УДК 519.83
Е.В. Понькина, А.С. Маничева Об одной модели рынка зерна
Современная модель зернового рынка представляет собой сложную систему взаимосвязей между производителями и потребителями продовольственной продукции. Формы взаимоотношений участников зернового рынка (производителей, переработчиков и посредников) существенно определяют эффективность их функционирования в рыночных условиях. Специфичность рынка зерна заключается в ограниченности предложения, его пространственной распределенности, т.е. существенной с точки зрения экономической эффективности удаленности производителей относительно рынков сбыта, многообразии рынков сбыта и форм взаимодействия участников зернового рынка, значительном влиянии климатических факторов на объем предложения сельхозпродукции, конъюнктуры национального и мирового рынков зерна и материально-технических ресурсов. Рыночные взаимоотношения, как правило, формируются в условиях неопределенности и риска. В связи с этим модель рынка зерна может быть описана теоретико-игровой моделью, характерными свойствами которой выступают пространственная распределенность предложения и спроса; наличие цепочки производство-переработка (первичная и вторичная переработка); сезонность производства сельскохозяйственной продукции и, соответственно, предложения и спроса.
Характеристиками любого рынка является спрос и предложение продукции, а также инфраструктура и особенности функционирования его основных участников. Всех участников зернового рынка условно можно разделить на три группы: 1) участники, влияющие на предложение зерна (производители сельхозпродукции); 2) участники, влияющие на спрос (мукомольные, комбикормовые, спиртовые, пивоваренные и крупозаводы, хлебопекарные предприятия, макаронные и кондитерские фабрики, животноводческие фермы, птицефабрики, рыбные хозяйства); 3) участники, влияющие и на предложение, и на спрос (заготовительные элеваторы, участники бартерных сделок) (рис. 1).
Рассмотрим теоретико-игровую статичную, стационарную модель зернового рынка. Обозначим через , индекс производителя сельскохозяйственной продукции (г = 1, ..., I); у - индекс переработчика, выступающего в качестве основного потребителя на зерновом рынке (у = 1, ., I).
Эффективность функционирования производителя , зависит от следующих факторов [1, с. 104]:
1) р, - затраты на производство единицы сельскохозяйственной продукции, соответственно затраты на производство продукции в объеме V, составят р, V,;
Рис. 1. Схема функционирования зернового рынка
2) ¿у - затраты производителя , на реализацию единицы продукции переработчику у в объеме Ху;
I
совокупные затраты: = 2 ¿уХу .
У=1
Прибыль производителя г от производства и реализации продукции (Ыг) составляет:
I
(х) = 2 (Су - Рг - ¿у) ху ^ т ах _ ,
у=1 Х,^2 ху < X,
у=1
У1 = 1,...,I. (1)
В соответствии с естественными принципами сельскохозяйственного производства объем реали-
I
зации и производства продукции V, (V, = 2 х,у ) не
У-1
превышает X, - производственного потенциала, зависящего от климатических и почвенных условий, используемых агротехнологий и прочих факторов, и превосходит X, - минимально необходимого объема производства продукции, обеспечивающее-го нормальное функционирование предприятия. С учетом данного факта введем условие:
X < V,. = Z Xj ^ X,, V,= 1,...,I. 1=1
(2)
Прибыль переработчика j формируется в результате производства и реализации готовой продукции, при этом вектор Xj = (x1j, x2j-,..., Xj,) выступает в качестве сырьевых ресурсов для производства. Таким образом, прибыль переработчика выражается как:
Lj(Cj) = (dj -Cj)І Xj ^ max , Vj = 1,..., J , (3)
2=1 CjG[Cj ,Cj ]
где dj - доход, получаемый от производства и реализации единицы переработанного сельскохозяйст-
УПРАВЛЕНИЕ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ИНФОРМАТИКА
венного сырья; Су - цена приобретения единицы
I
сельскохозяйственного сырья; у у = 2 xij - объем
,=1
приобретаемого сырья.
Переработчик путем согласования цен (рыночного торга) обеспечивает удовлетворение потребностей производства в сырье (спрос) в объеме не менее Yj (те. при этой величине поддерживается непрерывное функционирование предприятия) и не более У у - величины мощности производства:
¥} < уу < У у, Уу = 1,..., I. (4)
Исходя из основных экономических принципов принятия решений цена закупки сырья Су формируется в рамках некоторого ценового интервала
[Су,Су ].
Структурная схема взаимодействия участников ЗР приведена на рисунке 2.
Рис. 2. Схема взаимодействия участников рынка
Средняя рыночная цена реализации сельскохозяйственной продукции формируется в результате соотношения распределения предложения Vу по рынкам сбыта и локальных равновесных цен су:
с =
2\ сх }=\
1
2 V,.
i=\
Принимая во внимание структуру зернового рынка и условия конкуренции, учтем, что
і 2
Xij ~ Yj 2
k=\, кФІ
Vi = \,...,І, V/ = \,..., J . (5)
Равновесие по Вальрасу [2, с. 54] на рынке сельскохозяйственной продукции для набора цен (с1 ,..., с1) записывается в виде равенства спроса совокупному
I II
предложению: 2 у у (Су) = 2 2 Ху (Су) с учетом вы-
У=1 у=1 г=1
полнения условий (2), (4), (5).
Запишем рассмотренную ситуацию на рынке сельскохозяйственной продукции в виде бескоалиционной игры с постоянной суммой.
