АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ
УДК 792.8, 796.0, 61
Степаник И. А., Масленников П. Ю., Зубарева К. Э.
ИТОГИ 111-й ЕЖЕГОДНОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ И СПОРТА»
С 11 по 13 апреля 2016 г. в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой прошла 111-я ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы медико-биологического сопровождения хореографии и спорта».
Уже в третий раз учебно-научная Лаборатория медико-биологического сопровождения хореографии под руководством Ирины Анатольевны Степаник (кандидата медицинских наук, доцента, доцента кафедры философии, истории и теории искусства) проводит ежегодную конференцию. Состав участников и тематика обсуждаемых проблем год от года расширяется, охватывая все больше регионов России и даже ближайшее зарубежье, что, безусловно, свидетельствует и об интересе к заявленной проблеме, и об актуальности проводимого мероприятия.
На заседаниях конференции в 2016 г. рассматривались актуальные вопросы, волнующие педагогов, хореографов, танцовщиков и врачей, занимающихся вопросами организации врачебно-педагогического контроля, медико-биологического сопровождения, лечения и реабилитации танцовщиков и учащихся хореографических учебных заведений:
- в докладах И. А. Степаник (доцент, кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии, истории и теории искусства, заведующий Лабораторией медико-биологического сопровождения хореографии Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой) и Ш. З. Давлетовой (врач-педиатр высшей квалификации Башкирского хореографического колледжа им. Р. Нуреева) обсуждались вопросы приема в хореографические учебные заведения и осуществления врачебно-педа-гогического контроля за занимающимися хореографией;
- доклад С. В. Матвеева (доктор медицинских наук, профессор кафедры физических методов лечения и спортивной медицины ПСПб ГМУ им. акад. И. П. Павлова, главный врач СПб ГБУЗ «Городской врачебно-физкультурный диспансер») был посвящён проблеме нормирования физиометрических показателей
и уровня физической нагрузки у детей в зависимости от соматического типа телосложения и уровня биологического созревания;
- развернутый анализ современных методов лечения и реабилитации, а также причин заболеваний и профессиональных травм опорно-двигательного аппарата танцовщиков и спортсменов танцевальных видов спорта был представлен в докладах А. М. Привалова (кандидат медицинских наук, руководитель центра хирургии стопы международной клиники МЕБЕМ), Е. А. Щепкиной (кандидат медицинских наук, доцент, старший научный сотрудник Российского НИИ травматологии и ортопедии им. Р. Р. Вредена, травматолог-ортопед Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой), А. В. Сапоговского (научный сотрудник Научно-исследовательского детского ортопедического института имени Г. И. Турнера), В. Ф. Луткова (кандидат медицинских наук, профессор кафедры спортивной медицины и технологий здоровья НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта), Г. И. Смирнов (кандидат медицинских наук, доцент кафедры спортивной медицины и технологий здоровья НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта), А. А. Корбаковой (преподаватель кафедры теории и методики гимнастики НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта), Д. И. Шадрина (старший преподаватель кафедры спортивной медицины и технологий здоровья НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта);
- в докладе В. И Усачева (доктор медицинских наук, профессор, главный консультант по научной работе Институт остеопатической медицины им. В. Л. Андрианова) были представлены результаты стабилометрических исследвоаний студентов Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой и возможности применения постурологии в практики хороеграфического образования;
- пристальное внимание было уделено особенностям использования метода кинезиотейпирования1 в балете. Этой теме посвятили свои доклады Т. В. Хабибул-лин (травматолог-ортопед Башкирский хореографический колледж им. Р. Нуре-ева) и Е. А. Щепкина (кандидат медицинских наук, доцент, старший научный сотрудник Российского НИИ травматологии и ортопедии им. Р. Р. Вредена, травматолог-ортопед Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой);
- доклад Р. Б. Цаллаговой (доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой профилактической медицины и основ здоровья НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта) был посвящен одному из самых актуальных вопросов медико-биологического сопровождения хореографии — вопросу питания;
- не менее актуальна был и доклад Г. Ж. Капановой (магистр искусствоведческих наук, преподаватель по специальной балетной гимнастике Алматинского хореографического училища им. А. В. Селезнева), посвящённый раннему приобщению детей к занятию классическим танцем;
- широко обсуждались психо-физиологические аспекты хореографического образования, особое внимание которым было уделено в докладах А. С. Нелюби-ной (кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии
1 Метод лечения растяжения связок, мышечных болей и других травм, а также гематом и отеков с помощью специальной клейкой ленты (тейпа).
Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова), Я. В. Голуба (кандидат медицинских наук, заведующий сектором физиологии спорта Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры), В. А. Нижельского (соискатель, старший преподаватель кафедры актёрского мастерства Высшей школы сценических искусств (Театральная школа Константина Райкина));
- проблемам развития сердца при занятиях гимнастикой был посвящён доклад А. В. Кьергаард (кандидат биологических наук, доцент кафедры профилактической медицины и основ здоровья НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта);
- Ю. Е. Куценко (аспирант Федерального научного центра физической культуры и спорта, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета) и Д. А. Штыборг (студент Колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии Санкт-Петербургского государственного университета) уделили внимание методам тренировок и развития профессиональных данных в художественной гимнастике;
Ряд докладов был представлен аспирантами, магистрантами и студентами Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой: Ким Боа, П. Ю. Масленниковым, Т. В. Черкашиной, А. В. Оленевой, М. А. Бариновой, Д. С. Завалишиным, М. В. Макаренко и Д. В, Толмачёвым.
Заочно участие в конференции приняли: В. И. Безурецкий (кандидат медицинских наук, доцент Днепропетровской медицинской академии), В. Н. Белячкова (врач-хирург лечебно-консультативного отделения СПб ГБУЗ «Городской вра-чебно-физкультурный диспансер»), В. И. Волчкова (кандидат педагогических наук, доцент Поволжской академия физической культуры, спорта и туризма), А. А. Гинзбург (ассистент кафедры медицинской реабилитации и адаптивной физической культуры ГБОУ ВПО ПСПб ГМУ им. акад. И. П. Павлова, заведующий городским организационно-методическим отделом по спортивной медицине и ЛФК СПб ГБУЗ «Городской врачебно-физкультурный диспансер»), Н. Д. Голь-берг (кандидат биологических наук, доцент, заведующий сектором биохимии Санкт-Петербургского научно-исследовательского институт физической культуры), Р. Р. Дондуковская (кандидат медицинских наук, врач-диетолог, СПб ГБУЗ «Городская многопрофильная больница № 2»), О. Е. Ерёменко (врач СПб СДЮ-ШОР фигурного катания на коньках), Т. В. Заячук (кандидат педагогических наук, доцент Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма), К. С. Иванова (тренер СДЮ по фигурному катанию и шорт-треку г. Казани, аспирант Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма), М. П. Лоб-кова (врач-методист городского организационно-методическим отделом по спортивной медицине и СПб ГБУЗ «Городской врачебно-физкультурный диспансер»), А. А. Топанова (кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник СевероЗападного федерального медиинского исследовальского центра им. В. А, Алма-зова), С. А. Фёдорова (преподаватель Якутского хороеграфического колледжа им. А. и Н. Посельских).
Участники конференции выражают благодарность организаторам конференции и лично ректору Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, народному артисту РФ Николаю Максимовичу Цискаридзе за гостеприимство и создание условий для творческой и плодотворной работы. Конференция проходила в конструктивной творческой атмосфере и завершилась проведением Круглого стола, на котором была принята Резолюция по итогам проделанной работы.
РЕЗОЛЮЦИЯ
III-Й ЕЖЕГОДНОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ И СПОРТА»
III ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы медико-биологического сопровождения хореографии и спорта» прошла в Санкт-Петербурге (Россия) с 11 по 13 апреля 2016 г.
Организатор конференции — Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой.
Председатель организационного комитета Конференции — доцент, кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии, истории и теории искусств Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой — Степаник Ирина Анатольевна.
Открыли Конференцию:
— Николай Максимович Цискаридзе — ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, председатель ученого совета, доцент кафедры методики преподавания классического и дуэтно-классического танца, народный артист РФ, народный артист республики Северная Осетия — Алания, лауреат государственных премий;
— Светлана Витальевна Лаврова — кандидат искусствоведения, проректор по научной работе и развитию Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.
