Научная статья на тему 'Об определении перечня электронных услуг для целей налога на добавленную стоимость'

Об определении перечня электронных услуг для целей налога на добавленную стоимость Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НДС / налог / налогообложение / электронные услуги / цифровые услуги / услуги в электронной форме / позитивный перечень / негативный перечень / открытый перечень / закрытый перечень / электронная торговля / зарубежные страны / VAT / tax / taxation / electronic services / digital services / e-services / positive list / negative list / open list / closed list / e-commerce / foreign countries

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Аносов Владимир Александрович

В статье на примере России и некоторых зарубежных стран рассматриваются способы определения оказываемых иностранными поставщиками услуг в электронной форме, которые подлежат обложению НДС: установление общей дефиниции услуг в электронной форме, закрепление их конкретного перечня, сочетание этих двух вариантов. В работе подробно анализируются применяемые в ряде стран конкретные перечни услуг, относимых к услугам в электронной форме (позитивные перечни), и перечни услуг, исключаемых из числа услуг в электронной форме (негативные перечни). По итогам исследования сделаны выводы о невозможности формирования исчерпывающего перечня услуг в электронной форме (в связи с их разнообразием, стремительным развитием технологий в области электронной торговли, потенциальным увеличением числа налоговых споров, несопоставимостью услуг в электронной форме в разных странах), а также о предпочтительности закрепления в законодательстве общей дефиниции электронных услуг и их открытого индикативного перечня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Determining the List of Electronic Services for Value Added Tax Purposes

Examining Russia’s experience and the experience of some foreign countries, the paper considers ways to determine the services provided by foreign suppliers in electronic form that are subject to VAT, namely, establishing a common definition of services in electronic form, fixing their specific list, a combination of these two options. The paper analyzes in detail the specific lists of services classified as electronic services (positive lists) and lists of services excluded from the list of services in electronic form (negative lists) used in a number of countries. Based on the results of the study, the author concludes about the impossibility of forming an exhaustive list of services in electronic form (due to their diversity, the rapid development of technologies in the field of electronic commerce, the potential increase in the number of tax disputes, the disparity of services in electronic form in different countries), as well as the preference for consolidating the legislation a common definition of electronic services and their open indicative list.

Текст научной работы на тему «Об определении перечня электронных услуг для целей налога на добавленную стоимость»

001: 10.17803/1994-1471.2025.172.3.095-101

В. А. Аносов*

Об определении перечня электронных услуг для целей налога на добавленную стоимость

Аннотация. В статье на примере России и некоторых зарубежных стран рассматриваются способы определения оказываемых иностранными поставщиками услуг в электронной форме, которые подлежат обложению НДС: установление общей дефиниции услуг в электронной форме, закрепление их конкретного перечня, сочетание этих двух вариантов. В работе подробно анализируются применяемые в ряде стран конкретные перечни услуг, относимых к услугам в электронной форме (позитивные перечни), и перечни услуг, исключаемых из числа услуг в электронной форме (негативные перечни). По итогам исследования сделаны выводы о невозможности формирования исчерпывающего перечня услуг в электронной форме (в связи с их разнообразием, стремительным развитием технологий в области электронной торговли, потенциальным увеличением числа налоговых споров, несопоставимостью услуг в электронной форме в разных странах), а также о предпочтительности закрепления в законодательстве общей дефиниции электронных услуг и их открытого индикативного перечня.

Ключевые слова: НДС; налог; налогообложение; электронные услуги; цифровые услуги; услуги в электронной форме; позитивный перечень; негативный перечень; открытый перечень; закрытый перечень; электронная торговля; зарубежные страны.

Для цитирования: Аносов В. А. Об определении перечня электронных услуг для целей налога на добавленную стоимость // Актуальные проблемы российского права. — 2025. — Т. 20. — № 3. — С. 95-101. — DOI: 10.17803/1994-1471.2025.172.3.095-101.

