Берестовский А.М. Об опыте использования современных технологий обучения в Тарском филиале ФГБОУ ВО Омский ГАУ // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№2(5) апрель-июнь. - URL http://e-journal.omgau.rU/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/360-00112. - ISSN 2413-4066
УДК 94(47).684.8(571.13)«1950/1980» ГРНТИ 03.23.55
Берестовский Александр Михайлович
Кандидат педагогических наук, доцент Тарский филиал ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Тара [email protected]
Об опыте использования современных технологий обучения в Тарском филиале
ФГБОУ ВО Омский ГАУ
Аннотация: В статье раскрываются механизмы использования гуманитарных образовательно-профессиональных технологий в системе знаково-контекстного обучения А.А. Вербицкого. В качестве таких технологий, представлены: технология развития критического мышления, технология рефлексивного обучения с набором активных методов и форм, технология педагогического сопровождения (педагогические мастерские) и другие. Представлен анализ итогов опытно-экспериментальной работы, показано, что применение образовательно-профессиональных технологий в подготовке бакалавров аграрного вуза, способствует повышению уровня самооценки их собственного продвижения в освоении опыта будущей профессиональной деятельности, влияет положительно на развитие познавательной деятельности обучающихся, их творческую активность, сознательность, формирует навыки социального взаимодействия. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о продуктивности предложенного механизма по использованию образовательно-профессиональных технологий в логике контекстного обучения.
Ключевые слова: гуманитарные образовательно-профессиональные технологии, контекстное обучение, рефлексия, педагогическая мастерская, учебно-профессиональная деятельность.
Введение
Современные условия развития общества выдвигают повышенные требования к профессиональной подготовке бакалавров. Учебные заведения продолжают поиск интенсивных процессов, обеспечивающих качество обучения.
Поэтому одной из важнейших задач профессионального образования является дальнейшее повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, уровня профессиональной подготовки бакалавров с учетом современных требований к образованию общества и производства. В соответствии с этим современный преподаватель вуза должен быть готов к выбору таких технологий, которые позволили бы, достигать поставленные задачи. Рассматриваемые в статье технологии имеют двойную направленность: с одной стороны, они являются действенными механизмами для подготовки бакалавра, а с другой -преподаватель вуза должен овладеть ими с целью организации на практике образовательного процесса. Педагогические технологии - это способ деятельности, который
дает преподавателю возможности, не доступные ни одному техническому средству каким бы современным оно не было, ни отдельному преподавателю, каким бы искусным он не был [1].
Под технологией образования, принятого в ЮНЕСКО, следует понимать: «Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий задачей оптимизацию форм образования» [1].
Отличительной особенностью технологий образования является результативность. Достижение конкретного результата возможно при правильной постановке цели педагогической деятельности, включающей и ее обоснование.
Разработка технологий личностного, гуманитарного характера требует изучения специфики взаимодействия субъектов в учебном процессе, построения проектов обучения на конструкциях диалога и совместной продуктивной деятельности, которые побуждают к достижению учебных целей, саморегуляции и саморазвитию и позволяют оценивать обучающимся, свой учебно-образовательный рост в этих ситуациях и рост личностных достижений [1].
Личностно-ориентированные технологии предусматривают раскрытие индивидуальных способностей обучающихся, особенностей их интеллектуального, эмоционального развития, профессиональных склонностей и устремлений.
Объекты и методы
Осмысление механизма проектирования гуманитарных образовательно-профессиональных технологий в образовательном процессе аграрного вуза является проблемным, но очень актуальным. В качестве теоретических оснований использования технологий в исследовании избрана концепция контекстного обучения.
На основе анализа различных моделей контекстного обучения установлена их взаимосвязь с гуманитарными технологиями освоения учебных дисциплин. При проведении исследования ключевыми для нас выступили: концепция личностно-ориентированного обучения; методологические основы компетентностного, системного, рефлексивно-деятельностного и творческого подходов; положения теоретико-методологического характера; идеи педагогической, психологической и философской теории деятельности; концепции профессионально-педагогического образования.
Основной целью данной публикации является свидетельство продуктивности предложенного механизма использования образовательно-профессиональных технологий в контекстном обучении при проектировании и реализации образовательного процесса в аграрном вузе.
Результаты исследований
В учебном процессе Тарского филиала ФГБОУ ВО Омский ГАУ, использовались следующие технологии: технология развития критического мышления, технология рефлексивного обучения, технология педагогического проектирования и технология педагогического сопровождения (педагогические мастерские).
