ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Шихнабиева Тамара Шихгасановна,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, доцент, shetoma@mail. ru
Брежнев Алексей Викторович,
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, доцент кафедры, кандидат технических наук, доцент, brezhnev. av@rea. ru
ОБ ОДНОМ ИЗ ВАРИАНТОВ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ*
Аннотация
В статье рассматриваются возможности применения автоматизированных информационно-аналитических систем для эффективного решения задач в сфере образования. Ключевые слова:
управление образованием; автоматизация процессов; информационно-аналитические системы; Business Intelligence; качество управления.
Для эффективного стратегического управления организацией в сфере образования необходимо решить ряд проблем, обусловленных внутренними и внешними факторами.
Одним из вариантов решения данных проблем является использование интегрированных автоматизированных информационно-аналитических систем управления, построенных на технологиях, входящих в систему Business Intelligence - систему бизнес-интеллекта [13].
Впервые термин Business Intelligence (BI) предложил американский ученый, специалист в области информатики Ханс Петер Лун (1896-1964). В 1958 г. он опубликовал в IBM System Journal статью «A Business Intelligence System», в которой он представил бизнес как набор различных видов деятельности в науке, технологиях, коммерции, индустрии и даже в законодательной сфере, а обеспечивающие его системы - системами, поддерживающими разумную деятельность (intelligence system). К появлению BI-систем его подтолкнуло глубинное понимание сути информационных процессов и информации ее в различных видах человеческой деятельности, а не только в бизнесе в том смысле, который вкладывают в слово business в настоящее время [13; 12].
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Интеллектуализация информационных систем и технологических процессов в сфере образования»
В таблице 1 приведены основные этапы развития BI-систем и их функциональные возможности.
_Таблица 1
Поколения BI-систем Основные функциональные возможности
I • Построение хранилищ данных • OLAP (online analytical processing, интерактивная аналитическая обработка) • Data Mining (добыча данных, интеллектуальный анализ данных, глубинный анализ данных) • Средства формирования отчетов • Интеграция с корпоративной информационной системой
II • Наличие портала • Приборная доска • Многослойность данных • Наличие механизма построения правил с целью определения целей и пороговых значений (ограничений) для различных показателей и определителей • Кастомизация и персонализация приборной доски • Доступ через мобильные приложения • Многопользовательский режим для работы с данными
Комплексные отраслевые решения информационно-аналитических систем (ИАС) в сфере образования направлены на систематизацию разрозненных данных учреждений образования, анализ успеваемости в разрезе различных аналитик, план-факт анализ по проведению занятий, а также на глубокий анализ статистических данных [2; 7; 8].
Задачи в сфере образования, решаемые с использованием информационно-аналитических систем, имеют ряд особенностей. К ним относятся:
• большой объем неструктурированной информации;
• необходимость наличия централизованного хранилища данных;
• необходимость наличия аналитических инструментальных средств визуализации для более эффективного анализа статистических данных;
• необходимость выработки системы учета и анализа знаний студентов с использованием средств автоматизации для повышения эффективности работы преподавателей и методистов [6-8; 10].
Информационно-аналитические системы делятся на два класса [13]:
1. Системы класса BI.
2. Системы класса Corporate Performance Management/Enterprise Performance Management/Business Performance Management (CPM/EPM/BPM)
Цели BI-систем:
• загрузка данных из источников;
• обработка информации в режиме реального времени;
• поддержка принятия управленческих решений;
• наличие «приборной доски»;
• поддержка ключевых показателей эффективности;
• формирование отчетности;
• анализ данных.