On Determining the List of Electronic Services for Value Added Tax Purposes

Vladimir A. Anosov, Postgraduate Student, Department of Financial Law, Kutafin Moscow State Law

University (MSAL), Moscow, Russian Federation

[email protected]

Abstract. Examining Russia's experience and the experience of some foreign countries, the paper considers ways to determine the services provided by foreign suppliers in electronic form that are subject to VAT, namely, establishing a common definition of services in electronic form, fixing their specific list, a combination of these two options. The paper analyzes in detail the specific lists of services classified as electronic services (positive lists) and lists of services excluded from the list of services in electronic form (negative lists) used in a number of countries. Based on the results of the study, the author concludes about the impossibility of forming an exhaustive list of services in electronic form (due to their diversity, the rapid development of technologies in the field of electronic commerce, the potential increase in the number of tax disputes, the disparity of services in electronic form in

© Аносов В. А., 2025

* Аносов Владимир Александрович, аспирант кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Российская Федерация, 125993 [email protected]

different countries), as well as the preference for consolidating the legislation a common definition of electronic services and their open indicative list.

Keywords: VAT; tax; taxation; electronic services; digital services; e-services; positive list; negative list; open list; closed list; e-commerce; foreign countries.

Cite as: Anosov VA. On Determining the List of Electronic Services for Value Added Tax Purposes. Aktual'nye problemy rossijskogoprava. 2025;20(3):95-101. (In Russ.). DOI: 10.17803/1994-1471.2025.172.3.095-101.

В абзаце 1 п. 1 ст. 174.2 НК РФ приведена общая дефиниция услуг в электронной форме (далее — электронные или цифровые услуги), а следом за ней, в абз. 2-15, перечислены конкретные услуги, признаваемые цифровыми. В силу формулировки, использованной законодателем в последнем предложении абз. 1, их перечень является закрытым1. Из рассматриваемых положений закона можно сделать вывод, что для признания услуги электронной она должна одновременно соответствовать общему определению и быть поименована в указанном перечне. Также в п. 1 ст. 174.2 НК РФ приведен открытый перечень операций, не относимых к электронным услугам.

В зарубежных странах электронные услуги могут определяться путем 1) установления общей дефиниции, 2) закрепления конкретного

перечня услуг либо 3) сочетания этих двух подходов. Так, Норвегия пошла по первому пути, а Чили — по второму2. В ЮАР с 2019 г. введена общая дефиниция электронных услуг, хотя ранее действовал их конкретный перечень3. В ЕС в настоящее время закреплено общее определение электронных услуг, а также имеются перечни услуг, относимых к ним (позитивный перечень) и исключаемых из них (негативный перечень)4. Однако позитивный перечень, в отличие от России, не является исчерпывающим и носит примерный (индикативный) характер. Негативный перечень также является открытым. Аналогичный подход применяется в Аргентине5.

Услуги, перечисляемые в позитивных перечнях в различных странах, достаточно разнообразны и обычно не группируются каким-либо образом. М. Р. Пинская приводит следующую

1 Письмо Минфина России от 30.03.2021 № 03-07-08/22913 // СПС «КонсультантПлюс» ; Лютова О. И. «Налог на Google»: актуальные результаты и перспективы // Налоги. 2022. № 5. С. 36-40.

2 VAT digital toolkit for Latin America and the Caribbean. Paris : OECD/WBG/CIAT/IDB, 2021. URL: https:// www.oecd.org/tax/consumption/vat-digital-toolkit-for-latin-america-and-the-caribbean.htm (дата обращения: 14.01.2024). P. 285-286 ; Brondolo J., Konza M. Administering the Value-Added Tax on Imported Digital Services and Low-Value Imported Goods // International Monetary Fund : an official website. May 21, 2021. URL: https://www.imf.org/en/Publications/TNM/Issues/2021/05/21/Administering-the-Value-Added-Tax-on-Imported-Digital-Services-and-Low-Value-Imported-Goods-50332 (дата обращения: 21.01.2024). P. 7.

3 Kabwe R., ZylS. P. van. Value-added tax in the digital economy: a fresh look at the South African dispensation // Obiter. 2021. Vol. 42. No. 3. 2021. URL: https://obiter.mandela.ac.za/article/view/12899 (дата обращения: 31.03.2024). P. 501.

