данного исследования выступают христианские конфессии Сирии. Предметом - особенности экономического положения общин в сравнении друг с другом. Временные рамки охватывают период с 2011 по 2016 год и обусловлены периодом наиболее тяжелых гонений на христиан в этой стране.
В российской науке проблема положения христиан в Сирии в новейшее время в некоторой степени затрагивалась в трудах востоковедов П.В. Густерина, И.В. Воробьевой, в выступлениях председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, в магистерских диссертациях выпускников Общецерковной аспирантуры и докторантуры иерея Павла Анищика и А.И. Сироты, а также в публикациях аспиранта ОЦАД И.Д. Кашицына. Среди зарубежных исследователей следует выделить публикации исполнительного директора организации «Международная христианская солидарность» Джона Эйбнера (John Eibner), профессора университета Оклахомы Джошуа Лэндиса (Joshua Landis), эксперта университета Гудзона Нины Шеа (Nina Shea) и аналитика Реймонда Ибрагима (Raymond Ibrahim).
Актуальными источниками информации являются данные государственных, религиозных и правозащитных организаций: Государственного департамента США, Европейского парламента, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, «Помощи Церкви в беде», различных информагенств, в т.ч. католических и ассирийских. Важной составляющей информационного освещение сирийских христианских Церквей являются их официальные страницы в социальных сетях. Нами используется сеть Facebook.
Указанные источники информации освещают положение христианской общины как таковой, не выделяя те или иные конфессии. Подробное описание вну-трихристианской обстановки в Сирии отсутствует. Ряд признаков указывает в настоящий момент на то, что положение христиан разных конфессий неоднородно в экономическом плане. Вклад в сравнительный анализ положения христиан разных конфессий в Сирии для всестороннего понимания ситуации представляется полезным для отечественного востоковедения. В этой связи мы выявим особенности и источники внешней помощи общинам Антиохийской Православной Церкви, католических общин, общин Восточных Церквей. Сирийские протестантские общины принимать в расчет проблематично из-за ничтожно малой численности. По итогам исследования будет произведен сравнительный анализ и выявлены отличительные особенности положения различных общин.
Общие сведения о положении христиан в Сирии
Христиане в сирийском конфликте оказались самой уязвимой стороной, поскольку являются численным меньшинством и не имеют подобно алавитам значительного
влияния в государственной власти. Существуют данные, в т.ч. из первых рук, о том, что сирийские мусульмане активно пользуются поддержкой как по линии государства, так и по линии международных и исламских гуманитарных организаций. Так, Красный полумесяц в Сирии существует с 1942 года и имеет 14 филиалов и 75 отделений. С другой стороны, мусульманская религиозная аффилиация экстремистов в рядах ИГИЛ определяет более лояльное отношение к последователям ислама.
По состоянию на конец 2016 года, число христиан в Сирии сократилось, по данным российского МИДа, с 2,2 млн. до 1,2 млн. человек [1]. Отечественный востоковед П.В. Густерин приводит схожие данные о количестве сирийских христиан в предвоенное время [2]. Католический епископ Алеппо Антуан Аудо в 2011 году сообщал о 1,5 млн. христиан в Сирии. Британское отделение «Помощи Церкви в нужде» заявило в 2015 году о снижении численности сирийских христиан за два года с 1,25 млн. до 500 тыс. человек [3]. Глава Мелькитской Церкви Патриарх Григорий III в 2013 году сообщал, что из Сирии бежало 450 тыс. христиан. В 2016 году сиро-католический Патриарх Игнатий Иосиф III отметил, что христиан в Сирии осталось менее 5%. Приведенные данные, несмотря на расхождения в абсолютных цифрах, совпадают в относительных показателях, что говорит о кратном сокращении христианского присутствия в Сирии. Основными факторами миграции христиан являются угроза гонений, развал экономики Сирии, уничтожение инфраструктуры и святынь, неопределенность будущего. По мнению апостольского администратора Латинского Патриархата Иерусалима архиепископа Пьербаттисты Пиццабаллы, «Никто не знает, что ждет их в будущем, они уехали и маловероятно, что они вернутся» [4].