Участники конференции — педагоги-хореографы, преподаватели, научные сотрудники, врачи, студенты и аспиранты университетов и научно-исследовательских институтов России (Санкт-Петербург, Москва, Уфа) Казахстана (Алматы), Украины (Днепропетровск): Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, Академия танца Бориса Эйфмана, Башкирский хореографический колледж им. Рудольфа Нуреева, Алматинское хореографическое училище им. А. В. Селезнева, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Институт физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, СПб ГБУЗ «Городской врачебно-физкультурный диспансер», Первый Санкт-Петербургский государственный университет им. акад. И. П. Павлова, Институт остеопатической медицины им. В. Л. Андрианова, Центр Хирургии стопы Международной клиники МЕДЕМ, Российский ордена Трудового Красного Знамени на-
учно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Р. Р. Вредена, Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г. И. Турнера, Федеральный научный центр Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта при Министерстве спорта Российской Федерации, Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова, Днепропетровская медицинская академия.
Цели конференции:
- Определение роли и места медико-биологического сопровождения в системах хореографического образования, физической культуры и спорта. Возможности взаимодействия с профильными медицинскими учреждениями.
- Оптимизация и стандартизация системы врачебно-педагогического контроля за занимающимися хореографией: медицинских осмотров при поступлении в хореографические учебные заведения; ежегодных углубленных медицинских осмотров; прогнозирования состояния здоровья и физического развития воспитанников хореографических учебных заведений, профилактика балетных травм.
- Разработка, апробация и внедрение в практику хореографического образования медико-биологических средств и методов оптимизации процессов постнагрузочного восстановления и повышения работоспособности юных танцовщиков.
- Объединение усилий педагогов-хореографов, тренеров и врачей по внедрению инновационных проектов и передовых медицинских технологий с целью оптимизации медико-биологического сопровождения хореографии в хореографических учебных заведениях.
Участники Ш-й ежегодной всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы медико-биологического сопровождения хореографии и спорта»:
- отмечают ухудшение общего состояния здоровья поступающих в хореографические учебные заведения и рост заболеваемости учащихся (в том числе острых и хронических травм);
- призывают при планировании мероприятий врачебно-педагогического контроля за занимающимися хореографией учитывать выявленные особенности физической формы учащихся:
- высокий процент диспластического типа конституции;
- низкие адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы;
- низкая аэробная выносливость;
- недостаточная сила мышц (особенно пояса верхних конечностей и плеча, мышц спины);
- низкие показатели функциональных возможностей дыхательной системы;
- признаки нарушений метаболизма (низкое содержание кальция в костях, белково-энергетическая недостаточность, недостаточность жирового компонента); несоответствие уровня потребления макро- и микронутриентов основным и энергетическим потребностям лиц, имеющим физические нагрузки;
- высокий процент нарушений сводов стопы;
- высокий процент нарушений осанки;
- признают необходимость всестороннего развития медико-биологического сопровождения хореографии и спорта в российской и международной практике;
- констатируют отсутствие единой, стандартизированной и научно обоснованной системы медико-биологического сопровождения хореографии, которая должна включать эффективную в диагностическом и экспертном плане процедуру оценки и прогнозирования состояния здоровья юных танцовщиков:
- участие в решении вопросов приема в хореографические учебные заведения, формирование заключения по допуску к занятиям хореографией в соответствии с существующими медицинскими показаниями и противопоказаниями (экспертная и консультативная функция);
- осуществление систематического медицинского контроля за функциональным состоянием организма у занимающихся хореографией в процессе обучения (врачебно-педагогическая функция);
- анализ заболеваний, травм и специфических повреждений, возникающих при нерациональных занятиях; разработка и реализация методов их ранней диагностике, лечению, реабилитации и профилактики;
- обоснование рациональных режимов занятий и питания для разных контин-гентов занимающихся хореографией, назначение средств повышения и восстановления физической работоспособности (врачебно-педагогическая функция);
- разработка, апробация и внедрение методов тестирования и совершенствования физических качеств танцовщиков, входящих в понятие «балетная форма»;
- разработка, апробация и внедрение в практику медико-биологических средств и методов оптимизации процессов постнагрузочного восстановления и повышения физической работоспособности танцовщиков.
- осознают, что развитие системы медико-биологического сопровождения хореографии возможно только при объединении усилий представителей научного сообщества, врачей и педагогов специальных дисциплин хореографических учебных заведений.
