УДК 379.09:303.01:338.12
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
TPECULIARITIES OF FINANCIAL LITERACY OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE STUDY OF ECONOMIC DISCIPLINES
Ирина Ивановна Лиценберг,
доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск),
кандидат экономических наук, доцент
[email protected] Ключевые слова:
финансовая грамотность, универсальные компетенции, эко номические дисциплины, межпредметные связи, финансовое мошенничество.
Способность обоснованно принимать экономические решения в различных областях жизнедеятельности является универсальной компетенцией, формирование которой и регламентировано ФГОС ВО 3++, и предусмотрено учебными планами при изучении экономических дисциплин. При этом для обучающихся образовательных организаций ОВД финансовая грамотность является актуальной как для сферы личного финансового поведения, так и для выполнения ряда задач будущей профессиональной деятельности. Кроме того, для формирования финансовой грамотности в процессе обучения целесообразно применение междисциплинарного подхода, учет взаимосвязей с правовой и цифровой грамотностью.
Keywords:
stage of initiation of a criminal case, pre-investigation check, means of proof, reasonable time for the possibility of forensic detection and fixation of evidence.
The ability to make sound economic decisions in various areas of life is a universal competence, the formation of which is regulated by FSES HE 3++ and provided for in the curricula of economic disciplines. At the same time, for the students of IAB educational organisations financial literacy is relevant both for the sphere of personal financial behaviour and for the performance of a number of tasks of future professional activity. In addition, for the formation
of financial literacy in the learning process, it is advisable to use an interdisciplinary approach, taking into account the interrelationships with legal and digital literacy.
Согласно ключевым положениям Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (далее - Стратегия)1 повышение финансовой грамотности населения рассматривается как важнейший фактор экономического развития страны. При этом значимой целевой группой, для которой предназначены меры по повышению финансовой грамотности, являются обучающиеся образовательных организаций, в том числе высшего образования. Финансовая грамотность рассматривается прежде всего как один из видов функциональной грамотности, наряду с читательской, математической и другими, необходимыми для повседневного применения, для решения задач в различных сферах жизнедеятельности2. Во исполнение реализации указанной Стратегии в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС 3++) по всем специальностям и направлениям подготовки включена категория универсальных компетенций «Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность»3. Так, ФГОС ВО по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность регламентирована УК-10: способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности4. На формирование этой компетенции направлено изучение экономических дисциплин.
Кроме того, в целях реализации Стратегии разработан методологический документ для всех заинтересованных сторон - Единая рамка компетенций по финансовой грамотности, включающая образовательные результаты по категориям «Осведомленность, знания и понимание», «Умения, навыки и поведение» и «Личные характеристики и установки (включая уверенность и мотивацию)» для базового и продвинутого уровня, в том числе для взрослых,
1 Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы : распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р. URL: http://www.c0nsultant.ru/d0cument/c0ns_d0c_LAW_278903/39ec12b6377db7506f0726bd8f-489685673ccb8d/ (дата обращения: 01.10.2023).
2 URL: https://fingramota.econ.msu.ru/.
3 Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 24.10.2023 № 2958-р. URL: http://www.c0nsultant.ru/d0cument/c0ns_d0c_LAW_278903/39ec12b6377db7506f0726bd-8f489685673ccb8d/ (дата обращения: 25.10.2023).
4 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность : приказ Министерства образования и науки РФ от 28.08.2020 № 1131 (в действующей редакции). URL: https://fg0s.ru/FGOS/standart_pdf.php?id=1502 (дата обращения 26.10.2023).
по четырем предметным областям, включающим 20 разделов1. Рамку целесообразно применять, в частности, при разработке программ дополнительного образования.
