3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. -М.: Логос, 2012. - 336 с.
4. Шадриков В.Д. Ментальной развитие человека. -М. : Аспект Пресс, 2007
5. Очиров М.Н. Компетентностный подход: сравнительный анализ, реализация, перспекривы // Компетентностный подход в образовании: концепции и реализация: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Улан-Удэ, 2013.
Шагжиева Галина Валерьевна, аспирант кафедры математического анализа и Методики преподавания математики, тел. 89516239921, e-mail: [email protected]
Shagzhieva Galina Valerevna, postgraduate student, department of mathematical analysis and methods of teaching mathematics. Tel.: 89516239921, e-mail: [email protected]
УДК 002:372.8
© К.Л. Юмова
Об одном подходе к преподаванию дисциплины «Информатика» при переходе на свободное программное обеспечение
В статье рассматривается один подход к преподаванию дисциплины «Информатика», в основе которого лежит изучение двух операционных систем ШіМо%^ и Ьіпих в педагогическом вузе. Приводится содержание дисциплины.
Ключевые слова: обучение информатике, операционная система, свободное программное обеспечение, программное обеспечение.
КЬ.Уитоуа
On one of approaches to teaching discipline «Computer Science» while transition to free software
The article describes one approach to teaching the discipline “Computer science”, which is based on the study of two operating systems Windows and Linux at the Pedagogical University. The discipline’s content is submitted.
Keywords: teaching computer science, operating system, free software, software.
Современный уровень развития общества, науки и производства предъявляет все более высокие требования к уровню квалификации и профессионализма будущих специалистов. В полной мере это относится и к будущим работникам образовательной сферы и в первую очередь специалистам в области информатики. Очевидно, что это требует пересмотра и поиска новых путей и средств профессиональной подготовки будущих учителей информатики.
В настоящее время многие фирмы, организации и компании осуществляют переход с некоторых проприетарных программ на свободные программные продукты. Правительство Российской Федерации распоряжением от 17 декабря 2010 года №2299-р утвердило план перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (СПО) на 2011-2015 годы [1].
Свободное программное обеспечение - это программное обеспечение, распространяемое на условиях так называемых, открытых или свободных лицензий, например, лицензии GNU General Public License (GNU GPL) [2]. На основании свободных лицензий пользователь получает право использовать программу в любых, не запрещенных законом целях; получать доступ к
исходным кодам программы, распространять программу (бесплатно или за плату), вносить изменения в программу и распространять экземпляры измененной программы.
Сегодняшние первокурсники завершат обучение через 4-5 лет, поэтому для подготовки качественного специалиста надо четко определить компетенции, знания, умения, навыки, которые будут необходимы через 5 лет. Выпускникам придется использовать и внедрять свободное программное обеспечение, рекомендованное образовательным учреждениям для реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020)» и Распоряжения Правительства РФ №1447-р от 18 октября 2007 г. «Внедрение свободного программного обеспечения (СПО) в образовательных учреждениях (ОУ) РФ» [3].
На данный момент все образовательные учреждения РФ обеспечены пакетом свободного программного обеспечения.
Наиболее известными операционными системами (ОС) для персональных компьютеров являются семейства ОС Microsoft Windows и Unix. ПК-версией операционной системы Unix является ОС Linux на базе одноименного ядра Linux. ОС Linux и большинство ее пользовательских приложений относятся к свободному
7Q
Юмова К. Л. Об одном подходе к преподаванию дисциплины «Информатика» при переходе на свободное программное обеспечение
программному обеспечению, которое распространяется по генеральной лицензии GNU в рамках Фонда бесплатного программного обеспечения, которая обеспечивает ее бесплатность.
На протяжении последних лет кафедрой информатики и методики обучения информатике Восточно-Сибирской государственной академии образования проводится обучение студентов первого курса профиля информатика и вычислительная техника направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (ПО) факультета математики, физики, информатики (МФИ) по дисциплине «Информатика». Необходимым условием формирования компетенций обучаемых является преемственность содержания школьного и вузовского курсов информатики, так как по этому предмету имеется определенный разрыв в знаниях и умениях выпускников школ и студентов. Современные условия организации обучения требуют необходимость пересмотра наполнения курса «Информатика» для этого профиля.
Будущие учителя информатики должны иметь навыки работы с разными ОС и их приложениями, поэтому, на наш взгляд, их необходимо научить основам работы как в среде ОС Windows, так и в среде ОС Linux, относящейся к свободному программному обеспечению.