При использовании названных технологий в системе знаково-контекстного обучения А. А. Вербицкого, преподаватели филиала достигли больших педагогических результатов. Единицей работы преподавателя и обучающихся в контекстном обучении является конкретная ситуация из будущей профессиональной деятельности, ситуация во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости[2]. Контекстное обучение рассматривается в рамках деятельностной теории усвоения социального опыта. Контекстное обучение представляет собой постепенный переход учебной деятельности обучающихся в учебно-профессиональную, обеспечивающую интенсивное развитие личности обучающегося [2]. На рисунке 1. представлена общая психологическая структура деятельности.
Рис. 1. Общая психологическая структура деятельности.
При моделировании содержания будущей профессиональной деятельности для обучающихся, на основе идеологии контекстного обучения, преподаватели филиала применяют в процессе обучения различные активные методы и формы обучения.
По нашему мнению все виды деятельности в контекстном обучении также можно проектировать как с учетом использования вышеназванных технологий, так и с учетом других известных педагогических технологий, активных форм и методов.
В зависимости от целей и задач в контекстное обучение встраиваются технологические рефлексивные приемы (кластеры, портфолио, эссе, кейс-методы, имитационные модели из будущей профессиональной деятельности, различные тренинги и т.д.) Все это дополняет контекстное обучение и делает его универсальным в формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся, предусмотренных ФГОС3+. На рисунке 2. представлена схема технологии контекстного обучения.
Особое внимание следует заострить еще на одной универсальной технологии, используемой преподавателями филиала, технологии развития критического мышления, которая в свою очередь может также использоваться в контекстном обучении и сама по себе может быть представлена как основа для проектирования образовательного процесса филиала. На рисунке 3. представлены основные этапы технологии развития критического мышления.
Рис. 3. Фазы технологии развития критического мышления
Роберт Бустром отмечал: «Рефлексия - особый вид мышления... Рефлексивное мышление - значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». Критическое мышление отличается взвешенностью, целенаправленностью и логичностью, означает мышление оценочное, рефлексивное [1].
Использование этой технологии в учебном процессе осуществимо в рамках традиционных форм обучения. Особенностью данной технологии является то, что обучающийся может сам конструировать этот процесс исходя из реальных целей, сам может отслеживать направление своего развития, определять результат. В данной технологии используются следующие приемы и стратегии.
- стадия «вызова»: прием «мышление под прямым углом», парная мозговая атака, групповая мозговая атака, перепутанные логические цепочки, свободное письменное задание, фокусированные диалектические заметки и т.д.;
- стадия «реализации»: разбивка на кластеры (смысловые блоки), система маркировки текста «ИНСЕРТ», двухрядный круглый стол, таблица «Плюс - минус - интересно», концептуальная таблица, вахтенный журнал, дискуссионный очерк.
- стадия «рефлексии»: групповое подведение итогов, возвращение к кластерам, мини-сочинения, эссе, синквейн, портфолио, таблица «Что - Кто - Когда - Где - Как», дискуссия «Совместный поиск», устный 2-х рядный круглый стол и т.д., конструктивная таблица «знаем - хотим - узнали»;
Прием «Двухрядный круглый стол» предполагает обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для обучающихся.
При проведении «Двухрядного круглого стола» преподаватель образует из числа обучающихся две группы. Первая группа образует «внутренний» круг. Участники данной группы свободно высказывают свое мнение по обсуждаемой проблеме. При этом важно, чтобы студенты не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение. Участники второй группы («внешний круг») фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментария и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний, то есть касающиеся обсуждений во внутреннем круге. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Преподаватель, не вмешиваясь в содержание высказываний, осуществляет координацию работы, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксирует различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга, преподаватель обращается к группе, образующей внешней круг. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В заключение работы преподаватель просит обучающихся сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии [1].
Большинство ученых - психологов и педагогов отмечают, что наиболее важный для развития личности является письменная рефлексия. Письменной рефлексии в филиале уделяется особое внимание.
Можно выделить несколько наиболее часто используемых преподавателями, известных форм письменной рефлексии [1]:
- эссе как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Написание эссе призвано способствовать студенту в обращении к опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу;
- «Вахтенный журнал» - форма фиксации информации с помощью кратких предложений и умозаключений, вопросов ключевых слов, графических форм. В качестве задаваемых преподавателем частей «вахтенного журнала», которые будут определять учащиеся, могут быть: важные вопросы, ключевые понятия темы, связи, которые может установить обучающиеся;
- различные виды дневников: обычный, двухчастный дневник, дневник -художественный альбом, и другие. В отличие от эссе и «Вахтенного журнала», дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет обучающемуся осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени («отложенная» рефлексия);
- различные варианты портфолио, которые представляют собой набор работ обучающиеся, протфолио может включать проекты и планы выступлений, фрагменты дневников, видеофрагменты наборы оценочных листов, листов наблюдений. Портфолио -это не просто папка работ обучающихся, это спланированная заранее подборка достижений;
- письменное интервью - групповая письменная рефлексия в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями;
- синквейн (пятистишье) - стихотворные формы рефлексии. Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.
