ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДК 614.2
Н.Ю. Алексеева, Г.М. Гайдаров
ОБ ОСНОВНЫХ ПОДХОДАХ К МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Иркутский государственный медицинский университет (Иркутск)
В современных условиях особенно актуальным является вопрос модернизации сферы здравоохранения, в рамках которой планируется, проведение информатизации здравоохранения с целью повышения доступности и. качества медицинской помощи. В связи с этим в Иркутской области были, разработаны паспорт, здравоохранения Иркутской области и. программа модернизации, отрасли, в регионе. В статье представлены, структура и. основные показатели, паспорта здравоохранения, цели, задачи и. этапы реализации программы, модернизации.
Ключевые слова: региональное здравоохранение, паспорт, программа модернизации
ABOUT THE BASIC APPROACHES ТО MODERNIZATION OF SYSTEM OF PUBLIC HEALTH SERVICES IN THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION
N.Y. Alekseeva, G.M. Gaydarov Irkutsk State Medical University, Irkutsk
Under modern conditions the question on modernization of sphere of public health, services within the limits of which carrying out of information, of public health, services with the purpose of rise of availability and quality of medical aid. is planned, is especially actual. In this connection, in Irkutsk region the passport of public health services of Irkutsk region and the program, of modernization, of sector in region have been developed. In article the structure and. the basic rates of the passport of public health, services, the objective, a problem, and. stages of realization, of the program, of modernization, are presented.
Key words: regional public health services, passport, program of modernization
Здоровье населения является одним из основополагающих условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития страны, а совершенствование системы здравоохранения — важнейшей предпосылкой его укрепления.
«Я в полной мере осознаю, как много еще предстоит сделать — сделать, чтобы государство было действительно справедливым и заботливым по отношению к гражданам, чтобы как можно больше людей могли получить хорошее образование и качественные услуги в области здравоохранения», — заявил Президент РФ Д.А. Медведев, выступая с приветственной речью во время церемонии инаугурации, прошедшей 7 мая 2008 г. в Кремле.
20 апреля 2010 г. Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин в своем ежегодном отчете о деятельности Правительства за 2009 г. впервые озвучил идею модернизации здравоохранения Российской Федерации: «...Рост качества жизни людей, укрепление их здоровья — это наша главная цель. ... Необходимо повысить взносы в Фонд обязательного медицинского страхования с 3,1 % до 5,1 %, это принесет в систему обязательного медицинского страхования 460 млрд. рублей в ближайшие 2 года. Эти средства будут расходоваться на основе региональных программ модернизации
здравоохранения с учетом индивидуальных особенностей территорий...». Вслед за выступлением Путина В.В. министром здравоохранения и социального развития РФ Голиковой Т.А. на заседании президиума совета по реализации приоритетных национальных проектов было сообщено о внедрении программы модернизации здравоохранения. В июле 2010 г., в рамках принятого 9 июля 2010 г. в первом чтении закона «Об обязательном медицинском страховании» на сайте Минздравсоц-развития РФ были размещены проекты паспорта субъекта федерации и региональной программы модернизации.
В соответствии с поставленными Правительством задачами рабочей группой, созданной в министерстве здравоохранения Иркутской области в конце апреля 2010 г. и возглавляемой министром здравоохранения региона, была начата активная работа по формированию Паспорта здравоохранения Иркутской области и по разработке и реализации программы модернизации здравоохранения Иркутской области.
Одним из важных этапов данной работы явилось внесение информации о медицинских работниках области в федеральный регистр. Ведение федерального регистра медицинских работников
позволит определить кадровый профиль в сфере здравоохранения субъектов РФ, в т.ч. Иркутской области; оценить структуру потребности отрасли в кадровых ресурсах, рациональность их размещения и эффективность использования для обеспечения комплексного системного планирования подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров.
Для успешной и своевременной реализации поставленной задачи в учреждениях здравоохранения было развернуто в зависимости от числа медицинских работников в учреждениях области от 1 до 30 рабочих мест. В начале августа 2010 г. была завершена работа по внесению в федеральный регистр информации о 27951 медицинских и фармацевтических работниках, в том числе врачей
— 7679, медицинских сестер — 20 018, провизоров
— 121, фармацевтов — 133.