4 Article 7, Annex I, Council Implementing Regulation (EU) No. 282/2011 of 15 March 2011 laying down implementing measures for Directive 2006/112/EC on the common system of value added tax (recast) // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A02011R0282-20220701 (дата обращения: 19.01.2024) ; Article 58, Annex II, Council Directive 2006/112/EC of 28 November 2006 on the common system of value added tax: with amendments as of 03.06.2022 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX%3A02006L0112-20240101 (дата обращения: 14.01.2021).

5 Annacondia F., Alarcon L. VAT on Digital Services and B2C Transactions: Experiences in the Latin American and Caribbean Region // International VAT Monitor. July/August 2021. URL: https://www.ibfd.org/sites/default/ files/2022-01/Latin%20America_Caribbean%20-%20VAT%20on%20Digital%20Services%20and%20B2C%20 Transactions%20Experiences%20in%20the%20Latin%20American%20and%20Caribbean%20Region%20-%20 IBFD.pdf (дата обращения: 28.01.2024). P. 190 ; MancinelliA. N. Argentina introduces VAT on digital services //

классификацию российских электронных услуг: 1) услуги рекламно-продвиженческого характера (в частности, рекламные услуги и услуги по предоставлению возможностей для установления партнерских отношений между покупателями и продавцами); 2) услуги по работе с информацией в сети Интернет (в частности, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных; хранение и последующая обработка информации, предоставление вычислительной мощности для размещения информации); 3) сопроводительные услуги по работе в сети Интернет (например, услуги присутствия в сети, сопровождение электронных ресурсов, обеспечение доступа к ним, услуги по администрированию информационных систем, предоставление доменных имен)6. Из классификации объектов электронной коммерции Д. А. Митина можно вывести следующие виды электронных услуг, имеющих значение с точки зрения НДС: 1) реализацию цифровых (виртуальных) товаров и 2) оказание услуг в цифровом пространстве. Последние он подразделяет на следующие виды: 1) технические цифровые услуги, появление которых стало возможным благодаря цифровым технологиям в сети Интернет (например, услуги хостинга, ведение статистики в сети Интернет); 2) аналогичные физическим цифровые услуги, которые существовали ранее, но в результате развития технологий изменили форму (в частности, удаленный доступ к компьютерным программам, книгам, трансляция

теле- и радиоканалов через сеть Интернет), а также 3) поисковые услуги (услуги поисковых платформ в сети Интернет)7.

Большой практический интерес представляет классификация автоматизированных цифровых услуг в Типовой конвенции ООН8, в которой выделяются 1) услуги онлайн-рекламы; 2) реализация (supply) пользовательских данных третьим лицам (например, собранной поставщиком информации о привычках своих пользователей, их расходах, местонахождении, интересах); 3) услуги онлайн поисковых систем; 4) услуги посреднических онлайн-платформ (обеспечивающих взаимодействие пользователей для размещения информации о продаже, найме, рекламе, демонстрации и т.п. конкретных товаров, услуг, сгенерированного пользователями контента и других объектов (не включая собственное имущество владельца платформы)); 5) услуги социальных медиаплатформ (обеспечивают взаимодействие между пользователями или получение пользователями доступа к сгенерированному другими пользователями контенту); 6) услуги цифрового контента (автоматизированное предоставление контента в цифровой форме: программного обеспечения, музыки, игр, книг и т.п.); 7) предоставление доступа к онлайн-играм (в рамках которых пользователи взаимодействуют друг с другом в одной игровой среде, услуги включают внутри-игровые покупки)9; 8) услуги облачных вычислений (стандартизированный сетевой доступ

DLA Piper : a Website. September 24, 2018. URL: https://www.latamlawblog.com/2018/09/argentina-introduces-vat-on-digital-services/#more-4506 (дата обращения: 21.01.2024).

Налог на добавленную стоимость в секторе электронной коммерции : монография / М. Р. Пинская, Н. С. Милоголов, А. В. Тихонова, Д. А. Митин ; под ред. М. Р. Пинской. М. : Прометей, 2019. С. 61. Митин Д. А. Развитие налогового администрирования электронной коммерции в Российской Федерации : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10. М., 2021. С. 20, 21.

П. 5, 6 ст. 12B Типовой конвенции ООН (United Nations Model Double Taxation Convention Between Developed and Developing Countries 2021. United Nations Department of Economic and Social Affairs, 2022. URL: https:// www.un-ilibrary.org/content/books/9789210001007 (дата обращения: 21.01.2024)) ; п. 57-58 комментариев к ст. 12B Типовой конвенции.