К задачам, для решения которых необходимо внедрение информационно-аналитических систем (включая системы поддержки принятия решений) в сфере образования, относятся:
• повышение оптимизации управления отраслью за счет автоматизации процессов стратегического, тактического, оперативного управления сферой образования на региональном и федеральном уровнях;
• проведение мониторинга зарубежных образовательных программ и сравнение их с отечественными, поддержка баланса между уже сложившейся национальной школой и новыми образовательными технологиями [4];
• поддержка при формировании и прогнозировании социальной потребности в образовании с учетом потребностей бизнеса, науки и т.д.;
• поддержка при формировании государственного заказа на образование с учетом ограничений по ресурсам;
• помощь в формировании показателей качества образования с учетом потребности;
• автоматизация процессов бюджетирования, финансового планирования и прогнозирования в сфере образования;
• повышение контроля качества образования;
• повышение качества оценки результатов и поддержки принятия решений по корректировке заданных показателей качества образования.
Для решения управленческих задач автоматизации зачастую строятся интегрированные автоматизированные информационные системы управления с использованием методов стратегического управления. Такие системы базируются на системах класса CPM/BPM/EPM [12], использующих, например, концепцию системы сбалансированных показателей. Также для эффективного и комплексного решения управленческих задач используются ситуационные центры, которые представляют собой совокупность программно-технических средств, научно-математических методов и инженерных решений для автоматизации процессов отображения, моделирования, анализа ситуаций и управления [12].
Кроме решения управленческих задач, существует необходимость решения и других задач, причем желательно решать все имеющиеся задачи образовательного процесса комплексно. Для комплексного решения всех задач крайне остро встает необходимость в централизованном хранении данных и в работе с ними. В качестве решения появились OLAP-системы, а также средства построения запросов, формирования отчетности и построения панелей индикаторов. Эти системы и системы, объединенные вместе для комплексного решения многих задач, которые связаны друг с другом, и называют системами бизнес-интеллекта (Business Intelligence, BI) [13].
На рисунке 1 приведен пример информационно-аналитической системы в структуре ситуационного центра.
Рис.1. Пример ИАС в структуре ситуационного центра
Аппаратная часть СЦ может включать оборудования для отображения информации, средства аудио- и видеоконференцсвязи, компьютерные системы хранения и обработки информации, системы управления [6; 10]. Программная часть СЦ может содержать служебное программное обеспечение (ПО), ПО для обработки информации и геоинформационные системы (ГИС). Информационно-аналитическая часть СЦ может содержать системы баз данных и информационно-аналитические системы различных назначений.
Для всестороннего и оперативного анализа процессов учреждений образования компании разработчики программных продуктов предлагают различные программные и программно-аппаратные решения, обладающее гибкими возможностями настройки. Интерфейсы предлагаемых программных продуктов проработаны и интуитивно понятны пользователям.
В таблице 2 представлены основные функциональные возможности некоторых информационно-аналитических систем [9; 5].
Таблица 2
Наименование BI-платформы Производитель программного обеспечения Некоторые возможности решения
Contour BI Contour Components • OLAP; • интегрированный ГИС; • мультиплатформенность; • приложения для мобильных телефонов и планшетов.
Prognoz Platform АО «Прогноз», Компания «Форсайт» • Формирование отчетов; • аналитическая панель; • аналитические запросы; • анализ временных рядов;
Наименование BI-платформы Производитель программного обеспечения Некоторые возможности решения
• моделирование и
прогнозирование.
Deductor ООО «Аналитические • Интеграция, консолидация
технологии» данных из различных источников; • визуальная настройка извлечения, трансформации и загрузки данных в хранилище с возможностью очистки; • включенный OLAP-модуль; • возможность статистического анализа данных.
1С: Консолидация 8 1С • Бюджетирование и управленческая отчетность; • Бизнес анализ; • Автоматизация процессов стратегического управления в соответствии с концепцией Balanced Scorecard; • Автоматизация процессов центрального контроля над платежами.
Корпоративный «ИНТАЛЕВ» - Методология управления и
менеджмент международная группа механизмы моделирования
компаний, бизнес-процессов позволяют
специализирующаяся на интегрировать в единую
разработке и внедрении системы: стратегическое
современных информационных планирование и KPI, финансы, контроль продаж.
систем управления
предприятием,
повышении
эффективности ведения бизнеса.
Итак, информационно-аналитические системы являются тем классом информационных систем, позволяющим обработать, превратить данные корпоративных информационных систем и данные из внешних источников в полезную информацию и знания, которые используются в управлении и на основе которых можно принимать решения.