Община Антиохийской Православной Церкви
До 2011 года в Сирии проживало около 500 тысяч православных верующих Антиохийской Православной Церкви. Их доля составляет порядка 25-30% от общего числа христиан в Сирии. Антиохийский Патриархат оказался в наиболее неблагоприятном положении, поскольку не имеет серьезной внешней поддержки. Позиция руководства этой общины значительно ограничивает круг потенциальных источников поддержки. Этому способствует и некоторая, в том числе информационная изолированность Антиохийского Патриархата и попытки удержать имеющиеся позиции.
О положении православных христиан свидетельствует ситуация в «Долине христиан» в Сирии. Эта местность в провинции Хомс представляет собой комплекс небольших поселений, в которых по состоянию на 2016 год проживает порядка 200-250 тыс. христиан (в зависимости от сезона), т.е., практически половина паствы Антиохийского Патриархата. Пастырское окормление верующих вверено викарию Аккарской митрополии епископу Пиргскому Илии (Туме).
Долина христиан с 2011 года стала прибежищем для большинства православных, лишившихся крова или бежавших от наступления террористов. В 2013-2014 гг. сообщалось, что население Долины христиан имело ресурсы обеспечивать нуж-
ды вновь прибывших за счет развитой инфраструктуры. В 2016 году появились данные о критическом ухудшении гуманитарной обстановки в этой местности.
В Долине христиан в связи с тяжелой обстановкой среди православных активизировалась католическая прозелитическая миссия. Существуют сведения о планах строительства храма Сиро-католической Церковью в этой традиционно православной местности. Имеются данные о том, что Антиохийский Патриархат отвергает предложения о сотрудничестве с католическими гуманитарными организациями.
По данным, полученным от представителей общины в Долине христиан, настрой жителей в отношении сирийского правительства негативный, поскольку оно рассматривается как инициатор многочисленных гуманитарных ограничений: отключения воды и электричества, сокращения поставок продовольствия, приоритетное распределение гуманитарной помощи среди мусульман. При этом публичной критики правительства христианскими лидерами не высказывается.
Зарубежные епархии Антиохийской Православной Церкви менее развиты, чем епархии Восточных Церквей. Православная община часто остается вне поля зрения мировой общественности по причине слабости информационных ресурсов. Это иллюстрируют официальные ленты Антиохийской Православной1 и Сиро-яковитской Церкви2 в социальной сети РаоеЬоок: Антиохийский Патриархат представляет свои новости в основном на арабском языке, Сиро-яковитский Патриархат ведет подробную летопись патриаршего служения на английском языке.
В 2013 году Русская Православная Церковь направила Антиохийскому Патриархату в качестве помощи 1,3 млн. долларов США, собранные верующими. По некоторым данным, передача и распределение средств сопровождались определенными сложностями. Впоследствии материальное содействие православной общине Сирии со стороны Московского Патриархата осуществлялось только по линии участия в сборе гуманитарной помощи Императорским православным палестинским обществом. Следует обратить внимание на реакцию православных иерархов на начало российской военной операции в Сирии в 2015 году. Представители Антиохийского Патриархата, в отличие от католических иерархов в целом воздержались от публичных комментариев, а ряд архипастырей в Сирии и Ливане раскритиковал высказывания протоиерея Всеволода Чаплина о «священной борьбе» против терроризма. Критические комментарии высказали, в частности, митрополит Бейрутский Илия (Ауди) и епископ Пиргский Илия (Туме). После заявления бейрутского митрополита православные активисты разбросали возле ливанских православных храмов листовки против его позиции.
Общины католической традиции
В Сирии имеется несколько общин в составе Римско-католической Церкви: Мелькитская Церковь, Сиро-католическая Церковь, Маронитская Церковь,
1 https://www.faoebook.oom/Antioohpatriarohate.org/ (Дата обращения: 12.10.2016).
