УДК 378.1
СИ.Сахаева
ОБ ОПЫТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГГ-КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (В ДИЗАЙНЕ)»
В работе проанализирован опыт формирования IT- компетенций у студентов специальности «Прикладная информатика в дизайне». Раскрыты составляющие IT- компетенции, такие как графическая, информационно-коммуникационная, пользовательская. Исследованы методики формирования графической компетенции на основе практических примеров, оценена их эффективность на основе эксперимента. Проведен статистический анализ уровня сформированное™ IT- компетенций студентов-дизайнеров за последние два года. Результаты визуализированы в виде таблиц и диаграмм.
Ключевые слова: IT-компетенции, графическая компетенция, графические умения, графические навыки, оценка уровня сформированности компетенций.
Sakhaeva S.I. FORMATION OF EXPERIENCE ГГ-COMPETENCES STUDENTS OF «APPLIED INFORMATICS (IN DESIGN) »
This paper analyzes the experience of forming IT- competences for students specialty "Applied informatics in design." Disclosed components IT- competence, such as graphics, information and communication, the user. Studied graphic technique of formation of competence in practice. Examples of disciplines that form the components of the graphics is the competence of the discipline "Computer geometry and graphics", "Information systems and technologies", "Methods and tools for visual presentation of information in the design" and others. The discipline "Computer geometry and graphics" is read in the first year for bachelors specialty Applied Informatics (in design) KSUCA in parallel with other disciplines of science block. To improve the level of competence of the graphic form of components used by the author of interdisciplinary communication with physics and higher mathematics computer while reading block geometry. Study the level of formation of graphic skills obtained in the study subjects: "Computer geometry and graphics", "Information systems and technologies" and others. Was based on a network of questioning of students by using Docs Google, testing, analysis, graphic works of students. It was found that due to the above procedures increase the level of graphic skills by 23%, the level of graphical abilities by 34%. The author assessed the level of formation of IT-competencies based on the theory and competencies S.Torp and D.Klifford that evaluates each student's level of learning. Assuming that the jurisdiction formed and manifested in the activities assessed level of formation of IT-competencies students-designers of the last year of study for the 2013-2014 academic years and 2014-2015 academic years. The main research methods were used: observation; testing; questionnaires; Analysis of creative works of students; Analysis of educational materials for professional disciplines. To assess the level of unconscious and conscious incompetence survey methods were used for the last two tests have been developed and creative tasks. The above criterion-evaluation device not only allows us to estimate the level of development of all kinds of IT-competencies design students, but allows you to define areas for optimization and individualization of the learning process and improve the quality of education.
Keywords: IT-competence, competence graphics, graphic skills, graphic skills, assessment of formation of competence.
Современные потребности рынка труда требуют от выпускников специальности «Прикладная информатика (в дизайне)» наличие профессиональных компетенций соответствующих современному уровню развития информационных технологий. В соответствии с ФГОС по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» (квалификация бакалавр), учебный план специальности «Прикладная информатика (в дизайне)» включает большое количество дисциплин, которые можно определить емким понятием информационные технологии, которые взаимосвязаны не только друг с другом, но и с другими областями знаний. Результаты, которые должны быть получены при освоении этих дисциплин, определяются соответствующими общекультурными и профессиональными компетенциями. Одной из составляющих профессиональной компетенции специалиста в области «Прикладной информатики (в дизайне)» является IT-компетенция. Наиболее востребованными на рынке труда ее видами являются: графическая, пользовательская и информационно-комуникационная компетенциии [2]. Ниже представлены показатели оценки каждого вида IT-компетенций студентов-дизайнеров и наименование дисциплин направленных на их формирование (Таблица 1,Таблица 2, Таблица 3). Объектами профессиональной деятельности выпускников «Прикладной информатики (в дизайне)» в современном информационном обществе являются:
• данные, информация, знания;
• прикладные и информационные процессы;
• прикладные информационные ресурсы;
Все эти объекты, как правило, связаны с графическим контентом и, в соответствии с ФГОС, студент-дизайнер должен обязательно уметь работать с ним. Соответственно основные виды профессиональной деятельности дизайнера такие как: разработка, сопровождение, продвижение
программного обеспечения; обеспечение проектной деятельности и др., невозможно освоить без умения работать с графической информацией. Изучение методов и средств графического представления информации является одной из составляющих в развитии графической компетенции. Графическая компетенция предполагает изучение обработки огромного диапазона графических изображений. Компонентами графической компетенции являются: графическая грамотность, графические знания, графические умения, графические навыки. Цель графической компетенции обусловлена спецификой профессиональной деятельности дизайнера. Понятие графической компетенции включает в себя набор полномочий выпускников выполнять графические действия, для осуществления профессиональной деятельности дизайнера, способствующих личностному развитию обучающихся в условиях образовательного процесса вуза [1].
