_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 372.862
Е.К. Васин
к.п.н. учитель МБОУ Пучежская гимназия г. Пучеж, Российская Федерация И.В. Смирнова аспирант, учитель МБОУ Пучежская гимназия г. Пучеж, Российская Федерация
ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ НА ИНФОРМАЦИОННОЙ ОСНОВЕ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о необходимости разработки методической системы изучения предмета «Технология» в сельской школе в условиях информационного общества. Показано, что основу такой системы должно составить смешанное обучение по схеме «дистант - очный практикум», в котором реализуется идея деятельностного треугольника «обучающийся - учитель - электронный образовательный ресурс», предполагающая передачу электронным образовательным ресурсам части функций обучающего.
Ключевые слова
Смешанное обучение, электронный образовательный ресурс, деятельностный треугольник.
ФГОС ООО предполагает, что изучение предметной области «Технология» должно, в частности, обеспечить обучающимся: развитие инновационной творческой деятельности; активное использование знаний и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование и демонстрирование креативного мышления в разных видах практической преобразовательной деятельности. В информационном обществе профессиональная деятельность неразрывно связывается с использованием виртуальных систем, имеющих реальный выход в практику общественной жизни и производства. В связи с этим при изучении предмета «Технология» в сельской школе взаимодействие обучаемого, обучающего и средства обучения, функционирующего на основе дидактических возможностей информационных технологий (ИТ), приобретает особую важность.
В ходе проведенной нами оценки результативности возможного изучения предмета «Технология» в сельской школе на информационной основе было выявлено:
• отсутствие разработанной методической системы этого изучения, опирающегося на дидактические возможности информационных технологий;
• низкая мотивация обучающихся к изучению предмета «Технология»;
• недостаточный уровень использования современных образовательных технологий;
• отсутствие специализированных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для изучения предмета «Технология» в сельской школе;
• низкая социализационная результативность технологического обучения.
Возникает потребность в методической системе изучения предмета «Технология» в сельской школе, опирающейся на дидактические возможности информационных технологий и обеспечивающей выпускникам успешную социализацию в условиях информационного общества. Специфика сельской школы предполагает в 5-8 классах интегративное изучение направлений «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» предметной области «Технология» как для мальчиков, так и для девочек, поэтому важно найти ответ на вопрос: «Как преобразовать и объединить на информационной основе технико-технологические и естественнонаучные знания, чтобы они вызывали интерес и становились личностно значимыми для каждого обучающегося, обеспечивая, в конечном итоге,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
успешную социализацию после окончания школы?».
Практика показывает, что опора на дидактические возможности информационных технологий, реализуемые посредством комплексов электронных образовательных ресурсов, созданных в средах программирования высокого уровня, позволяет отказаться от репродуктивного обучения, главным действующим лицом которого является учитель, транслирующий свои знания ученикам, и перейти к обучению в информационной среде, опирающемуся на самостоятельную учебную деятельность школьников [1].
Сформированная информационная среда, согласно Н.И. Гомулиной [2], позволяет качественно изменить учебный технологический процесс, поскольку способна обеспечить: доступ к различным мультимедийным курсам, учебно-методическим и тестовым комплексам; использование электронных учебно-методических комплексов; доступ к ЭОР, реализующим виртуальные лаборатории и информационным ресурсам для проектной деятельности; использование всех видов обратной связи; развитие мотивации и познавательной активности; индивидуализацию обучения на основе личностных особенностей и уровня обученности конкретных обучающихся.
Признание виртуальной составляющей равноправным компонентом образовательной технологической среды актуализируете значимость электронных образовательных ресурсов. При этом нужный результат обеспечит индивидуальное использование ЭОР программного типа, интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса, представление в ЭОР техно-технологической информации необходимого объема и глубины, смешанное обучение на основе таких ресурсов.
С учетом исследований М.С. Медведевой [3], смешанное обучение мы позиционируем как систему обучения, сочетающую очное, дистанционное и самообучение, включающую взаимодействие между обучающим, обучающимся и интерактивными источниками информации, отражающую свойственные образовательному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) как единое целое. При этом максимальная продуктивность смешанного обучения достигается при его двухуровневой структуре «очная учебная деятельность - дистанционная учебная деятельность».