2https://www.facebook.com/HisHolinessPatriarchMoranMorIgnatiusAphrem2nd/(Дата обращения: 12.10.2016).
Армяно-католическая Церковь, Халдейская Церковь, а также представители т.н. Латинского Патриархата.
По данным Католической Церкви, в 2010 году в Сирии число мелькитов1 составляло 234 тыс. человек, сиро-католиков - 67 тыс., маронитов - 53 тыс., халдеев - 35 тыс., армяно-католиков - 26 тыс.
Римско-Католическая Церковь располагает обширной сетью благотворительных фондов и организаций с филиалами по всему миру. В аппарате Римско-Католической Церкви с 1971 по 2016 год действовал отдельный Папский совет «Cor Unum» (Единое сердце), занимающийся координацией и содействием католическим благотворительным организациям. Обратимся к опыту работы католических организаций в деле помощи сирийским христианам.
Протестанский фонд «Варнава» содействовал перемещению нескольких сот сирийских христиан в страны католической традиции: Польшу и Чехию. Организация оплачивала транспорт и годовое проживание беженцам [5, c. 53-55]2.
Католический фонд «Помощь Церкви в беде» в 2014 году выделил на финансирование проектов помощи христианам Ближнего Востока более 13 млн. евро. В 2011-2014 гг. фонд реализовал в Сирии и Ираке отдельные гуманитарные проекты стоимостью 12 млн. евро [5, с. 56]. В последующие годы - еще на несколько млн. евро. Значительная доля средств поступала в фонд из стран католической традиции [5, с. 59-60]. Организация поставляет одежду и продукты питания христианам Сирии, осуществляла ремонт пострадавших зданий и храмов, строительство новых.
Международная католическая организация «Каритас» обладает обширной сетью представительств на Ближнем Востоке. «Каритас» оказывает поддержку тысячам беженцев в Ливане и Иордании. Каждый год ливанский филиал (основан в 1972 г.) оказывает помощь, в том числе медицинскую 120 тыс. сирийских беженцев. В Сирии «Каритас» работает в большинстве регионов. В Алеппо, например, организация содействует функционированию школ. В других регионах ведется строительство домов и социальных объектов, оказывается медицинская и гуманитарная поддержка. Иорданский филиал «Каритас» принимает ежегодно тысячи беженцев.
Межхристианская организация «Международная христианская солидарность» осуществляет в Сирии следующие проекты: информационная поддержка гонимых христиан, помощь в восстановлении зданий, поставки гуманитарных ресурсов: еды, одежды и лекарств.
1 Следует иметь в виду, что в научной литературе слово «мелькиты» часто используется в отношении православных арабов. Мелькитская же Церковь, сохранив восточно-православный обряд, юрисдикционно относится к Римско-католической Церкви.
2 Анищик Павел, иерей. Современные западноевропейские церковно-общест-венные и правительственные инициативы в области практической помощи преследуемым христианам Ближнего Востока. Диссертация магистра богословия. М., 2016. С. 53-55.
Французская организация «SOS христиане Востока» по состоянию на осень 2016 года имела в Сирии, Ираке, Ливане и Иордании более сотни волонтеров. Другая структура французского происхождения «Дело Востока» (L'Oeuvre d'Orient) поддерживает сирийских беженцев в Ливане и занимается строительством инфраструктуры в Сирии [5, с. 96-97].
Важно отметить, что указанные организации обеспечивают широкое информационное освещение своей деятельности в социальных сетях, привлекая таким образом немалое количество ресурсов.
Исходя из вышеизложенного следует вывод о том, что католические Церкви в Сирии имеют весьма развитую систему поддержки: финансовой и информационной.
Ориентальные христиане в Сирии
В Сирии проживало до конфликта порядка 170 тыс. яковитов и 40 тыс. членов Ассирийской Церкви Востока. Сиро-яковитская община обладает источниками помощи в виде диаспор в благополучных странах за рубежом, что обеспечивает ей финансовую и информационную поддержку.
