Научная статья на тему 'Об основном уравнении безгироскопной инерциальной навигационной системы'

Об основном уравнении безгироскопной инерциальной навигационной системы Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
464
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Гордин Александр Григорьевич, Комков Андрей Владимирович

Рассматривается возможность построения навигационных систем для специфического класса автономных объектов управления, определяются их типы, которые наиболее удовлетворяют требованиям, предъявляемым к системам этого класса объектов. Формируется основное уравнение инерциальной навигации измерительного блока для общего случая. Описывается частный случай этого уравнения для измерительного блока с акселерометрами, жестко связанными с объектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About basic equation of inertial navigation system without gyro

In the article the capability of the construction the navigation systems for specific class of objects of control is considered and the types of navigational systems, most approaching for this class, are setermined. A basic equation of inertial navigation in a general view is formed. The particular case of this equation equation for measuring unit with accelerometers hardly connected to object is considered.

Текст научной работы на тему «Об основном уравнении безгироскопной инерциальной навигационной системы»

УДК 629.7.052.7:527.625.2

ОБ ОСНОВНОМ УРАВНЕНИИ БЕЗГИРОСКОПНОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

ГОРДИН А.Г., КОМКОВ А.В.________________

Рассматривается возможность построения навигационных систем для специфического класса автономных объектов управления, определяются их типы, которые наиболее удовлетворяют требованиям, предъявляемым к системам этого класса объектов. Формируется основное уравнение инерциальной навигации измерительного блока для общего случая. Описывается частный случай этого уравнения для измерительного блока с акселерометрами, жестко связанными с объектом.

В настоящее время широко распространены малогабаритные и микроминиатюрные роботы различного назначения, способные выполнять возложенные на них задачи автономно и с высокой эффективностью (микроминиатюрные автономные роботы — МАР) [1,2]. Требования, которые определяются спецификой такого класса объектов, исключают возможность использования существующих систем управления и навигации. Актуальным становится вопрос создания новых или модернизации существующих систем в целях приведения их характеристик в соответствие с требованиями, предъявляемыми к системам для МАР. Поскольку на первый план выходит автономность выполнения объектами возлагаемых на них задач, для их навигации и управления существующие и хорошо зарекомендовавшие себя системы с внешним источником информации о положении объекта (спутниковые, радионавигационные и др.) не пригодны. Для установки на борту этих объектов необходимы автономные малогабаритные системы навигации. Среди них ведущее место занимают инерциальные системы навигации. Поскольку малогабаритные роботы имеют на борту ограниченный запас ресурсов, а требование автономности объектов исключает возможность их подсоединения к внешним источникам информации, то время выполнения объектом поставленной перед ним задачи ограничено. Это позволяет не останавливаться на коррекции показаний данных систем, а основное внимание уделять повышению точности и уменьшению массово-габаритных характеристик.

Инерциальные системы разделяют на два класса:

1) системы с гиростабилизированной платформой (инерциальные измерители установлены на платформе, занимающей определенное положение в пространстве независимо от движения корпуса объекта);

2) бесплатформенные системы (инерциальные измерители закреплены жестко на корпусе объекта и движутся вместе с ним).

Рассмотрим возможность использования инерциальных систем обоих классов для МАР. Системы первого типа сложны и дорогостоящи, поскольку содержат в качестве измерительных блоков гиростабилизированные платформы (ГСП) различных типов [3]. Платформа стабилизируется в пространстве и моделирует инерциальную систему координат с точностью до ухода гироскопов стабилизации. Таким образом, известно положение трехгранника системы координат, в которой определяются навигационные параметры (геоцентрической, географической и т.п.). Вследствие этого система с ГСП позволяет выделять параметры ориентации и движения объекта с очень высокой точностью, однако из-за значительной стоимости и конструктивной сложности, а также неприемлемых массово-габаритных характеристик для установки на малогабаритных и микроминиатюрных роботах она не пригодна.

В настоящее время широко распространены бесплатформенные инерциальные навигационные системы (БИНС), где положение измерительного трехгранника определяется аналитически с помощью вычислительного устройства на основе показаний инерциальных измерителей, совершающих движение вместе с корпусом объекта. Эта задача решается в соответствии со сложными алгоритмами, что определяет повышенные требования к вычислителю.

Поскольку в БИНС датчики закреплены не на платформе, а на корпусе объекта, то диапазон внешних воздействий, измеряемых этими датчиками, более широкий. Стоимость бесплатформенных систем определяется стоимостью датчиков и вычислителя, поэтому ниже, чем у ГСП. Область применения БИНС весьма широка. Вследствие того, что массово-габаритные и точностные характеристики измерительного блока БИНС зависят от инерциальных измерителей, эти системы можно использовать на МАР.