Для формирования программы модернизации необходимым условием является анализ состояния здоровья населения и системы здравоохранения региона в целом. Именно с этой целью и был составлен Паспорт здравоохранения Иркутской области, содержащий основные фактические за 2005 — 2009 гг. и прогнозные на период 2010-2012 гг. показатели состояния регионального здравоохранения. Структурой Паспорта выделяется 4 основных раздела:
I. Основные социально-экономические показатели.
II. Оптимизация инфраструктуры здравоохранения Иркутской области для обеспечения порядков и стандартов медицинской помощи.
III. Совершенствование оказания медицинской помощи в Иркутской области на основе соблюдения стандартов и порядков медицинских услуг.
IV. Внедрение современных информационных систем в здравоохранении Иркутской области.
Первый раздел включает в себя карту-схему Иркутской области, общую климато-географическую характеристику региона, численность населения и его состав по возрастным категориям с выделением числа женщин фертильного возраста и лиц пенсионного возраста, протяженность и состояние автомобильных дорог, плотность населения, основные показатели здоровья населения, структуру расходов на здравоохранения области.
Также в данном разделе приведены основные прогнозные показатели здоровья населения области до 2012 г., которых удастся достичь благодаря реализации программы модернизации здравоохранения. Так, предполагается снижение показателя смертности населения с 13,9 на 1000 населения в
2009 г. до 12,4 в 2012 г., рост рождаемости с 15,2 на 1000 чел. населения (2009 г.) до 15,4 в 2012 г. Средняя продолжительность жизни населения области, составившая в 2009 г. 65,4 года, к 2012 г. должна достичь значения 66,3 года.
Показатель младенческой смертности с 10,1 на 1000 родившихся в 2009 г. предположительно должен снизиться к 2012 г. до 8,8, показатель материнской смертности — с 18,4 до 14,0 на 1000
родившихся живыми. Прогнозную тенденцию к снижению до 2012 г. имеет и показатель смертности населения от основных причин: смертность от болезней системы кровообращения в 2012 г. предположительно составит 615 на 100 000 населения (в сравнении с 2009 г. — 685 на 100 000 населения), смертность от внешних причин — 184 на 100 000 населения (2009 г. — 209,3). Заболеваемость населения инфарктом миокарда по прогнозным данным в 2012 г. составит 114,3 (2009 г. — 127,6), показатель врожденных аномалий и пороков развития снизится с 182,4 до 167,5 на 100 000 населения.
В разделе II Паспорта здравоохранения Иркутской области представлена информация о сети учреждений здравоохранения (юридические лица), классификация учреждений здравоохранения по уровням оказания медицинской помощи, а также характеристика и показатели деятельности учреждений здравоохранения области всех категорий: I —V уровня, фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, отделения врача общей врачебной практики; учреждения здравоохранения, оказывающие специализированную (в т.ч. высокотехнологичную) медицинскую и первичную медико-санитарную помощь детям; учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде.
Среди показателей, характеризующих современное состояние учреждений здравоохранения, выделены следующие: радиус обслуживания, среднее время доезда на общественном транспорте до учреждения здравоохранения, количество обслуживаемого населения, фондооснащенность на 1 м2; фондовооруженность на 1 врача; число посещений в смену; число коек; состояние эксплуатируемых зданий и сооружений: число нуждающихся в благоустройстве, капитальном ремонте, реконструкции, а также находящихся в аварийном состоянии и требующих сноса; оснащенность основным медицинским оборудованием, в т.ч. оборудованием, нуждающимся в замене.
В настоящее время в сети лечебнопрофилактических учреждений области более трети (35,7 %) эксплуатируемых зданий нуждается в благоустройстве (проведение водопровода, канализации и т.д.), 37,2 % зданий требуют капитального ремонта, 16 % — реконструкции. Более 8 % учреждений здравоохранения находится в аварийном состоянии и нуждается в сносе. Практически половина эксплуатируемого медицинского оборудования, имеющегося в учреждениях здравоохранения области, по причине физического и морального износа подлежит замене.