По состоянию на 2013 год, в Германии насчитывалось 70 тыс. ориентальных христиан, в Швеции - 120 тыс., в США - 400 тыс. [6]. В России насчитывается около 70 тыс. ассирийцев. Отметим, что эти цифры представляются завышенными, что характерно для ассирийских источников. Голландский исследователь Элин Мюрр-ван дер Берг приводит следующие данные о членах Сирийской Ортодоксальной Церкви в 2001 году - 100 тыс. человек в Швеции и Германии, 40 тыс. - в США [7, с. 2304].
Для общин яковитского и несторианского толка национальная, культурная и религиозная идентичность являются важными факторами консолидации в чужой среде и солидарности с материнскими Церквами на Ближнем Востоке. Активная миграция яковитов и несториан в страны Запада началась в ходе турецкого геноцида в начале XX века.
Исследователь Дэвид Гонт, описывающий особенности самоидентификации ориентальных христиан в Швеции, говорит, что ассирийцы пошли по пути либерализации и секуляризации, в то время как «сирийцы»-яковиты остались верны традициям [8].
В начале 2015 года боевики ИГИЛ захватили в заложники более 200 последователей Ассирийской Церкви Востока на севере Сирии. В течение года удалось освободить практически всех заложников. В конце 2016 года в СМИ появилась информация о том, что такого результата удалось достичь благодаря кампании ассирийского епископа по сбору средств для выкупа пленных. Сообщается, что просьба архиерея собрала большое количество откликов со стороны диаспоры, в т.ч. деловых кругов. Дополнительный резонанс придали кадры казни боевиками трех ассирийцев.
В 2016 году трудами преподавателя Института восточных и африканских исследований Лондонского университета Микаэля Оеза была выпущена монография о по-
хищенном в 2013 г сиро-яковитском архиепископе Алеппо Григории Иоанне (Ибрагиме) «Mor Gregorios Yohanna Ibrahim. Pluralism, Dialogue and Co-Existence». Данные для книги собирались с широкого круга источников, затем монографию распространили во многих странах мира. О похищенном вместе с архиепископом Григорием православном митрополите Павле подобных трудов не издавалось.
Об относительно стабильном экономическом положении Сирийской Ортодоксальной Церкви говорит факт, что даже в обескровленном войной Алеппо епархия обеспечивала питанием малоимущих мусульман.
Стоит отметить и такой немаловажный фактор поддержки ориентальных христиан, как информационная активность ассирийцев в диаспоре. Характерным примером является Ассирийское международное информационное агентство -AINA, которое с 1995 года освещает на нескольких языках события на Ближнем Востоке, имеет электронную библиотеку ресурсов1.
Сирийские армяне
Община сирийских армян пользуется поддержкой как со стороны Республики Армении, так и влиятельной международной диаспоры. До начала конфликта в Сирии проживало от 60 до 100 тысяч армян, расселенных в основном на северных территориях: в Алеппо, Дейр-эз-Зоре, Кесабе и Камышлы.
Армянский МИД выступает в защиту христиан в международном поле. Официальная Армения приняла участие в организации конференции министерского уровня по защите ближневосточных христиан в Совете ООН по правам человека в Женеве в 2015 году.
Большой информационный резонанс вызвал захват боевиками населенного армянами г Кесаб в марте 2014 года. Армянские активисты создали отдельный русскоязычный сайт в Интернете - savekessab.ru, а в социальных сетях по всему миру был запущен хэштег #savekessab. На этих событиях акцентировали внимание всемирно известные представители голливудского шоу-бизнеса армянского происхождения (например, певица Шер), что вызвало цепную информационную реакцию и в конечном счете привело к широкому освещению кесабских событий в ведущих СМИ. В результате и Государственный департамент США выпустил отдельное заявление [9]. В апреле с заявлением по Кесабу выступил Европейский парламент [10]. В феврале 2016 года жители Кесаба получили адресную гуманитарную помощь от России. Учитывая, что Кесаб в исторической памяти армян напрямую связан с событиями геноцида христиан в Османской империи в начале XX века, значение событий 2014 года для армянского народа во всем мире сложно переоценить.