В Конвенции рассматриваются автоматизированные цифровые услуги для целей применения прямых налогов. В связи с тем, что их определение и перечень сходны с электронными услугами для целей НДС, Типовая конвенция ООН приводится в рамках настоящей работы.

В данную категорию не включаются игры для одного игрока (могут быть квалифицированы в качестве услуг цифрового контента) или игры, распространяемые на материальных носителях.

6

7

8

9

по требованию к 1Т-ресурсам, включая сервисы SaaS10, IaaS11, PaaS12).

Многообразие существующих электронных услуг в мире может быть проиллюстрировано на примере позитивных перечней России, Аргентины, ЕС, ЮАР13. Для удобства сопоставления сходные услуги из разных стран, а также из Типовой конвенции ООН объединены в группы с учетом рассмотренных подходов к классификации электронных услуг.

Услуги посреднических платформ. В эту группу могут быть включены аналогичные услуги, указанные в Типовой конвенции ООН. Из услуг, поименованных в позитивных перечнях Аргентины, ЮАР и ЕС, к ним относятся услуги онлайн-магазинов (т.е. предоставление возможности размещать информацию о товарах и услугах на интернет-сайтах). При этом в ЕС уточняется, что стороны сделки уведомляются о ее совершении электронным письмом. В России также имеются сходные услуги двух видов, которые могут быть отнесены к данной группе: размещение информации о реализации и приобретении товаров и услуг либо других объектов прав в сети Интернет, а также предоставление возможностей для заключения сделок (в частности, предоставление торговой площадки, действующей в автоматизированном режиме с уведомлением сторон о совершении сделки автоматическим электронным сообщением). Сюда же следует включить аукционные услуги, предусмотренные в Аргентине и ЮАР.

Компьютерные услуги. В эту группу можно отнести часть услуг облачных вычислений (стандартизированный сетевой доступ по требованию к 1Т-ресурсам, включая сервисы 1ааБ, РааБ, услуги хранения, миграции, сетевые услуги, веб-хостинг) и услуги онлайн поисковых систем по Типовой конвенции ООН (предоставление доступа к поисковым системам или поисковых технологий для внедрения на веб-сайтах). Из услуг, выделяемых в Аргентине и ЕС, к рассматриваемой категории относится поставка веб-сайтов и их хостинг, а

в России — предоставление доменных имен. Хостинг веб-сайтов также имеется в России и ЮАР. Кроме того, сюда включаются удаленное автоматическое администрирование (Россия, Аргентина, ЕС) и автоматическая техническая поддержка (Аргентина, ЕС, ЮАР), обработка и (или) хранение данных (во всех рассматриваемых странах). В России также выделяется предоставление вычислительной мощности, позволяющей разместить данные в информационной системе. Представляется, что в данную группу можно включить и услуги по обеспечению присутствия в сети Интернет, ведению статистики на веб-сайтах, а также использованию инструментов поиска в сети Интернет (Россия, ЕС).

Предоставление цифровых товаров и информации. В рамках данной категории могут быть выделены следующие подгруппы.

1. Предоставление программного обеспечения.

Из Типовой конвенции ООН в данную подгруппу включается часть услуг облачных вычислений (а именно предоставление программного обеспечения по модели БааБ), а также предоставление программного обеспечения в рамках услуг цифрового контента. Рассматриваемые услуги выделяются во всех анализируемых странах. При этом в некоторых из них прямо упоминаются удаленный доступ к программному обеспечению (Россия), доступ к программному обеспечению (ЕС) или модель БааБ (Аргентина). Также отдельно выделяют обновления программного обеспечения (Россия, Аргентина, ЕС). Необходимо обратить внимание на то, что в ЮАР в качестве примера электронных услуг упоминаются приложения, загружаемые на мобильные устройства, а также предназначенные для оказания услуг совместного потребления (например, услуги такси и наем жилья). Представляется, что в эту же группу могут быть отнесены услуги по загрузке драйверов, установке фильтров или файрволов на веб-сайтах (ЕС).

2. Предоставление иных цифровых товаров и информации.

