Научная статья на тему 'Об определении комплексного показателя экологичности эксплуатации воздушного судна'

Об определении комплексного показателя экологичности эксплуатации воздушного судна Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
89
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ЭКОЛОГИЯ / ВОЗДУШНЫЕ СУДА / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ / ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ / ШУМ И ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ / ВЕСОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Скрипниченко Станислав Юрьевич, Плешаков Анатолий Иванович

Рассматривается вопрос определения комплексного показателя экологичности воздушного судна в эксплуатации, учитывающего выбросы парниковых газов, загрязнений, шумовых и электромагнитных воздействий на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Скрипниченко Станислав Юрьевич, Плешаков Анатолий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE DEFINITION OF AIRCRAFT ENVIRONMENTAL FRIENDLINESS OPERATION COMPLEX INDEX

The article is describes the aircraft operation complexity ecological index.

Текст научной работы на тему «Об определении комплексного показателя экологичности эксплуатации воздушного судна»

2013

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 197

УДК 504.3.064:656.7

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЭКОЛОГИЧНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА

С.Ю. СКРИПНИЧЕНКО, А.И. ПЛЕШАКОВ

Рассматривается вопрос определения комплексного показателя экологичности воздушного судна в эксплуатации, учитывающего выбросы парниковых газов, загрязнений, шумовых и электромагнитных воздействий на окружающую среду.

Ключевые слова: комплексный показатель, экология, воздушные суда, эксплуатация, парниковые газы, загрязнения атмосферы, шум и электромагнитное воздействие, экспертные оценки, весовые коэффициенты.

При эксплуатации воздушное судно оказывает воздействие на окружающую среду - акустическое, эмиссионное и электромагнитное.

Степень этого воздействия определяет экологичность воздушного судна.

При сравнении типов воздушных судов может быть применен комплексный относительный показатель экологичности эксплуатации, учитывающий влияние нижеследующих факторов (рис. 1).

Рис. 1. Факторы, определяющие экологичность ВС в эксплуатации

Комплексный показатель экологичности эксплуатации е, предназначенный для относительного сопоставления рассматриваемых типов воздушных судов и предложенный в [1], состоит из пяти составляющих:

е = Уп + У3 + г}ш+т]ам + г]эм-В С1)

где Уп, Ц, Т}ш, Цсм, Т}эм - отношение показателей выбросов парниковых газов, загрязняющих веществ, шумового воздействия на взлете и посадке, акустического воздействия при полете по маршруту, электромагнитного воздействия, соответственно, 1-го воздушного судна и их минимальному значению из рассматриваемой группы (аналитические значения каждого из этих параметров приведены в [1]).

Об определении комплексного показателя экологичности

149

Выражение комплексного показателя экологичности (1) соответствует случаю, когда весовые коэффициенты влияния каждого из рассматриваемых факторов равны друг другу и соответствуют.

Безусловно, в большинстве практических случаев эти коэффициенты могут отличаться друг от друга. Для этих случаев выравнивания для комплексного показателя экологичности эксплуатации может быть следующее:

^ ^>пУп "I" "I" "I" ^шмЛшм "I" ^»амПам ^эмЛэм •••, (2)

где - весовые коэффициенты для каждого из рассматриваемых факторов.

Каждый из этих коэффициентов определяется как величина средневзвешенных экспертных оценок, назначаемых экспертами в диапазоне от 0 до 1.

Ниже в табл. 1 приводятся значения весовых коэффициентов, полученных для группы из пяти экспертов.

Таблица 1

Вариант определения весовых коэффициентов

Весовой коэффициент Кп Кш

0,56 0,81 0,93 0,1 0,05

Таблица 2

Сравнение комплексных параметров экологичности е четырех типов магистральных самолетов с учетом весовых коэффициентов

№ п/п Параметр Тип самолета

№1 №2 №3 №4

1 Уп 1,00 1,15 1,22 1,17

2 у3 1,05 1,00 1,12 1,07

3 V ш 1,10 1,06 1,00 1,09

4 Лам 1,11 1,05 1,07 1,00

5 Лэм 1,09 1,18 1,21 1,00

6 Е V 0,560 0,644 0,683 0,655

7 № 0,850 0,810 0,931 0,866

8 ^гиЛги 1,023 0,986 0,930 1,013

9 %амЛам 0,111 0,101 0,101 0,107

10 $эмЛэм 0,055 0,059 0,060 0,050

е 2,599 2,60 2,705 2,584

Наименьшее значение 6?х соответствует четвертому типу воздушного судна. Использование комплексного критерия экологичности эксплуатации с учетом весовых коэффициентов позволяет более объективно проводить сравнение типов воздушных судов по комплексному воздействию на окружающую среду.

150

С.Ю. Скрипниченко, А.И. Плешаков

ЛИТЕРАТУРА

1. Скрипниченко С.Ю., Масленникова Г.Е., Плешаков А.И. О комплексном показателе экологичности эксплуатации воздушного судна // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2012. - № 179. - С. 100-103.

2. Скрипниченко С.Ю., Плешаков А.И., Скрипниченко Ю.С. К созданию системы квотирования выбросов парниковых газов на воздушном транспорте // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2012. - № 172. - С. 54-58.

3. Скрипниченко С.Ю. О создании системы повышения уровня экологичности эксплуатации по выбросам парниковых газов на воздушном транспорте // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2012. - № 177. - С. 55-58.

ABOUT THE DEFINITION OF AIRCRAFT ENVIRONMENTAL FRIENDLINESS OPERATION COMPLEX INDEX

Skripnichenko S.Yu., Pleshakov A.I.

The article is describes the aircraft operation complexity ecological index. Key words: complex ecology index, aircraft, operation, emission.

Сведения об авторах

Скрипниченко Станислав Юрьевич, 1935 г.р., окончил МАИ (1959), доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник ГосНИИ ГА, автор более 180 научных работ, область научных интересов - эксплуатация и проектирование воздушных судов, экономика и экология воздушного транспорта.

Плешаков Анатолий Иванович, 1950 г.р., окончил КИИГА (1973), кандидат технических наук, ученый секретарь ГосНИИ ГА, автор более 50 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта, экономика и экология гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.