Оценки
По итогам проведнного исследования нами сделаны следующие выводы. Православная община Сирии находится в сравнительно тяжелом положении,
1 http://www.aina.org/
во-многом в силу позиции руководства Антиохийского Патриархата. Реакция на высказывания бейрутского митрополита Илии показала конфликт интересов между клиром и паствой. Общины католического толка пользуются разносторонней поддержкой со стороны Римско-Католической Церкви, что придает им больше уверенности, в том числе в свободе выражения собственного мнения. Католики обладают немалым влиянием как в информационном поле, так и в гуманитарной области. Ориентальные христиане Ближнего Востока пользуются материальной и информационной поддержкой со стороны зарубежной диаспоры.
В отсутствие у Антиохийской Церкви полноценной внешней поддержки уже проявляются первые признаки ее вытеснения католическими общинами. Пойдя по пути изоляции, иерархи Антиохийской Православной Церкви усугубили непростое положение общины.
Способствовать улучшению ситуации может создание единого межконфессионального механизма координации благотворительных усилий для паритетной поддержки всех христианских общин. На сегодняшний день имеются благоприятные возможности для этого, учитывая активизацию православно-католического сотрудничества после встречи Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 2016 году состоялся ряд совместных проектов: от посещения кризисных точек в Сирии и Ливане до межхристианской гуманитарной акции в ООН, ставшей продолжением православно-католической инициативы. Московский Патриархат в таком случае мог бы подтвердить свою роль ключевого посредника в дипломатическом разрешении проблем, стоящих перед христианами Сирии.
Источники
1. С начала конфликта в Сирии число христиан в этой стране сократилось на 1 млн. // Интерфакс 06.10.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax.ru/world/531394 (Дата обращения: 08.10.2016).
2. ГустеринП.В. Гражданская война в Сирии и положение христианского населения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://radonezh.ru/analytics/grazhdanskaya-voyna-v-sirii-i-polozhenie-khristianskogo-naseleniya-66722.html (Дата обращения: 08.10.2016).
3. Persecuted and Forgotten? A report on Christians oppressed for their Faith 2013-2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.acnuk.org/persecuted (Дата обращения: 29.10.2016).
4. Беженцы-христиане не склонны возвращаться в Сирию и Ирак - апостольский администратор Иерусалима // Благовест-инфо 11.12.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=70950 (Дата обращения: 25.12.2016).
5. АнищикП.Ф. Современные западноевропейские церковно-общественные и правительственные инициативы в области практической помощи преследуемым христианам Ближнего Востока. Диссертация магистра богословия. М., 2016. 156 c.
6. BetBasoo, P. Brief History of Assyrians [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. aina.org/brief.html (Дата обращения: 02.09.2016).
7. Murre-van den Berg Heleen. «Syriac Orthodox Church». In Kurian, George Thomas // The Encyclopedia of Christian Civilization. Wiley-Blackwell, 2011. vol. IV, pp. 2304-2309.
8. Gaunt D. Identity conflicts among Oriental Christian in Sweden. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sens-public.org/article767.html?lang=fr (Дата обращения: 02.09.2016).
9. State Department Daily Press Briefing [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// translations.state.gov/st/english/texttrans/2014/03/20140328297105.html#axzz2xc1yCks4(Дата обращения: 10.09.2016).
10. Attack on the Armenian village of Kessab in Syria / Parliamentary questions. 9 April 2014. E-004390-14. Question for written answerto the Commission (Vice-President/High Representative) [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/sides/ getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+WQ+E-2014-004390+0+D0C+XML+V0//EN (Дата обращения: 10.09.2016).
■ ■ ■ On Some Particular Issues of Confessions among Syria's Christian Community in 2011-2016
Sovgira Y.V.