10 SaaS — Software as a Service (программное обеспечение как услуга).

11 IaaS — Infrastructure as a Service (инфраструктура как услуга).

12 PaaS — Platform as a Service (платформа как услуга).

13 Value-Added Tax. Frequently Asked Questions. Supplies of Electronic Services / Legal Counsel // South African Revenue Service : an official website. URL: https://www.sars.gov.za/types-of-tax/value-added-tax/ (дата обращения: 20.01.2024). P. 11.

Из Типовой конвенции ООН к данной группе может быть отнесена часть услуг цифрового контента (кроме предоставления программного обеспечения, но включая предоставление баз данных и компьютерных игр14, вне зависимости от того, распространяется ли такой контент путем потоковой передачи данных, предоставления доступа или возможности загрузки, предоставляется ли он разово, на определенный период или на постоянной основе15), а также предоставление доступа к онлайн-играм. Предоставление цифровых товаров в виде компьютерных игр, электронных игр, музыки, изображений, аудиовизуального контента и т.п. встречается во всех анализируемых странах. Из электронных услуг в ЮАР в эту группу можно включить предоставление тем рабочего стола (выделены и в ЕС), скринсейверов16, а также трансляции в режиме реального времени (live streaming performance). Также в эту группу следует отнести услуги в ЕС по предоставлению онлайн-новостей, информации о дорожном движении и прогноза погоды, автоматической генерации информации в ответ на ввод данных потребителем (например, обновляемые в реальном времени биржевые сводки); прием радио- и телепрограмм (в том числе распространяемых через радио-или телевизионные сети), если пользователь имеет возможность выбрать конкретный момент программы для прослушивания или просмотра. Из услуг, перечисленных в НК РФ, в рассматриваемую группу входят автоматизированные услуги по поиску данных, их отбору и сортировке (те же сводки фондовой биржи и автоматизированный перевод в режиме реального времени).

Услуги социальных медиаплатформ. К данной группе прежде всего следует отнести аналогичные услуги из Типовой конвенции ООН (например, услуги социальных сетей, микроблогов, сайтов знакомств, платформ для онлайн-звон-ков и передачи сообщений). Из услуг, упоминаемых в отдельных странах, в эту группу включаются услуги веб-блогов (ЮАР, ЕС, Аргентина),

онлайн-клубов и сайтов знакомств (Аргентина), а также доступ к социальным сетям (ЮАР). В России подобные услуги не выделяются.

Автоматические услуги. В России, Аргентине и ЕС выделяются услуги, оказываемые компьютерной техникой автоматически17. В России и ЕС при этом отмечается, что такие услуги предоставляются в ответ на данные, вводимые пользователем (покупателем).

Рекламные услуги. Согласно Типовой конвенции ООН данные услуги включают размещение рекламных объявлений, в том числе на устройствах Интернета вещей, мониторинг рекламы и ее эффективности. Рекламные услуги выделяются в позитивных перечнях во всех анализируемых странах. При этом обособленно отмечается предоставление рекламного пространства (Россия, ЕС), в том числе рекламных баннеров (ЕС).

Услуги по обучению. Данные услуги упоминаются во всех странах, кроме России. Услуги по дистанционному обучению рассматриваются в качестве электронных, если участие человека в их оказании ограниченно и если сеть Интернет не является лишь средством коммуникации между преподавателем и обучающимся (ЕС). К таким услугам относятся вебкасты, курсы и вебинары, за исключением образовательных услуг, регулируемых на основании законодательства властями в стране экспорта (ЮАР). Также в эту группу можно включить тесты или задания, выполняемые или проверяемые автоматизированно (Аргентина); рабочие тетради, которые заполняются онлайн и проверяются без участия человека (ЕС).

Предоставление пользовательских данных. Эти услуги выделяются только в Типовой конвенции ООН. Они отсутствуют в позитивных перечнях отдельных стран.

Иные услуги. В эту группу включаются специфические услуги, не вошедшие в другие группы и выделяемые только в конкретных странах. Например, в России — это поиск и предоставление информации о потенциальных покупателях, а в ЮАР — онлайн-услуги по бронированию и внутригрупповые услуги (если не соблюдаются

14 Игры могут быть отнесены и к предоставлению программного обеспечения.