Традиционно выпускники школ владеют основными навыками работы в среде ОС Windows, т. к. в большинстве школ до сих пор используются операционные системы семейства Windows производства компании Microsoft. Поэтому в курсе «Информатика» для указанного направления подготовки, не отказываясь от уг-
лубленного изучения ОС Windows и ее приложений, следует обучать студентов и в среде операционных систем семейства Ьтих. Таким образом, по мнению автора, в силу реалий сегодняшнего дня в курсе «Информатика» для направления Профессиональное обучение (Информатика и вычислительная техника) необходимо изучать две операционные системы Windows и ОС Ьтих с переходом в перспективе на ОС Ьтих.
Дисциплина реализует основную компетенцию - способность самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки). Разработанный курс призван сформировать прочные навыки работы с современным программным обеспечением и обеспечивает следующие задачи:
• уверенную работу в качестве пользователя персонального компьютера;
• знание основ современных информационных технологий переработки информации, необходимых в профессиональной деятельности;
• умение работать с программными средствами (ПС) общего назначения, соответствующими современным требованиям;
• навыки работы в локальных и глобальных компьютерных сетях, использование сетевых средств поиска и обмена информацией;
• владение приемами антивирусной защиты.
Для ведения дисциплины нами разработан
учебно-методический комплекс, соответствующий требованиям ФГОС ВПО и действующему учебному плану образовательной программы.
Содержание дисциплины представлено в таблице ниже.
Таблица
Темы лекций Лабораторно-практические работы
Раздел 1. Информация
Тема 1. Понятие информации. Информационные процессы. Семинар «Информация. Информационные процессы».
Тема 2. Информационные технологии. Семинар «Информационные технологии».
Раздел 2. Технические средства реализации информационных процессов
Тема 1. Вычислительная техника, персональный компьютер.
Раздел 3. Программное обеспечение ЭВМ
Тема 1. Программное обеспечение (ПО) ЭВМ
Тема 2. Системное программное обеспечение. Служебное программное обеспечение. Лабораторная работа «Операционная система Шіпііо'м^». Лабораторная работа «Операционная система Ьіпих».
Тема 3. Прикладное ПО.
Раздел 4. Компьютерные сети
Тема 1. Компьютерные сети. Социальные сервисы. Лабораторная работа «Компьютерные сети. Социальные сервисы».
Раздел З. Основы защиты информации
Тема 1. Основы защиты информации. Лабораторная работа «Основы защиты информации. Компьютерные вирусы».
Раздел б. Модели решения функциональных и вычислительных задач
Тема 1. Системы обработки текстов. Лабораторная работа «Обработка текстовой информации в ТП Word». Лабораторная работа «Обработка текстовой информации в ТП Writer».
Тема 2. Табличные вычисления. Лабораторная работа «Основные возможности табличных процессоров. Табличный процессор MS Excel». Лабораторная работа «Использование ТП MS Excel для решения задач из курсов физики и математики». Лабораторная работа «Моделирование процессов и явлений средствами ТП MS Excel». Лабораторная работа «Анализ данных средствами ТП MS Excel». Лабораторная работа «Сводные таблицы, консолидация данных в ТП MS Excel». Лабораторная работа «Табличный процессор Calc, основные возможности». Лабораторная работа «Математика в табличном процессоре Calc».
Тема 3. Создание интерактивных презентаций. Лабораторная работа «Технология создания интерактивных презентаций в СПП Power Point». Лабораторная работа «Технология создания интерактивных презентаций в СПП Impress».
Тема 4. Технология создания и работы с базами данных. Лабораторная работа «Технология создания и работы с базами данных в СУБД Access». Лабораторная работа «Технология создания и работы с базами данных в СУБД Base».
Разработанный нами комплекс лабораторных работ включает задания, охватывающие полный цикл работы с прикладными программами общего назначения под ОС Windows и Linux. Первый этап обучения ориентирован на актуализацию и углубление имеющихся знаний ОС Windows и ее приложений. Второй этап ориентирован на получение новых знаний в среде ОС Ьтих, соотнесение новой информации с уже известной и систематизацию новой информации.
В каждой лабораторной работе изучение практических возможностей работы с приложениями мы предлагаем построить в два этапа:
1) работа с общим содержанием лабораторной работы, при этом студенты могут использовать пошаговые инструкции, готовые заготовки, предлагаемые преподавателем. Выполнение заданий обсуждается как с преподавателем, так и студентами между собой;
2) выполнение каждым студентом индивидуальных заданий своего варианта из сборника заданий к курсу. Требования к выполнению заданий формулируются преподавателем по рейтинговой системе.