Раздел III Паспорта здравоохранения Иркутской области, посвященный совершенствованию оказания медицинской помощи в Иркутской области на основе соблюдения стандартов и порядков медицинских услуг, включает в себя следующие данные:
— стоимость территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицин-
ской помощи по источникам ее финансового обеспечения;
— нормативы объемов и стоимости медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по территориальной программе государственных гарантий, в том числе по обязательному медицинскому страхованию;
— структура расходов по территориальной программе государственных гарантий по уровням учреждений и видам оказываемой медицинской помощи;
— объемы оказания амбулаторной медицинской помощи (посещения) и стационарной медицинской помощи по профилям основных врачебных специальностей и по профилям отделений (соответственно) в рамках территориальной программы государственных гарантий;
— объемы оказания медицинской помощи по территориальной программе государственных гарантий;
— обеспеченность врачебными кадрами для реализации территориальной программы государственных гарантий;
— среднемесячная номинальная начисленная заработная плата медицинских работников в разрезе учреждений здравоохранения различных форм собственности;
— сведения об оказании и финансовом обеспечении стационарной медицинской помощи с использованием стандартов.
По прогнозным данным, представленным в III разделе, к 2012 г. укомплектованность врачебными кадрами учреждений здравоохранения области
увеличится с 61 % до 70 %; коэффициент совместительства уменьшится в стационарах с 1,7 до 1,52 и в амбулаторно-поликлиническом звене — с 1,4 до
1,25; увеличится количество посещений поликлиник в расчете на 1 человека в год с 6,3 до 8,7
Рассчитанные на предстоящий 3-хлетний период нормативы объемов медицинской помощи по территориальной программе государственных гарантий Иркутской области свидетельствуют о тенденции к изменению соотношения объемов оказываемой скорой, стационарной и амбулаторной помощи, в т.ч. стационарозамещающей, в сторону снижения первых двух видов медицинской помощи и увеличения числа посещений в поликлинике и пациенто-дней в стационарах дневного пребывания (табл. 1).
Разрабатываемая в настоящее время Департаментом информатизации Минздравосоцраз-вития России информационная система в сфере здравоохранения будет направлена на повышение эффективности управления в данной сфере, повышение качества медицинской помощи на основе информационного обмена, улучшение информированности населения о здоровом образе жизни. Основой информационной системы будет являться электронная медицинская карта. В связи с этим важным являются данные об уровне развития информационной и технологической инфраструктуры отдельного лечебно-профилактического учреждения в частности и здравоохранения субъекта РФ в целом.
Данную информацию содержит раздел IV Паспорта «Внедрение современных информационных систем в здравоохранении Иркутской
Таблица 1
Нормативы объемов и финансовых затрат на медицинскую помощь по территориальной программе государственных гарантий Иркутской области за период 2009-2012 гг.
Виды медицинской помощи Единица 2009 (факт) 2010 (утверждено) 2011 (прогноз) 2012 (прогноз)
Всего по территориальной программе государственных гарантий
скорая медицинская помощь вызовов на 1 чел. 0,403 0,36 0,36 0,36
руб. на 1 вызов 1005,5 1 131,1 1 208,1 1 268,7
амбулаторная медицинская помощь посещений на 1 чел. 8,638 10,51 9,5 9,5
руб. на 1 посещение 207,8 157,7 214,7 225,6
стационарная медицинская помощь койко-дней на 1 чел. 3,34 3,22 3,2 3,1
руб. на 1 койко-день 1 039,0 1 141,2 1 220,7 1 323,8
медицинская помощь, предоставляемая в условиях дневных стационаров пациенто-дней на 1 чел. 0,535 0,619 0,6 0,6
руб. на 1 пациенто-день 356,7 285,7 345,2 363,3
в т.ч. в рамках обязательного медицинского страхования
амбулаторная медицинская помощь посещений на 1 чел. 6,342 8,762 8,762 8,762
руб. на 1 посещение 186,8 155,4 182,9 196,3
стационарная медицинская помощь койко-дней на 1 чел. 2,003 1,894 1,894 1,894
руб. на 1 койко-день 1 010,0 1 001,0 1 178,2 1 228,9
медицинская помощь, предоставляемая в условиях дневных стационаров пациенто-дней на 1 чел. 0,418 0,49 0,49 0,49
руб. на 1 пациенто-день 332,5 400,0 470,8 491,0
области». По прогнозным данным к 2012 г. система здравоохранения Иркутской области должна выйти на следующие показатели: доля учреждений здравоохранения, имеющих локальную сеть, увеличится с 7 % до 100 %; доля медицинских учреждений, имеющих широкополосный доступ к сети интернет
— с 94 % до 100 %, доля лечебно-профилактических учреждений, имеющих серверное оборудование
— с 12 % до 100 %. Обеспеченность медицинских работников компьютерами должна составить 1,7 человек на 1 компьютер (2009 г. — 6 человек на 1 компьютер). К 2012 г. планируется создать региональную сеть передачи данных учреждений здравоохранения Иркутской области, региональный центр обработки данных системы здравоохранения и региональную справочную информационной службы системы здравоохранения Иркутской области (в настоящее время эти службы отсутствуют). Телемедицинская связь, которой в будущем будет отводиться важная роль в проведении консилиумов, консультаций и оценке состояния здоровья пациентов на расстоянии, будет представлена в области к 2012 г. уже в количестве 42 телемедицинских абонентских пунктов (2009 г. — 6 пунктов).