15 П. 58^) комментариев к ст. 12В Типовой конвенции ООН.

16 Если они не представляют собой программное обеспечение.

17 В случае автоматических услуг человек полностью устраняется из процесса их оказания. В случае автоматизированных услуг участие человека в той или иной степени сохраняется.

условия для освобождения от НДС). В ЕС имеются услуги по предоставлению пакетов интернет-услуг (включают услуги доступа к сети Интернет и иные, например доступ к контент-страницам с новостями или прогнозом погоды, онлайн-дебатам).

По итогам анализа позитивных перечней электронных услуг в различных странах можно сделать следующие выводы. С одной стороны, в данных перечнях основные группы электронных услуг примерно совпадают. С другой стороны, в каждой стране выделены специфические электронные услуги, что связано, видимо, с особенностями коммерческой деятельности и практикой правоприменения. Так, наиболее обширный позитивный перечень предусмотрен в ЕС: он содержит множество услуг, прямо не поименованных в других странах (в частности, предоставление информации о дорожном движении, прием радио- и телепрограмм, транслируемых через радио- или телевизионную сеть). В ЮАР среди таких услуг предоставление программного обеспечения для оказания услуг совместного потребления, внутригрупповые услуги (если не применяется освобождение от НДС). Также необходимо отметить отнесение в ЮАР к электронным некоторых финансовых услуг, таких как быстрые денежные переводы18. В России выделены, например, услуги по предоставлению доменных имен, по поиску информации о потенциальных покупателях. При этом в ЮАР и Аргентине не указываются услуги по обеспечению присутствия в сети, а в России — по обучению.

Негативный перечень в ЕС включает услуги, которые оказываются не в сети Интернет (например, услуги юристов и специалистов по финансам, консультирующих по электронной почте, ремонт компьютерного оборудования офлайн, рекламные услуги в газетах и на телевидении), поставку материальных объектов (товаров, заказываемых онлайн; материальных носителей информации или цифровых товаров на материальных носителях). Кроме того, из числа электронных услуг в ЕС исключены телекоммуникационные и широковещательные услуги, онлайн-бронирование билетов на культурные, спортивные, научные и тому подобные меро-

18 Value-Added Tax. P. 21.

19 Value-Added Tax. P. 8, 11.

приятия, проводимые офлайн, а также онлайн-бронирование жилья, автомобилей и ряд других услуг. В ЮАР из числа электронных исключаются отдельные финансовые услуги, телекоммуникационные услуги, онлайн-реализация материальных товаров, неавтоматизированные услуги поддержки по телефону, те же юридические консультации или подготовка архитектурных чертежей, которые направляются заказчику по электронной почте. Отдельно нужно отметить, что по внутри-групповым услугам предоставляется освобождение от НДС, если локальная компания — покупатель услуг является их потребителем19.

Таким образом, можно констатировать значительное разнообразие конкретных видов электронных услуг в мире и, пожалуй, невозможность формирования их единого исчерпывающего перечня. Точно так же можно найти бесчисленное количество примеров услуг, исключаемых из числа электронных. Кроме того, технологии в области электронной торговли стремительно развиваются, а значит, единожды определенный перечень услуг, признаваемых электронными, будет требовать постоянного пересмотра. Необходимо отметить, что в случае закрепления в законодательстве конкретного перечня электронных услуг налогоплательщики и налоговые органы будут вынуждены проводить детальный технический анализ каждой оказываемой электронной услуги, что очевидно может привести к увеличению числа споров между ними (особенно если локальное законодательство интерпретируется иностранными лицами). Наконец, нужно учитывать и неизбежную несопоставимость перечней электронных услуг в разных странах, что может повлечь их двойное обложение либо, напротив, необложение НДС.

Исходя из изложенного, с целью совершенствования порядка определения подлежащих обложению НДС электронных услуг целесообразно отойти в НК РФ от ограничения их общей дефиниции какими-либо конкретными видами услуг и относить к цифровым любые услуги, соответствующие общему определению. При этом также логично наряду с общей дефиницией услуг в электронной форме сохранить индикативные позитивный и негативный перечни.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Лютова О. И. «Налог на Google»: актуальные результаты и перспективы // Налоги. — 2022. — № 5. — С. 36-40.

