УДК 378
М.В. ОГОРОДОВА, кандидат экономических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail [email protected]
О.И. КУРЫЛЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail [email protected]
Т.Н. КУЛЬ, кандидат экономических наук, доцент, Международный университет «МИТСО», e-mail [email protected]
ОБ ОПЫТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «STEP TO PROFESSION» В МИНИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
M.V. Ogorodova, O.I.Kuryleva , T.N.Kul
EXPERIENCE PROJECT «STEP TO PROFESSION» IN MININSKY UNIVERSITY
В статье рассматривается опыт проектной деятельности Мининского университета по формированию комплексной системы работы с абитуриентами, цель которой привлечение сильных мотивированных абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ путем обеспечения профориентации и профессионального самоопределения, обусловливающего эффективное овладение профессией, опережающее трудоустройство и успешную трудовую деятельность. Ключевые слова: абитуриент вуза, инновационная модель профессиональной ориентации, комплекс мероприятий, проектная деятельность, увеличение среднего балла ЕГЭ, повышение конкурса
The article discusses the experience of the project activity Mininsky University to build a comprehensive system of work with applicants , whose purpose - to attract strong motivated students with high scores CSE by providing career counseling and professional self , determines the effective mastery of the profession , advancing employment and successful career . Keywords: university entrant , the innovative model of professional orientation , a set of activities , the project activity , the increase in the average score of the exam, increase competition
Современные условия рыночной экономики, ситуация на рынке труда и продолжающийся «демографический спад» обусловливают высочайшую конкуренцию на рынке образовательных услуг. В центре рыночной экономики всегда находится потребитель. Для вузов «потребителем» является, в первую очередь, рынок труда, а с другой стороны, потребитель - это абитуриент со своими ожиданиями, потребностями, мотивацией, а также и финансовыми ресурсами.
Повышение требований к выпускникам высших учебных заведений со стороны рынка труда заставляет вузы также ориентироваться на более сильного абитуриента, получившего в учреждениях среднего образования достаточно высокий уровень подготовки.
Большой проблемой сегодня является то, что более половины выпускников высших учебных заведений устраиваются работать не по специальности, вхолостую растрачивая бюджетные средства. А связано это, в первую очередь, с тем, что ожидания выпускников вуза в отношении условий будущей работы по специальности и прочих факторов не оправдались.
Поэтому сегодня особую актуальность для вузов приобретают проблемы поиска и привлечения не только более образованного, сильного абитуриента, но еще и мотивированного к будущей трудовой деятельности, а, в лучшем случае, готового приступить к работе даже еще и не закончив вуз, параллельно с учебой.
Вузу сегодня необходима новая модель профориентации, подбора, отбора и привлечения абитуриентов, которая состоит не в пассивном ожидании подачи документов
абитуриентом с началом приемной кампании, а активная системная работа на протяжении нескольких лет.
В Мининском университете с начала 2013 года был разработан и внедрен проект «Steps to Profession», целью которого является привлечение сильных мотивированных абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ путем обеспечения профориентации и профессионального самоопределения, обусловливающего эффективное овладение профессией, опережающее трудоустройство и успешную трудовую деятельность
Рабочей группой проекта был проведен SWOT-анализ условий осуществления проекта и условий достижения результатов, определенных в Стратегии развития Мининского университета до 2023 года (таблица 1).
Таблица 1 - SWOT-ANALYSIS OF THE PROJECT
Положительное влияние Отрицательное влияние
Внутренняя среда Strengths (сильные стороны, преимущества) - инновационный вуз; - развитая инфраструктура; - широкий ассортимент программ подготовки; -наличие инновационных и эксклюзивных программ подготовки; - имеется специфический целевой сегмент рынка Weaknesses (слабые стороны) - слабая заинтересованность ППС в профориентационной деятельности и деятельности по привлечению абитуриентов; - низкий уровень использования дистанционного обучения
Внешняя среда Opportunities (Возможности и предложения) - возрастающее внимание государства и общества к сфере образования; - рост оплаты педагогического труда, популяризация профессии; - обязанность получения высшего профильного образования работникам дошкольных учреждений Threats (Угрозы) - ухудшающаяся демографическая ситуация («демографическая яма»); - дальнейшее сокращение количества бюджетных мест (на 10% в 2014 г.); - необходимость выполнения показателей эффективности вуза: средний балл ЕГЭ по вузу не менее 60; - понижение минимального балла ЕГЭ 2014 по сравнению с ранее установленными (на 6 и более баллов); - высокая конкуренция с негосударственными вузами и филиалами московских вузов, выдающими дипломы гос. образца, с платой за обучение в 1,5-2 раза ниже; - недостаточная информированность абитуриентов о специфике будущей профессии; о привлекательности реализуемых образовательных программ; - недостаточное понимание абитуриентами возможных сфер профессиональной деятельности
Исходя из проведенного анализа условий проекта руководителями проекта были поставлены следующие задачи проекта «Steps to Profession»:
• Личностное профессиональное самоопределение абитуриента.