Успешная реализация задач курса информатики предполагает учет степени готовности студентов к восприятию материала. В лабораторных работах предложены разноуровневые задания, причем студент имеет право выбирать уровень выполнения заданий на оценки «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». При выполнении заданий на «удовлетворительно» сту-
дент использует пошаговые инструкции, готовые заготовки, предлагаемые преподавателем. К заданиям на «хорошо» имеется консультативный материал, а задания на «отлично» студент должен выполнить самостоятельно. К каждой лабораторной работе предлагаются проверочные вопросы по теории, позволяющие выяснить уровень усвоения теоретического материала по теме.
Для эффективного изучения дисциплины в целях исключения рутинной работы студентам предоставляются теоретические материалы. Весь необходимый материал для выполнения практической работы студентов нами выложен на информационный портал академии.
В Восточно-Сибирской государственной академии образования в кабинетах вычислительной техники на компьютеры установлены ОС Windows и несколько версий ОС Ьтих с необходимыми прикладными программами (офисными, графическими, математическими пакетами, средами программирования и т. п.), что позволяет реализовать выполнение практических работ курса.
Предложенная методика позволяет повторить и углубить имеющиеся знания ОС Windows и ее приложений, помогает преодолеть психологический барьер при переходе на свободное программное обеспечение и облегчить получение новых знаний в среде ОС Ьтих.
В поддержку предложенного подхода отметим также тот факт, что большая часть заданий контрольно-измерительных материалов, вклю-
Янтранова С. С. Развитие познавательной самостоятельности студентов естественно-научного направления в процессе обучения математике__________________________________________________________________________________________________
ченных в материалы федерального тестирования, ориентирована на Windows-приложения.
По результатам работы (отчеты студентов по лабораторным работам, опросы и анкетирование студентов, контрольное тестирование групп и результаты экзаменов) нами был сделан вывод о
целесообразности предложенной методики и вывод о том, что студенты готовы к использованию СПО в дальнейшем обучении и будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ №2299-р от 17 декабря 2010 г. «О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (20112015 годы)» [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации [офиц. сайт]. - URL:
http://government.ru/gov/results/13617/ (дата обращения 5.05.2013).
2. Методические рекомендации по внедрению и использованию свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях Российской Федерации. - М: Минобрнауки России, 2010. - 656 с.
3. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020)» [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации [офиц. сайт]. - URL: http://government.ru/gov/results/12932/ (дата обращения 5.05.2013).
Юмова Катерина Лхамацыреновна, доцент кафедры информатики и методики обучения информатике ВосточноСибирской государственной академии образования, 664011, г. Иркутск. Тел. (3952)24-10-63, e-mail: [email protected]
Yumova Katerina Lkhamatsyrenovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, department of computer science and methodology of teaching computer science, East Siberian State Academy of Education.
УДК 514.7
© С С Янтранова
Развитие познавательной самостоятельности студентов естественно-научного направления
в процессе обучения математике
В данной работе рассматривается проблема развития познавательной самостоятельности студентов естественнонаучного направления в процессе обучения математике с учетом двухуровневой подготовки будущего специалиста
S.S. Yantranova
Development of cognitive self activity of students of natural science direction in the process
of teaching mathematics
The paper considers the problem of cognitive self-activity development of students of natural science direction in the process of teaching mathematics, taking into account a transition period to two-level training of future specialist.
Проведенный анализ требований, отраженных в государственных стандартах высшего профессионального образования к выпускникам естественно-научного направления, позволяет сделать вывод о том, что самостоятельность для студентов является профессионально значимым качеством личности. В условиях модернизации системы образования России в качестве главной государственной задачи профессионального образования является подготовка «квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов».
На практике продуктивного решения таких сложных задач объективно невозможно достичь без повышения качества обучения в вузе, где самостоятельная работа в процессе подготовки специалистов естественно-научного направления выступает как важный фактор саморазвития. В результате самостоятельной работы студента практически шлифуются способы активной и умственной деятельности личности, проявляется ее персональная мотивация. Формируются необходимые качества, как самостоятельность и самоконтроль в выборе траектории своего развития.
Изменения, происходящие в высшем образовании, существенно сократили часы, отводимые на аудиторные занятия, и выявили проблему фундаментализации образования.
7З