Таким образом, одним из важнейших условий реабилитации городской среды Ангарска является формирование пространственных систем, включающих различные по площади и функциональному назначению типы озелененных пространств и природ-но-ландшафтных территорий. Это должны быть небольшие пространства жилых дворов и общественных скверов; городские сады и парки; крупные природно-ландшафтные территории поймы реки Китой и пригородные зоны отдыха. Для формирования непрерывной системы озеленения все зеленые пространства должны быть связаны между собой аллеями, бульварами и пешеходными улицами. Такая система озеленения будет стимулировать внетранспортные передвижения жителей, создаст условия для физкультурно-оздоровительной деятельности и отдыха в пригородной среде, а также будет способствовать восстановлению экологического равновесия городской среды, что благоприятно скажется на физическом и духовном здоровье жителей Ангарска.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Виханский О.С. Стратегическое управление : учеб. пособие / О.С. Виханский. М. : Гардарика, 1998.
2. Демидова Е.В. Реабилитация городских пространств: опыт, ретроспектива, проблематика Уралниипроект РААСН - "Проект Ахей". Екатеринбург, 2010.
3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика / А.Т. Зуб. М. : Аспект ПРЕСС, 2002.
Информация об авторе
Вяткина Бэлла Михайловна, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», Иркутский государственный технический университет, тел. 89021729444, e-mail: [email protected]
Information about the author
Vyatkina B.M., associate professor, Architecture Projection Department, Irkutsk State Technical University, tel.: 89021729444, e-mail: [email protected]
УДК 720.021
ОБ ОПЫТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ ЛЕТНИХ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ
И.Б. Дагданова
В статье затрагиваются вопросы, связанные с проведением учебно-ознакомительных практик студентов 3 курса архитектурного факультета. В период проведения выездных летних практик в Москве, Санкт-Петербурге, в странах Западной Европы студенты посещают проектные мастерские, знакомятся с примерами современной архитектуры, закрепляют знания по истории архитектуры. Статья иллюстрирована фотографиями.
Ключевые слова: архитектура, дизайн, студенты, летняя практика, учебная, ознакомительная
ON EXPERIENCE OF SUMMER TRAVELLING INTRODUCTIVE TRAININGS FOR STUDENTS
I.B. Dagdanova
The article touches upon problems of introductive training for third-year students of architectural faculty. During the period of travelling introductive trainings in Moscow, Saint-Petersburg and the countries of Western Europe students visit project workshops, study examples of modern architecture, solidify knowledge of architecture history. The article is illustrated with photographs.
Key words: architecture, design, students, summer training, introductive.
Современный молодой специалист - архитектор, знакомый с теоретическими проблемами архитектуры и историей архитектуры, имеющий навыки учебного курсового проектирования, должен обладать широким кругозором, иметь возможность увидеть, осмыслить то, что он изучил, будучи студентом.
Учебно-ознакомительная практика является одной из форм обучения студента -архитектора, при которой происходит ознакомление с памятниками мировой и выдающимися примерами современной архитектуры, как отечественной, так и западной. Также студенты имеют возможность посещения региональных проектных мастерских с целью знакомства с творчеством практикующих архитекторов и дизайнеров. В ходе практики у студента происходит формирование осознанного отношения к своей будущей профессии. Учебно-ознакомительная практика проводится в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, крупных городах Германии, Австрии, Италии, Франции, Дании и других стран.
Основной задачей летней зарубежной учебно-ознакомительной практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время обучения, знакомство с архитектурой посещаемой страны, аналитическое исследование отдельного архитектурного объекта или градостроительного фрагмента с изучением истории его создания, его нынешнего состояния и проблемами приспособления исторического здания к условиям и изменившимся требованиям современной жизни. Также в задачу практики входит знакомство с известными архитектурными и дизайнерскими фирмами, мастерскими и посещение наиболее интересных объектов.
Рис. 1. Студенты на улицах Берлина
Содержание практики определяется её программой. Ежегодно разрабатываются маршруты и подробные программы проведения практик с целью получения студентами максимальной пользы. Программа практики включает ежедневные экскурсии на наиболее интересные и характерные объекты современной архитектуры (по 2-3 в день), на выставки ив картинные галереи, посещение архитектурно-дизайнерских фирм. Имеется опыт проведения встреч с преподавателями факультета градостроительства Технического Университета в Мюнхене, посещения лекций и обсуждения градостроительной политики в городе, архитектурного образования, а также знакомства с возможностями технически оснащенной учебной базы Университета.
Рис. 2. Встречи в Техническом Университете Рис. 3. В макетной мастерской Университета
Мюнхена: зав. кафедрой градостроительства профессор читает лекцию об истории формирования генерального плана Мюнхена. На заднем плане фотография первого архитектора -градостроителя города - Теодора Фишера
Рис. 4. Обсуждение проекта в фойе Академии архитектуры в Берлине
Преподаватели строительного факультета Университета в Берлине познакомили студентов с замечательной производственной базой Университета - исследовательской лабораторией. Это здание прекрасной архитектуры конца XIX века - бывший завод (архитектор Питер Беренс), где немецкие студенты имеют возможность участвовать в научных и экспериментальных разработках своих педагогов.