Параметры движения и ориентации объекта в БИНС определяются путем решения в вычислителе основного уравнения навигации. Его вид зависит от типа инерциальных измерительных блоков, классификация которых приведена в [2] и которые разделяются следующим образом.

1. Измерительные блоки с датчиками угловой скорости (ДУС) различного вида и акселерометрами. Данный вид наиболее распространен в настоящее время, однако наряду с высокой точностью определения навигационных параметров и простыми алгоритмами их выделения имеет следующие недостатки: сравнительно высокая стоимость; использование индивидуального типа датчиков для определения каждого из инерциальных параметров (что усложняет конструкцию измерительного блока и не позволяет применять информацию с одного типа датчиков для определения параметров, выделяемых другим типом). Поэтому уменьшение массово-габаритных характеристик этого типа систем

РИ, 2002, № 4

47

возможно при ухудшении точности определения инерциальных параметров, что неприемлемо.

2. Измерительные блоки с угловыми и линейными акселерометрами. В таких системах угловые акселерометры используют для определения абсолютной угловой скорости объекта, а линейные - для определения компонентов кажущегося ускорения. Более дешевые, чем системы первого типа, они также характеризуются разнотипностью датчиков при определении параметров движения, накапливанием ошибок в определении угловой скорости из-за интегрирования во времени, помимо полезной информации и ошибок самого датчика. Поэтому для построения навигационных систем, использующихся в МАР, они не пригодны.

3. Измерительные блоки, включающие линейные акселерометры для определения инерциальных параметров. Данные системы наряду с дешевизной и однотипностью инерциальных измерителей, возможностью функциональной избыточности измерительных блоков без усложнения конструкции блока имеют и ряд недостатков: накопление ошибок при определении инерциальных параметров из-за интегрирования ошибок датчиков; большие габаритные характеристики, чем у измерительных блоков с ДУС и акселерометрами (это связано со спецификой определения параметров угловой скорости с помощью линейных акселерометров посредством измерения углового ускорения), высокие требования к акселерометрам, меньшая точность. Массово-габаритные характеристики измерительных блоков, включающих линейные акселерометры, зависят от характеристик акселерометров и при достаточно точных и малогабаритных акселерометрах (например, струнных) могут быть значительно меньше, чем у измерительных блоков с ДУС и акселерометрами. Таким образом, используя данный тип измерительных блоков как основу для построения систем навигации, возможно удовлетворить требования, предъявляемые к системам для МАР.

При использовании систем третьего типа отпадает необходимость в дополнительных источниках ин -формации, что уменьшает стоимость системы и ее массово-габаритные характеристики. Данные системы упоминаются в [4], однако уровень вычислительной техники периода расцвета инерциальных систем (70-е годы двадцатого века) не позволил реализовать безгироскопные системы на достаточно высоком уровне. Развитие вычислительной техники в последние годы позволило построить БИНС на основе использования достаточно недорогих акселерометров.

Задачей инерциальных систем навигации является определение с высокой точностью кинематических параметров движения центра масс объекта и его углового положения без привлечения внешних источников информации. Эта информация определяется по алгоритмам, сложность которых зависит от типа используемых инерциальных датчиков, конструкции измерительного блока и сложности

самого уравнения выделения инерциальных параметров.

Рассмотрим уравнение навигации, применяемое в инерциальных навигационных системах для получения параметров движения объекта. Подобное уравнение для системы с ГСП было представлено в [5]. Получим уравнение навигации для БИНС с жестко закрепленными акселерометрами, разнесенными относительно центра масс объекта.

Вводим следующие системы координат (СК) (рисунок):

1. Инерциальную O иХ иУиZH .

2. Стартовую OcXcYcZc (вращается относительно инерциальной СК с угловой скоростью ГО, начало в инерциальной СК описывается вектором rc ).

3. Связанную с объектом OjXYZ (вращается относительно стартовой СК с угловой скоростью ГО 2, начало в стартовой СК описывается вектором rc1 , а в инерциальной — вектором ГО ).

4. Измерительную ОиXrYrZr. Связана с измерительным блоком системы навигации (движется поступательно и может вращаться относительно связанной системы координат с угловой скоростью ГО з , начало в связанной СК определяется вектором r02, в инерциальной — вектором r03).