И СЧИТАЮТ НЕОБХОДИМЫМ:
- создать Центр медико-биологического сопровождения хореографии (ЦМБСХ) на базе Лаборатории медико-биологического сопровождения хореографии Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой для координации усилий по выполнению данной резолюции и организации ежегодных научно-практических конференций, круглых столов, обучающих семинаров и пр.;
- разработать и внедрить стандарты подготовки танцовщиков на основе стандартов, принятых в системе физической культуры и спорта для похожих спортивных специализаций (Приказ Министерства спорта РФ от 26 декабря 2014 г. № 1077 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта танцевальный спорт»);
- утвердить три этапа профессиональной подготовки будущих артистов балета:
1 этап — начальный — 6-10 лет, соответствует младшему школьному возрасту
(в настоящее время этот этап подготовки в системе профессионального хореографического образования практически отсутствует, заменен индивидуальными за-
нятиям будущих учеников хореографических училищ в различных кружках, школах танцев и подготовительных отделениях);
2 этап — основной — 10-18 лет, соответствует среднему и старшему школьному возрасту, проходит на базе СПО в хореографическом колледже или ВУЗе, по окончании которого учащиеся получают диплом о среднем специальном образовании;
3 этап — совершенствование мастерства — 18-21 год, соответствует юношескому возрасту, проходит на базе ВПО в ВУЗе, по окончании которого учащиеся получают диплом о высшем профессиональном образовании со степенью бакалавр;
- адаптировать и внедрить в систему профессионального отбора в хореографические учебные заведения стандарты, используемые в системе ФКиС (Приказ Министерства спорта РФ от 30 октября 2015 г. № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации»);
- разработать и внедрить в систему хореографического образования принципы систематического врачебно-педагогического контроля за занимающимися хореографией, с возможностью проведения ежегодных медосмотров, лечения и реабилитации учащихся хореографических учебных заведений на базе спортивных диспансеров (Приказ Министерства спорта РФ от 30 октября 2015 г. № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации»);
- разработать и внедрить в систему хореографического образования нормы питания для учащихся на основания нормативов для лиц, имеющих физические нагрузки, с учётом особенностей физических нагрузок в хореографических учебных заведениях и эстетических требований классического танца (Приказ Министерства спорта РФ от 30 октября 2015 г. № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации»).
Реализация этих направлений может быть осуществлена только при принятии соответствующих мер со стороны ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, призванных:
- сотрудничать с хореографическими учебными заведениями для продвижения и внедрения эффективных мер по решению проблемы снижения физической работоспособности учащихся хореографических училищ и связанных с этим увеличения количества балетных травм и хронических заболеваний;
- поддерживать и распространять инновационные проекты различного уровня и характера по хореографическому и физическому воспитанию;
- обеспечить медико-биологическое сопровождение хореографии в соответствии с современными требованиями обеспечения доступной безопасной среды и охраны здоровья детей и подростков, имеющих физические нагрузки;
- определить и реализовать в сотрудничестве профильных министерств и комитетов — Министерства Культуры РФ, Министерства Здравоохранения РФ,
Министерства Спорта РФ, Министерства Образования и науки РФ и др. нормативно-правовое регулирование интересов юных танцовщиков на государственном уровне с целью развития специальной инфраструктуры для реализации мер по охране здоровья учащихся хореографических учебных заведений;
- поддерживать, поощрять и обеспечить гарантированную финансовую, административную и ресурсную поддержку научных исследований по вопросам развития концепции медико-биологического сопровождения хореографии.
Участники Конференции единогласно приняли решение:
- просить инициаторов и организаторов настоящей Конференции продолжить работу по проведению подобных мероприятий на постоянной основе, с привлечением участников и специалистов различных областей знаний — хореографии, медицины и спорта из разных стран.
- предложить создать постоянно действующую научную группу экспертов — Центр медико-биологического сопровождения хореографии на базе Лаборатории медико-биологического сопровождения хореографии Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой для координации усилий по выполнению данной резолюции и организации ежегодных научно-практических конференций, круглых столов, обучающих семинаров и пр.
- обратиться к Министерству Культуры РФ, Министерству Здравоохранения РФ, Министерству Спорта РФ, Министерству Образования и науки РФ и другим профильным министерствам и комитетам с призывом ввести в сферу своих научно-практических интересов вопросы развития медико-биологического сопровождения хореографии, тем самым способствовать внедрению инновационных технологий в систему хореографического образования XXI в.
- выразить большую благодарность организаторам Конференции и лично ректору Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, народному артисту РФ Николаю Максимовичу Цискаридзе за гостеприимство и создание условий для творческой и плодотворной работы Конференции и Круглого стола.
Резолюция принята участниками Конференции 13 апреля 2016 г.
Председатель организационного комитета Конференции — Степаник И. А.