Встреча с преподавателями архитектурного факультета Технического Университета в Вене дала студентам возможность сравнения программ обучения на архитектурных факультетах Иркутска и Вены, где давно проводится обучение по двухступенчатой программе: бакалавриат и магистратура. Студентов познакомили с одним из примеров реального решения проблемы сохранения фауны в реках при строительстве системы гидроэлектростанций, что актуально для сохранения экологического равновесия на наших реках. Экскурсии, проводимые архитекторами - авторами проектов новых жилых районов, комплексов; экскурсии в исторические кварталы со старинными соборами, храмами и новыми пешеходными улицами; знакомство с ансамблями, ставшими шедеврами мировой архитектуры, - все представляет огромный профессиональный интерес и дает толчок для дальнейшего развития и становления молодого архитектора.
В 2006 году была организована поездка в Германию, Данию, Швецию. Студенты имели возможность познакомиться как с памятниками архитектуры, так и выдающимися примерами современной архитектуры и средового дизайна в Берлине, Потсдаме, Копенгагене, Мальме. Будущих архитекторов покорили творения Алвара Аалто, Оскара Нимейе-ра, Рема Коолхаса, Ренцо Пьано, Хельмута Яна, сэра Нормана Фостера, Сантьяго Кала-травы и многих других замечательных архитекторов современности.
Рис. 5. Новый стадион футбольного клуба Бавария Рис. 6. Встреча с архитекторами в проектной в Мюнхене; архитекторы Херцог и Де Мерон мастерской архитектора Гюнтера Бениша
в Мюнхене
Выставка дипломных проектов в Королевской Академии архитектуры в Копенгагене дала возможность перенять опыт макетного проектирования с тщательной проработкой деталей проектов. Поразил Берлин, где воплотилось новое видение реконструкции столицы Германии после объединения западного и восточного Берлина, получившее определение как «критическая» реконструкция, под которой подразумевалось новое строительство «при сохранении основных типологических черт старой застройки и исторической сетки улиц». Новый подход в развитии городских территорий студенты наблюдали в промышленных в прошлом районах, как в Берлине или районе бывших военных доков, так и в Копенгагене. Реновация этих территорий демонстрирует успешные примеры развития города с привлечением новых функций - в основном строительство новых жилых районов и кварталов с яркой выразительной средой и раскрытием городской застройки на реку, на залив.
Рис. 7. Здание плавательного бассейна Олимпийского комплекса в Мюнхене
Рис. 8. Офисно-жилое здание в Мальме, Швеция Архитектор С. Калатрава
Рис. 9. Студенты на фоне знаменитого купола комплекса Сони-пентра в Берлине Арх. Хельмут Ян
Рис. 10. Встреча с архитекторами архитектурной фирмы «Gewers Kuhn + Kuhn» в Берлине На заднем плане - собор Кайзера Вильгельма, пострадавший в период Второй мировой войны
В 2007 году в период летней практики больше внимания было уделено изучению исторического и культурного наследия Италии, Германии, Австрии. География городов была значительно расширена: Берлин - Мюнхен - Зальцбург - Флоренция - Пиза - Венеция - Рим.
Рис. 11. На практике в Дании, Копенгаген Рис. 12. Посещение с датскими архитекторами
Встреча с архитекторами в проектной фирме элитного жилого района после реновации
территории бывших военных доков
Студенты познакомились с опытом использования памятников архитектуры, рядовой исторической застройки в новых условиях, с опытом решения проблемы сочетания новых элементов с контекстом. Одной из задач учебно-ознакомительной практики было закрепление знаний об архитектурных ансамблях и их роли в формировании образа города. Студенты испытали эстетическое наслаждении, ощутили положительные эмоции при восприятии ансамблевых систем архитектуры эпохи Возрождения в городах Венеция, Флоренция, Рим, Пиза. Современные крупные градостроительные ансамбли в городах Италии, Германии показали студентам, что наиболее выразительными, запоминающимися являются художественные, композиционно завершенные ансамблевые структуры.
Рис. 13. Венеция Рис. 14. Собор Св. Марка
Ансамбль площади Святого Марка
В 2008 году основной целью поездки было участие в работе 23-го Всемирного Конгресса Архитектуры в Турине. Студенты воочию видели ведущих известных архитекторов, слушали выступления Роберта Вентури, Питера Айзенмана, пламенную речь итальянца Массимилиано Фуксаса, японских и других архитекторов. Чрезвычайно полезными оказались выставки в рамках Конгресса проектов, в том числе студенческих, макетов некоторых новых конструктивных систем. Знакомство с архитектурой Италии было продолжено посещением Венеции, Флоренции, Рима. Пребывание в Марселе, Франция, и Барселоне, Испания, где сформирована комфортная привлекательная среда для отдыха на прибрежных территориях, показало нам примеры решения схожих проблем в Иркутске и на Байкале.