Таблица 1
Вид ГГ- Наименование Показатели
компе- дисциплин
тенции
Графи- Компьютерная Осознание и осмысление значимости графиче-
ческая геометрия и ской подготовки для решения конкретных
графика, учебно-профессиональных задач; формирова-
Инф ормационные ние готовности осуществлять профессиональ-
системы и ную деятельность, реализуя в ней приобретен-
технологии, ный графический потенциал; формирование
Инструментальные технического типа мышления, предполагающе-
средства создания го в основе хорошо развитое пространственное
мультимедиа и мышление, предопределяющее творческий по-
Web-пpилoжeний, тенциал выпускника; формирование мотиваци-
Технология онно-ценностного отношения к необходимости
трехмерного развития профессионально-личностных качеств
моделирования и и способностей средствами графической подго-
анимации, Методы товки; владение необходимым объемом конст-
и средства руктор с ко-граф ич ее ких знаний, умений и навы-
визуального ков, взятых в единстве и взаимодействии с
представления профессиональной направленностью
информации в
дизайне,
Композиция.
Цветоведение.
Дизайн-про ект,
Мул ьтимедиа
технологии в
дизайне
С графической компетенцией обычно ассоциируются дисциплины связанные с растровой и векторной графикой, видеомонтажем, программами инженерной графики, компонентами MS Office (Word, Excel, Power Point) и др. Примерами дисциплин в которой формируются компоненты графической компетенции являются дисциплины: «Компьютерная геометрия и графика», «Информационные системы и технологии», «Методы и средства визуального представления информации в дизайне» и др. Дисциплина «Компьютерная геометрия и графика» читается на первом курсе для бакалавров специальности прикладная информатика (в дизайне) в КГУКИ параллельно с другими дисциплинами естественно-научного блока. Для улучшения уровня формирования компонентов графической компетенции автором использовались межпредметные связи с физикой и высшей математикой при чтении блока компьютерная геометрия. Так для понимания работы программ 3D графики, на лекциях и практических занятиях рассматривались практические приложения основных понятий алгебры - умножение матриц, расчет обратной матрицы, аффинные преобразования, с помощью которых в программах по 3D графике происходит преобразование объектов (параллельный перенос, сдвиг, масштабирование, поворот и др.).
Вид ГГ- Наименование Показатели
компе- дисциплин
тенции
Инфор- Компьютерная использование основных методов, способов и
маци- геометрия и средств получения, хранения, переработки
онно- графика, информации; готовность работать с компьютером
комму- Информационные как средством управления информацией;
никаци- системы и способность работать с информацией в глобальных
онная технологии, компьютерных сетях; понимать сущность и
Инструментальные значение информации в развитии современного
средства создания информационного общества, сознавать опасности и
мультимедиа и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать
'ВД'еЬ-приложений, основные требования информационной
Вычислительные безопасности, создание гипертекстовых документов
системы, сети и с использованием Web-редакторов, языка разметки
телекоммуникации, гипертекста HTML, PHP, использование сценариев
Электронные JavaScript, ориентирование в информационных
библиотеки и ресурсах, управление информационными потоками,
коллекции, анализ и оценка информации с позиции ее свойств и
Режиссура значимости, публикация "Web-сайта в сети Интернет
мультимедиа и индексация в поисковых системах; использование
презентаций, информационных и коммуникационных технологий
Методы и средства для построения открытой системы образования;
визуального проектирование, разработка и использование в
представления образовательном процессе информационных
информации в ресурсов учебного назначения
дизайне,
Мультимедиа
технологии в
дизайне,
Изучение принципов трехмерного моделирования в пакете инженерной графики КОМПАС - 3D LT, основ построения проектной документации осуществлялось на практических занятиях с помощью создания 2D, 3D объектов на примере реальных - пирамида, параллелепипед, втулка, болт и др. Благодаря полученным практическим знаниям в лабораторных занятиях по физике, студенты с помощью микрометра и штангенциркуля снимали линейные размеры объектов, строили по ним соответствующие чертежи, фрагменты, детали, 2D и 3D модели в системе КОМПАС 3D LT [5]. Одним из приемов закрепления знаний по векторному редактору Xara в курсе «Информационные системы и технологии» было творческое задание - создание суперобложки для любимой книги. Студентам приходилось не только придумывать творческую концепцию публикации, верстать ее в Xara, но также для визуализации полученного результата печатать ее в типографии, что позволяло улучшить мотивацию к освоению предмета. Освоение программ компьютерной графики Соreldraw, Adobe Photoshop, Blender также осуществлялось на примере реальных объектов и задач с применением деловых игр [3,4].
