Научная статья на тему 'Об особенностях этнической идентичности дагестанской молодежи'

Об особенностях этнической идентичности дагестанской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
295
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Дагестан / этническое самосознание / Этническая идентичность / Republic of Dagestan / ethnic self-consciousness / ethnic identity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борисов Руслан Викторович

Обсуждаются результаты эмпирического исследования особенностей этнической идентичности школьников и студентов Дагестана (Махачкала).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article runs about the results of the investigation of ethnic identity peculiarities of Dagestan pupils and students.

Текст научной работы на тему «Об особенностях этнической идентичности дагестанской молодежи»

УДК 159.9.07

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДАГЕСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© 2009 г. Р.В. Борисов

Дагестанский государственный университет, Dagestan State University,

ул. М. Гаджиева, 43а, г. Махачкала, 367000, M. GadjievSt., 43a, Makhachkala, 367000,

[email protected] [email protected]

Обсуждаются результаты эмпирического исследования особенностей этнической идентичности школьников и студентов Дагестана (Махачкала).

Ключевые слова: Республика Дагестан, этническое самосознание, этническая идентичность.

The article runs about the results of the investigation of ethnic identity peculiarities of Dagestan pupils and students.

Keywords: Republic of Dagestan, ethnic self-consciousness, ethnic identity.

В 2007-2008 гг. нами было проведено эмпирическое исследование особенностей этнической идентичности школьников и студентов Дагестана в столице республики - Махачкале (объем выборки составил 300 респондентов).

Для определения места этнической идентичности в структуре индивидуального сознания личности использовался тест «Кто Я?» Куна-Макпартленда. Этот тест позволил провести изучение комплексной структуры социальной идентичности. Проводился контент-анализ идентификационных матриц, все респонденты были отнесены к индивидуалистическим и коллективистическим характеристикам.

Анализ ответов показал следующие тенденции:

1. У большинства респондентов (58,7 % опрошенных) наблюдается коллективистическая зависимая «Я-концепция» с преобладанием идентификации на этнические, религиозные, культурные группы.

2. Индивидуалистические характеристики личности занимают первые пять позиций из десяти у 41,3 % респондентов, проживающих преимущественно в городской местности. Большинство из них являются студентами вузов, у старшеклассников индивидуалистические характеристики выражены слабее: для них характерна, например, зависимость от мнения окружающих.

Такие тенденции имеют место по той причине, что Дагестан находится на пересечении западной и восточной культур. Для первой характерны индивидуалистические характеристики, в то время как для последней - коллективистические. Полученные результаты по данной методике, а также анализ научной литературы (Д. Майерс, Д. Мацумото) подтверждают предположение о том [1, 2], что люди в азиатских культурах привержены взаимозависимой «Я-концеп-ции», а в западных - им присуща концепция независимого «Я». Человек с взаимозависимым «Я» в большей степени ощущает свою принадлежность к определённой группе, а его самооценка тесным образом связана с тем, что другие думают о нём и его группе. Коллективистические культуры высоко ценят групповые интересы, индивиды определяются больше через групповую

принадлежность, чем через их собственные качества. В таком обществе поддерживается иерархическая дифференциация, а статус и поведение человека определяются его положением в иерархической структуре. Люди в этих культурах социализируются таким образом, чтобы адаптироваться к установленным отношениям или к социальной группе, к которой они принадлежат. Эти задачи вырабатывались на протяжении всего существования культуры, способствуя взаимной зависимости «Я» от других. Однако это не означает, что люди с взаимозависимым «Я» не имеют представления о своих внутренних атрибутах, таких как личностные черты, способности, интеллект, ценностные установки и ориентации. В коллективистических культурах внутренние атрибуты имеют меньшую значимость, поэтому они и не являются основным объектом мыслей, чувств и действий индивидов. Для людей в индивидуалистических культурах оценка себя и своей группы другими не имеет практически никакого значения. Индивидуалистические культуры поощряют и ценят индивидуальность и уникальность человека. В индивидуалистическом обществе социализация направлена на то, чтобы каждый человек мог стать уникальной личностью, выразить себя, актуализировать внутреннее «Я» [1, с. 71-73; 2, с. 336-337].