Однако информационно-аналитические системы непосредственно не занимаются сбором данных об исследуемых объектах. Необходимые данные можно получить в том числе с помощью геоинформационных систем. Интеграция геоинформационных и информационно-аналитических систем позволит проводить кластеризацию полученных данных по группам и выявлять тенденции их изменений с последующим оперативным получением необходимой информации для принятия решений [11].
Подобные системы направлены на систематизацию разрозненных данных учреждений образования, анализ успеваемости в разрезе различных аналитик, план-факт анализ по проведению занятий, а также глубокий анализ статистических данных с целью принятия решений на их основе, что, несомненно, способствует повышению качества управления образованием.
Литература
1. 1С: Университет ПРОФ [Электронный ресурс] // Отраслевые и специализированные решения: [сайт]. URL: http://solutions.1c.ru/catalog/edu-dep/features (дата обращения: 27.08.2017).
2. Анализ показателей в сфере образования [Электронный ресурс] // BI Expert: [сайт]. URL: http://www.biexpert.ru/ video/Analiz_pokazatelei_v_cfere_obrazovanija (дата обращения: 27.08.2017).
3. Веб-сайт «1С-Рарус» [Электронный ресурс] // Веб-сайт «1С-Рарус»: [сайт]. URL: https://rarus.ra/1c-education/#tab-solutions-Hnk (дата обращения: 27.08.2017).
4. Высшее образование и научные исследования [Электронный ресурс] // SAP: [сайт]. URL: https://www.sap.com/cis/industries/higher-education-research.html (дата обращения: 27.08.2017).
5. Инталев: Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс] // Intalev: [сайт]. URL: http://www.intalev.ru/products/km/ (дата обращения: 27.08.2017).
6. Исаев Д.В. Комплексный мониторинг развития сети федеральных университетов // Материалы конференции «Формирование сети федеральных университетов: ключевые подходы и принципы. М., 2008.
7. Исаев Д.В. Применение BI-систем для мониторинга развития сети федеральных университетов // Бизнес-информатика. 2009. №1.
8. Образование [Электронный ресурс] // BI Expert: [сайт]. URL: http://www.biexpert.ru/industry/obrazovanie (дата обращения: 27.08.2017).
9. Управление муниципальным образованием [Электронный ресурс] // Prognoz: [сайт]. URL: http://www.prognoz.ru/products/government/local/city-management (дата обращения: 27.08.2017).
10. Филиппович А.Ю. Ситуационные центры: определения, структура и классификация [Электронный ресурс] // Научно-образовательный кластер CLAIM: [сайт]. URL: http://it-claim.ru/Library/Articles/ publications_Philippovich_Andrew/sit_centres/sit_centres.htm (дата обращения: 27.08.2017).
11. Шихнабиева Т.Ш. Использование ГИС-технологий в управлении образованием // Мониторинг. Наука и технологии. 2017. №3. С. 61-64.
12. Щербаков В.В., Мерзляк А.В., Коскур-Оглы Е.О. Автоматизация бизнес-процессов в логистике: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2016.
13. Alan R. Simon. Data Warehousing and Business Intelligence for eCommerce. 2010.
14. Deductor Academic [Электронный ресурс] // Basegroup: [сайт]. URL: https://basegroup.ru/deductor/description (дата обращения: 27.08.2017).
Shixnabieva Tamara Shixgasanovna,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Chief scientific researcher, Doctor of Pedagogics, Assistant professor, [email protected]
Brezhnev Aleksej Viktorovich,
The Plekhanov Russian University of Economics,
the Associate professor of the Chair, Candidate of Technics, Assistant professor, brezhnev. [email protected]
ABOUT ONE OF VARIANTS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF MANAGEMENT OF EDUCATION
Annotation
In article the possibilities of application of the automated information-analytical systems for effective solution of tasks in the field of education are considered. Keywords:
management of education; automation of processes; information-analytical systems; Business Intelligence; quality of management.