А. М. ПОТАПОВ начальник факультета повышения
A. M. POTAPOV
квалификации ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, подполковник внутренней службы
Об особенностях изменения условий отбывания наказания в виде лишения свободы в отдельных государствах -членах Содружества Независимых Государств
On features of condition change of serving a sentence in the form of imprisonment in the certain member states of the Commonwealth of Independent States
Аннотация. В работе проводится анализ особенностей изменения условий отбывания наказания в виде лишения свободы в ряде государств - членов Содружества Независимых Государств. На основании оценки их национального уголовно-исполнительного законодательства предлагаются варианты совершенствования отечественного уголовно-исполнительного законодательства и практики изменения условий отбывания наказания в виде лишения свободы.
Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство, срок лишения свободы, исправительное учреждение, осужденный, условия отбывания наказания, комиссия исправительного учреждения, степень исправления.
Annotation. In the article the author presents the analysis of features of change in conditions of serving sentence in the form of imprisonment in a number of the states - members of the Commonwealth of Independent States. On the basis of the assessment of their national criminal and executive legislation options of improvement of the domestic criminal and executive legislation and practice of change of conditions of serving sentence in the form of imprisonment are offered.
Key words: criminal and executive legislation, imprisonment term, correctional facility, convict, serving sentence conditions, commission of correctional facility, extent of correction.
Условия отбывания наказания являются одним из элементов содержания наказания в виде лишения свободы, а механизм их изменения позволяет дифференцировать
этот процесс, создать условия для реализации «прогрессивной системы» в отношении осужденных, повысить эффективность исправительного воздействия, а также обеспечить условия для стиму-
66
[email protected] www.or.fsin.su
лирования правопослушного поведения осужденных. Данные вопросы являются актуальными для практической деятельности и обсуждаются в юридической литературе*.
Развитие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации напрямую связано с совершенствованием как условий отбывания наказания в виде лишения свободы, так и механизма их изменения. Это обусловлено курсом государства на гуманизацию уголовно-исполнительного законодательства, а также его реализацию в деятельности исправительных учреждений.
Оценка указанных тенденций свидетельствует о сохранении положительной динамики данных процессов и в перспективе. Одним из важных факторов, позволяющих повышать эффективность проводимой нормотворческой и правоприменительной деятельности в анализируемой сфере, является сравнительно-правовой анализ уголовно-исполнительного законодательства государств - членов Содружества Независимых Государств (СНГ), динамично развивающегося в современных условиях. В частности, необходимо отметить, что в Республике Казахстан и Киргизской Республике приняты новые уголовно-исполнительные кодексы, оценка которых позволяет заявлять о прогрессе в решении многих проблем и вопросов [1].
* См., напр.: Перрон Ю. В. Новеллы минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 1. С. 62-66; Фомичев Д. А. Проблемы реализации прогрессивной системы при исполнении наказания в виде лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 2. С. 60-65; Янчук И. А. О совершенствовании статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 2. С. 18-21.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2019
Представляется целесообразным рассмотреть особенности изменения условий отбывания наказания в виде лишения свободы в ряде государств - членов СНГ, которые представляют научный и практический интерес, в целях их использования в отечественном нормотворчестве и последующей реализации в деятельности исправительных учреждений. К числу указанных особенностей, которые будут рассмотрены в данной работе, отнесены формальные и материальные основания изменения условий отбывания наказания в виде лишения свободы, а также механизм принятия решения о данном изменении.
В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ) к материальным основаниям изменения условий отбывания наказания относится срок отбытого наказания в исправительном учреждении в определенных условиях [2]. Так, в воспитательных колониях этот срок составляет три либо шесть месяцев в зависимости от категории несовершеннолетнего осужденного, в исправительных колониях общего режима -шесть месяцев, в исправительных колониях строгого режима - девять месяцев, в исправительных колониях особого режима для лиц, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, в тюрьмах - один год.