На основе сформированного Паспорта здравоохранения Иркутской области министерством здравоохранения области был разработан проект программы «Модернизация здравоохранения Иркутской области на 2011-2012 годы». Программа составлена с учетом стандарта и требований, предъявленных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также в соответствии со Стратегией развития здравоохранения Иркутской области на период 2010 — 2020 годы.
Целью программы модернизации является улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению Иркутской области. Программа направлена на решение трех основных задач:
1) укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;
2) внедрение современных информационных систем в здравоохранение;
3) внедрение стандартов оказания медицинской помощи.
Для включения Иркутской области в программу модернизации здравоохранения Министерством здравоохранения и социального развития РФ было установлено выполнение следующих условий:
1) объем финансирования здравоохранения в законе о бюджете Иркутской области в 2011 г. должен составить не менее 7,3 млрд. рублей (т.е. не ниже уровня 2010 г.); объем финансирования на здравоохранение из бюджетов муниципальных образований — не ниже уровня 2009 г.;
2) предоставление областной программы модернизации здравоохранения Иркутской области в Минздравсоцразвития РФ в срок до 31 августа
2010 г.;
3) сумма платежа в 2011 г. на неработающее население должна быть не менее рекомендуемо-
го Минздравсоцразвития РФ, т.е. 4,7 млрд. руб. (3,1 млрд. руб. и 1,6 млрд. руб. (25 %).
Важным вопросом является вопрос финансирования разработанной программы модернизации. Источниками финансирования мероприятий программы будут являться средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставленные бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию программы, а также средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования и консолидированного бюджета Иркутской области. Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональной программы модернизации здравоохранения Иркутской области будут предоставляться из бюджета Федерального фонда бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования в виде субсидий. Из бюджета территориального фонда указанные средства будут передаваться в бюджет Иркутской области в виде межбюджетных трансфертов. Объем субсидий Федерального Фонда обязательного медицинского страхования граждан для реализации программы модернизации будет напрямую зависеть от районного коэффициента удорожания, используемого при расчете объемов финансирования территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Иркутской области.
В целях финансового обеспечения региональной программы модернизации здравоохранения Иркутской области будет заключено соглашение Правительства Иркутской области с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Основными показателями успешной реализации программы являются:
— получение общедоступной, своевременной и качественной медицинской помощи независимо от уровня доходов пациента и места его проживания;
— увеличение удовлетворенности населения медицинской помощью с 31,4 % до 49 %;
— увеличение продолжительности жизни населения (оба пола) с 65 до 66,3 лет;
— уменьшение смертности населения с 13,9 до 12,4 на 1000 населения;
— уменьшение процента износа зданий, в которых располагаются областные учреждения здравоохранения, с 35 % до 30 %, зданий муниципальных учреждений здравоохранения — с 45 % до 38 %;
— увеличение доли медицинских учреждений, оснащенных в соответствии со стандартами, с 58 % до 79 %.
Программа модернизации здравоохранения Иркутской области состоит из Паспорта системы здравоохранения Иркутской области и 8 разделов.
Раздел 1 «Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными
методами» представляет собой вводную часть и включает в себя следующие данные: медикодемографическая ситуация в области, основные показатели здоровья населения, основные характеристики учреждений здравоохранения области и кадрового потенциала, оценка удовлетворенности населения медицинской помощью, а также состояние информационных систем отрасли.
Раздел 2, посвященный укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, включает перечень учреждений здравоохранения Иркутской области, их материально-техническое состояние и уровень оснащения, а также предполагаемые мероприятия по их улучшению.
