Научная статья на тему 'ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЧАСТНЫХ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЧАСТНЫХ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
408
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧАСТНЫЕ СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ-ИСПОЛНИТЕЛИ / ФССП РОССИИ / ИСПОЛНИТЕЛЬНО ПРОИЗВОДСТВО / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тумаков Альберт Владиславович, Рогачев Елисей Сергеевич, Миронова Лариса Юрьевна

Анализируется возможность повышения эффективности процесса исполнения судебных решений через внедрение института частных судебных приставов-исполнителей, рассматривается международный опыт интеграции элементов частного исполнения в государственную систему принудительного исполнения, формулируется вывод о полезности института частного исполнения, призванном разрешить актуальную проблему неэффективности действующего механизма принудительного исполнения актов судебных и иных юрисдикционных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ORGANIZATIONAL AN LEGAL SUPPORT OF THE FUNCTIONING OF THE INSTITUTE OF PRIVATE BARRIERS-EXECUTORS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the possibility of improving the efficiency of the process of enforcement of court decisions through the introduction of the Institute of private bailiffs, examines the international experience of integrating elements of private enforcement into the state system of enforcement, the usefulness of the institution of private execution, which is designed to solve the urgent problem of the ineffectiveness of the existing mechanism for the enforcement of acts of judicial and other jurisdictional bodies, is concluded.

Текст научной работы на тему «ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЧАСТНЫХ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 34 ББК 67.6

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10395 © А.В. Тумаков, Е.С. Рогачев, Л.Ю. Миронова, 2020

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЧАСТНЫХ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Альберт Владиславович Тумаков,

начальник кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса,

кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]; Елисей Сергеевич Рогачев, доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса,

кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]; Лариса Юрьевна Миронова, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин,

кандидат филологических наук

Тамбовский филиал АНО ВО «Российский новый университет» (392000, Тамбов, ул. Пензенская/К. Маркса, д. 61/175 (корпус 3)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Анализируется возможность повышения эффективности процесса исполнения судебных решений через внедрение института частных судебных приставов-исполнителей, рассматривается международный опыт интеграции элементов частного исполнения в государственную систему принудительного исполнения, формулируется вывод о полезности института частного исполнения, призванном разрешить актуальную проблему неэффективности действующего механизма принудительного исполнения актов судебных и иных юрисдикционных органов.

Ключевые слова: частные судебные приставы-исполнители, ФССП России, исполнительно производство, альтернативная система исполнения.

ON THE ORGANIZATIONAL AN LEGAL SUPPORT OF THE FUNCTIONING OF THE INSTITUTE OF PRIVATE BARRIERS-EXECUTORS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Albert V. Tumakov,

Head of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure,

Candidate of Legal Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Elisey S. Rogachev,

Associate Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure,

Candidate of Legal Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Larisa Yu. Mironova,

Associate Professor of the Department of State аnd Civil Law Disciplines,

Candidate оf Philological Sciences

Tambov branch of ANO VO «Russian new University» ((392000, Tambov, ul. Penzenskaya/K. Marksa, d. 61/175 (korpus 3)

Abstract. The article analyzes the possibility of improving the efficiency of the process of enforcement of court decisions through the introduction of the Institute of private bailiffs, examines the international experience of integrating elements of private enforcement into the state system of enforcement, the usefulness of the institution of private execution, which is designed to solve the urgent problem of the ineffectiveness of the existing mechanism for the enforcement of acts of judicial and other jurisdictional bodies, is concluded.

Keywords: private bailiffs, FSSP of Russia, enforcement proceedings, alternative enforcement system.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Тумаков А.В., Рогачев Е.С., Миронова Л.Ю. Об организационно-правовом обеспечении функционирования института частных судебных приставов-исполнителей в Российской Федерации. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):256-9.

На сегодняшний день принудительное исполнение актов судебных и иных юрисдикционных органов обеспечивается подразделениями Федеральной службы судебных приставов (ФССП России).

В соответствии с проектом итогового доклада о результатах деятельности Федеральной службы судебных приставов за 2019 год, количество возбужденных в 2019 году исполнительных производств возросло на 13,8%, в том числе количество поступивших судебных актов увеличилось на 3,3 млн, или на 12,5%, а количество постановлений уполномоченных органов - на 5 млн, или 14,6%.

Общее количество находившихся на исполнении исполнительных производств достигло 102,9 млн. В среднем у одного судебного пристава-исполнителя на исполнении находилось 4,3 тыс. исполнительных производств, что в 16,3 раза превышает норму нагрузки на судебного пристава-исполнителя, установленную постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Минюста России от 15.08.2002 № 60/1 «Об утверждении норм нагрузки судебных приставов».

