The Newman In Foreign Policy № 47 (91), апрель -май 2019 г.
ОПЫТ ИНОСТРАННЫХ ПАРТНЕРОВ: ЭКОНОМИКА И ПРАВО
EXPERIENCE OF FOREIGN PARTNERS: ECONOMICS AND LAW
31
УДК 369.021
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Касымбаева Назгуль Байышевна, кандидат экономических наук, доцент Кыргызского Национального университета имени Жусупа Баласагына
Аннотация: В статье изложены спорные вопросы по обязательному социальному страхованию в Кыргызской Республике Ключевые слова: Социальная защита, социальное страхование, виды
государственного социального обеспечения, ставки тарифов страховых взносов, Пенсионный фонд, накопительный пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд оздоровления трудящихся.
ON COMPULSORY SOCIAL INSURANCE IN THE KYRGYZ REPUBLIC
Nazgul Kasymbaeva, Ph. D., associate Professor of the Kyrgyz National University named Zhusup Balasagyn
Abstract: The article describes the controversial issues of compulsory social insurance in the Kyrgyz Republic
Key words: Social protection, social insurance, types of state social security, rates of insurance contributions, Pension Fund, pension Fund, compulsory health insurance Fund, Fund of workers' health improvement
Необходимым элементом социально-экономической системы общества является сфера жизненно важных интересов населения -система социальной защиты, качественные и количественные характеристики которой свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государства и общества.
Социальная защита населения - это система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, а также смягчение и ликвидацию их последствий. При этом, под объектом страховой защиты -
социальным риском, - следует понимать вероятность наступления неблагоприятной жизненной ситуации, не зависящей или мало зависящей от воли и возможностей отдельных граждан и значительных групп трудящихся, т.е. обусловленной внешними причинами: риск безработицы, утраты трудоспособности из-за несчастного случая на производстве, профессиональной заболеваемости и т.д.
Сложным элементом системы социальной защиты является социальное страхование, задача которого - обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в случае реализации социального риска.
Так как виды социального риска имеют объективный, массовый и социальный характер, формы защиты от них также имеют механизмы с массово-общественными характеристиками: обязательные (по закону) для охвата всех работающих, а бремя финансовой нагрузки солидарно несут основные социальные субъекты - работодатели и работники. В этом проявляется дух коллективной ответственности за социальную защиту людей труда. Доля финансового участия социальных партнёров может быть разной, и каждая страна стремится найти оптимальные для нее пропорции финансовой ответственности, с учётом экономических, социальных условий и традиций.
В Кыргызской Республике социальное страхование финансируется из средств республиканского и местных бюджетов, из внебюджетного Социального Фонда, а также других коллективных и частных страховых фондов. Из бюджетных средств на выплату
MJ)
tk
социальных пособий направляется средств около 17,6% совокупных расходов [1, с.122], а
32
доходы Социального фонда Кыргызской Республики составляют около 9,4 % к ВВП [2].
Законом КР «О государственном социальном страховании» установлены следующие виды государственного социального обеспечения [4, ст.10]:
■ ритуальное пособие (на погребение);
■ пенсионное обеспечение;
■ компенсация затрат на обязательное медицинское страхование;
■ финансирование мероприятий по оздоровлению застрахованных лиц и членов их семей, находящихся на их иждивении.
Отсутствуют в этом списке пособия по временной нетрудоспособности, безработице, беременности и родам, которые были исключены в 2005 году1. Также отметим, что в государственном обеспечении отсутствует «оздоровление трудящихся», мнение об этом будет выражено позднее.
Выплата ритуального пособия осуществляется органами социальной защиты за счет средств государственного бюджета. Мероприятия по оздоровлению
осуществляются из средств Фонда по оздоровлению трудящихся.
Выплата пенсий и остальных пособий и компенсаций по государственному социальному страхованию осуществляется за счет средств Соцфонда КР, которые образуются за счет [4, ст.21]:
■ обязательных страховых взносов страхователей и застрахованных лиц;
■ добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан;
■ ассигнований из государственного бюджета;
■ доходов от инвестирования пенсионных активов;
■ других поступлений, не противоречащих нормативно-правовым актам.
