© 2007 г. И.В. Маричев
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ВОЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МОРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Образовательное пространство, представляет собой совокупность условий, обеспечивающих формирование образовательных процессов все чаще становится предметом специального изучения. Каждое из условий требует отдельного рассмотрения. К сущностным компонентам образовательного пространства относится обеспеченность профессорско-преподавательским составом. От его научной квалификации, профессионально-педагогической компетенции в первую очередь, зависит формирование нового поколения специалистов - образованных, воспитанных, с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, интеллектуального развития, конкурентоспособности в активной профессиональной и социальной деятельности.
Остановимся на проблеме повышения профессиональной квалификации военных педагогов в образовательном пространстве морского академического комплекса.
Военное образование необходимо рассматривать, с одной стороны, как неотъемлемую часть единого образовательного пространства России, а с другой - Вооруженных Сил. Следовательно, и государственная политика в области подготовки военных специалистов должна быть обусловлена этим обстоятельством. Речь идет об интеграции военного и гражданского образования, имеющей место в образовательном пространстве морского академического комплекса.
Этот процесс не связан с подавлением сущностных параметров интегрируемых в единое целое составных частей. Напротив, он предполагает сохранение и развитие всего лучшего в них и на этой основе обогащение всей системы (пространства). Такая интеграция в единое образовательное пространство - это взаимовыгодное движение к целостности, воплощающей лучшие характеристики интегрируемых субъектов.
Правильный выбор стратегии и тактики модернизации профессионального, в том числе военного образования, возможен лишь на основе изучения и взвешенного использования исторического опыта и отечественных традиций, анализа его современного состояния, ресурсного обеспечения и прогнозирования перспективных потребностей Вооруженных сил РФ в офицерских кадрах.
ФГОУ ВПО «Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» (МГА) является крупнейшим учебным заведением водного транспорта и единственным высшим учебным заведением на Юге России, выпускающим морских специалистов для судоходных компаний, судостроительных и судоре-
монтных заводов, предприятий водного транспорта, портов и транспортных терминалов.
Образовательное пространство МГА представляет собой академический комплекс, состоящий из головного вуза, 4-х подразделений в других городах - Ростов н/Д, Астрахань, Севастополь. Факультет военного обучения является структурным подразделением МГА, созданного в 1998 г. Факультет является приемником военно-морской кафедры, его численность составляет 91 чел., в том числе 71 военнослужащий (из них 65 офицеров и 6 мичманов). В структуру факультета входят: 6 военных кафедр; организационно-строевой отдел с подчиненными ему командирами учебных рот; отделение учебной и тренировочной аппаратуры; учебно-
вспомогательный персонал.
Укомплектованность факультета военного обучения квалифицированными офицерами-преподавателями с высоким уровнем научной, военной и методической подготовки, хорошая учебная материально-техническая база сегодня способны обеспечить качественную подготовку офицеров запаса по установленным военно-учетным специальностям. В то же время, необходимо отметить, что постоянно растущие требования к уровню подготовки морского офицера диктуют необходимость дальнейшего совершенствования деятельности факультета и в первую очередь подготовки военных педагогов. В связи с этим, ведется работа по открытию аспирантуры и созданию диссертационного совета по военным специальностям.
Успех образовательной взаимодеятельности зависит от адекватности действий обучаемого образовательной задачи - формируемому или изменяемому качеству личности. А эта адекватность зависит от опыта и продуманности действий педагога. Игнорирование этого признака, как одного из основных параметров образовательного пространства, приведет к исчезновению рассматриваемой целостной сущности. Методическая подготовка преподавателей военной кафедры, их собственные знания и практические навыки приобретают особое значение. Анализ психолого-педагогических аспектов показывает [1-6], что у опытных педагогов изучаемый теоретический материал всегда тесно увязан с практическими вопросами, а вся теоретическая специальная подготовка студентов подчинена целям и задачам формирования навыков и умений, развитию творческих способностей тактического и технического мышления, активизации самостоятельной деятельности.