Исследование уровня сформированности графических навыков и умений, полученных при изучении дисциплин: «Компьютерная геометрия и графика», «Информационные системы и технологии», «Методы и средства визуального представления информации в дизайне» и др. проводилась на основе сетевого анкетирования студентов с помощью Документов Google, тестирования, анализа графических работ студентов. На основе статистической обработки результатов эксперимента было выявлено, что благодаря изложенным выше методикам наблюдается повышение уровня графических навыков на 23%, а уровня графических умений на 34%.
Сегодня в соответствии со стандартом Европейского образования IT-компетенции относятся к «ядерным компетенциям», т.е. к «национальным ключевым квалификациям», однако в связи со сложностью подходов формирования компетенций в области информационных технологий вопрос пока еще остается недостаточно изученным. Автором была проведена оценка уровня сформированности IT-компетенций на основе теории компетентностей С.Торпа и Дж.Клиффорда, позволяющей оценить ступень научения каждого студента.
Вид ГГ- Наименование Показатели
компе- дисциплин
тенции
Пользо- Компьютерная Представление материала со сложной структу-
ватель- геометрия и рой с использованием средств ЕГГ; знание
ская графика, классификации программного обеспечения и
Дискретная области применения каждого вида программ;
математика, умение работать с файлами в командном ре-
Теория жиме и в популярный операционных системах;
вероятностей и владение текстовыми редакторами Microsoft
математическая Office и Open Office: структурирование текста,
статистика», работа со стилями, вставка формул, оглавления,
Стати стич е ски е сносок, владение презентационными пакетами
методы Microsoft Office и Open Office: разработка об-
прогнозирования, разцов слайдов, создание сложной анимации,
Информационные работа с траекторией, настройка гиперссылок и
системы и всплывающих подсказок; владение табличными
технологии, редакторами в Microsoft Office и Open Office:
Инф ор мац ионный работа с листами, вставка формул,
анализ, форматирование, адресные и относительные
Вычислительные ссылки, работа с основными функциями,
системы, сети и создание диаграмм, вложенные функции, умение
телекоммуникации, использовать технологии обработки числовых
Электронные данных (подбор параметра, поиск решения) и
библиотеки и условное форматирование; создание и
коллекции выполнение базовых операций над объектами.
По теории С.Торпа и Дж. Клиффорда [6], выделяют следующие ступени научения:
• бессознательная некомпетентность - вам неизвестно, что вы не знаете что-либо. Вы находитесь на уровне «Я не знаю о том, ЧТО я не знаю».
• осознанная некомпетентность - вы приобретаете знание о своем «незнании». Это стадия «Я знаю о том, ЧТО не знаю»;
• осознанная компетентность - часто на этой стадии вы в точности копируете действия вашего учителя. В каждый момент времени вы осознаете то, что делаете, ибо вы «знаете, о том, ЧТО знаете»;
• бессознательная компетентность - ваши знания и умения использовались столь часто, что стали «привычками». Выполняя соответствующие действия, вы уже не испытываете нужды в продумывании каждого последующего шага, ибо алгоритм действия заложен в бессознательное (или подсознательное). Теперь вы можете сказать: «Я не знаю о том, ЧТО я знаю».
Предполагая, что компетенции формируются и проявляются в деятельности, с помощью методов математической статистики была проведена оценка уровня сформированное™ ГГ-компе-тенций студентов-дизайнеров последнего года обучения за 2013-2014 уч.год и 2014-2015 уч.год (Рис. 1, Рис. 2).