Размеры тарифов страховых взносов устанавливаются Жогорку Кенешем КР по представлению Правительства КР. Страховые взносы в Соцфонд КР являются обязательными для всех категорий плательщиков. Начисление и удержание страховых взносов производятся у источника выплаты, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Обязанность уплаты взносов на работающих
1 в соответствии с Законами КР «О внесении изменений...» от 13.02.2005 г. № 32 и от 30.06.2005 г. № 86
граждан лежит также на работодателях. Вместе с тем неуплата предприятиями и организациями страховых взносов не лишает трудящихся права на получение материального обеспечения по государственному социальному страхованию.
Страховые взносы начисляются на:
1) Заработную плату (доход), включая вознаграждения в денежной и натуральной форме, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования;
2) Выплаты стимулирующего характера:
3) Оплату за неотработанное время (оплата отпусков и пр.);
Являясь одной из основных отраслей страхования, государственное социальное страхование в Кыргызской Республике представлено:
1) Пенсионным фондом (ПФ);
2) Государственным накопительным пенсионным фондом (ГНПФ);
3) Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС);
4) Фондом оздоровления трудящихся (ФОМС).
Каждый фонд имеет строгую целевую направленность. Стандартные ставки тарифов страховых взносов для работодателей и основных работников, а также их распределение по страховым фондам следующие (помимо работников:
предписанного возраста, пенсионеров, инвалидов I, II группы, иностранных граждан, временно пребывающих в КР, а также работников дипломатических служб и загранучреждений КР)
Взносы в ПФ в ГНПФ в ФОМС в ФОТ Итого
1) работников 8% 2% 10,00%
2) работодателя 15 % 2% 0,25% 17,25%
Всею 23 % 2 % 2 % 0,25 % 27,25 %
Средства Пенсионного фонда используются на выплату [6]: пенсий по возрасту, инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет, военнослужащим; материальной помощи престарелым и инвалидам. Пенсионный фонд финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров и детей.
33
Государственная пенсионная система в Кыргызской Республике основана на методе покрытия текущих поступлений - выплата пенсий производится за счет единственного источника поступлений - взносов. Получение дохода от его инвестирования не предусматривается.
Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) - это целевой страховой фонд, в котором аккумулируются страховые взносы на финансирование накопительной части пенсии, учитываемые в накопительной части страхового счета и инвестируемые в целях получения инвестиционного дохода в пользу застрахованных лиц [7].
Следует отметить, что законодателями в 2013 году был принят Закон КР «О накопительных пенсионных фондах в Кыргызской Республике», сделав большой шаг как для развития НПФ, так и поднятия фундамента инвестиционной экономики. Данный закон разрешает негосударственным некоммерческим накопительным пенсионным фондам, в социальных целях наряду по негосударственному пенсионному
обеспечению осуществлять лицензированную деятельность и в качестве участника в системе по обязательному накопительному
пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики об обязательном пенсионном страховании [7].
В 2015 году своим Постановлением № 316 от 25 мая 2015 года «О реализации права застрахованных лиц на выбор накопительного пенсионного фонда или управляющей компании», Правительство КР дало кыргызстанцам право выбора куда размещать обязательные накопления в размере 2 % со своей заработной платы: в частные либо государственный НПФ.
Данные нововведения показывают доверие государства к частным институтам и видение им насущных интересов населения. Но, как считает профессор Атаханов Ш.Е., Соцфонд КР упорно тормозит реализацию этих законодательств, а граждане продолжают из своей зарплаты переводить отчисления в Государственный накопительный пенсионный фонд при Социальном фонде КР [8].
Фонд обязательного медицинского страхования используется на финансирование расходов по содержанию и развитию учреждений здравоохранения, гарантируя застрахованным предоставление медицинских
услуг в таком размере и такого качества, которые предусмотрены договором страхования. В основу проведения обязательного медицинского страхования положены программы обязательного медицинского облуживания. В них закладывается минимально необходимый перечень медицинских услуг, который гарантирует каждому гражданину, имеющему страховой полис, право на пользование этими услугами.
На практике персонифицированных договоров со страхователями не заключаются, медицинское страхование имеет обезличенную форму, а услуги предоставляются каждому приписанному к определенному медицинскому учреждению лицу независимо от его взносов в ФОМС.
При медицинском страховании должны быть четко распределены права и ответственность сторон. По мнению профессора Атаханова Ш.Е. это должно быть накопительное медицинское страхование, то есть если застрахованный никогда не болел, то эти деньги он должен получить обратно. Зарплата каждого трудящегося
персонифицирована, и любая трата должна иметь прозрачный, ясный и целевой характер.