• Обеспечение знакомства с будущей профессиональной деятельностью.
• Повышение заинтересованности абитуриентов в получении профессии.
• Привлечение лучших заинтересованных абитуриентов.
• Повышение привлекательности реализуемых образовательных программ в глазах абитуриента.
• Привлечение абитуриентов на места с оплатой обучения.
• Обеспечение нелинейной траектории входа в профессию (в том числе для выпускников непедагогических вузов).
Для достижения поставленной цели проекта была разработана концептуальная модель профессионального самоопределения и профориентации абитуриентов, которая состоит из 6 этапов (6 Steps) (рисунок 1).
/»
Мининский университет
STEPS ТО
PROFESSION Prepare
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Perform
Engage
Target
Explore
Reflect
Рисунок 1 - Концептуальная модель профессионального самоопределения и профориентации абитуриентов «6 Steps to Profession»
Профессиональное самоопределение и профориентация абитуриентов в Мининском университете содержит 6 этапов (шагов).
STEP 1. REFLECT (ОТРАЖЕНИЕ).
Этап позволяет абитуриенту ответить на следующие вопросы.
Чем Вы увлечены? Ваши личные качества, сильные слабые стороны. Что вы ждете от будущей учебы и работы? Вы заботитесь больше всего о заработной плате или престиже? Возможности управлять людьми? Какой вид деятельности заряжает Вас энергией? Занимаясь каким видом деятельности, Вы теряете счет времени, получаете удовлетворение?
STEP 2. EXPLORE (ИССЛЕДОВАНИЕ).
Этап заключается в знакомстве с профессиями: их особенностями, требованиями, возможностями и предусматривает экскурсии в организации стратегических партнеров-работодателей, знакомстве с условиями труда, рабочим местом.
STEP 3. TARGET (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ).
Этап заключается в создании условий для постановки цели абитуриентом в сфере своей будущей деятельности, выборе профессии.
Абитуриент должен четко описать цель в одном или двух предложениях. Возможности безграничны, все пути открыты, что затрудняет принятия решения абитуриентом. Необходимо сузить поле возможностей, исходя из потребностей и способностей.
STEP 4. ENGAGE (УЧАСТВОВАТЬ).
Погружение в профессию. Этап предполагает выполнение некоторых несложных видов деятельности по выбранной профессии в Университете, посещение выставок, мастер-классов.
STEP 5. PREPARE (ПОДГОТОВКА).
Этап предполагает выполнение несложных заданий/видов деятельности абитуриентом самостоятельно, усиливающих мотивацию и профессиональное самоопределение.
Признание маленьких побед на этом пути важно для абитуриента.
Участие абитуриента в конкурсах, олимпиадах.
STEP 6. PERFORM (ВЫПОЛНЕНИЕ).
Лучший способ гарантировать будущий успех поступления в Университет на желаемое направление и профиль подготовки - преуспевание нынешней деятельности -учеба.
Консультации к ЕГЭ и вступительным испытаниям, проводимых вузом, пробные ЕГЭ.
Нормативной основой деятельности в рамках проекта «Steps to Professional» стало разработанное руководителями проекта и утвержденное Положение о профориентационной деятельности, Комплекс профориентационного взаимодействия и Методические рекомендации по профориентационной деятельности.
Комплекс профориентационного взаимодействия содержит общие положения о профориентационной деятельности, перечень мероприятий профориентационной деятельности факультетов, кафедр, формы планов и отчетов о профориентационной деятельности факультетов, кафедр. Методические рекомендации предназначены для ответственных за профориентацию на факультетах и кафедрах лиц, профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов и других заинтересованных лиц.
Для реализации проекта «Steps to Professional» была сформирована команда и определены исполнители (рисунок 2).
Центр образовательного маркетинга Руководители проекта
Рисунок 2 - Команда проекта «Steps to Professional»
Руководство проектом осуществляет Центр образовательного маркетинга. Для реализации проекта на факультетах и кафедрах были выбраны и назначены ответственные за профориентационную деятельность. В проекте исполнителями являются также лица из числа профессорско-преподавательского состава и студенты.
Механизм реализации проекта «Steps to Professional». Для реализации цели и задач проекта ежегодно разрабатывается и утверждается План профориентационных мероприятий на кафедрах, факультетах и по университету в целом.
В методический рекомендациях, разработанных Центром образовательного маркетинга, содержится перечень рекомендуемых мероприятий для факультетов и кафедр, а также примерная частота их проведения.