С позиций изучения предмета «Технология» в сельской школе на основе смешанного обучения наибольший интерес представляет ротационная модель "Перевернутый урок", в которой теоретический материал изучается дистанционно в домашних условиях, а на уроке (в условиях материально-технической базы образовательного учреждения) осуществляется практикум, включающий экспериментально-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, т.е. реализуется переход к двухуровневой структуре учебного технологического процесса «дистант - очный практикум», опирающегося на дидактические возможности информационных технологий.
Учет вышеизложенного привел нас к выводу о необходимости рассмотрения технологическое обучение в сельской школе на информационной основе как самостоятельной методической проблеме, решение которой предполагает разработку методической системы изучения предмета «Технология» в сельской школе на основе ИТ, логика которой принципиально отличается от логики традиционного для классно-урочной системы обучения курса технологической подготовки школьников и опирается на следующие положения:
1. Изучение предмета «Технология» в сельской школе происходит по двухуровневой схеме «дистанционное изучение теоретического материала - очная практическая деятельность в условиях образовательного учреждения».
2. Образовательный процесс осуществляется посредством смешанного обучения на основе функционирования трех участников образовательного процесса со структурой «обучающийся - учитель -электронный образовательный ресурс» (идея деятельностного треугольника).
3. На всех этапах познавательной деятельности специализированные электронные образовательные ресурсы выполняют часть функций обучающего.
4. Функционирование деятельностного треугольника направлено на формирование практикоориентированного мышления школьников, являющегося симбиозом естественнонаучного и технического мышления.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 2410-6070
Список использованной литературы:
1. Васин, Е.К. Смешанное обучение на основе функционирования деятельностного треугольника, реализуемое в естественно-научном кластере дисциплин общеобразовательной школы (педагогический и технологический аспекты): монография. Ульяновск: Зебра. 2015. 278 с.
2. Гомулина, Н. Н. Модели смешанного обучения физике в школе. Ростов на Дону. 2011.163 с.
3. Медведева, М.С. Актуальность подготовки будущих учителей к смешенному обучению при использовании современных дистанционных технологий / М.С. Медведева// Современные технологии в науке, производстве и образовании. Сборник материалов конференции.- Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ. - 2014. - с.32-33.
© Васин Е.К., Смирнова И.В., 2017
УДК 372.8
М.И. Внукова
учитель ГБПОУ ОК «Юго-Запад» г.Москва, Российская Федерация
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА
Проблема реабилитации детей-аутистов очень актуальна в настоящее время. Учитывая, что при отсутствии лечебно-коррекционной работы более чем в 70 % случаев РДА наблюдается глубокая инвалидность, то это положение не требует особых доказательств.
У нас в стране до настоящего времени для детей-аутистов ведущими остаются лечебные виды помощи в системе больниц (в системе Здравоохранения). Однако, по мнению ведущих специалистов в этом вопросе для целей реабилитации детей с РДА необходимы нестандартные учреждения, в которых бы можно было сочетать лечебную, педагогическую, логопедическую и другую коррекционную помощь. Реабилитационные подходы прежде всего базируются на том, что в клинике РДА основное место принадлежит аутистическим нарушениям поведения, речи, моторики, задержкам психического развития.
Дети, страдающие аутизмом, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке. Как показывает отечественный и зарубежный опыт при проведении ранней диагностической работы и своевременном начале коррекции возможно достижение положительных результатов. Большинство детей удается подготовить к обучению и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний. [5, с.235]
Проводились наблюдения. Под наблюдением был учащийся 3 класса Александр. Александр обучается в специальном коррекционном учреждении VIII вида. Характерной чертой психического развития при РДА у Александра является противоречивость, неоднозначность его проявлений. Александр р проявляет себя умственно отсталым и высокоинтеллектуальным, парциально одаренным (в области математики, музыки, шахмат), но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков; он в одних ситуациях оказывается неуклюжим, а в других демонстрирует незаурядную ловкость движений. Подобный тип психического дизонтогенеза В.В. Лебединский определил как искаженное развитие. Для детей с РДА характерны следующие особенности.
Нарушение чувства самосохранения. Нарушение чувства самосохранения отмечается в большинстве случаев уже до года. Оно проявляется как в сверхосторожности, так и в отсутствии чувства опасности (в частности, отсутствии «чувства края»), причем достаточно характерным оказывается противоречивое