нешнеи ситуации ведущая роль в процессе формирования должного уровня правовой культуры отводится правовому обучению.
В этой связи, прежде всего, необходимо расширение масштабов образовательных программ, причем не только в системе подготовки юристов-профессионалов. Особое внимание должно быть уделено правовой подготовке государственных и муниципальных служащих, правоприменительная деятельность которых не является основной формой решения стоящих перед ними задач. Их юридическая учеба должна планироваться и осуществляться вышестоящими органами. Это возможно осуществить путем создания в министерствах и ведомствах, на базе соответствующих образовательных учреждений юридического профиля, краткосрочных, но постоянно действующих курсов по изучению основ теории государства и российского права.
В сегодняшних условиях значительно возрастает роль научнообосно-
ванной правовой пропаганды. Достоверная и полная информация не только о действующем законодательстве, но и о существующей практике его реализации способствуют укреплению законности в правоприменительной деятельности. Передовой опыт в сфере применения права, наряду с идеологически-обоснованными правовыми принципами, отвечающими социальным потребностям и совершенными в технико-юридическом плане правовыми нормами, может рассматриваться в качестве эталона культуры. Поэтому его распространение также способствует формированию необходимого уровня правовой культуры должностных лиц, воспитанию у них непримиримого отношения к любым нарушениям законности. В этой связи задача вышестоящих органов видится в том, чтобы своевременно обеспечить правоприменителей необходимой им в процессе осуществления своей деятельности правовой информацией.
О)
о о
CJ
Литература и примечания
1. Лазарев В. В. Социально-психологические проблемы применения права. — Казань, 1982. — С. 78.
2. Вопленко Н.Н., Лазарев В.М. Законность и справедливость поощрительного правоприменения // Проблемы развития правоохранительных органов: сб. науч. трудов. — М., 1994. С. 70-71.
3. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. — Саратов, 1978. С.123.
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo
>5
О *
О ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
Об особенностях и проблемах социально-
экономического развития субъектов
Федерации Приволжского федерального округа Российской Федерации
А.Н. Еникеева*
It is to give wise there to peculiarities and problems of the social and economical development of federal subjects in the Privolzhsky Federal Okrug of Russian Federation.
Приволжский федеральный округ Российской Федерации (ПФО) объединяет 14 субъектов Федерации: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская об-
ласть, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область.
Это округ с колоссальным природным и экономическим потенциалом страны. По индексу промышленного производства в 2006 г. ПФО занимал 3-е место среди Федеральных округов. Этот показатель состояния ПФО примерно на 2% выше среднего значения по России (таб. 1, рис.1)1.
Соискатель Академии экономической безопасности МВД России.
Таблица 1
Индекс промышленного производства
2006г. в % к 2005г. В том числе по видам экономической деятельности
Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Российская Федерация 103,9 102,3 104,4 104,2
Приволжский федеральный округ 106,2 102,0 108,3 103,1
Республика Башкортостан 106,0 101,7 108,5 100,3
Республика Марий Эл 117,3 93,0 121,7 98,0
Республика Мордовия 112,0 87,7 113,9 101,9
Республика Татарстан 107,1 101,8 113,7 104,8
Удмуртская Республика 101,3 100,7 102,0 101,9
Чувашская Республика 115,9 118,7 118,5 101,3
Пермский край 101,1 105,7 100,7 100,0
Кировская область 108,5 80,6 109,8 104,2
Нижегородская область 108,5 95,2 109,1 103,6
Оренбургская область 107,6 103,9 114,0 104,6
Пензенская область 108,3 99,5 110,5 100,5
Самарская область 105,0 101,2 105,4 106,5
Саратовская область 107,0 101,8 105,9 111,9
Ульяновская область 103,7 91,2 111,1 89,0
О)
о о сч
Индекс промышленного производства по федеральным округам Российской Федерации
2006г. в % к 2005г.
113,1
110,8
106,2
Российская Федерация - 103,9
106,2
104,6
О О
о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о
п ф
ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
Я <
I I-
О ф
со
103,0
Центральный
СевероЗападный
Южный
Приволжский
Рис. 1
Уральский
Сибирским
Дальневосточный
•
О) О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2
ф
d
л <
S I
н
о ф
со
В силу этого, а также особенностей своего геополитического положения ЮФО исторически был и остается источником проблем социально-экономического развития Российской Федерации. Округ представляет собой образование, в котором наиболее острые противоречия российской действительности преломляются через традиционные особенности республик других субъектов Федерации.
В силу указанных причин и обстоятельств из всего множества существующих проблем жизнедеятельности субъектов Федерации ПФО можно выделить две взаимосвязанные группы, связанные, с одной стороны, с собственной спецификой регионов а, с другой — с региональными особенностями их отношений с внешними социально-экономическими системами как в рамках Российской Федерации, так и на мировой арене.
Первая группа проблем связана, прежде всего, с наличием запасов природных ресурсов и осуществлением крупных социально-экономических программ и проектов, которые могут способствовать как быстрому развитию инфраструктуры самого региона, росту благосостояния людей, увеличению экономического потенциала страны в целом, так и дальнейшему усугублению криминальной обстановки, криминализации многообразных экономически привлекательных сфер деятельности в этом округе.