В уголовно-исполнительном законодательстве Республики Казахстан и Республики Таджикистан установлен аналогичный российскому механизм, тогда как в ряде других государств - членов СНГ используется не конкретный срок, а рассчитываемая величина, зависимая от продолжительности всего срока отбывания наказания. Так, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь (УИК РБ) определяет два вида
67
условий отбывания наказания: обычные и улучшенные. Перевод из обычных условий в улучшенные по формальным основаниям может быть осуществлен по отбытии одной четвертой срока отбытия наказания в воспитательных колониях, исправительных колониях для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, исправительных колониях для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, либо по отбытии одной трети срока наказания -в исправительных колониях особого режима (статья 68 УИК РБ) [3].
Аналогичный способ определения срока отбывания лишения свободы в конкретных условиях установлен в Азербайджанской Республике. Так, в исправительных колониях общего режима он указан в размере не менее трети срока отбытого наказания, в исправительных колониях строгого и особого режима, а также в тюрьмах - не менее половины срока наказания [4].
При этом в уголовно-исполнительном законодательстве Республики Узбекистан закреплен смешанный способ определения срока отбывания наказания в соответствующих условиях. В частности, улучшенные условия предоставляются осужденным, не имеющим дисциплинарных взысканий, по отбытии ими не менее шести месяцев срока наказания, назначенного судом за умышленное менее тяжкое преступление; не менее одной четверти срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление; не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление. В данном случае улучшенные условия отбывания наказания выступают мерой поощрения осужденных, что также является особенностью законодательства Узбекистана [5].
Определенные особенности закреплены и в Уголовно-исполнительном кодексе Киргизской Республики (УИК КР). По общему правилу, сроки перевода из одних условий отбывания наказания в другие определены в размерах, аналогичных срокам в Российской Федерации и ряде других стран. Однако для некоторых категорий осужденных они имеют исключения. Так, осужденные, отбывающие наказание в исправительных колониях общего режима и являющиеся активными членами организованных в местах лишения свободы криминальных группировок осужденных, а также осужденные за преступления террористического характера, экстремистской направленности, в составе организованной группы или преступной организации весь срок наказания отбывают в строгих условиях (статья 124 УИК КР) [6].
Представляет научный интерес подход к определению сроков нахождения в конкретных условиях отбывания наказания, реализованный в Республике Молдова, где условия представлены первоначальным режимом со сроком отбывания наказания от трех до шести месяцев (в зависимости от вида исправительного учреждения), обычным режимом, ресоциализационным режимом. При этом срок нахождения на обычном и ресоциализационном режиме (в зависимости от вида исправительного учреждения) законодательно не устанавливается, а определяется комиссией исправительного учреждения [7].
Необходимо отметить и подход, сформировавшийся в Республике Армения, где нет разных видов условий отбывания наказания, а значит, и отсутствуют соответствующие сроки их изменения. Дифференциация отбывания наказания реализуется только посредством деления исправительных учреждений на виды [8].
68
[email protected] www.or.fsin.su
На наш взгляд, предлагаемые способы определения срока отбывания наказания в конкретных условиях (в зависимости от общей продолжительности срока лишения свободы) заслуживают внимания и дальнейшего исследования, так как позволяют организовать более дифференцированный подход к каждому осужденному.
К материальным основаниям изменения условий относится отношение осужденного к исправительному процессу в рамках отбывания наказания в виде лишения свободы.
В Российской Федерации данное отношение выражается отсутствием взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестным отношением к труду, а касательно несовершеннолетних - и к обучению.
В Республике Беларусь фактически аналогичный законодательный подход реализован в рамках определения материальных оснований изменения условий отбывания наказания. Однако он имеет и существенное дополнение, выраженное в необходимости соответствовать определенной степени исправления. В частности, осужденный должен быть признан вставшим на путь исправления.
Определение степени исправления осужденных как необходимого элемента процесса изменения условий отбывания наказания в виде лишения свободы реализовано также в законодательстве Республики Казахстан в виде первой и последующих положительных степеней поведения в зависимости от вида исправительного учреждения и вида условий отбывания наказания.
Представляется, что законодательное закрепление и использование степеней исправления осужденных в Российской Федерации также было бы целесообразно и по-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2019
высило бы эффективность целого круга уголовно-исполнительных правоотношений.