По результатам профориентационной работы кафедры составляют отчет, на основе которого формируется факультетский отчет о профориентационной деятельности и отчет по университету в целом.
Так, например, можно представить количественные характеристики проводимых мероприятий в течение 2013-2014 учебного года. На подготовительных курсах Мининского университета по общеобразовательным предметам (по русскому языку, математике, биологии, истории, литературе, обществознанию) и рисунку и живописи прошли подготовку 116 абитуриентов из Нижнего Новгорода и области. В течение учебного года были проведены экскурсии по вузу и по факультетам для более чем 300 школьников. Олимпиады по общеобразовательным предметам, проводимые Мининским университетом, пользуются большой популярностью среди школьников Нижегородского региона. Их участниками в 2013-2014 учебном году стали около 1 тысячи учащихся школ. Сотрудниками Центра образовательного маркетинга в рамках выставок учебных мест были проведены презентации университета и распространены рекламные буклеты.
Анализ отчетов и эффективности проводимых мероприятий дает возможность корректировки действий по реализации проекта, разработки направлений его совершенствования и улучшения его результатов.
Новшеством в рамках реализации проекта «Steps to Professional» в 2013-2014 учебном году стало проведение двух крупных мероприятий, которые приобрели большую популярность среди школьников.
Во-первых, это организация каникулярных школ по разным направлениям и профилям подготовки в дни весенних каникул (рисунок 3).
КАНИКУЛЯРНЫЕ ШКОЛЫ МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Факультет гуманитарных наук
«01 истоков до наших дней...1' — для юных любителей русской классики, родного языка и философии
«Вавилонское столпотворени е:
современный взгляд» — для 1СХ, кто учит иностранные языки
Факультет естественно-математических и компьютерных наук
«Мир органической природы» — для тех, кто не представля ет ссбя без микроскопа и пробирок
«Эколог-исследователь» — для начинающих защитников родной планеты
Факультет управления и социально-технических сервисов
«Автомобиль — двигатель прогресса» — для будущих лог истов
«Экономика и управление организацией» — для iex, кто види1 себя экономным руководителем Ol ротной организации
«Сервис в мегаполисе» — для тех, у кого еаь желание навести порядок в юроде
Факультет 1
изящных искусств
и
м ед и атех н о л о ги й
9 h
«Проектная
мастерская» —
для юных
дизайнеров
и просто
креативных
молодых
людей
Факультет психологии и педагогики
Каникулярная школа « Разви1ие»
Рисунок 3 - Каникулярные школы Мининского университета в 2013-2014 учебном году
В результате посещения каникулярных школ абитуриенты смогли познакомиться с ведущими преподавателями Мининского университета, прослушали интересные лекции, поучаствовали в деловых играх, побывали на тематических экскурсиях, провели лабораторные работы. По окончании каникулярных школ всем участникам были выданы сертификаты, которые могут быть включены в портфолио выпускников.
Во-вторых, еще одним новшеством стало проведение пробных ЕГЭ по общеобразовательным предметам, таким как Русский язык, Литература, Математика, Биология, История, Обществознание. В мероприятии, проходившем в апреле 2014г., приняли участие 220 учащихся 11 классов Нижегородского региона, в том числе слушатели
подготовительных курсов Мининского университета, а также все желающие. Задания пробного ЕГЭ были разработаны специалистами-экспертами с многолетним опытом участия в проведении ЕГЭ и оценке работ. По результатам все желающие смогли получить консультации для улучшения результатов.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности в рамка реализации проекта «Steps to Professional» сотрудниками Центра образовательного маркетинга была создана интерактивная картографическая база данных «Абитуриент Мининского университета-2013». Данная база содержит информацию об абитуриентах Мининского университета в территориальном разрезе, о количестве подавших документы на бюджет и на платную форму; коэффициентах результативности поступления; соотношения числа «бюджетников» и поступивших на платную форму обучения; ключевые учебные заведения, поставившие наибольшее количество абитуриентов (рисунок 4).
Рисунок 4 - Интерактивная картографическая база данных «Абитуриент Мининского университета»
Интерактивная картографическая база данных «Абитуриент Мининского университета» позволит проанализировать состав абитуриентов и разработать направления совершенствования деятельности по проекту «Steps to Professional».
При изучении процесса профориентационной деятельности в рамках проекта была выявлена группа проблем слабой информированности абитуриента о выборе предметов для сдачи ЕГЭ и поступления на интересующие направления и профили подготовки, о правилах приема в вузы, которые постоянно меняются. Для решения данной группы проблем Центром образовательного маркетинга была разработана модель системы консалтингового сопровождения абитуриента Мининского университета (рисунок 5).