Формирование финансовой грамотности зачастую взаимосвязано с правовой грамотностью [подр.: 1]. Так, очевидно, что темы Единой рамки компетенций по финансовой грамотности «Платежи и покупки», «Личные сбережения», «Займы и кредиты», включают, наряду с финансово-экономическими, также правовые аспекты (например, права, обязанности, ответственность сторон по договорам купли-продажи, банковского вклада, кредитного договора; вопросы защиты прав потребителей финансовых услуг и пр.). Обучающиеся образовательных организаций МВД России и сотрудники органов внутренних дел, наряду с другими гражданами, могут выступать субъектами на финансовых рынках (заемщиками, вкладчиками, инвесторами), не нарушая установленных законодательством запретов и ограничений, связанных с прохождением государственной службы [5]. Поэтому для них сочетание знаний нормативно-правовых актов и компетенций в области финансов представляется особенно актуальным и включает больше аспектов, чем для других категорий граждан.
В связи с этим очевидна востребованность и актуальность междисциплинарного подхода при подготовке кадров для органов внутренних дел. Формирование финансовой грамотности при изучении экономических дисциплин может быть взаимосвязано с изучением вопросов гражданского права, административного права, уголовного права, финансового права, налогового права. Применение междисциплинарного подхода позволяет систематизировать и интегрировать получаемые в ходе обучения знания, умения и навыки и впоследствии комплексно применять их в различных областях жизнедеятельности.
Среди целесообразных способов внедрения междисциплинарного подхода в вузах МВД России отмечают согласование блоков и отдельных учебных дисциплин, проведение интегрированных видов занятий по отдельным темам, организацию проектной деятельности обучающихся, применение кейс-технологии [4].
В результате исследований, описанных в статье В.Е. Петрова [3], выявлено, что ведущей тенденцией, определяющей финансово грамотное поведение сотрудников органов внутренних дел, является высокий уровень самоконтроля, т.е. отсутствует склонность к импульсивному поведению, финансовые решения принимаются взвешенно, обдуманно и обоснованно. С точки зрения автора настоящей статьи, это положительное обстоятельство косвенно сви-
1 Единая рамка компетенций по финансовой грамотности для школьников и взрослых : утв. Министерством финансов РФ и Банком России на заседании Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы. URL: https://xn--80apa0hbc3aw9e.xn--p1ai/ materials/edinaya-ramka-k0mpetencij-p0-finans0v0j-gram0tn0sti-dlya-shk0lnik0v-i-vzr0slyh/ (дата обращения: 19.09.2023).
детельствует, в частности, об эффективности системы отбора кандидатов на обучение в вузы МВД России, а также воспитательной и иной работы, проводимой с обучающимися, наряду с учебным процессом.
Профессор Г.В. Макович обращает внимание на важный аспект личной финансовой грамотности сотрудников органов внутренних дел, а именно понимание принципов и системы исчисления денежного довольствия. Кроме того, она указывает на необходимость экономических компетенций сотрудников для участия в организации финансово-хозяйственной деятельности подразделений органов внутренних дел в рамках должностного функционала [2].
Правовая работа в системе МВД России осуществляется по ряду направлений, включая информационно-правовую работу, в том числе правовую пропаганду. В свою очередь, правовая пропаганда осуществляется, в частности, путем проведения информационно-пропагандистских акций правовой направленности (вида информационно-профилактической деятельности) для различных групп населения, проведение лекций, семинаров, выступлений в средствах массовой информации и т.д. Правовая пропаганда осуществляется всеми структурными подразделениями органа, организации, подразделения в пределах их компетенции, с привлечением ведущих ученых и специалистов, образовательных и научных организаций МВД России1.
По данным Центрального банка РФ, за 2022 г. объем хищений у клиентов банков путем финансового мошенничества составил 14,1 млрд руб., за первый квартал 2023 г. совершены более 250 тыс. незаконных финансовых операций. Согласно результатам исследования, проведенного аналитическим центром НАФИ в 2023 г., 91% опрошенных россиян сталкивались с попытками мошенничества. Таким образом, актуальной темой правовой пропаганды является профилактика финансового мошенничества.
На официальный сайтах территориальных управлений МВД России немало примеров участия представителей в мероприятиях по финансовому просвещению, например в рамках ежегодных Всероссийских недель финансовой грамотности. Только за октябрь 2023 г. на официальном сайте МВД России размещены семь новостей по данной теме2.
В Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года указано, что интенсивное развитие цифровых финансовых технологий привело, наряду с преимуществами для потребителей финансовых услуг, к росту финансового мошенничества. В связи с этим возрастает актуальность вопросов финансовой кибербезопасности. Среди ожидаемых результатов мер по реализации новой Стратегии - установка на взаимодействие населения с правоохранительными органами и финансовыми организациями в случае обнаружения гражданами мошеннических
1 Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России : приказ МВД России от 05.01.2007 № 6 (ред. от 23.12.2021). URL: https://legalacts.ru/doc/ prikaz-mvd-rossii-ot-05012007-n-6-ob-utverzhdenii/?ysclid=lozu58lupt261405710.
2 URL: https://мвд.рф/search?q=финансовая+грамотность&group=.
действий. Для формирования такой установки необходима активная и целенаправленная работа органов внутренних дел с населением. Следовательно, при формировании финансовой грамотности у обучающихся образовательных организаций МВД России на современном этапе актуализированы аспекты взаимосвязи с цифровой грамотностью как в плане личных финансов, так и для будущей профессиональной деятельности.
Резюмируя вышеизложенное, отметим следующее. Финансовая грамотность является неотъемлемой частью экономической культуры, включена во ФГОС ВО 3++, относится к группе универсальных компетенций. Финансовая грамотность необходима каждому гражданину для решения личных и семейных финансовых вопросов, является одним из видов функциональной грамотности. При этом от обучающихся образовательных организаций МВД России и сотрудников органов внутренних дел требуется повышенная ответственность в финансовом поведении, обусловленная ограничениями, установленными законодательно для государственных служащих. Таким образом, формирование финансовой грамотности в рамках экономических дисциплин неразрывно взаимосвязано междисциплинарными связями с изучением комплекса юридических дисциплин. В настоящее время в связи с ростом киберугроз в сфере финансов возрастает роль цифровых компетенций при формировании финансовой грамотности.
Кроме того, финансовая грамотность востребована для выполнения в будущем ряда профессиональных задач, например при расследовании финансового мошенничества, организации финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел, участии в правовой пропаганде среди населения по вопросам профилактики и разъяснении порядка действий в случаях финансового мошенничества.
Библиографический список
1. Лиценберг, И.И. Формирование универсальных компетенций в сфере финансовой и правовой грамотности в системе непрерывного образования / И.И. Лиценберг, О.А. Липич // Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников в системе непрерывного педагогического образования : материалы международной научно-практической конференции [29-30 ноября 2022 года] / под науч. ред. Л.В. Байбородовой, М.В. Груздева, А.П. Чернявской. - Ярославль, 2022. - С. 304-318.
2. Макович, Г.В. Экономические компетенции в деятельности сотрудников органов внутренних дел / Г.В. Макович // Human Progress. - 2021. - Том 7. -Вып. 1. - С. 8. - URL: http://pr0gresshuman.c0m/images/202i/T0m7_i/Mak0vich. pdf (дата обращения: 02.11.2023).
3. Петров, В.Е. Психодиагностическая оценка финансовой грамотности поведения сотрудников силовых ведомств / В.Е. Петров // Уголовно-
исполнительная система на современном этапе и перспективы ее развития : сборник тезисов выступлений и докладов участников международной научно-практической конференции. - Рязань, 2020. - С. 353-357. - URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=44766459 (дата обращения: 05.11.2023).
4. Планкин, К.В. Реализация междисциплинарного подхода при подготовке курсантов вузов МВД России / К.В. Планкин, В.С. Романюк //Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 3. - С. 190-192. - URL: file:///C:/Users/User/Downloads/realizatsiya-mezhdistsipHnarnogo-podhoda-pri-podgotovke-kursantov-vuzov-mvd-rossii%20(3).pdf (дата обращения: 26.10.2023).
5. Сирохин, А.И. К вопросу о финансовой грамотности сотрудников ОВД при инвестировании на фондовом рынке / А.И. Сирохин // Столыпинский вестник. - 2021. - № 4. - Т. 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-finansovoy-gramotnosti-sotrudnikov-ovd-pri-investirovanii-na-fondovom-rynke (дата обращения: 29.10.2023).