Рис. 15. Студенты на фоне ансамбля площади Св. Петра в Риме Рис. 16. Скульптура Давида работы
Микельанджело в ансамбле площади Синьории во Флоренции
Учебно-ознакомительная практика 2010 года была посвящена проблемам центральной части города на примерах двух столиц: Берлина и Парижа. Студентам ставилась задача проведения сравнительного анализа градостроительной структуры этих крупных городов, их исторических центров. Анализ структурно-планировочных систем выявил схожие характеристики и различия, указал на истоки и причины ясно читаемой индивидуальности этих городов. В обоих случаях сформирована комфортная городская среда с удобными улицами, рядами деревьев, парками. Плотная квартальная застройка с уютными дворовыми пространствами, эстетичность жилого пространства, удобство проживания в центре города, дающие жителям улучшенное качество жизни, мирное сосуществование нового и старого в исторических центрах -такой принцип застройки доказал свою эффективность и жизнеспособность.
Почти все выездные практики начинались со знакомства с архитектурой и ведущими архитектурными фирмами в Москве, с тенденциями в развитии современной отечественной архитектуры. Учебно-ознакомительная практика 2009 года проводилась в Москве и Санкт-Петербурге. Перед студентами ставились конкретные задачи, лежащие в области профессиональных интересов: знакомство с архитектурой двух столиц, аналитическое исследование отдельного градостроительного фрагмента с изучением истории его формирования и строительства, его нынешнего состояния и приспособления к условиям современной жизни.
В начале учебного года студентами проводится презентация отчетов по учебно-ознакомительной практике. Студенты освещают тематику поездки, задачи программы, иллюстрируя сообщения собственными фотографиями.
Выпускающая кафедра считает чрезвычайно полезной такую форму проведения практики для студентов архитектурной специальности и неоценимой в плане получения новых знаний, впечатлений, расширения кругозора. Издание сборников по материалам учебно-ознакомительных практик с выездом в Германию, Италию, Испанию, Данию и другие страны позволит многим студентам познакомиться с творчеством архитекторов этих стран, с личными впечатлениями участников поездок. В будущем сборники могут послужить методическим пособием для студентов и преподавателей.
Рис. 17. Москва. Архитектор Андрей Асадов перед экскурсией на объект рассказывает студентам о проекте нового здания Учебного центра Российской Академии театрального искусства в Москве
Рис. 18. В персональной архитектурной мастерской известного московского архитектора
Александра Асадова
Мы полагаем, проведение подобных выездных практик студентов-архитекторов как нельзя лучше отвечает требованиям и стандартам Министерства образования и науки Российской Федерации в части приобретения студентами практических навыков во время практик. Это подтверждается содержанием представленных отчетов по летней учебно-ознакомительной практике. В отчетах студенты демонстрируют навыки сравнительного анализа рассматриваемых объектов, что крайне необходимо для воспитания критического отношения к себе и своим работам и вынесения объективной профессиональной оценки работам своих будущих коллег. Бесспорным, полагаем, формирование у студентов навыка работы с проектируемым объектом как сложным комплексом вопросов: социальных, функциональных, технологических, экономических, художественных во взаимосвязи с архитектурой. Не сомневаемся, что полученные знания и навыки, весь опыт зарубежной практики будут использованы молодыми специалистами в практической проектной или научной деятельности и, возможно, послужат толчком к перспективным творческим поискам.
Информация об авторе
Дагданова Ирина Баторовна, доцент кафедры «Архитектурное проектирование». Иркутский государственный технический университет, тел.: 89148874614
Information about the author
Dagdanova I.B., associate professor, Architecture Projection Department, Irkutsk State Technical University, tel.: 89148874614
УДК 720.021
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ КРУПНОГО ГОРОДА
И.Б. Дагданова, В.В. Козлов
В статье изложен опыт современных реконструкций исторического центра крупного города, который является в настоящее время мотором развития новых градостроительных технологий, проектных стратегий в достижении лучшего качества проживания населения.
Ключевые слова: исторический центр, реконструкция исторической застройки, периферийный район центра, стратегическое планирование развития города.
A HISTORICAL CENTER AS A DEVELOPMENT RESERVE FOR A LARGE TOWN
I.B. Dagdanova, V.V. Kozlov
Some experience of historical centers being reconstructed in large towns has been described in the article, whereas at present, a historical center is a generator of new town building technologies and designed strategies oriented at the achievement of better residential conditions for the community.
Key words: historical center, reconstruction of historical housing, an outlying center district, strategic planning of a town development.
Исторический центр города, который, как правило, является центром управления, торговли, услуг, культуры, досуга, и где сконцентрирован основной жилой фонд, в последние годы претерпевает серьезные структурные изменения. И это происходит во всем мире. Современные тенденции суб-урбанизации, регионализации и развития полицентрической структуры городов в обширном пространстве приводят к конкуренции между периферией и центром. Проблемы развития исторического центра, в особенности, крупных горо-