Научная статья на тему 'Об определении понятий «Субъект» и «Субъектная позиция»'

Об определении понятий «Субъект» и «Субъектная позиция» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
936
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / ПОЗИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / THE SUBJECT / A POSITION / A PROFESSIONAL SUBJECT POSITION / SELF-ACTUALISATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аринушкина Наталья Сергеевна

В статье освещены понятийное поле проблемы субъектности, вариативность понятия, теоретические подходы в их определении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About defenition of concept «subject» and «the subject position»

In article variability of concept, theoretical approaches in their definition are covered a conceptual field a problem of subject

Текст научной работы на тему «Об определении понятий «Субъект» и «Субъектная позиция»»

Н.С. Аринушкина. Об определении понятий «субъект» и «субъектная позиция»

27

вающие профессиональное развитие, важнейшими среди которых являются:

- самостоятельность при построении своего жизненного пути, в постановке целей и профессиональных перспектив, в осмыслении своей деятельности и поиске путей самосовершенствования в ней;

- активность как способность соотносить свои психические процессы, состояния и свойства, профессиональные умения и возможности с различными условиями деятельности, которую личность делает субъективно и социально

значимой, внося в нее созидательный компонент.

Отдельные составляющие процесса профессионального развития тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга: человек как субъект жизнедеятельности на протяжении всего жизненного пути реализует свою активность, развивается как личность и как профессионал, приобретает социальный и профессиональный опыт, творчески преобразует себя и свою профессиональную деятельность.

Примечания

1 См.: Поваренков Ю.П. Основы психологической концепции профессионализации // Психология сегодня: Ежегодник Рос. психол. о-ва. 1996. Т. 2. Вып. 2. С. 152-153.

2 Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001. С. 17.

3 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. С. 345.

4 Рубинштейн С.Л. Указ. соч. С. 361.

5 Абульханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии. // Психологическая наука ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., 1997, С.17.

6 БодалевА.А., РудкевичЛ.А. Как становятся великими или выдающимися? М., 2003. С. 176.

7 КлимовЕ.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 2003. С. 8.

8 Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический анализ). М., 2003. С. 220.

9 Абульханова-Славская К.А. Указ. соч. С. 270-374.

10 См.: Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001. С. 103.

11 См.: Акмеологические основы профессионального самосознания. Астрахань, 2000.

12 БрушлинскийА.В. Психология субъекта. М.; СПб., 2003. С. 69.

13 Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Указ соч. С. 205.

14 См.: ЗавалишинаД.Н. Субъектно-динамический аспект профессиональной деятельности // Психол. журн. 2003. Т. 24, № 6. С. 5-15.

15 См.: Корнилов Ю.К., Панкратов А.В. Теоретические предпосылки изучения профессиональной деятельности с выраженным мыслительным компонентом // Проблемы психологического анализа трудовой деятельности: Сб. науч. тр. Ярославль, 1986. С. 64.

16 См.: Павлова А.М. Психологические особенности профессионально-личностного потенциала субъекта трудовой деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2004.

17 См.: Славнов С.В. Структурно-динамические характеристики образа успешного профессионала налоговой полиции // Психол. журн. 2003. Т. 24, № 1. С. 89.

18 См.: БодровВ.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001. С. 91.

19 См.: Шураева Н.В. Мотивы выбора профессии // Социально-психологические проблемы ментальности. Смоленск, 2002. С. 451-459.

20 См.: Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Указ. соч. С. 234.

21 См.: Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.; Воронеж, 1997. С. 78.

22 См.: Бодров В.А. Указ. соч. С. 158.

23 См.: Поваренков Ю.П. Психологическая концепция профессионального становления личности // Звезды ярославской психологии. Ярославль, 2000. С. 195-218.

24 См.: ГлуханюкН.С. Психологические особенности и критерии профессионализации специалистов // Психология сегодня: Ежегодник Рос. психол. о-ва. 1996. Т. 2. Вып. 2. С. 168.

25 См.: Шамионов Р.М. Некоторые теоретические аспекты профессиональной социализации личности в условиях педагогической деятельности // Проблемы психологической науки в XXI веке. Саратов, 2006. С. 160-163.

УДК 159.9.072.52

Н.С. АРИНУШКИНА

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]

Об определении понятий «субъект» и «субъектная позиция»

В статье освещены понятийное поле проблемы субъектности, вариативность понятия, теоретические подходы в их определении.

Ключевые слова: субъектность, позиция, профессиональная субъектная позиция, самоактуализация.

© Н.С. Аринушкина, 2009

28

Ученые записки. 2009. Т. 2. Сер. Психология. Педагогика. № 2 (6)

N.S. ARINOUSHKINA

About Defenition of Concept «Subject» and «the Subject Position»

In article variability of concept, theoretical approaches in their definition are covered a conceptual field a problem of subject. Key words: subject, position, professional subject position, self-actualization.

В современной философской, социологической, психологической и педагогической литературе понятие «позиция личности» используется весьма широко, но по-разному трактуется; выделяются два основных подхода к его определению. Сущность понятия «позиция» раскрывается, во-первых, в социологическом плане, когда она понимается как условие, при котором и через которое проявляется личность; во-вторых, в социально-психологическом, выражающем структурно-личностный смысл понятия «позиция личности».

Позиция в социологическом плане понимается двояко: 1) как положение индивида или группы в общественной системе отношений, регламентирующее особенности поведения и определяемое по ряду специфических признаков; 2) как взгляды, представления, установки и расположение личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах (Л.П. Бу-ева, В.В. Водзинская, Л.Г Ионин). Как видим, в первом значении позиция тождественна понятию статуса, во втором она увязывается с отношениями. Нами усматривается тесная связь между этими определениями, так как сформированные взгляды, установки, представления, реализуемые в поведении личности, определяют ее статус.