Специфика самокатегоризации отражается также и в представлениях респондентов о признаках родства со своим народом. На основании каких категорий индивид идентифицирует себя с той или иной этнической группой? Получить ответы на этот и некоторые другие вопросы относительно формирования этнической идентичности способствовал «Этнопсихологический опросник» [3]. Данная методика была направлена на:

- определение компонентов структуры этнической идентичности учащейся молодёжи различных этнических общностей;

- исследование этнических особенностей познавательных интересов и ценностных ориентаций учащейся молодёжи;

- определение характера приверженности старшеклассников и студентов к национальным ценностям: языку, культуре, обычаям, традициям.

В ходе проведения исследования по методике «Этнопсихологический опросник» респондентам необходимо было ответить на три блока вопросов. Интерпретация результатов должна показать особенности формирования этнической идентичности респондентов поликультурного социума Дагестана.

Первый блок предлагал ответить на некоторые вопросы о языке. Несомненно, родной язык является одним из факторов формирования этнической идентичности. С его помощью индивид приобщается к культуре своего этноса. Анализ ответов показал, что свободно говорить и писать на родном языке могут 13,2 % старшеклассников и 17,1 студентов; 57,4 % учащихся старших классов понимают родной язык и могут объясняться на нём, а среди студентов таких оказалось - 61,3 %. Дома только на родном и в основном на нём разговаривают 9,1 % старшеклассников и 12,3 % учащихся вузов (русские респонденты составили 5,5 % всей выборки). В обоих случаях высок процент разговаривающих в одинаковой степени и на родном, и на русском языках. Таковых оказалось 35,8 % среди старшеклассников и 43,5 % студентов. Среди учащихся старших классов 22,2 % общаются дома только на русском языке, среди студентов оказалось таких чуть больше 24,7 %. С друзьями и знакомыми одной национальности предпочитают говорить на родном языке только 3,1 % студентов, а среди старшеклассников таковых не оказалось вообще. В основном на русском языке общаются с друзьями 26 % старшеклассников и 28,4 % из числа обучающихся в вузе; только на русском - 39,2 % старшеклассников и 36,7 % студентов. Большинство опрошенных знают свой родной язык, но не так часто пользуются им в общении. Прежде всего это связано с полиэтничностью и поликультурностью городского населения, где общение в подавляющем большинстве случаев происходит на языке межнационального общения - русском. Если родным языком владеет довольно большая часть респондентов, то чтение книг, газет и журналов на родном языке предпочитают 9,5 % старшеклассников и 12,6 % студентов. Довольно интересный факт состоит в том, что в число предпочитающих чтение газет, журналов и книг на родном языке вошли только представители первой группы языковой компетентности, т.е. респонденты с равновы-соким уровнем компетентности в родном и в русском языках. А те старшеклассники и студенты, у которых родной язык выступает доминантным, не выразили желания читать на родном языке, хотя имеют высокую компетентность в нём.

Помимо языка, процесс формирования этнической идентичности проходит через усвоение фольклора, обрядов, традиций своего этноса. Результаты обработки ответов на вопросы «Этнопсихологического опросника» показали, что песни на родном языке слушают 16,8 % старшеклассников и 28,7 % студентов, а не слушающих никогда оказалось 22,5 % учащихся старших классов и 35,1 % студентов. Телепередачи на родных языках смотрят всего 9,2 % школьников и 7,1 % студентов. Это можно объяснить тем, что дагестанская молодёжь постепенно теряет интерес к национальной культуре, и взор у них направлен на массовую культуру России и

Запада, которая идёт в Дагестан через газеты, журналы, телевидение, видеопродукцию и т.д. Учащаяся молодёжь больше слушает песни не свои национальные, и даже не российские, а именно зарубежные. Процент таких учащихся достаточно высок - 65,8 % старшеклассников и 71,9 % студентов. Это связано, по нашему мнению, с тем, что в СМИ преобладает тематика, ориентированная на зарубежные ценности. В то же время очень мало внимания уделяется вопросам гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, приобщению молодёжи к нравственным ценностям, культуре и традициям своего народа.