Застрахованные своими
работодателями лица, как и сами работодатели, находятся в абсолютном неведении, как и кто распоряжается этими огромными активами, но продолжают «добровольно» вносить свои 2% в «общий котел» ФОМС, что требует публичного разъяснения.
Про последний фонд - Фонд оздоровления трудящихся (ФОТ) - описать представляется сложным, так как найти подробную информацию о нем, его целей и функций невозможно ни в одном нормативном документе, интернет-сайте. Отсутствует также согласно законодательства постановление Правительства КР, определяющее
уполномоченный орган по распределению средств ФОТ, не определены его обязанности, ответственности и полномочия.
Тем не менее, средства ФОТ попадают на счета Федерации профсоюзов Кыргызстана (ФПК), которая является добровольной общественной организацией и в соответствии с постановлением Временного Правительства КР от 27.05.10 г. № 58 является распорядителем средств данного ФОТ. Временного правительства уже давно нет, но до сих пор отсутствует и постановление Правительства КР
34
об определении уполномоченного органа по распределению средств ФОТ. Как и какими методами ФПК распоряжается народными средствами, никто не в курсе, ФПК общественности не отчитывается.
Несмотря на это, Законом КР «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» установлены обязательные отчисления в размере 0,25% от начисленной заработной платы в ФОТ. При неуплате применяются санкции, штрафы и пени к неплательщику, что является по мнению председателя правления Палаты налоговых консультантов Т. Ким, незаконным: «...начиная с 30 июня 2005 года, такого вида государственного обеспечения застрахованных лиц, как оздоровление, просто не существует. Соответственно, Социальный Фонд не имеет права расходовать собранные им страховые взносы на эти цели и формировать за счет средств государственного социального страхования какие-либо фонды» [5].
Надо отметить, что Социальным фондом в 2012 году был инициирован законопроект об исключении фонда оздоровления трудящихся из системы государственного социального страхования. Вопрос ликвидации ФОТ неоднократно обсуждался в Правительстве, в Жогорку Кенеше, проводилось множество круглых столов. Бизнес-сообщество периодически выступает в СМИ с просьбой ликвидировать ФОТ, так как отчисление в ФОТ и в профсоюз организации по сути является двойным обложением заработной платы работника. Но до сих пор депутатам не удается рассмотреть законопроект о ликвидации ФОТ [9]. Тем не менее бюджет ФОТ растёт с каждым годом, только в 2015 году его размеры были около 220 млн. сомов1, а это около 2,9 млн. долларов США (по курсу Нацбанка КР на 31.12.2015 г.: 1 долл.= 75,8993 сом)
Таким образом, полагается, что оздоровление трудящихся производится через профсоюзы, созданные на местах, и оно подразумевает собой выдачу бесплатных путевок в оздоровительно-курортные, санаторные учреждения при наличии заключения врача о необходимости такого лечения. При этом отсутствуют какие-либо
1 Бекешев Дастан. Почему мы предлагаем ликвидировать Фонд оздоровления трудящихся // портал АкиПресс 29 Апреля 2015// http://mnenie.akipress.org/unews/un_post:3791
правила, а отсутствие информации зачастую сказывается на том, что трудящиеся даже не подозревают о своих соответствующих правах.
Несомненно, что среди субъектов социальной защиты профсоюзы занимают важное место. Эффективным элементом их воздействия на решение вопросов социальной защиты населения являются коллективные договоры, которые в условиях рыночных отношений становятся основным документом хозяйствования. Реализуя социально защитные функции, профсоюзы обеспечивают необходимые производственные и социальные условия для жизнедеятельности членов коллектива их социальной защиты.
Но все же, возможности профсоюзов влиять на социальную защиту ограничены, они фактически не несут ответственности за срыв намеченных мероприятий по социальной защите, поэтому и эффективность работы многих из них низка, а ФПК не охватывает работников всех структур, особенно субъектов малого и среднего бизнеса, где зачастую отсутствуют профсоюзы и вследствие этого не взаимодействуют с ФПК.
Таким образом система социального страхования в Кыргызской Республике еще не завершена, не доведена до логического осмысления в части нормативного регулирования, полномочий и культуры субъектов страхования. Система
государственного обязательного страхования еще требует переосмысления и внесения корректив.