В этой связи следует отметить, что в складывающихся условиях развития российской рыночной экономики, с учетом уровня и масштабов криминализации бюджетных отношений, хищения и нецелевого использования бюджетных средств, коррупции, объективной недостаточности легальных инвестиций, доходы субъектов федерации в значительной степени идут на воспроизводство теневой экономики, в том числе криминальной и «экономики террора», и в гораздо меньшей степени на воспроизводство легальной экономики (формирование доходной части бюджета страны). Вследствие указанных причин в субъектах Федерации ПФО периодически создаются ситуации «замкнутого круга», когда криминализированные бюджетные доходы, наряду с другими факторами, усугубляют социально-экономическое положение региона, создают почву для обострения криминальной обстановки и увеличения преступной активности. В этой ситуации снижается и инвестиционная привлекательность реги-
она, так как лишь политическая стабильность создает надежные гарантии для многомиллиардных инвестиций зарубежных, международных и транснациональных корпораций, делает возможным реализацию крупномасштабных экономических проектов.
Вторая группа проблем связана, прежде всего, с глобализацией теневых экономических отношений и транснациональной преступностью, что ведет к втягиванию российской преступности, носящей организованный характер, в глобальные (мировые) теневые экономические отношения и международное криминальное сообщество. В этом смысле субъекты Федерации ПФО становятся полем взаимодействия международных криминальных сил и российских криминальных сообществ. ПФО используется для транзита как внутри страны, так и за его пределами, основных криминальных потоков, связанных с наркоторговлей, контрабандой, торговлей оружием, незаконной миграцией и пр.
Таким образом, регион с достаточно большим экономическим потенциалом для страны находится в зоне воздействия широкого спектра угроз, создавших реальную опасность как социально-экономическим системам, так и гражданам России.
Приволжский Федеральный округ Российской Федерации представляет собой регион, в котором достаточно острыми представляются противоречия российской действительности, обусловленные, прежде всего, культурно-историческими, эт-нонациональными и конфессиональными особенностями республик и регионов Поволжья: многообразие национальных культур и традиций, обычаев, религий, хозяйственных занятий населения, языковых групп и пр. Переплетение таких факторов создает при определенных условиях дополнительные предпосылки социальной напряженности и конфликтности, образует относительно самостоятельный блок угроз и опасностей, существенно влияющих на развитие социально-экономической и оперативной обстановки, определяющих основные требования к деятельности правоохранительных органов по обеспечению безопасности и правопорядка в субъектах федерации ПФО.
Для субъектов федерации ПФО характерно также одновременное наличие таких общественно опасных деяний как экономическая преступность и налоговая
преступность, организованная преступность, коррупция и терроризм, преступность экономической направленности в составе организованной, транснациональной преступности и международного терроризма. Эти виды преступности сопровождаются и подпитываются нерегулируемой и нелегальной миграцией, которая является источником интенсивного формирования этнических организованных преступных группировок. Сложность и напряженность оперативной обстановки на территории Приволжского федерального округа в основном обусловлена усиливающейся организованной преступностью, которая интегрировала со всеми другими видами преступности. Организованная преступность в ПФО сложилась и прогрессирует в рамках сложных региональных процессов и на этом криминогенном фоне ускоренными темпами проникает во все области экономики.
На основе обобщения результатов анализа географического и геополитического положения, социально-экономической и оперативной обстановки в Приволжском федеральном округе Российской Федерации можно сделать следующие вывод: в данном округе Российской Федерации исторически были и остаются достаточно острые проблемы национальной и экономической безопасности Российской Федерации; округ представляет собой образование, в котором противоречия российской действительности преломляются через традиционные особенности краев, областей и республик Поволжья, что образует относительно самостоятельный блок угроз и опасностей, существенно влияющих на развитие социально-экономической и оперативной обстановки и определяющих ключевые требования к обеспечению социальной стабильности, безопасности и правопорядка в округе.
Литература и примечания
1. Социально-экономическое положение Приволжского федерального округа в 2006 г. /Федеральная служба государственной статистики. — М. 2007.
Формирование и деятельность арбитражных органов в России:
историко-правовой асппект
В летописях указывается, что в XII в. на Руси стали создаваться первые купеческие корпорации. Первое упоминание о судах для торгового сословия также относится к XII в. и содержится в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича.
В период феодальной раздробленности на Руси действия суда определялись судными статьями и грамотами. В качестве примеров приведем Псковскую судную грамоту 1397-1467 гг. и Уставную Белозерскую грамоту 1488 г. Судебник Ивана III 1497 г. установил единую систему государственных судебных органов, определил их компетенцию и соподчиненность. Судебник Ивана IV 1550 г. усилил роль центральных государственных судебных органов. В Москве суд осуществляли царь, Боярская дума и некоторые Приказы.
И.В. Королева*
Следующим важным этапом развития суда в России стало принятие Соборного Уложения 1649 г. В нем ряд глав посвящен вопросам государственного права, а вопросам судопроизводства посвящена глава «О суде». Не случайно, его принятие послужило своего рода первоосновой для создания специального постоянного суда для купечества. В 1667 г. царь Алексей Михайлович постановил: «выдать дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать».
Весьма серьезные меры по отделению суда от администрации и обособлению торгового судопроизводства были предприняты Петром I. В 1699 г. создали Бурмистрскую палату как центральное финансовое учреждение и выборный орган самоуправления посадского (городс-
Аспирант Юридического института (Санкт-Петербург).