2. Митин Д. А. Развитие налогового администрирования электронной коммерции в Российской Федерации : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10. — М., 2021. — 220 с.

3. Налог на добавленную стоимость в секторе электронной коммерции : монография / М. Р. Пинская, Н. С. Милоголов, А. В. Тихонова, Д. А. Митин ; под ред. М. Р. Пинской. — М. : Прометей, 2019. — 280 с.

4. Annacondia F., Alarcon L. VAT on Digital Services and B2C Transactions: Experiences in the Latin American and Caribbean Region // International VAT Monitor. — July/August, 2021. — URL: https://www.ibfd.org/ sites/default/files/2022-01/Latin%20America_Caribbean%20-%20VAT%20on%20Digital%20Services%20 and%20B2C%20Transactions%20Experiences%20in%20the%20Latin%20American%20and%20Caribbean%20 Region%20-%20IBFD.pdf (дата обращения: 28.01.2024).

5. Brondolo J., Konza M. Administering the Value-Added Tax on Imported Digital Services and Low-Value Imported Goods // International Monetary Fund : an official website. — May 21, 2021. — URL: https://www. imf.org/en/Publications/TNM/Issues/2021/05/21/Administering-the-Value-Added-Tax-on-Imported-Digital-Services-and-Low-Value-Imported-Goods-50332 (дата обращения: 21.01.2024).

6. Kabwe R., ZylS.P. van. Value-added tax in the digital economy: a fresh look at the South African dispensation // Obiter. — 2021. — Vol. 42. — No. 3. — P. 499-528. — URL: https://obiter.mandela.ac.za/article/view/12899 (дата обращения: 31.03.2024).

7. Mancinelli A. N. Argentina introduces VAT on digital services // DLA Piper : a website. — September 24, 2018. — URL: https://www.latamlawblog.com/2018/09/argentina-introduces-vat-on-digital-services/ #more-4506 (дата обращения: 21.01.2024).

Материал поступил в редакцию 3 мая 2024 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Lyutova O. I. «Nalog na Google»: aktualnye rezultaty i perspektivy // Nalogi. — 2022. — № 5. — S. 36-40.

2. Mitin D. A. Razvitie nalogovogo administrirovaniya elektronnoy kommertsii v Rossiyskoy Federatsii: dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.10. — M., 2021. — 220 s.

3. Nalog na dobavlennuyu stoimost v sektore elektronnoy kommertsii: monografiya / M. R. Pinskaya, N. S. Milogolov, A. V. Tikhonova, D. A. Mitin; pod red. M. R. Pinskoy. — M.: Prometey, 2019. — 280 s.

4. Annacondia F., Alarcon L. VAT on Digital Services and B2C Transactions: Experiences in the Latin American and Caribbean Region // International VAT Monitor. — July/August, 2021. — URL: https://www.ibfd.org/ sites/default/files/2022-01/Latin%20America_Caribbean%20-%20VAT%20on%20Digital%20Services%20 and%20B2C%20Transactions%20Experiences%20in%20the%20Latin%20American%20and%20Caribbean%20 Region%20-%20IBFD.pdf (data obrashcheniya: 28.01.2024).

5. Brondolo J., Konza M. Administering the Value-Added Tax on Imported Digital Services and Low-Value Imported Goods // International Monetary Fund: an official website. — May 21, 2021. — URL: https://www. imf.org/en/Publications/TNM/Issues/2021/05/21/Administering-the-Value-Added-Tax-on-Imported-Digital-Services-and-Low-Value-Imported-Goods-50332 (data obrashcheniya: 21.01.2024).

6. Kabwe R., Zyl S.P. van. Value-added tax in the digital economy: a fresh look at the South African dispensation // Obiter. — 2021. — Vol. 42. — No. 3. — P. 499-528. — URL: https://obiter.mandela.ac.za/article/view/12899 (data obrashcheniya: 31.03.2024).

7. Mancinelli A. N. Argentina introduces VAT on digital services // DLA Piper: a website. — September 24, 2018. — URL: https://www.latamlawblog.com/2018/09/argentina-introduces-vat-on-digital-services/ #more-4506 (data obrashcheniya: 21.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.