Мы поставили перед собой задачу создать научно-методический центр, целью которого стало
бы совершенствование подготовки научно-педагогических кадров, в том числе военных педагогов, воспитателей и командиров, работающих в морской академии. Такой центр мог бы заменить отсутствующую в отраслевом вузе кафедру педагогики, необходимую для подготовки собственными силами кандидатов педагогических наук.
Включение в структуру ЮРЦДПО в системе образовательного пространства морского вуза дополнительного направления - переподготовку педагогических кадров, в том числе военных специалистов позволило бы улучшить существующую ситуацию.
Научно-исследовательский центр должен функционировать в соответствии с основными положениями:
- разрабатывать важные предложения по развитию морской академии, морских колледжей и филиалов по научно-методическому обеспечению образовательных процессов;
- организовывать разработку, экспертизу стратегических документов образовательных систем программ развития и воспитания будущих специалистов в пространстве морского вуза;
- осуществлять экспертизу и поддержку разных инновационных технологий;
- организовывать целенаправленную работу по повышению научно-исследовательского потенциала преподавателей;
- организовывать (своими силами или с приглашением квалифицированных специалистов, консультирование педагогов по проблемам инновационной образовательной деятельности, исследовательской работы, профессионального самосовершенствования.
Необходимо создать условия эффективности процесса повышения профессиональной квалификации, к которым можно отнести:
- перестройку процесса подготовки офицеров, с учетом интеграции военного и гражданского образования;
- структурное преобразование содержания, учебных планов, программ, методик и форм организации процесса повышения профессиональной квалификации преподавателей;
- использование эффективных методик и технологий повышения профессиональной квалификации с учетом особенностей контингента обучающихся, стажа их педагогической и военной деятельности, сроков подготовки, финансовой базы и т.д.
Реализация данных условий позволит обеспечить более высокий уровень военного педагога.
Анализ состояния педагогической подготовки на военном факультете выявил определенные сложности, в числе которых:
- недостаточный учет исходного педагогического уровня подготовки офицеров;
- отсутствие устойчивой мотивации к педагогической деятельности;
- содержание педагогической подготовки преподавателей офицеров больше ориентировано на конкретную предметную область.
Решение этих противоречий - комплексный многофакторный процесс. Он представляет собой совокупность педагогических воздействий со стороны командования морской академии, руководства военного факультета, кафедр, педагогических коллективов на профессорско-преподавательский состав с целью поддержания у него устойчивых интересов, стремлений, потребностей, побуждений к развитию педагогической деятельности и повышению профессионально-педагогической культуры.
Исходя из опыта ведущих инженерных вузов, необходимо создать новую систему переподготовки с более развитой психолого-педагогической составляющей обучения и формирования практических навыков педагогической деятельности. Целесообразно организовать в рамках научно-методического центра дополнительный психолого-педагогический курс обучения для воспитателей и командиров, только после успешного завершения которого, они смогли бы приступать к педагогической деятельности.
Преподаватель, являясь субъектом управления учебного и воспитательного процесса, реализует на практике основные педагогические принципы, формы и методы обучения. Его воздействие на обучаемых является важнейшим фактором формирования гражданской позиции студента в процессе обучения и воспитания, а результаты этого процесса в первую очередь зависят от личностных качеств и позиции преподавателя, его военно-профессиональной подготовленности и педагогического мастерства. В связи с этим, для совершенствования образовательного пространства морской академии, в структуру которой входит и факультет военного обучения, необходимо внести определенные изменения, способствующие повышению профессиональной квалификации военных педагогов.
Литература
1. Арнаутов В.В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. 1998. № 1.
2. Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Л., 1991.
3. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П. и др. Военная педагогика и психология. М., 1986.
4. Благородов А.И. Методологические основы организации системы образования офицерских кадров ВС РФ. М., 1997.
5. Еремин В.П. Методологические подходы к форми- 6. Иванов В.П. Формирование личности офицера. М.,
рованию доктрины военного образования в России 1986.
// Военная мысль. 1997. № 5.
Морская государственная академия им адм. Ф. Ф. Ушакова, г. Новороссийск 10 мая 2007 г.