В частности, требуется усиление страховых принципов работы государственных и частных страховых и пенсионных фондов. Следует реализовать конституционное право субъектов страхования выбирать страховщиков по обязательному медицинскому страхованию и накопительному пенсионному. Вследствие должно улучшиться качество социального страхования и обслуживания в виду появления здоровой конкуренции между
государственными и негосударственными фондами. Подразумевается, что последними будут введены новые продукты превентивных мер социального страхования и методы реального оздоровления трудящихся.
Вопрос о существовании Фонда оздоровления трудящихся также является на данный момент спорным и открытым. Оздоровление трудящихся можно возложить в обязанность работодателей, которые уже давно
35
понимают, что это только им же на пользу (профессионалами «не разбрасываются»).
В настоящее время правительство КР выделяет Соцфонду средства на выплату базовой части пенсии, на пенсии военнослужащим и т.д. Так, за январь - июнь 2018 года финансирование пенсий и пособий составило 20,9 млрд.сомов. Это доказывает, что пенсионная система страны глубоко интегрирована в ее экономику, а от параметров ее состояния зависит социально-экономическое положение в стране. С 1996 года на создание пенсионной системы КР Всемирный банк и другие международные доноры затратили десятки миллионов долларов США [8].
Профессор Атаханов Ш.Е. считает, что пенсионная система приобрела устойчивость и хорошие перспективы и можно было бы продолжить эту тенденцию, заложить научные основы разработки этой системы, наладить подготовку и обучение специалистов: актуариев, финансистов, эконометриков и т.д., также следует создать экспертное сообщество, наладить общественные слушания по данному вопросу в парламенте; создать математическую имитационную модель пенсионной системы [8].
Атаханов Ш.Е. утверждает, что привлекать к государственному пенсионному страхованию следует только реально получающих заработную плату, так как за него еще 17 процентов платит работодатель. Все остальные категории работающих, у которых государство не может посчитать доход, надо перевести в частные накопительные фонды. Таким образом, будет запущен принцип: если накопил в НПФ, это все твое, либо - получай социальное обеспечение по старости, которое в несколько раз должно быть меньше пенсии.
В стране нет ни одной организации, которая бы защищала права трудящихся и пенсионеров в части вопросов государственного обязательного страхования. Необходимо ввести гражданский контроль и аудит в формировании и распределении бюджета государственных фондов, которые и формируются за счет средств граждан. Социальный бюджет должен быть прозрачен. Гражданское сообщество все больше возмущается, что Социальный фонд КР -довольно закрытая организация, потому что она политизирована.
Несомненно, что одним из принципов социальной защиты является ее многосубъектность, а государство является ее
важнейшим субъектом, которое разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной и эффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Вопрос устройства системы социальной защиты во многом определяет порядок в стране, степень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития. Поэтому в Кыргызской Республике в данной части требуется в первую очередь привести систему социального страхования в законодательное русло, что в дальнейшем повысит социальную культуру и ответственность граждан и работодателей.
Список источников и литературы:
1) Социально-экономическое положение Кыргызской Республики. Месячная публикация январь -декабрь // Национальный статистический комитет КР - Бишкек, 2018/ Источник: www.stat.kg/ru/
2) Итоги исполнения бюджета Соцфонда КР за 2017 год. Опубликовано 11.04.2018. Источник: http://socfond.kg/ru/news/251 -Itoghi-ispolnieniia-biudzhieta-Sotsfonda-KR-za-201/
3) Роик В.Д. Социальный бюджет. Монография - Издательство "Проспект", 2016. - 341
4) Закон «О государственном социальном страховании в КР» от 17.06.1996 г. №20
5) Портал АкиПресс. http://kg.akipress.org
6) Закон КР «О государственном пенсионном социальном страховании» от 21 июля 1997 года № 57
7) Закон КР «О накопительных пенсионных фондах в Кыргызской Республике» от 11.12.2013 г. № 216 (В ред. Закона от 22.03.2016 г. № 24)
8) Пенсионная система: реальность и иллюзии. Интервью с Шамилем Атахановым. Источник: http://npf.kg/3868-2/ Дата обращения: 24.07.2018
9) Как распределяются средства Фонда оздоровления трудящихся (ФОТ)? //. Источник: официальный сайт депутата ЖК Д.Бекешова http://www.bekeshev.kg