SOVGIRA Yaroslav Valerievich, Post graduate student, Ss Cyril and Methodius School of Post-Graduate and Doctoral Studies. Moscow, Russian Federation. E-mail: yaroslav74@ hotmail.co.uk
Abstract: The paper regards the position of the Syrian Christian community in the midst of an armed conflict, taking into account the confessional differences. The author considers in what conditions stand the communities of Orthodox, Catholic and Oriental (eastern) traditions. This research is condcuted for the first time in domestic science. Author makes the comparative evaluation of communities relations with foreign countries and diasporas, then defines ways of providing various kinds of assistance. The author concludes that the community of the Antiochian Orthodox Church is in the weakest position. The reasons are weak diaspora and less activity in informational field. Communities of the Syro-Catholic, Maronite, Melkite and other Catholic Churches have a good support through advanced system of the Vatican charities. Oriental Churches (Armenian Apostolic, Syrian Jacobite, and Assyrian) maintain close relations with powerful diasporas, that give them considerable material and information support. Besides, many donations from the Catholic Church members play its role. In conclusion of the article the author defines the main factors of such a different status and suggests ways to normalize the situation.
Keywords: persecution of Christians, Syria, extremism, terrorism, ISIS (ISIL), Christian confessions.
For citation: Sovgira YV. On Some Particular Issues of Confessions among Syria's Christian Community in 2011-2016. Communicology. Volume 5. No. 2. P. 134-143 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-2-134-143
References
1. S nachala konflikta v Sirii chislo hristian v etoy strane sokratilos na 1 mln. // Interfaks 06.10.2016. Available at: http://www.interfax.ru/world/531394 (08.10.2016).
2. Gusterin P.V. Grazhdanskaya voyna v Sirii i polozhenie hristianskogo naseleniya. Available at: http://radonezh.ru/analytics/grazhdanskaya-voyna-v-sirii-i-polozhenie-khristianskogo-
naseleniya-66722.html (08.10.2016). [Gusterin P.v.civil wat in Syria and conditions of Christians. (In Russ.).
3. Persecuted and Forgotten? A report on Christians oppressed for their Faith 2013-2015. Available at: http://www.acnuk.org/persecuted (29.10.2016).
4. Bezhentsyi-hristiane ne sklonnyi vozvraschatsya v Siriyu i Irak - apostolskiy administrator lerusalima // Blagovest-info 11.12.2016. Available at: http://blagovest-info.ru/index. php?ss=2&s=3&id=70950 (25.12.2016).
5. AnischikP.F. Sovremennyie zapadnoevropeyskie tserkovno-obschestvennyie i pravitelstvennyie initsiativyi v oblasti prakticheskoy pomoschi presleduemyim hristianam Blizhnego Vostoka. Dissertatsiya magistra bogosloviya. M., 2016. 156 p. [Anischik P.F. Contemporary western European religious public, and governmental initiatives in providing assistance to persrcuted Christians of the Near East. Diss.master of Teology. Moscow, 2016]. (In Russ.).
6. BetBasoo, P. Brief History of Assyrians. Available at: http://www.aina.org/brief.html (02.09.2016).
7. Murre-van den Berg Heleen. «Syriac Orthodox Church». In Kurian, George Thomas // The Encyclopedia of Christian Civilization. Wiley-Blackwell, 2011. vol. IV, pp. 2304-2309.
8. Gaunt D. Identity conflicts among Oriental Christian in Sweden. 2010, available at: http://www. sens-public.org/article767.html?lang=fr (02.09.2016).
9. State Department Daily Press Briefing. Available at: http://translations.state.gov/st/english/ texttrans/2014/03/20140328297105.html#axzz2xc1yCks4(10.09.2016).
10. Attack on the Armenian village of Kessab in Syria / Parliamentary questions. 9 April 2014. E-004390-14. Question for written answerto the Commission (Vice-President/High Representative). Available at: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+WQ+E-2014-004390+0+D0C+XML+V0//EN (10.09.2016).