Используем второй закон Ньютона [5] в процессе формирования уравнения. Запишем уравнение второго закона Ньютона относительно чувствительного элемента акселерометра массой m . Смещением чувствительного элемента акселерометра относительно корпуса самого датчика пренебрегаем и в первом приближении рассматриваем чувствительный элемент акселерометра как точечную массу, сосредоточенную в точке о . При выводе уравнения не будут учитываться переходные режимы измерительного блока, поэтому считаем основным установившийся режим. К инерционной массе акселерометра, двигающейся в инерциальной СК, приложена сумма сил Fs ньютонова притяжения массы всей совокупностью небесных тел, включая, строго говоря, и притяжение массами объекта, на котором установлен акселерометр. Сила fynp обусловлена упругой деформацией подвеса самого акселерометра. Уравнение можно записать в следующем виде:

48

РИ, 2002, № 4

. Fv(;„■)+ fynp , (1)

где V0 — вектор абсолютной скорости точки о в инерциальном пространстве; t — текущее время.

Разделим обе части выражения (1) на массу. При этом примем в качестве Fv (?0И) силу гравитационного поля основной планеты, тогда ускорение

можно записать как g(?ou) = , считая, что

действие других небесных тел мало по сравнению с основным. После деления силы упругости на

- f /

массу получаем вектор n = yym показаний акселерометра. В системе OXo YoZo для однокомпонентного акселерометра запишем n = [nx 0 0Т . Тогда уравнение (1) с условием всего сказанного выше преобразуется к виду

dV0

dt

■ = g (?0И) 4

_dr0_

dt

= Vo

(2)

где n — вектор показаний акселерометра в инерциальной СК.

Для вывода уравнения рассмотрим классическую задачу определения положения точки в подвижной СК, которая движется в базовой неподвижной системе координат [6]. Задача разбивается на несколько этапов, количество которых зависит от количества пар СК. В рассматриваемом случае она разбивается на следующие этапы:

Этап 1. В качестве базовой принимается инерциальная СК OИХ И YuZu , а в качестве подвижной — стартовая СК OcXcYcZc. Определим положение точки 01. Тогда при данных приближениях линейную скорость точки 01 в инерциальной СК можно записать следующим образом:

VOj = VOc + Ш1 х rci, а в стартовой СК

Оі

/0c + Ші X rc + Ш 1 X rci

drc1

dt ’

(3)

(4)

где Vc — вектор скорости начала стартовой С К в

0c

проекциях на оси OcXcYcZc.

Тогда выражение (2) с учетом (4) в базовой системе координат принимает вид

7-c

Т c

"Оі

dV°1 і — V c M ffl! ^

—d^ + Ш1X V01 = MиД^го )+ n );

* c drc

cc

О" 17

+ Ш1 X rc + Ш1 X rc1 +

drC1

dt :

(5)

с

здесь M uc — матрица направляющих косинусов, описывающая переход от инерциальной и старто-drc ^

вой С К; dt — локальная производная вектора rc

с

в стартовой СК.

РИ, 2002, № 4

Этап 2. В качестве базовой рассматриваем стартовую СК OcXcYcZc, а в качестве подвижной — связанную СК O1XYZ . Опишем движение точки OU относительно этих систем координат.

Тогда можно записать линейную скорость точки OU относительно стартовой СК:

VOu = VO1 + Ш 2 х Г02

а относительно связанной СК

dr02 dt ,

(6)

VOOИ = VO + Ш 2 х rc1 + Ш2 х г02 O1 1

dr02 dt ,

(7)

где V(O1 — вектор скорости точки o1 в проекциях на оси связанной СК.

Выражение (2) в связанной СК 01XYZ принимает вид

+ Й2 х V8оИ = McsMuc(4?0И)+nИ);

-V s = djc оИ dt

-(Й1 + й2) х (mcs1MhC^s)+

(<^)1+®2)х 4

drc1

dt

+ <2 х Г)2 +

dr02 dt ,

s

(8)

здесь Mcs — матрица направляющих косинусов, описывающая переход от стартовой к связанной

СК ;

drc

dt

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s

drc1

dt — локальные производные векто -

s

ров rc1,rc в связанной СК; M^M и1 — матрицы, обратные Mcs,Muc соответственно; rcs,rcs1 — векторы rc ,Гд в проекциях на оси связанной СК.

Этап 3. В качестве базовой рассматривается связанная СК 01XYZ , а в качестве подвижной — измерительная СК О Ux г YrZ г . Опишем движение точки О относительно этих систем координат.

Можно записать линейную скорость точки о относительно связанной СК:

V0 = Vs + Ш 3 х ї0+

0 оИ 3 0 dt ,

а относительно измерительной СК

V0 = Vй + Ш3 X 1)9 + Ш3 X Г0 + ■dr°

0 оИ 3 3 0 dt ,

(9)

(10)

где VИ — вектор скорости точки оИ в проекциях оИ 1

на оси связанной СК.