Консалтинговое сопровождение - это услуга, с помощью которой абитуриент получаете не разовые консультации по тем или иным вопросам поступления, а постоянного
консультанта, который будет ежедневно помогать ему решать текущие проблемы в оперативном режиме, начиная с выпускных классов и до момента зачисления в вуз. Сюда могут также входить услуги по подбору бюджетного места в вузе, исходя из интересов абитуриента и набранных баллов ЕГЭ.
СИСТВМ! КОНсатингГвога сопровоВДбНИЯ
Рисунок 5 - Модель системы консалтингового сопровождения абитуриента
Мининского университета
Консультации абитуриентов осуществляются при непосредственном общении, с помощью телефона, сети Интернет (электронной почты, социальных сетей). Так, например, в ВКонтакте - крупнешей в России социальной сети с 1 июня по 1 августа 2014 абитуриентами было задано специалистам Центра образовательного маркетинга вопросов и получено ответов итого чуть менее 4 тысяч, что свидетельствует о высокой эффективности работы в данной социально сети.
Таким образом, в Мининском университете в рамках проекта «Steps to Professional» была создана комплексная система работы с абитуриентами, позволяющая решать поставленные цели и задачи в Стратегии развития Мининского университета до 2023 г.
Эффективность мероприятий, проводимых в рамках проекта «Steps to Professional», а также его результативность можно проследить на примере динамики следующих показателей.
Так, например, почти по всем профилям направления «Педагогическое образование» средний проходной балл вырос на 6-12 пунктов (рисунок 6).
Рисунок 6 - Динамика проходных баллов на педагогическое направление в
Мининском университете
Также вырос и конкурс на бюджетные места (рисунок 7)
25 20 15 10 5 0
5,62 7
о с; о
ш ^ ^ 2 т ^
° X
со ^
ГО
с^
ю
о
ч ф
а
18,5
19,9
13,
-8,4
Х7Г2т
-13,
14,4
15
9,3
"6,8
11,11
6,5 ,5
10
4,55
х го
о о
х ^ т
с;
о ^
3
- Я 5
— С^ со § =
« £ ° СР к
ю
9 ^
ч
ш
а
с! од
° I
о го
5 §
т щ
£
го ф
ю з
о ю
ш
а
го
го
£ -Го го
03 о
3 Ц
9 = ■=1 ш
а
о
о >
0т
о со го
ю о
■=1 ф
а
го >
I-
го
с^ ф
о с;
§ го
X *
г; §
11 го О
¿а *
о
■=1 ф
а
10,8
5,3
,2
ск ск
го ГО
^ ^
о О
ф т ф Т *
^ ^ ш
со го со
е > 1- е оз
т 1— т >
о ц о 1-
со со .0
го го ЕЦ
ю ю
о о
■=1 ■=1
ф ф
а а
□ 2012
□ 2013
□ 2014
3
Рисунок 7 - Динамика конкурса на педагогическое направление в Мининском университете (чел ./место)
В качестве дальнейших направлений развития проекта можно выделить следующие:
- сертификация системы подготовки абитуриента к поступлению в Мининский университет, которая позволит более активно участвовать в конкурсах Минобрнауки РФ и получать дополнительное финансирование;
- создание электронной базы данных «Абитуриент», включающей каталог направлений подготовки, каталог профессий, каталог работодателей, калькулятор ЕГЭ, калькулятор проходного балла, каталог успешных выпускников;
- создание Школы «Абитуриент Мининского университета», включающей каникулярные школы, олимпиады и интернет-олимпиады школьников, НОУ, конкурсы, лектории, мастер-классы, профтестирование, курсы профильной направленности (Юный учитель);
- формирование электронного портфолио абитуриента, представляющее собой базу сведений, отражающих достижения выпускника в разных областях деятельности: результаты участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях, дополнительное образование, участие в проектах Школы абитуриента и пр. Портфолио формируется в личном кабинете абитуриента с вложенными документами (диплом, грамота, сертификат, свидетельство и др. документы). Портфолио выполняет роль индивидуальной накопительной оценки в ситуации равных конкурсных баллов и, наряду с результатами ЕГЭ, определяет образовательный рейтинг первокурсников. После зачисления на первый курс студентам, набравшим определенное количество баллов, предоставляются льготы: доплаты к академическим стипендиям, скидки при приобретении платных услуг университета
- формирование базы абитуриентов;
- развитие дистанционных курсов с применением электронного обучения в системе Moodle с целью повышения балла ЕГЭ: по направлениям подготовки, профильным предметам, предметам ЕГЭ, вступительным испытаниям профессиональной направленности, включая лекционные курсы, кейсы, банк открытых заданий, он-лайн-тестирование.
© Огородова М.В., Курылева О.И., Куль Т.Н., 2014