В условиях возрастающей нагрузки на судебных приставов-исполнителей эффективность принудительного исполнения актов судебных и иных юрисдикционных органов снижается (обратная пропорциональная зависимость), что в итоге негативно отражается на имущественном обороте (рост просроченной задолженности), способствует усилению недоверия общества к государственным институтам и демотивирует участников оборота в вопросах защиты своих нарушенных прав.

Дальнейшее расширение штатной численности ФССП России представляется экстенсивным путем развития, лишь усиливающим нагрузку на федеральный бюджет без существенного роста эффективности («раздуть» штатную численность ФССП России в 16 раз (пропорционально превышению нагрузки на судебного пристава-исполнителя -см.выше) просто невозможно).

Конечно, возможно и целесообразно повышение эффективности принудительного исполнения посредством внедрения новых технологий и автоматизации, однако, в конечном итоге, не все меры принудительного исполнения можно «обесчеловечить».

Например, выход в адрес должника для составления описи имущества, вопросы вселения и выселения, розыск имущества должника и т. п. - все это требует активного личного участия судебного пристава-исполнителя.

Очевидно, что с подобной проблемой неудовлетворительного качества государственного принудительного исполнения сталкиваются и другие государства. Для многих из них выходом стало привлечение к выполнению задач в сфере принудительного исполнения частных лиц, наделяемых отдельными властными полномочиями. Как правило, эти лица именуются частными судебными исполнителями и функционально встраиваются в единую систему принудительного исполнения актов судебных и иных юрисдикционных органов.

Об эффективности механизма частного принудительного исполнения свидетельствует, например, опыт Казахстана, в котором институт частных судебных исполнителей был внедрен с 2011 года.

В ходе последовательной реформы системы исполнительного производства в Казахстане был взят курс на поэтапное упразднение государственной службы судебных исполнителей, с тем чтобы в дальнейшем перейти практически полностью на исполнение судебных и иных актов на частной основе.

При этом положительный эффект деятельности судебных исполнителей на частной основе выразился в следующем:

1) повышение качества исполнения судебных и иных актов;

2) снижение жалоб на неисполнение судебных актов со стороны взыскателей;

3) снижение сроков и улучшение оперативности исполнения;

4) сокращение государственных затрат (бюджета) на обеспечение исполнения судебных и иных актов.

Представляется, что с учетом опыта зарубежных стран, внедривших у себя институт частного принудительного исполнения (Казахстан, Молдова, Чехия, страны Прибалтики и иные), целесообразно поэтапно включать его и в российское правовое поле.

Соответствующие правотворческие инициативы (например, со стороны Торгово-промышлен-

но 6/2020

Вестник экономической безопасности

257

ной палаты Российской Федерации) уже имеют место и в целом поддерживаются исполнительной властью. К тому же, определенные элементы частного исполнения (без элементов государственного принуждения) присутствуют в давно практикуемой коллекторской деятельности. В качестве еще одного примера наделения частных лиц государственно-властными полномочиями можно привести нотариат (частнопрактикующих нотариусов).

О возможности повышения эффективности процесса исполнения судебных решений через внедрение института частных судебных приставов-исполнителей неоднократно высказывались и представители российского научного сообщества.

Так, по мнению директора Центра законодательства и корпоративных отношений Российского союза промышленников и предпринимателей И.В. Котелевской, «альтернативная система исполнения позволит существенно снизить нагрузку на государственную службу судебных исполнителей, поскольку взыскание значительного числа средств будет осуществляться в рамках частного исполнительного производства».

В свою очередь, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права НИУ ВШЭ М.А. Еро-хина, обращая внимание на проблему перегруженности работой территориальных органов ФССП России и недостаточности их финансирования, отметила допустимость создания института частных судебных исполнителей в России, однако без устранения государственной системы принудительного исполнения.

В то же время представляется, что наделение частных исполнителей полномочиями по принудительному исполнению сопряжено с неизбежными рисками возможных злоупотреблений полномочиями. Доказательством тому можно привести многочисленные случаи неправомерных действий со стороны коллекторов при взыскании задолженности в частном порядке.

Очевидно, что в подобных ситуациях на первый план выходит задача обеспечения надлежащего контроля деятельности частных судебных приставов-исполнителей.