Понятие «позиция» в социально-психологическом плане рассматривается как устойчивый компонент, относящийся к структурнымобразованиям личности(А.А. Бо-далев, Л.П. Буева, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др.)

Позиция личности чаще всего анализируется на основе теории отношений, понимается как система отношений личности (В.И. Мясищев, А.Г. Ковалев, Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская) и представляет собой, по мнению Б.Г. Ананьева, сложную систему отношений, установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность. В плане нашего исследования значимым является то, что позицию личности характеризуют два показателя: 1) отношение к различным явлени-

ям, которое определяется мировоззрением; 2) наличие установок и мотивов, определяющих деятельность. Последователи Б.Г. Ананьева жизненную позицию трактуют как внутренний психологический аспект социально созревшей, самоопределившейся личности. В структурном отношении она непосредственно связана с установками, мотивами личности и определяет характер ее жизнедеятельности.

Чем лучше сформирована субъектность личности, чем уверенней ее движениек«само-осуществлению индивидуальности» (А.Г Ас-молов), тем больше в регуляцию поведения включаются высшие уровни ее мотивации1. Ценности личности могут рассматриваться и как элемент ее когнитивной структуры, и как элемент ее мотивационно-потребностной сферы, поэтому они на определенном уровне развития способны интегрироваться в единую смысловую сферу, придавая личности определенную целостность (Д.А. Леонтьев), хотя такая интеграция неоднозначна и ее закономерности пока мало исследованы.

При изучении личности как субъекта познания необходимо уделить внимание когнитивному структурированию субъектом своего опыта. Этот акцент на прояснении его собственной системы координат, субъективных категорий является одним из ключевых признаков субъектной методологии в изучении личности и одновременно своеобразным мостом, соединяющим когнитивно-ориентированный и экзистенциально-гуманистический подходы.

В.В. Знаков считает, что сегодня в российской психологии категория субъекта играет системообразующую роль. В ней воплощено всеохватывающее, наиболее широкое понимание человека, обобщенно раскрывающее целостность всех его качеств - природных, индивидуальных, социальных, общественных. Неслучайно многие российские психологи в той или иной мере обращались в своих работах к проблематике субъекта. Наиболее существенный вклад в ее развитие внес А.В. Брушлинский, разработавший вместе со своими учениками и соратниками целостный и оригинальный вариант психологии субъекта2.

Психология

А.И. Белкин. Культура и психосоциальные типы авторов граффити

29

Повышенный интерес современных психологов к проблеме субъекта в значительной мере обусловлен эволюцией психологического знания: переходом от классической объяснительной парадигмы к неклассической, а затем и постнеклассической3. Психология субъекта стала закономерным воплощением и одним из наиболее значимых проявлений синтеза психологических знаний, полученных на каждом из этапов развития. Эта область психологической науки сформировалась на основе представлений о взаимной дополнительности психических закономерностей отражения действительности и порождения человеком новой реальности (недостаточность категории «отражение» для описания психических явлений, можно сказать, остро экзистенциально переживается методологически мыслящими психологами)4. Вследствие этого психология субъекта адекватно раскрывает и законы бытия, описывающие то, что есть, и законы долженствования, предписывающие, как именно должны происходить те или иные события и явления в мире человека. Поэтому В.В. Знаков предлагает выйти за рамки категории деятельности и обратиться к понятию существования, от бытия перейти к становлению, непрерывно-

му развитию психики субъекта. В психологии человеческого бытия одновременно реализуются, дополняя и обогащая друг друга, когнитивная и экзистенциальная исследовательские парадигмы.

По мнению Н.М. Борытко, позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности и индивидуальности. Если личность - это определенность позиции человека в отношении с другими (в том числе и в процессе профессиональной деятельности), то индивидуальность - это определение собственной позиции в жизни5. Позиция личности занимает важное место как в структуре личности, так и в структуре деятельности. Позиция как система отношений личности является побудителем поведения, детерминантом ее активности. Если способности -это то, что человек может, то позиция - это то, чего человек хочет, и когда это хотение направлено на профессиональную деятельность, оно становится условием профессиональной субъектности личности.

Таким образом, существует не только методологическая сложность в определении самого понятия «субъектная позиция», но также сложность в определении путей исследования данного феномена.

Примечания

1 См.: Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журн. Высшей школы экономики. 2005. Т. 2, № 4.

2 См.: БрушлинскийА.В. Психология субъекта. СПб., 2003.

3 См.: Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994.

4 См.: Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психол. журн. 2000. № 2. С. 7-15.

5 См.: Кайгородов Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1999.

УДК 316.6

А.И. БЕЛКИН

Самарский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

Культура и психосоциальные типы авторов граффити

В статье рассматриваются психосоциальные характеристики больших культурных систем: смеховой, официальной и информационной. На основе психологического анализа описаны основные психологические характеристики соответствующих типов культур. Статья также содержит описание результатов исследования социально-психологических особенностей авторов граффити с различными культурно-историческими маркерами их изобразительной деятельности. Результаты исследования позволили определить специфику ценностной сферы, межличностных отношений и особенностей поведения в конфликте авторов граффити различных культур: смеховой, официальной, информационной.

Ключевые слова: культура, граффити, культурно-историческая психология, смеховая культура, официальная культура, информационная культура, ценности, межличностные отношения, типы поведения в конфликте.

© А.И. Белкин, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.