Каждый участник рынка заинтересован в максимизации своего дохода, поэтому функциями выигрыша игроков выступают прибыли N и Ьу. Стратегии игроков:
1) стратегия переработчика с/. Су е [Су, Су ] и
Уу (Су) 6 [У у, У у ], у = 1, ..., I;
2) стратегия производителя Ху = (ху1 ,..., ху1):
V (Ху ) 6 X, ~Хг ], у = 1, ..., I.
Игра, при участии I производителей и I переработчиков, описывается агрегатом:
Г = ^+1, х1,...,Ху, с1,...,с: , N, Ь, У = 17, у = ] . (6)
Доминирующей стратегией для производителя у, У = 1, ..., I, в игре (6) является выбор такого рынка
сбыта у*, на котором величина прибыли на единицу продукции принимает наибольшее значение:
у* = ш^т_ах { Су - Ру - г уу : Су - гуу > С я - ^, я = 1,1, я * У’} .
] =1,1
Распределение продукции по рынкам сбыта происходит с учетом их приоритетности для производителей. При использовании упорядочивания рынков сбыта по степени приоритетности (т = 1, I)
доминирующей стратегией производителя является:
Учитывая влияние рыночной цены Су на объем предложения Ху, матрица распределения предложения продукции по рынкам сбыта у = 1, ..., I имеет следующий вид:
X = {Ху (с у)] _ _.
I У4 У'Ц =1, I; У=1,1
Строка Ху = (Ху1, Ху2 ,., Ху]) - распределение предложения г-го производителя по рынкам сбыта
I
( 2 Хуу = vi ), а столбец Ху = (Ху Х2у ,., Ху) - удовле-
У =1
творение спроса на рынке у. Предложение на рынке
I
у составит у у = 2 Ху . Совокупное предложение
у=1
I
оценивается как V = 2 V, , а совокупный удовле-
творенный спрос - У = 2 у у . Общая емкость внут-
У=1
реннего рынка сырья оценивается как У = 2 У у .
У=1
min{Ут -
і
2 : к=\, к ФІ
т = 1,
і
2
хкт’ vi
V, - 2
Xi т ^ m >\.
к=\, кФІ s=\, sФт
Доминирующей стратегией для производителя j, j = \ ..., J, в игре (6) является выбор такой цены
с1, при которой величина прибыли, получаемой от
производства и реализации единицы переработанного сырья, принимает наибольшее значение:
с* = arg max j dj - сj j . Это происходит при с* = с}-.
CjG[Cj ;сі ]
В соответствии с определением [3, с. 66; 4, с. Ы], гарантированные результаты переработчиков и производителей оцениваются в зависимости от соотношения спроса и предложения следующим образом: гарантированный результат переработчика j оценивается как:
Х,т =
Gj = max
mm
c,e[c, ,C} ] X, -v, ,,=1,1
(d, - cj) Z x,j ] = (dt- - Cj) Yj , (7) i=l J
где
V - Z Y s
s=1, s Ф j
Y,
если V < Y, Y, > V - Z Ys
s=1, s * j
], иначе.
Из (7) видно, что следование стратегии гарантированного результата приведет к положительному экономическому эффекту при выполнении условий
V - 2 Ys > Y ]. В противном случае
«=1,«* ]
dj - Cj > О
Q, = max _ mn_ і Z (c, - p, - ^ ) Zj j =
х,, : Xj ^X, Xkj: Xk -vt "^Xk ,k& [j=1 J
Cj^[c7j,c, ] , (8)
J *
= Z (C, - Рг - Zj ) Xy
j=1 где
может сложиться критическая ситуация, когда степень удовлетворения спроса переработчика менее минимального уровня (Y]), необходимого для непрерывного, устойчивого функционирования предприятия. Это возможно при существенном дефиците предложения продукции, а также в случае, если предприятие занимает незначительную долю рынка сырья ввиду малых производственных мощностей. Повышение эффективности функционирования таких переработчиков возможно за счет диверсификации производственного процесса путем включения в свою деятельность производства первичной продукции (сырья), интеграции с другими переработчиками или производителями сельскохозяйственной продукции, расширения сырьевых рынков.
Гарантированный результат производителя / оценивается как:
х, = min iv, - Z xa, Y, - Z xkj
1 /=1, l Ф j k=1, кФі
а 2 X и 2 х1- - объемы уже распределен-
I =1, 1ф ] к=1, кф1
ной сельскохозяйственной продукции.
Из (8) следует, что в случае V < Y использо-
вание стратегии гарантирующего результата приведет к обеспечению производителем нормы прибыли и его эффективному функционированию, за счет усиления конкуренции между переработчиками сельхозпродукции.
В условиях конкуренции и превышения совокупного предложения над спросом (V > ^ производителю для усиления устойчивости функционирования необходимо находить новые рынки сбыта, оптимизировать структуру производства. В данном случае следование стратегии гарантированного результата не приведет к положительному экономическому эффекту, так как остаток неудовлетворенного
спроса на рынке j (Y, - Z x'k,) может оказаться
k=1, кФ,
меньше X,.
Библиографический список
1. Боговиз, А.В. Системный анализ проблем повышения рентабельности производства зерна в Алтайском крае / А.В. Боговиз, Е.В. Понькина. - Барнаул, 2006.
2. Вальрас, Л. Элементы чистой политической экономии / Л. Вальрас. - М., 2000.
3. Гермейер, Ю.Б. Игры с непротивоположными интересами / Ю.Б. Гермейер. - М., 1976.
4. Петросян, Л.А. Теория игр / Л.А. Петросян, Н.А. Зенкевич, Е.А. Семина. - М., 1998.