Рисунок 1. Результаты оценки уровня сформированности 1Т-компетенций студентов-дизайнеров последнего года обучения (2013-2014 уч. год) В качестве основных методов исследования использовались: наблюдение; тестирование; анкетирование; анализ творческих работ студентов; анализ учебно-методической литературы по профессиональным дисциплинам. Для оценки уровня бессознательной и осознанной некомпетентности использовались методы анкетирования, для двух последних были разработаны специальные тесты и творческие задания.
Рисунок 2. Результаты оценки уровня сформированности 1Т-компетенций студентов-дизайнеров последнего года обучения (2014-2015 уч. год).
Таким образом, использование теории компетентностей С. Торпа и Дж. Клиффорда позволяют оценить динамику формирования 1Т- компетенций студентов дизайнеров. Анализ полученных выше результатов позволяет выявить дальнейшие пути повышения уровня 1Т-компетенций с помощью использования межпредметных связей, деловых игр, творческих заданий, огромного спектра интерактивных методов обучения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что применение предложенных критериев оценки не только позволяют модернизировать образовательный процесс, но и активизировать мышление студентов специальности «Прикладная информатика (в дизайне)» и сформировать творческий потенциал.
Литература
1. Кобзева В.В. Графическая компетенция как составляющая профессиональной компетентности будущих техников-программистов/ В.В. Кобзева// Вестник ЮУрГУ, 2014.-Том 6, №4- С.112-119.
2. Лейбов А.М., Осокина О.М. Критерии и показатели оценки уровня cформированности ГГ-компетенций студентов ФТП и ТЭФ//Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Гуманитарные и экономические науки. - Новокузнецк: СибГИУ. -2012. - С. 171-175
3. Сахаева С.И. Активные методы обучения как один из аспектов подготовки специалистов социогуманитарной сферы /СИ. Сахаева //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2014.-№1.-С.77-80.
4. Сахаева С.И. Информационный дизайн: современное состояние и подготовка специалистов /СИ. Сахаева//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2014.-№3.-С.71-75.
5. Сахаева С.И. Опыт преподавания
1. Kobzeva V.V. Graficheskaja kompetencija kak sostavljajushhaja professional'noj kompetentnosti budushhih tehnikov-programmistov/ V.V. Kobzeva// Vestnik JuUrGU, 2014.-Tom 6, №4- S.112-119.
2. Lejbov A.M., Osokina O.M. Kriterii i pokazateli ocenki urovnja cformirovannosti ГГ-kompetencij studentov FTP 1 TJeF//Nauka 1 molodezh': problemy, poiski, reshenija: Trudy Vserossijskoj nauchnoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. Gumanitarnye i jekonomicheskie nauki. - Novokuzneck: SibGIU. -2012. - S.171-175
3. Sahaeva S.I. Aktivnye metody obuchenija kak odin iz aspektov podgotovki specialistov sociogumanitarnoj sfery /C.I. Sahaeva //Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2014.-№1.^.77-80.
4. Sahaeva S.I. Informacionnyj dizajn: sovremennoe sostojanie i podgotovka specialistov /C.I. Sahaeva//Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2014.-№3.^.71-75.
5. Sahaeva S.I. Opyt prepodavanija discipliny «Komp'juternaja geometrija i grafika»// Matematika.
дисциплины «Компьютерная геометрия и графика»// Математика. Компьютер. Образование: XXI Международная конференция, Международная школа-конференция «Биофизика сложных систем», Пущино, 26 - 31 января 2015г.: тез. докладов. — Москва - Ижевск, 2015. — С. 392. 6. Торп С., Клиффорд Дж. Коучинг: руководство для тренера и менед-жера. - СПб: Питер, 2004. - С.26-27
Komp'juter. Obrazovanie: XX1 Mezhdunarodnaja konferencija, Mezhdunarodnaja shkola-konferencija «Biofizika slozhnyh sistem», Pushhino, 26 - 31 janvarja 2015g.: tez. dokladov. — Moskva - Izhevsk, 2015. — S. 392.
6. Torp S., Klifford Dzh. Kouching: rukovodstvo dlja trenera i mened-zhera. - SPb: Piter, 2004. - S.26-27