Приучить обучающихся к написанию эссе, дневников, составлению портфолио представляется достаточно трудной задачей. На основании анализа накопленного опыта и исследований по этой проблеме можно выделить основные правила обучения письменной рефлексии:
- выбор интересной темы для письма;
- читательская аудитория, обучающиеся должны понимать, что написанный ими текст востребован другими;
- регулярная возможность писать;
- наличие образцов;
- привычка править;
- помощь друзей, возможность делится результатами [1].
Алгоритм подготовки эссе:
- выявление проблемы, наиболее важных фактов, понятий и т.д., предварительный этап;
- кропотливая, сосредоточенная работа над черновиком;
- может осуществляться в процессе взаимообмена, правка;
- исправление замечаний, сделанных в ходе правки, редактирование;
- чтение на аудиторию, публикация [1].
Алгоритм написания дискуссионного очерка:
- обсуждаемая проблема;
- позиция автора;
- собственное (краткое) обоснование;
- возражения, которые могут высказать другие;
- обоснование причин правильности позиции;
- заключение [1] .
К сожалению, у нас сформировались стереотипы относительно действительности педагогических технологий. Мы привыкли к тому, что педагогическая технология сама по себе создана как инструмент эффективного обучения. В том случае, когда использование той или иной педагогической технологии не приносит быстрой отдачи, преподаватель приходит к выводу о невозможности ее применения. Вместе с тем известный американский ученый Роберт Бустром говорил, что: «... Рефлексия - особый вид мышления. Он одновременно энергичен и контролируем. Во-вторых, рефлексия отличается от других типов мышления своей длительностью. Размышление требует дополнительных усилий.. .»[1]. Таким образом, достаточно сложно рассчитывать на быструю и устойчивую динамику эффективности учебного процесса при использовании педагогических технологий. Вместе с тем, как показывает мировой и отечественный опыт практики образования, работа в режиме рефлексивного обучения дает устойчивые результаты, которые могут быть выражены высокими показателями качества, зафиксированными, в том числе во ФГОС3+.
Все перечисленные выше технологии в той или иной мере используются преподавателями филиала.
В ходе анкетирования (2016г.) по результатам экспериментальной работы выяснилось, что количество обучающихся филиала, обладающих навыками социального взаимодействия, возросло с 14% до 63%. В результате 32% обучающихся филиала стали демонстрировать высокий уровень самооценки собственного продвижения в освоении опыта будущей профессиональной деятельности.
Выводы
Использование педагогических технологий в учебном процессе филиала поспособствовало созданию совершенно новых возможностей по достижению результатов образования, положительно повлияло на развитие познавательной деятельности обучающихся, их творческую активность и сознательность.
Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о продуктивности предложенного механизма по использованию педагогических технологий в вузе на основе контекстного обучения.
В компетентностном подходе к образованию, данные педагогические технологии превращаются в новую технологическую стратегию, имеют еще большую практическую значимость для достижения гарантированных результатов в образовательном процессе вуза.
Ссылки на источники:
1. Берестовский, А.М. Современные личностно-ориентированные технологии : учебное пособие / А.М. Берестовский, Л.П. Берестовская. - Тара 2006. - 154с.
2. Вербицкий, А.А. Категория «контекст» в психологии и педагогике: монография / А. А. Вербицкий, В.Г. Калашников. - М.: Логос, 2010 - 300с.
Aleksandr Berestowskyi
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Tara Branch of FSBEIHE Omsk SAU, Tara
About the experience in using modern training technologies in Tara branch of Omsk State
Agrarian University
Abstract: The article describes the mechanisms for the use of humanitarian educational and professional technology in the system of signs and contextual learning by AA Verbitsky. As these
technologies are presented: technology of development of critical thinking, reflective learning technology with a set of active methods and forms, pedagogical support technology (pedagogical workshops) and others. The article presents the analysis of results of experimental work. It is proved that the use of educational and professional technology in the preparation of bachelors of agrarian university promotes self-esteem of their own progress in the development experience for future professional activities, and has a positive impact on the development of cognitive activity of students, their creativity, consciousness, forms social interaction skills. The results of experimental work indicate the productivity of the proposed mechanism for the use of educational and professional technologies in logic of contextual training.
Keywords: humanitarian educational and professional technologies, contextual learning, reflection, educational workshop, teaching and professional activities.