Как уже отмечалось, механизм изменения условий отбывания наказания в Республике Узбекистан реализован посредством применения к осужденным мер поощрения или дисциплинарных взысканий. Поэтому единственным материальным основанием в данном государстве выступает отсутствие или наличие мер поощрения или дисциплинарных взысканий.
Механизм изменения условий отбывания наказания, учитывающий рассмотренные формальные и материальные основания, предполагает деятельность определенных субъектов, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении условий.
В Российской Федерации перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие осуществляется комиссией исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления, а в отдельных случаях -представители общественных наблюдательных комиссий. Комиссия исправительного учреждения решает также вопрос о переводе осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима на строгий и со строгого на общий.
Комиссионный порядок изменения условий отбывания наказания также установлен в Азербайджанской Республике, Республике Казахстан, Киргизской Республике, Республике Молдова, Республике Таджикистан.
При этом изменение условий отбывания наказания посредством решения начальника исправительного учреждения установлено в Республике Беларусь и Республике Узбекистан. Кроме того, в Республике Узбекистан правом изме-
69
нения условий в определенных случаях наделен суд.
При несогласии осужденного с решением об отказе в переводе на другие условия механизм обжалования таких решений также представляет научный интерес.
В Российской Федерации осужденный вправе обжаловать только решение о переводе его в строгие условия отбывания наказания или на строгий режим в тюрьме (часть четвертая статьи 87 УИК РФ). Аналогичным образом механизм обжалования работает в республиках Беларусь, Казахстан, Таджикистан. Стоит отметить, что в Киргизской Республике осужденный вправе обжаловать решение о переводе его в строгие условия отбывания наказания или на строгий режим в тюрьме только в вышестоящий орган уголовно-исполнительной системы.
При этом на случаи отказа в переводе на обычные, облегченные или льготные условия (только в отношении несовершеннолетних) данная норма ни в одном из указанных государств не распространяется. Осужденные, конечно, могут использовать свое право на обращения в контролирующие (надзирающие) органы или суд по обжалованию действий администрации исправительного учреждения, но, на наш взгляд, специальная норма об этом была бы эффективней.
Таким образом, проанализировав особенности изменения условий отбывания наказания в виде лишения свободы в ряде государств - членов СНГ, можно утверждать, что они далеко не идентичны. Это выражается в изменении подходов к содержанию условий отбывания наказания в виде лишения свободы, появлении новых механизмов их изменения в государствах, принявших новые уголовно-исполнительные кодексы (Казахстан, Киргизия). Данные тенденции являются следствием измене-
ния уголовно-исполнительной политики в государствах - членах СНГ, направленной на гуманизацию условий отбывания наказания. На наш взгляд, указанные моменты необходимо учитывать при совершенствовании уголовно-исполнительного законодательства России как получившие апробацию в государствах, имеющих общую правовую основу с отечественным законодательством. ф
1. Потапов А. М., Комбаров Р. В. Об основных средствах исправления осужденных в отдельных государствах - членах Содружества Независимых Государств // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. № 4. С. 37-42; Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 05.07.2014 № 234-V // Казахстанская правда. 2014. № 134 ; Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики от 31.01.2017 № 17 // Эркин Тоо. 08.02.2017. № 17-18.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2, ст. 198.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11.01.2000 № 365-3 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 2000. № 8, ст. 52.
4. Кодекс Азербайджанской Республики об исполнении наказаний от 14.07.2000 № 908-IQ // Собрание законодательства Азербайджанской Республики. 2000. № 8. III книга, ст. 586 ; № 12, ст. 835.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан от 25.04.1997 № 409-I // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1997. № 6.
6. Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики от 31.01.2017 № 17 // Эркин Тоо. 08.02.2017. № 17-18.
7. Исполнительный кодекс Республики Молдова от 24.12.2004 № 443-XV // Официальный монитор Республики Молдова. 03.03.2005. № 34-35/112.
8. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Армения от 18.01.2005 № ЗР-60 // Официальные ведомости Республики Армения. 31.01.2005. № 8, ст. 157.
70
[email protected] www.or.fsin.su