Тогда выражение (2) с учетом (10) в измерительной СК oUxrYrZr принимает вид

49

^ +Ю x VO = MsrM CSM и^4?0и))+ 5;

VO = ^ + 1 + ®2 + Ю3 ) x (M sr Mcs”M ис^с )+

r

+ ((Di + Ю2 + Ю3)x (Ms/M-c1^! dt”

+ (ю2 + D3)x (MSr1ro1'^+-d2

(11)

+ Ю3 X ro +

dr0

dt

r

где Msr — матрица направляющих косинусов перехода от связанной к измерительной СК ;

die dlc1 d4)2

dt ’ dt r ’ dt r

— локальные производные векто-

ров rc1,rc,r02 в измерительной СК; М^1 — матрица, обратная Msr; rcr,rcr1,r0r2 — векторы rc1,rc,r02 в проекциях на оси измерительной СК; її — вектор показаний акселерометров в измерительной системе координат.

Выражение (11) дополняется системой дифференциальных уравнений Пуассона следующего вида:

dM ис dt

dMcs

dt

dMsr

dt

Ю1М ис Ю2М cs; Ю 3Msr-

(12)

Полученные системы (11) и (12) представляют собой общий случай уравнений навигации, решая которые, можно определить кинематические параметры объекта на основе информации измерительного блока с акселерометром, размещенным в точке O . Для блока акселерометров вводятся следующие допущения:

1) измерительный блок жестко закреплен на кор -пусе объекта (Ю3 = 0 , Msr = const);

dM ис dt

dMcs

dt

Msr

- ff>1M ис

= ®2M cs = const.

(14)

При использовании системы (14) следует учитывать, что информацию об угловых скоростях Ю” и ю2 получают по показаниям линейных акселерометров измерительного блока. Поэтому для определения 6 компонент векторов количество инерциальных измерителей должно быть увеличено до количества, достаточного для вычисления компонент всех угловых скоростей и линейных ускорений, действующих на объект.

Выражения (13) и (14) представляют собой идеальные уравнения инерциальной системы, использующей информацию измерительного блока с линейными акселерометрами для получения информации о кинематических параметрах объекта.

Литература: 1. Робот размером с пятицентовую монету... // Компьютерное обозрение. №12. 2001. С. 5. 2. Гордин А.Г., Комков А.В. Актуальные задачи использования информационных технологий при построении бесплатформенных инерциальных навигационных систем для малогабаритных БПЛА / Сб. науч. трудов Национального аэрокосмического университета. Авіаційно-космічна техніка і технологія. Харків: "ХАІ", 2000. Вип. 21. С. 180-186. 3. Горенштейн И.А., Шульман И.А. Инерциальные навигационные системы. М.: Машиностроение. 1970. 231 с. 4. Бесплатформенные инерциальные навигационные системы (Обзор) // Вопросы ракетной техники. 1967. №1. С. 69-76. 5. Помыкаев И.И. Основы теории инерциального метода измерения ускорения движения летательного аппарата // Сб. науч. трудов. Системы ориентации и наведения летательных аппаратов / Под ред. д.т.н. Б.А. Рябова. М.: Машиностроение. 1968. С. 29-55. 6. АндреевВ.Д. Теория инерциальной навигации. Автономные системы. М.: Наука. 1966.580 с.

Поступила в редколлегию 21.01.2002 Рецензент: д-р техн. наук, проф. Подлесный Н.И.

2) объект движется вокруг Земли (Ю” представляет собой известную величину);

3) вектор r0 = const.

Тогда получим систему для рассматриваемого случая:

^ + 53 * VO = Ms,McsMис(g(f0"))+ 5 ;

VO = ^

O dt

+1

+ ю 2

+ Ю 2, x (m^mJm

Msr^Fei ^ djcl dt

sr І02 ^ d?02

+ —— ,

(13)

r

r

Гордин Александр Григорьевич, канд. техн. наук, доцент кафедры систем управления Национального аэрокосмического университета им. Н.Е. Жуковского "ХАИ". Научные интересы: интегрированные инерциальные системы навигации. Увлечения и хобби: история науки и техники, летательные аппараты, природа. Адрес: Украина, 61058, Харьков, ул. Культуры, 11, кв. 61, тел. 44-23-54, 43-93-55.

Комков Андрей Владимирович, аспирант кафедры систем управления летательных аппаратов Национального аэрокосмического университета им. Н.Е. Жуковского "ХАИ". Научные интересы: навигационные системы. Увлечения: история авиации и бронетанковой техники, электроника, микроконтроллеры. Адрес: Украина, 61068, Харьков, ул. Блюхера, 15-Б, кв. 37, тел. 44-23-54, 68-86-70.

50

РИ, 2002, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.