Так, например, по мнению преподавателя кафедры частного права Европейского университета

Молдовы Ю.И. Оанча, опыт Молдовы по внедрению института частных исполнителей показал недостаточную проработку вопросов ответственности судебного исполнителя с точки зрения возможности обжалования его действий (бездействия). Особенно это актуально для ситуаций нарушения ими требований законодательства при исполнении судебных решений по гражданским делам, когда такое нарушение могло причинить имущественный вред, вызвать убытки одной из сторон дела.

Отдельного внимания заслуживают вопросы регулирования взаимоотношений частных судебных приставов-исполнителей со взыскателями. Поскольку эти взаимоотношения приобретают частноправовой характер (заказчик - исполнитель), то и базой для них должен стать естественным образом гражданско-правовой договор. Такой договор будет относиться, скорее всего, к категории смешанных, объединяя элементы таких поименованных договоров, как договор возмездного оказания услуг и, например, агентский договор.

Так, например, один из судов Канады признал контракт между судебным исполнителем и гражданином смешанным, содержащим элементы договора поручения и оказания услуг.

С учетом изложенного на начальном этапе внедрения института частных судебных приставов-исполнителей авторами предлагается следующее:

- не «урезать» компетенцию государственных органов принудительного исполнения, с тем чтобы предоставить взыскателям возможность выбора между частным и государственным принудительным исполнением (сохранить смешанную систему принудительного исполнения);

- ограничить перечень мер принудительного исполнения, относящихся к компетенции частных судебных приставов-исполнителей;

- внедрять частное исполнение в отношении должников-юридических лиц как профессиональных участников имущественного оборота, обладающих заведомо большим потенциалом по защите своих прав;

- определить отдельным законодательным актом правовой статус частных судебных приставов-исполнителей либо включить соответствующие положения в действующий ФЗ «Об органах при-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

нудительного исполнения Российской Федерации» (название закона может быть изменено, например, на ФЗ «О системе принудительного исполнения Российской Федерации»);

- предусмотреть необходимость создания саморегулируемых профессиональных объединений частных судебных приствов-исполнителей (СРО), а также обязательное страхование гражданской ответственности частных судебных приставов-исполнителей;

- утвердить нормативным правовым актом типовую форму и предусмотреть публичный характер договора (ст. 426 ГК РФ), заключаемого частным судебным приставом-исполнителем со взыскателем, во избежание включения в него кабальных условий, а также недобросовестного уклонения частного судебного пристава-исполнителя от оказания услуг;

- разработать систему оплаты услуг частных судебных приставов-исполнителей в зависимости от стоимости (суммы) фактически исполненного ими (предусмотреть обратную пропорциональную зависимость процентных ставок оплаты и размера фактически произведенного исполнения); в дальнейшем, по отдельным социально-значимым исполнительным производствам (взыскание алиментов,

сумм компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью) может быть внедрен механизм бюджетного финансирования деятельности частных судебных приставов-исполнителей;

- предусмотреть на законодательном уровне финансовые санкции (неустойку) перед взыскателем за допущенные частным судебным приставом-исполнителем нарушения (просрочку) в ходе исполнительного производства как частно-правовой способ обеспечения исполнения им своих обязанностей.

Естественно, должен быть разработан механизм государственного и корпоративного контроля за деятельностью частных исполнителей (например, через упомянутое выше саморегулирование либо через лицензирование, аккредитацию). Одновременно, должны быть предусмотрены меры публичной (административной) ответственности частных исполнителей за правонарушения в указанной сфере.

С учетом изложенного, представляется, что институт частного исполнения станет полезным нововведением, призванным разрешить актуальную проблему неэффективности действующего механизма принудительного исполнения актов судебных и иных юрисдикционных органов.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Уголовно-исполнительное

право

Уголовно-исполнительное право. 11-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. С.М. Иншакова, А.П. Скибы. 303 с. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и предмета уголовно-исполнительного права, системы уголовно-исполнительного законодательства, правового положения лиц, в отношении которых исполняется наказание, общих принципов исполнения наказания.

Освещены вопросы исполнения всех видов уголовных наказаний (обязательные работы, ограничение свободы, арест) и наказаний, применяемых в отношении осужденных военнослужащих. Рассмотрены освобождение от отбывания наказания, участие адвоката в подготовке и рассмотрении дел Европейским судом по правам человека, тюремные системы зарубежных стран. Для студентов, аспирантов, преподавателей высших юридических образовательных учреждений, а также специалистов уголовной юстиции и исполнения наказания.

11-е издание

№ 6/2020

Вестник экономической безопасности

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.