Так, планируется открытие на базе функционирующих в настоящее время учреждений здравоохранении 3-х межмуниципальных центров, требующих оснащения на общую сумму 70,2 млн. рублей. В связи с неуклонным увеличением числа больных с хронической почечной недостаточностью в рамках расширения сети диализных центров планируется реорганизация амбулаторного центра гемодиализа научно-исследовательского института клинической медицины в г. Ангарске в межмуници-пальный специализированный нефрологический центр. На модернизацию оказания помощи ВИЧ-инфицированным планируются затраты в размере 179,9 млн. рублей.
На мероприятия по модернизации первичной медико-санитарной помощи, включая скорую медицинскую помощь (строительство, реконструкции и ремонт зданий), необходимо 4,2 млрд. рублей. Большое внимание в программе уделено также мероприятиям по укреплению первичного звена здравоохранения (оснащение кабинетов участковых врачей, врачей общей практики и фельдшерско-акушерских пунктов необходимым оборудованием) и модернизации родовспоможения и педиатрии.
Основной целью мероприятий по информатизации системы здравоохранения Иркутской области, представленных в разделе 3 программы, является обеспечение эффективной информационной поддержки системы здравоохранения граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного оказания. Мероприятия по информатизации системы здравоохранения Иркутской области включают информатизацию деятельности медицинских учреждений, в том числе с целью ведения электронной медицинской карты, а также ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения Иркутской области.
В разделе 4 «Внедрение стандартов оказания медицинской помощи» содержится перечень мероприятий, направленных на достижение соответствующего уровня оказания медицинской помощи по профилям, определенным в зависимости от структуры заболеваемости и смертности населения. Программой предусмотрено поэтапное вне-
дрение стандартов оказания медицинской помощи в 2011 —2012 годах с обеспечением необходимого объема лекарственных средств и медицинских изделий.
Также в данном разделе представлена информация о мероприятиях по установлению дополнительных государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи неработающим пенсионерам на основе соплатежа (за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования) в размере 2000 рублей за оказание медицинской помощи.
Перечень мероприятий, объем финансирования из каждого источника и ожидаемые результаты содержатся в разделе 5 программы. В разделе 6 представлен механизм реализации мероприятий программы и контроль хода ее выполнения. Порядок финансового обеспечения программы описан в разделе 7.
Система оценки эффективности реализации программы модернизации в Иркутской области (раздел 8) предусматривает выполнение к 2012 г. следующих задач:
— приведение сети учреждений здравоохранения в соответствие с потребностью населения в медицинской помощи с учетом сбалансированности территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи по видам и условиям оказания медицинской помощи;
— внедрение полного тарифа оплаты медицинской помощи за счет средств системы обязательного медицинского страхования с учетом внедряемых в 2011 и 2012 гг. стандартов оказания медицинской помощи;
— внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результаты деятельности;
— введение персонифицированного учета медицинской помощи и ресурсов на ее оказание;
— обеспечение принципа экстерриториальности, т.е. доступности медицинских услуг для всех граждан независимо от места жительства.
Итогом реализации программы модернизации здравоохранения Иркутской области на 2011—2012 гг. является достижение главной цели здравоохранения — повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи для всех категорий граждан с усилением гарантий прав потребителей медицинских услуг.
Ожидаемым результатом реализации программы для медицинских работников, как непосредственных производителей медицинских услуг, будет повышение уровня заработной платы, улучшение условий труда, возможность непрерывного повышения квалификации, что в целом отразится на повышении имиджа профессии.
На уровне лечебных учреждений области в результате проведенной модернизации будет значительно укреплена материально-техническая база, а также будет дана возможность свободного вхождения в систему ОМС для медицинских орга-
низаций любой формы собственности на основе одноканального финансирования медицинской помощи с оплатой по полному тарифу за законченный случай.
Таким образом, модернизация здравоохранения Иркутской области позволит за счет повышения доступности и качества медицинской
помощи сохранить жизни и улучшить здоровье граждан региона за счет увеличения численности работоспособного населения и повышения производительности труда — сделать дополнительный вклад во внутренний валовый продукт, что в целом положительно скажется на сохранении социальной и политической стабильности в регионе и стране.
Сведения об авторах
Алексеева Наталья Юрьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИГМУ, заместитель главного врача по организации деятельности в системе медицинского страхования «Клиники ГОУ ВПО ИГМУ Росздрава» (664003, г. Иркутск, б. Гагарина, д. 18; тел.: 8 (3952) 24-34-73, 8 (3952) 20-39-42; e-mail: [email protected]).
Гайдаров Гайдар Мамедович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутского государственного медицинского университета.