На наш взгляд, ровно столько же внимания этому вопросу уделяется и в образовательном процессе школы и вуза: в старших классах школы этому посвящён лишь курс отечественной истории, истории Дагестана, а также цикл занятий по культуре и традициям народов Дагестана. Отметим, что время, отводимое на эти курсы, а также качество и количество материала, направленного на воспитание патриотического сознания молодёжи, оставляет желать лучшего. В образовательном процессе вуза дело обстоит, с нашей точки зрения, ещё хуже: два семестра отечественной истории и один семестр истории Дагестана (и всё это на первом курсе).

Думается, что воспитание учащихся на традициях народов Дагестана имеет неоспоримо высокое значение для гармоничного развития их личности, личности, ориентированной на позитивные межнациональные отношения. Необходимо повсеместное введение в учебные программы таких курсов, как «Культура и традиции народов Дагестана», «История Дагестана». Здесь важна, не столько формальная передача учащимся каких-то теоретических знаний, а качественная интерпретация материала, нацеленного на культивирование в школьниках и студентах установок на межэтническую толерантность. Необходимо воспитывать социально значимые качества личности на примере исторических событий, героев и культурных деятелей Дагестана. Также видится целесообразным введение в школах и вузах республики курса межкультурной коммуникации, который в настоящее время, к сожалению, читается лишь в течение одного семестра на факультетах иностранного языка. Включение такого предмета в обязательный учебный план старших классов общеобразовательной школы и других факультетов вузов позволит учащейся молодёжи влиться в мировое общение, присоединиться к диалогу культур, понять принципы, технологии и факторы, способствующие гармоничному межкультурному общению.

Проблеме отношения молодёжи к национальным обрядам и традициям, посвящены отдельные вопросы данной методики. Они показывают, что некоторая часть молодёжи в своей деятельности и интересах опирается на обряды и традиции, которые сложились у его народа на протяжении нескольких столетий. Однако только 4,7 % старшеклассников и 2,4 % студентов хотели бы одеться на своей свадьбе в национальный наряд с элементами современного костюма. А вот вечеринку с элементами национального обряда предпочли бы 57,1 % респондентов из числа учащихся в школе и 46,7 % обу-

чающихся в вузе. Здесь большинство желающих иметь именно такую свадьбу составляют представители первой группы языковой компетентности, т.е. те, у кого равновысокий уровень владения как родным языком, так и русским языком.

При определении своей национальности нынешняя молодёжь главным критерием считает национальность родителей, прежде всего отца: за это высказались 67,1 % старшеклассников и 79,3 % студентов. Причём такой ответ давали респонденты всех трёх групп языковой компетентности, однако самый высокий процент принадлежит респондентам второй. Это можно объяснить тем, что издавна в Дагестане велико влияние отца на воспитание детей, 13,9 % всех опрошенных старшеклассников и 14,7 % студентов главным критерием определения своей национальности считают язык общения. Такое процентное соотношение практически равномерно распределяется среди всех наших респондентов, с некоторым перевесом в сторону отнесённых к первой группе языковой компетентности.

Для 89,9 % старшеклассников и 88,1 % студентов -учиться и поддерживать дружеские отношения всё равно с кем по национальности.

С помощью методики «Этнопсихологический опросник» в процессе работы и анализа научной литературы [3-5] была определена структура этнического самосознания учащейся молодёжи Дагестана, которая представлена следующими компонентами:

1) осознание особенностей этнической культуры своей этнической группы;

2) осознание психологических особенностей, присущих своей этнической общности: национальный харак-

тер, национальный темперамент, взгляды, идеалы, ценностные ориентации, национальные настроения и интересы;

3) осознание тождественности со своей этнической общностью (этническая идентичность);

4) осознание себя субъектом своей этнической общности;

5) осознание собственных этнопсихологических особенностей через познание этнического мира и взаимодействие с ним.

Наше исследование показало позитивное ценностное отношение дагестанской молодёжи к своей и другим этническим группам, что является залогом этнической толерантности в полиэтническом социуме.

Литература

1. МайерсД. Социальная психология. СПб., 2000. 510 с.

2. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2004. 414 с.

3. Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование : тр. по социологии образования. Т. 4. Вып. 6. М., 1998. С. 248-267.

4. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М., 2000. 203 с.

5. Реалии и перспективы поликультурного образования в Дагестане / под ред. С.И. Муртузалиева, В.Н. Цату-рова. Махачкала, 2003. 282 с.

Поступила в редакцию 6 октября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.